Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К-735-03/2016 от 4 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
по Владимирской области
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09
e-mail: to33@fas.gov.ru
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № К-735-03/2016
«29» сентября 2016 года г. Владимир
Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 №428, в составе:
«» – председателя комиссии – врио руководителя управления;
«» – заместителя председателя комиссии – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;
«» - члена комиссии – главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;
в присутствии представителей:
заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» (далее – ООО «КЭТК», Заявитель), «», действующей на основании доверенности б/н от 01.01.2016 г. и «» действующей на основании доверенности б/н от31.12.2015 г.,
организатора торгов - Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Коврова (далее – Управление, Ответчик), «», действующей на основании доверенности №08-01-06/3511 от 27.09.2016,
участника торгов – Общества с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» (далее – Общество), «» и «» действующих на основании единой доверенности № 130/16 от 27.09.2016 г.
рассмотрев дело № К-735-03/2016, возбужденное по жалобе ООО «КЭТК» на действия организатора торгов - Управления экономики, имущественных и земельных отношений г. Коврова при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на проектирование, создание, реконструкция и ввод в эксплуатацию, объектов теплоснабжения, осуществление теплоснабжения, горячего водоснабжения с использованием объекта соглашения,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба от ООО «КЭТК» (вх. № 5303 от 22.09.2016) на действия организатора торгов - Управления экономики, имущественных и земельных отношений г. Коврова при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на проектирование, создание, реконструкция и ввод в эксплуатацию, объектов теплоснабжения, осуществление теплоснабжения, горячего водоснабжения с использованием объекта соглашения.
Как следует из жалобы, организатором торгов - Управлением 10.06.2016 г. на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 090616/0055227/01 о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении имущества, поименованного в приложении № 1 к проекту концессионного соглашения.
21.09.2016 г. на этом же сайте опубликовано сообщение о внесении изменений в конкурсную документацию и в сообщение о проведении открытого конкурса.
По мнению Заявителя размещенные на сайте конкурсная документация и сообщение о проведении открытого конкурса содержат нарушения требований Федерального закона от 21.07.2015. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессии) и Приказа ФАС от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества» (далее – Приказ №67).
В пунктах 10.2 и 10.4 Приложения № 2 «Проект концессионного соглашения...» к конкурсной документации, размещенной 09.08.2016 г. на сайте торгов в качестве обеспечения обязательств Концессионера размер банковской гарантии должен соответствовать сумме расходов Концессионера на создание и реконструкцию объектов теплоснабжения в каждом году действия концессионного соглашения и в первом году оставляет не менее 30 000 000 руб.
Однако в пункте №1 Приложения № 7 «Конкурсное предложение» к конкурсной документации, размещенной 09.08.2016 г., на данном сайте, предельный размер расходов Концессионера за период с 2016 г. по 2040 г. должен составлять не менее 30 000 000 руб.
Разночтение существенного условия о сумме вложения Концессионера в предмет концессионного соглашения затрудняет корректное оформление конкурсного предложения Заявителем и, впоследствии, может повлечь неисполнение Концессионером «Задания и основных мероприятий» (приложение № 2 к концессионному соглашению), что приведет к ухудшению технического состояния муниципального имущества, на вполне законных основаниях указав в конкурсном предложении сумму вложения 30 000 000 руб. на весь срок действия концессионного соглашения.
Согласно пункту №38 Приказа № 67 запрещается включение в состав одного лота муниципального имущества предназначенного для теплоснабжения и водоснабжения. На сайте торгов в сообщении № 090616/0055227/01 от 10.06.2016 г. размещен один лот, где в Приложении № 1 «Перечень имущества...» к конкурсной документации, в состав одного лота включено муниципальное имущество предназначенные и для теплоснабжения и для водоснабжения (в том числе горячего) и водоотведения: №п/п 86, 132, 168, 211, 213, 266, 269, 276, 286, 287, 290, 291, 295, 297, 300, 303, 305, 308, 309.
Величина потерь тепловой энергии в тепловых сетях до передачи имущества в концессию за 2015 г. составила 96 023 Гкал (Приложение №1 к концессионному соглашению и Приложение №15 к конкурсной документации). Однако в Приложении № 4 «Критерии конкурса», в приложении №3 к концессионному соглашению плановое значение показателя энергосбережения в отношении величины тепловых потерь в тепловых сетях установлена для Концессионера на 2016 г. - 105 175,95 Гкал, на 2040 г - 101 709,55 Гкал. Кроме того, в приложении №12 к конкурсной документации для Концессионера установлены минимальные допустимые плановые значения показателей деятельности, в числе которых величина потерь тепловой энергии в 2016 г. - 105 175,95 Гкал, а в 2040 г. - 101 709,55 Гкал.
Таким образом, из конкурсной документации следует, что организатор торгов заведомо устанавливает для Концессионера задачу увеличения потерь.
Реализовав все мероприятия, установленные концессионным соглашением, Концессионер за 25 лет так и не достигнет величины потерь тепловой энергии фактически сложившихся на момент передачи тепловых сетей в концессию! А завышения величины тепловых потерь в критериях конкурса по отношению к фактическим показателям повлечет включение их в тариф на тепловую энергию и, как следствие, увеличение платы для потребителя.
Согласно части 8 статьи 28.1. Федерального закона от 27.07.2010. № 190- ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), части 9 статьи 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), пункту №42.1 Приказа №67 при размещении информации о проведении торгов наряду с конкурсной документацией на официальном сайте торгов подлежат размещению копии предложений об установлении (цен) тарифов, поданных в органы регулирования тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения за три последних отчетных периода организацией, осуществляющей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае наличия данных предложений.
В соответствии с пунктом 15 Правил регулирования цен и тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Правила №1075), предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации и необходимых материалов.
На сайте www.torqi.qov.ru в сообщении №090616/0055227/01 от 10.06.2016 г. в составе конкурсной документации копии предложений об установлении тарифов, поданных в органы регулирования тарифов не размещены.
В соответствии с вышеизложенным просят признать действия организатора торгов - Управление при проведении вышеуказанного открытого конкурса с использованием объекта соглашения (извещение № 096016/0055227/01 от 10.06.2016 г., с изменениями внесенными 21.09.2016 г., опубликованном на сайте торгов), незаконными и выдать предписание на устранение нарушений.
В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, Владимирским УФАС России в соответствии с требованием статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) возбуждено дело № К-735-03/2016.
26.09.2016 г. в порядке, определенном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Владимирским УФАС России в адрес Организатора торгов направлено уведомление о приостановлении проведения торгов до рассмотрения жалоб по существу, в том числе заключения договора.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела представители Заявителя поддержали свои доводы, изложенные в жалобе, дополнительно сообщили, что согласно статье 32 Закона о концессии рассмотрение и оценка представленных участниками конкурсных предложений осуществляются конкурсной комиссией, которая определяет соответствие конкурсного предложения требованиям конкурсной документации и проводит оценку конкурсных предложений, в отношении которых принято решение об их соответствии требованиям конкурсной документации, в целях определения победителя конкурса (ч.1).
Конкурсная комиссия на основании результатов рассмотрения конкурсных предложений принимает решение о соответствии или о несоответствии конкурсного предложения требованиям конкурсной документации (ч. 2 ст. 32).
Решение о несоответствии конкурсного предложения требованиям конкурсной документации принимается конкурсной комиссией, в частности, в случае, если условие, содержащееся в конкурсном предложении, не соответствует установленным параметрам критериев конкурса и (или) предельным значениям критериев конкурса (ч. 3 ст. 32).
Пунктом 4 части 1 статьи 23 Закона о концессии предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать критерии конкурса и установленные в соответствии с частями 2.2, 3 и 4 статьи 24 названного Закона параметры критериев конкурса.
В силу пункта 1 части 2.3. статьи 24 Закона о концессии в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в качестве критерия конкурса устанавливается предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения.
Исходя из положений вышеназванных правовых норм следует, что "предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения" является обязательным критерием конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, параметры которого устанавливаются концендентом в конкурсной документации.
При этом, если в силу пункта 9 части 1.2 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация должна содержать предельные (минимальные и (или) максимальные) значения критериев конкурса, перечисленных в пунктах 2-5 части 2.3 статьи 24 Закона о концессии, ввиду отсутствия в данных нормах каких-либо указаний на их значение, то значение критерия, предусмотренного пунктом 1 части 2.3 статьи 24 Закона о концессионных соглашениях, прямо определено как предельное.
Кроме того, согласно пункту 31(1) «Примерного концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло- газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод...», утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.12.2006. № 748 (в редакции внесенных изменений), предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения устанавливается равным определенному числовому значению, а не относимому понятию, как менее или более.
В нарушение вышеуказанных норм права в пункте № 1 Приложения № 7 «Конкурсное предложение» к конкурсной документации, размещенной 09.08.2016 г. на сайте www.torqi.qov.ru, организатор торгов указал, что предельный размер расходов Концессионера за период с 2016 г. по 2040 г. должен составлять не менее 30 000 000 руб., при этом такой критерий конкурса, как предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения, организатором торгов не установлен.
Согласно пункту 38 Приказа № 67 запрещается включение в состав одного лота муниципального имущества предназначенного для теплоснабжения и водоснабжения. В Приложении № 1 «Перечень имущества...» к конкурсной документации, в состав одного лота включено муниципального имущества предназначенного и для теплоснабжения и для водоснабжения (в том числе горячего) и водоотведения.
Как указано в Отчете о техническом обследовании системы теплоснабжения, находящейся в муниципальной собственности города Коврова, входящим в конкурсную документацию, система теплоснабжения является закрытой, из чего следует отсутствие возможности использования горячей воды в качестве теплоносителя и для целей горячего водоснабжения. К объектам теплоснабжения относятся источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность (п.5 ст.2 Закона о теплоснабжении).
К отношениям, связанные с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем теплоснабжения, применяются положения Закона о водоснабжении и водоотведении, в соответствии с которым горячее водоснабжение - это приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованным систем горячего водоснабжения (ч.4, ст. 2). К объектам централизованной системы горячего водоснабжения относятся инженерные сооружения, входящие в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), непосредственно используемые для горячего водоснабжения.
Таким образом, объекты теплоснабжения и объекты централизованной системы горячего водоснабжения не являются технологически связанными объектами, а потому не могут быть объединены в один лот.
Кроме того, из определения, закрепленного в пункте 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении следует, что котельная, являющаяся источником тепловой энергии, осуществляющая ее выработку и тепловые сети, посредством которых передается выработанная тепловая энергия потребителям, являются частями единой системы теплоснабжения. На основании пункта 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сеть инженерно-технического обеспечения, входящая в систему коммунальной инфраструктуры, представляет собой совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
Котельная как источник тепловой энергии не предназначена для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, соответственно, не может быть отнесена к сооружениям, входящим в состав сети инженерно- технического обеспечения в смысле, придаваемом пунктом 20 статьи 2 Федерального закона N 384-Ф3, данный вывод согласуется с позицией арбитражных судов (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.04.2015 N Ф02-1057/2015 по делу N АЗЗ-9917/2014).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Включение в состав одного лота технологически и функционального не связанного государственного или муниципального имущества не может не влиять на состояние конкуренции, поскольку не учитывает различное финансовое положение хозяйствующих субъектов, ограничивает доступ к участию в открытом конкурсе всех заинтересованных лиц, желающих приобрести указанные объекты самостоятельно, а не в совокупности, и таким образом лишает возможности осуществлять деятельность различным хозяйствующим субъектам, что приводит к нарушению части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с изложенным прошу признать действия организатора торгов - Управления экономики, имущественных и земельных отношений Администрации города Коврова при проведении вышеуказанного открытого конкурса осуществление теплоснабжения, горячего водоснабжения с использованием объекта соглашения незаконными и выдать предписание на устранение нарушений.
Представитель Управления в обоснование своей позиции пояснила следующее.
Банковская гарантия соответствует всем требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1188 «Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем».
В силу пункта 9 части 1.2 статьи 23 Закона о концессии конкурсная документация должна содержать предельные (минимальные и (или) максимальные) значения критериев конкурса, перечисленных в пунктах 2-5 части 2.3 статьи 24 Закона о концессии.
В данном случае в конкурсной документации указана предельная (минимальная) сумма расходов Концессионера на создание и реконструкцию объектов теплоснабжения.
В приложении № 7 в пункте 1 указано, что размер расходов концессионера должен составлять не менее 30 000 000 (тридцати миллионов) руб. Предельный размер расходов на создание и реконструкцию объектов имущества в составе Объекта Соглашения без учета платы Концедента должен в своём конкурсном предложении указать участник конкурса.
Таким образом, максимальную сумму расходов должен указать участник в своём конкурсном предложении.
Кроме того, форма приложения №7 «Конкурсное предложение» является примерной, а не обязательно установленной к заполнению, что подтверждается формулировками, используемыми в пунктах 5.2.1. и 15.2. конкурсной документации. Строгое соответствие форме отсутствует. Участник вправе по собственному усмотрению вносить изменения в указанную форму.
Следовательно, разночтение по условиям о сумме вложения Концессионера в предмет концессионного соглашения отсутствует.
В данном случае условие конкурсной документации о размере банковской гарантии полностью соответствует условиям конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 10.2. концессионного соглашения размер банковской гарантии должен соответствовать сумме расходов на создание и реконструкцию объектов теплоснабжения в составе Объекта Концессионного соглашения, осуществляемых Концессионером в соответствии с его Конкурсным предложением в каждом году действия Концессионного соглашения.
В данном случае, размер банковской гарантии полностью соответствует сумме расходов на создание и реконструкцию объектов теплоснабжения в составе Объекта Концессионного соглашения, который будет указан участником конкурса в Конкурсном предложении.
В соответствии с пунктом 10.4 концессионного соглашения банковская гарантия в первый год действия Соглашения является обеспечением исполнения обязательств по софинансированию мероприятий, указанных в пункте 17.3 и ее размер должен составлять не менее 30 000 000 (тридцати миллионов) руб.
Данный пункт будет применим только в том случае, если муниципальному образованию город Ковров, будет предоставлена финансовая поддержка за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры и за счёт средств бюджета Владимирской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 г. № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры» в размере не менее 120 000 000 (сто двадцать миллионов) руб. (разделом XVII «Плата концедента», пункт 17.3).
Управление несогласно с доводом ООО «КЭТК» о том, что в нарушении Приказа № 67 в один лот включены объекты теплоснабжения и водоснабжения.
По мнению представителей Организатора торгов, в случае заключения концессионных соглашений не применяется антимонопольное законодательство Российской Федерации и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Кроме того, Приложением № 1 к конкурсной документации утверждён перечень имущества, составляющего объект концессионного соглашения и неразрывно связанное с ним имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Если буквально проанализировать утверждённый перечень имущества, то следует, что в состав лота было включено имущество необходимо только для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения, с 1 по 366 пунктов Перечня указано имущество - котельные, тепловые сети, а также иное имущество, которое установлено в котельных и неразрывно связанное с объектами теплоснабжения и необходимое для их надлежащего функционирования. Объекты водоснабжения и водоотведения в состав лота не были включены.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность.
В соответствии со статьёй 1 Закона о водоснабжении и водоотведении водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Таким образом, сети горячего водоснабжения относятся к объектам теплоснабжения и были правомерно включены в один лот вместе с источниками тепловой энергии - котельными.
Закон о концессии не устанавливает каких-либо ограничений по включению имущества в состав одного лота, кроме имущества которое определено в статье 4 вышеуказанного Закона - системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.
Включение в один лот различных объектов, предназначенных для теплоснабжения и водоснабжения, является обоснованным и правомерным, что подтверждается примерами из судебной практики, признающими обоснованным объединение в один лот.
Таким образом, в случае, если имущество является технологически связанным и предназначенным для нужд потребителей конкретного муниципального образования, оно может быть включено в один лот в целях заключения концессионного соглашения.
Уточнили, что в пункте 305 Перечня имущества, составляющего объект концессионного соглашения указан объект водоснабжения и водоотведения согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 05.09.2015, 33 АЛ №955090 , инвентарный №17:425:002:3001897И0 не корректно, поскольку данный объект является сетью ГВС от ЦТП №3 согласно Кадастровому паспорту, а также подтверждается определением Ковровского городского суда от 02.07.2014 г. по Делу №2-14-1890-1. Следовательно, в спорном Лоте указаны сети ГВС и теплоснабжения.
Долгосрочные параметры регулирования и плановые значения показателей деятельности Концессионера, в том числе значения величин потерь тепловой энергии, определяются и согласовываются органом исполнительной власти Владимирской области, проводящим государственную политику в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в пределах полномочий, возложенных на администрацию области, и осуществляющим исполнительно- распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области - Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области.
Копией документа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа, не имеющий юридической силы.
Размещенная на сайте www.torgi.gov.ru конкурсная документация полностью соответствует требованиям, предъявляемым статьей 23 Закона о концессии к конкурсной документации.
Копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российский Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), за три последних периода регулирования, также размещены на сайте в приложении № 10.
Администрация г. Коврова, письменно обращалась в адрес Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее – ДТЦ) о предоставлении информации относительно разработки конкурсной документации для заключения концессионного соглашения (№01-32/665 от 08.04.2016 и 01-32/970 от 12.05.2016).
28.09.2016 г. МУП «Жилэкс» обратилось в адрес ДТЦ о предоставлении подтверждения факта обращения в регулирующий орган по подаче тарифных заявок со стороны МУП «Жилэкс».
29.09.2016 г. ДТЦ представило письменное подтверждение о том, что деятельность по теплоснабжению с использованием передаваемого по концессионному соглашению имущества в запрашиваемые периоды осуществлялось МУП «Жилэкс» и ООО «КЭМЗ-Энерго». При подаче тарифных заявок со стороны МУП «Жилэкс» ежегодно вносились тарифные предложения, сформированные с учетом всего объема затрат, в том числе компенсируемых за счет тарифов на передачу тепловой энергии. В целях сопоставимости с величиной тарифов на тепловую энергию, установленных ДТЦ, приведенные в таблице предложения МУП «Жилэкс» указаны без учета расходов, включаемых в состав тарифов на передачу тепловой энергии. Таким образом, значения предложений об установлении тарифов и фактически установленные тарифы, указанные в приложении №10 к конкурсной документации соответствуют действительности
Учитывая изложенное, просят отказать ООО «КЭТК» в удовлетворении жалобы в полном объеме.
Представитель Общества, как участник торгов, поддержал доводы Управления, просил отказать в жалобе, уточнил, что Заявитель при проведении торгов на заключение концессионного соглашения ошибочно ссылается на Приказ №67, который в данной ситуации не применим, а также неверно трактует пункт 8 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении. Пояснил, что у Заявителя была возможность ознакомиться с предметом концессионного соглашения.
Исследовав предоставленные документы, заслушав и оценив доводы сторон, участвующих в деле, Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее. (см. текст в предыдущей редакции)
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения определен главой 3 Закона о концессии.
Статья 23 Закона о концессии определяет содержание конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения.
В частности, в части 1.2. Закона о концессии предусмотрено, что в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 (объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем) настоящего Федерального закона, в конкурсную документацию также включаются минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в соответствии с частью 1.4 настоящей статьи (пункт 1).
Указанные в пунктах 1, 4 - 7, 9 - 11 настоящей части цены, величины, значения, параметры определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет по запросу концедента в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, цены, величины, значения, параметры, указанные в пунктах 1, 4 - 7, 9 - 11 настоящей части.
В рассматриваемом случае, значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при заключении концессионного соглашения устанавливаются органом исполнительной власти Владимирской области, проводящим государственную политику в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и осуществляющим исполнительно - распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области - Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области.
Плановые значения показателей деятельности Концессионера, в том числе значения величин потерь тепловой энергии, в конкурсной документации были установлены Департаментом цен и тарифов и отраженные в пункте 4 Показателей энергосбережения и энергетической эффективности (на каждый год срока действия концессионного соглашения) в приложении № 1.
Организатор торгов в конкурсной документации полностью отразил данные по величине потерь в тепловых сетях, представленные регулирующим органом, следовательно, самостоятельно не устанавливал величину потерь в конкурсной документации.
Таким образом, довод ООО «КЭТК» о том, что организатор торгов заведомо устанавливает для Концессионера задачу увеличения потерь, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 24 Закона о концессии в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в качестве критериев конкурса устанавливаются предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения (п.1) и объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на создание и (или) реконструкцию данного объекта (п.2)., значения коэффициентов, учитывающих значимость критериев конкурса, указанных в частях 2, 2.1 и 2.2 настоящей статьи, могут изменяться от нуля до единицы, и сумма значений всех коэффициентов должна быть равна единице. Для критериев конкурса, указанных в части 2.3 настоящей статьи, не устанавливаются параметры критериев конкурса, предусмотренные частью 3 настоящей статьи (п.4).
Изучив конкурсную документацию (Приложение № 4), Комиссия приходит к выводу, что требования пункта 2.3 статьи 24 Закона о концессии Организатором открытого конкурса соблюдены.
Кроме того, пунктом 11 части 1 статьи 23 Закона о концессии, определено, что конкурная документация должна содержать указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частями 4 и 4.1 статьи 10 настоящего Федерального закона, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере.
Организатором открытого конкурса в пункте 10.2. концессионного соглашения установлено, что размер банковской гарантии должен соответствовать сумме расходов на создание и реконструкцию объектов теплоснабжения в составе Объекта Концессионного соглашения, осуществляемых Концессионером в соответствии с его Конкурсным предложением в каждом году действия Концессионного соглашения.
В данном случае, размер банковской гарантии полностью соответствует сумме расходов на создание и реконструкцию объектов теплоснабжения в составе Объекта Концессионного соглашения, который будет указан участником конкурса в Конкурсном предложении.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10.4 концессионного соглашения банковская гарантия в первый год действия Соглашения является обеспечением исполнения обязательств по софинансированию мероприятий, указанных в пункте 17.3 и ее размер должен составлять не менее 30 000 000 (тридцати миллионов) руб.
Данный пункт будет применим только в том случае, если муниципальному образованию город Ковров, будет предоставлена финансовая поддержка за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры и за счёт средств бюджета Владимирской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 г. № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры» в размере не менее 120 000 000 (сто двадцать миллионов) руб. (разделом XVII «Плата концедента», пункт 17.3).
При изложенных обстоятельствах, каких-либо разночтений по существенному условию о сумме вложения Концессионера в предмет концессионного соглашения Комиссия не усматривает.
Комиссия отклоняет довод Заявителя о нарушении Организатором открытого конкурса пункта 38 приказа ФАС России № 67 в части включения в один лот объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, поскольку при проведении открытых или закрытых конкурсов на право заключения концессионного соглашения положения приказа ФАС России № 67 применению не подлежат.
Как указывалось ранее, порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения определен главой 3 Закона о концессии.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28.1 закона о теплоснабжении при размещении информации о проведении торгов наряду с конкурсной документацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов подлежат размещению копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных в органы регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения за три последних отчетных периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае наличия данных предложений.
В пункте 14 части 1.2 статьи 23 Закона о концессии предусмотрено, что в конкурсную документацию должны быть включены размещаемые на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае наличия таких предложений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения (п. 2).
В соответствии с подпунктом «к» пункта 15 Стандартов раскрытия информации раскрытию подлежат предложения регулируемых организаций об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (заявления).
Однако установлено, что в Конкурсной документации отсутствуют копии заявлений теплоснабжающих организаций, поданных в регулирующий орган о величине предложений об установлении тарифов за последние 3 года.
В связи с чем, Комиссия Владимирского УФАС России признает данный довод жалобы Заявителя обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что в указанных действиях организатора торгов - Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Коврова при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения содержатся нарушения пункта 14 части 1.2 статьи 23 Закона о концессии.
Вместе с тем, учитывая, что в Конкурсной документации данные, отраженные в Приложении № 10, совпадают со значениями предложений регулируемых организаций об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также данное нарушение является незначительным, Комиссией принято решение не выдавать Организатору торгов предписания о внесении изменений в Конкурсную документацию.
Руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1, части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
- Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ковровская ЭнергоТепловая Компания» на действия организатора торгов - Управления экономики, имущественных и земельных отношений г. Коврова при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на проектирование, создание, реконструкция и ввод в эксплуатацию, объектов теплоснабжения, осуществление теплоснабжения, горячего водоснабжения с использованием объекта соглашения, обоснованной.
- Предписание организатору торгов о внесении изменений в Конкурсную документацию не выдавать.
Председатель Комиссии |
|
|
«» |
|
|
|
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
«» |
|
|
|
|
«» |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.