Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К - 882-02/2014 от 24 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № К - 882-02/2014

Оглашена резолютивная часть: 14 января  2015 г.

Изготовлено в полном объеме: 21 января  2015 г.

Комиссия Владимирского УФАС России в составе:

(-----------) – председателя Комиссии (руководителя Управления);

(-----------) – члена Комиссии (главного государственного инспектора  отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти);

(-----------) - члена Комиссии (главного специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти),

В присутствии:

- заведующего отделом по имуществу МКУ «Управление имуществом, землеустройства и архитектуры» (--------) (доверенность от 13.01.2015 № 26/01-06);

- директора  МКУ «Управление имуществом, землеустройства и архитектуры» (-------------) (доверенность от 13.01.2015 № 25/01-06);

- заместителя заведующего юридического отдела администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный (-----------) (доверенность от 13.01.2015 № 12/01-06),

рассмотрев дело № К-882-02/2014 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования г.Гусь-Хрустальный (далее - Администрация), адрес места нахождения: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, д.1,  ч.1 ст.15,               ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Владимирского УФАС России из Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуры по вопросу нарушения Администрацией законодательства о защите конкуренции в части не проведения администрацией МО г.Гусь-Хрустальный торгов                на право заключения договора по сдаче в аренду объекта  «блочно-модульная котельная                 и инженерные сети» площадью 50,4м2 , расположенного по адресу: г.Гусь-Хрустальный, ул.Полевая.   

Проанализировав представленные материалы и действующее законодательство установлено, что в действиях Администрации выявлены следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с требованием ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Положения ст. 17.1 Федерального закона применяются к заключению любых договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества.

Заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества должно осуществляться в порядке, установленном ст. 17.1 Федерального закона.

В ходе рассмотрения доводов прокуратуры установлено следующее.

Главой муниципального образования город Гусь-Хрустальный в 2014 году принято распоряжение «Об аренде муниципального имущества» № 771-р, в соответствии с которым решено сдать в аренду муниципальное помещение  - объект  «блочно-модульная котельная и инженерные сети» площадью 50,4м2 , расположенный по адресу: г.Гусь-Хрустальный, ул.Полевая.

Согласно договору аренды (имущественный найм) муниципального имущества от 28.07.2014,  заключенному между муниципальным образованием город Гусь-Хрустальный (арендодатель) и ООО «Гусь-Хрустальное пассажирское автотранспортное предприятие» (арендатор) предметом является предоставление  в аренду арендодателем объекта  «блочно-модульная котельная и инженерные сети», расположенного по адресу: г.Гусь-Хрустальный, ул.Полевая с 28.07.2014 по 26.08.2014. На основании акта приема-передачи от 28.07.2014 , ОАО «Гусь-Хрустальное ПАТП» приняло во временное владение указанное муниципальное имущество.

Однако, фактически ООО «Гусь-Хрустальное ПАТП» использует указанное имущество свыше допустимого требованиями ч.1 ст.17.1 Федерального закона срока, что подтверждается следующим:

- отсутствием в материалах дела документов (акта) о возврате указанного имущества в адрес Администрации;

- представлением Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуры от 30.10.2014 № 4-2-2014, внесенного в адрес главы МО г.Гусь-Хрустальный по факту предоставления в аренду вышеуказанного имущества без соблюдения процедур по проведению торгов;

- разрешением на ввод объекта в эксплуатацию Администрации МО г.Гусь-Хрустальный от 04.09.2014 на объект: «Блочно-модульная котельная и наружные инженерные сети (тепловые сети)»;

- справкой  МКУ «Управление имущества, землеустройства и архитектуры»                      от 12.01.2015 № 1/УИ-12 о задолженности по вышеуказанному заключенному                  договору аренды.

- протоколом рассмотрения дела № К-882-02/2014 от 14.01.2015. 

 

 

Установлено, что в нарушение требований Федерального закона в отношении указанного объекта торги не проводились.   

В ходе комиссионного рассмотрения дела,  представители Администрации  пояснили следующее: в связи с окончанием срока действия договора аренды,  документы (акт возврате), подтверждающие возврат муниципального имущества – котельной от ОАО «Гусь-Хрустальное ПАТП» к Администрации МО г.Гусь-Хрустальный не оформлялись. Котельная ОАО «Гусь-Хрустальное ПАТП» до настоящего времени используется как арендуемое имущество. Торги по вышеуказанному объекту не проведены по причине загруженности в работе. По аналогичной причине администрацией, в связи с приближением периода отопительного сезона,  меры приняты не были, в том числе, заявление о предоставлении преференции не во Владимирское УФАС России не направлялось. Акт ввода в эксплуатацию на котельную выдан. Возражений у представителей администрации по вменяемым нарушениям в ходе рассмотрения не возникло, обязуются в срок до 01.04.2015 устранить допущенные нарушения.

Заслушав пояснения представителей администрации МО г.Гусь-Хрустальный, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно п.11 ч.1 ст.17.1 Федерального закона заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе,  на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Из содержания ст. 17.1 Федерального закона следует, что субъектом ответственности на нарушение указанной нормы являются органы местного самоуправления.

Таким образом, Администрацией муниципального образования г.Гусь-Хрустальный в нарушение п.11 ч.1 ст.17.1 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  нарушен порядок заключения договора аренды муниципального имущества – объекта  «блочно-модульная котельная и инженерные сети» площадью 50,4м2, расположенного по адресу: г.Гусь-Хрустальный, ул.Полевая.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Субъектом ответственности за нарушение антимонопольного законодательства согласно ст. 15 Федерального закона являются органы местного самоуправления.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Из содержания изложенных норм права следует, что после введения в действие с 02.07.2008 статьи 17.1 в Федеральный закон передача муниципального имущества в аренду, в безвозмездное пользование может осуществляться только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при отсутствии установленных законом исключений. Следовательно, передача муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения торгов свидетельствует о создании органом местного самоуправления  условий, ограничивающих конкуренцию, и является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Круг всех заинтересованных лиц  в приобретении прав владения и пользования муниципальным имуществом можно выявить только при проведении торгов. Не проведение торгов в тех случаях, когда их проведение обязательно не позволяет обеспечить  равный доступ хозяйствующих субъектов к государственному  имуществу  и создает условия для ограничения, недопущения и устранения конкуренции.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

В соответствии с ч.1, 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.3, 4 ч.1 ст. 14  Федерального закона № 131 к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения теплоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона № 131 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона № 131 глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.1, 3 ч.4 ст. 36 Федерального закона № 131 глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи:  представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;  издает в пределах своих полномочий правовые акты.

В соответствии с п.3, 4 ч.1 ст. 8 Устава МО г.Гусь-Хрустальный , утвержденного решением  Гусь-Хрустальным городским Советом народных депутатов от 03.08.2005 №82/13 (далее - Устав) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Гусь-Хрустальный; организация в границах города Гусь-Хрустальный теплоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения.

Согласно ч.1, 2 ст.28 Устава глава муниципального образования город Гусь-Хрустальный  является высшим должностным лицом города Гусь-Хрустальный и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию.

Из п.1, 3, 5 ч. 3 ст.28 Устава  глава города: представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Гусь-Хрустальный;  издает в пределах своих полномочий правовые акты; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Владимирской области; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Владимирской области.

Пунктами 1, 3, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 23, 28 части 4 статьи 28 Устава предусмотрено, что глава города обладает следующими полномочиями:  обеспечивает выполнение Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, нормативных актов городского Совета, собственных нормативных актов;  организует и контролирует выполнение собственных постановлений и распоряжений на территории муниципального образования; применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников структурных подразделений администрации муниципального образования;  рассматривает    отчеты   и   доклады     руководителей        органов  администрации  муниципального образования;  организует работу с кадрами администрации муниципального образования, их аттестацию, принимает меры по повышению квалификации работников; организует исполнение отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления города Гусь-Хрустальный наделены федеральными законами и законами Владимирской области;  назначает на контрактной основе и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений; принимает решения о создании муниципальных предприятий и учреждений;  утверждает уставы муниципальных предприятий и учреждений, вносит в них изменения, в том числе утверждает уставы муниципальных предприятий и учреждений в новой редакции;  заключает договора и соглашения с государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями; выполняет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ч.1, 2, 3 ст. 30 Устава администрация муниципального образования город Гусь-Хрустальный (далее - администрация города) – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделённый в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и, полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Владимирской области.

Администрацией города руководит глава города на принципах единоначалия.

Администрация города осуществляет исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения норм действующего законодательства, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения и отдельных граждан муниципального образования, а также органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4, 5, 6  ч.7 ст. 30 Устава к полномочиям администрации города относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Гусь-Хрустальный, в порядке, установленном нормативным правовым актом городского Совета;  подготовка проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения города Гусь-Хрустальный;  организация в границах муниципального образования теплоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.  

Таким образом, бездействие Администрации муниципального образования г.Гусь-Хрустальный, выразившееся в  непринятии мер по изъятию муниципального имущества -   объекта  «блочно-модульная котельная и инженерные сети» площадью 50,4м2 , расположенного по адресу: г.Гусь-Хрустальный, ул.Полевая, переданного по договору  аренды ООО «Гусь-Хрустальное ПАТП» и не проведении установленных антимонопольным законодательством процедур при сдаче в аренду указанного объекта на превышающий допустимый законом срок, привели к нарушению на рынке оказания услуг в сфере теплоснабжения в пределах территориальных границ Гусь-Хрустального района Владимирской области, порядка передачи прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, определенного ст.17.1 Закона о защите конкуренции, и, следовательно, привели или могли привести к ограничению конкуренции путем создания преимущественных условий для конкретного хозяйствующего субъекта, обеспечив ему  по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем рынке, что в свою очередь, является нарушением ч.1 ст. 15 Федерального закона.  

Управление полагает, что довод Администрации о том, что вменяемые нарушения допущены по причине загруженности в работе является необоснованным. Доказательств, подтверждающих уважительность причин не проведения торгов в ходе рассмотрения дела, не представлено.  

Статьей  14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация в границах поселения теплоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского поселения.  

В связи с этим, Администрация должна была принять полный комплекс мер для надлежащей организации теплоснабжения населения с использованием вышеуказанной котельной, не допуская, при этом, установленного законом порядка  заключения договора аренды муниципального имущества, предусмотренного Федеральным законом.

Порядок предоставления государственной и муниципальной преференции регулируется статьей 20 Федерального закона, в соответствии с которой орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

Администрацией МО г.Гусь-Хрустальный во Владимирское УФАС России заявление о предоставлении преференции не подавалось.   

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьями 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать Администрацию муниципального образования г.Гусь-Хрустальный, адрес места нахождения: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, д.1,  нарушившей ч. 1 ст. 17.1, ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать  администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный, адрес места нахождения: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, д.1, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 01.04.2015 года, путем принятия исчерпывающего комплекса мер по возврату переданного имущества, являющегося предметом договора № 51 от 28.07.2014 г.

О выполнении настоящего Предписания необходимо сообщить в Управление в срок до 01.04.2015 года.

3.  Передать дело уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          (-----------)

 

Члены комиссии:                                                                                                     (----------)

                                                                                              

                                                                                                                          (-----------

Связанные организации

Связанные организации не указаны