Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении антимонопольного законода... от 17 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ К-897-03/2014

 

«17» декабря 2015 г.                                                                                                     г. Владимир

Резолютивная часть оглашена «11» декабря 2015 г.

 

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела №К-897-03/2014 о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

«…»

в присутствии представителей:

заявителя – ООО «Экран» - В... (приказ № 1 от 16.02.2006 о назначении …);

ответчика – ОАО «Владимирские коммунальные системы» - И... (по доверенности № 54-п от 25.09.2014, № 41-п от 30.04.2015), Ф... (по доверенности № 82-п от 08.10.2014), Г.... (по доверенности № 29-п от 03.04.2015);

заинтересованного лица – ООО «Управдом» - Д... (по доверенности № 14 от 15.01.2015),

рассмотрев дело № К-897-03/2014 по признакам нарушения ОАО «Владимирские коммунальные системы» (ОАО «ВКС») (600015, ул. Чайковского, д. 38б, г. Владимир; ИНН 3327329166)   пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении в адрес ООО «Экран» уведомления о планируемом введении ограничения режима потребления в связи с образовавшейся задолженностью при отсутствии договорных отношений и правовых оснований,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Во Владимирское УФАС России  поступило заявление (вх. № 9153 от 26.11.2014 г.) ООО «Экран» (далее – Заявитель)  на действия ОАО «Владимирские коммунальные системы» (далее – ОАО «ВКС»), выразившиеся в направлении уведомления о планируемом введении ограничения режима потребления в связи с образовавшейся задолженностью.

Согласно заявлению ОАО «ВКС» вымогает плату за электроснабжение на общедомовые нужды многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Горького, д. 60 (далее – ОДН МКД Горького 60), путем угрозы отключения помещения ООО «Экран» от электроснабжения, включая данные суммы в задолженность по договору № 1625 от 11.04.2003 г.

Между ООО «Экран» и ОАО «ВКС» заключен договор элетроснабжения помещений ООО «Экран» № 1625 от 11.04.2003 г., согласно которому энергоснабжающая организация обязалась отпускать электроэнергию абоненту для объектов: телемастерская, магазин и офис, расположенных по адресу: г. Владимир, ул. Горького, д. 60. Условиями указанного договора обязанность по оплате электрической энергии на общедомовые нужды не предусмотрена.

12.11.2014 г. ОАО «ВКС» в адрес ООО «Экран» было направлено уведомление № 103-16/771 о планируемом введении ограничения режима потребления в связи с образовавшейся задолженностью по договору энергоснабжения № 1625 от 11.04.2003 г. в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, в размере 11 164,32 рублей, в том числе: задолженность по оплате электрической энергии, задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии, задолженность по оплате услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Согласно заявлению ООО «Экран» полностью и в срок оплачивает электроснабжение своих помещений в соответствии с договором № 1625 от 11.04.2003 г. Также ООО «Экран» неоднократно направляло в адрес ОАО «ВКС» письма с отказом оплаты электроснабжения на ОДН МКД Горького 60.

Свою позицию ООО «Экран» основывает на постановлении Первого арбитражного апелляционного суда по делу № А11-3818/2013, возбужденному по иску ОАО «ВКС» о взыскании задолженности с ООО «Экран», согласно которому требовать оплаты за электроснабжение на ОДН МКД Горького 60 ОАО «ВКС» вправе требовать только с управляющей организации – ООО «Управдом».

Из информации, представленной ОАО «ВКС» по запросу антимонопольного органа, установлено следующее.

ОАО «ВКС» пояснило, что уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления в отношении энергопринимающего устройства ООО «Экран» было направлено в связи с тем, что счета, выставляемые на оплату потребленной электрической и общедомовые нужды, оплачивались не в полном объеме.

Нежилое помещение, принадлежащее  ООО «Экран», расположено в многоквартирном доме. Собственниками жилых (нежилых)  помещений данного дома выбрана управляющая организация ООО «Управдом».

Между ОАО «ВКС» и управляющей организацией ООО «Управдом» заключен договор купли-продажи электрической энергии №306 от 01.07.2007 г. и дополнительное соглашение №1 к договору от 02.02.2010 г. о распределении и начислении ОДН. В соответствии с дополнительным соглашением №1 управляющая организация ООО «Управдом» ежемесячно снимает показания ОДПУ и рапортом передает их гарантирующему поставщику в лице ОАО «ВКС» Межрайонное отделение сбыта электрической энергии, который, в свою очередь, формирует полезный отпуск электрической энергии и направляет своему агенту ОАО «ВГРКЦ». ОАО «ВГРКЦ» выполняет распределение ОДН на каждую квартиру и на каждое юридическое лицо. После выполнения операций по распределению ОДН, величины распределения по юридическим лицам транслируется в ОАО «ВКС» МРОС эл/эн для формирования и предъявления платежных документов. Начисления по жилым помещениям выполняет ОАО «ВГРКЦ», по нежилым (юридические лица) – ОАО «ВКС» МРОС эл/эн в соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2012.

ОАО «ВКС» при направлении уведомления руководствовалось положениями пунктов 17, 18, 40, 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, которыми предусмотрено, что собственники нежилых помещений оплачивают не только электроэнергию, потребленную в этих помещениях, но и электроэнергию, использованную на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме).

Также ОАО «ВКС» пояснило, что действия по полному и (или) частичному ограничению режима потребления электрической энергии в отношении абонента ООО «Экран» до настоящего времени не производило.

По итогам рассмотрения заявления ООО «Экран» и пояснений ОАО «ВКС» Приказом Владимирского УФАС России от 23.12.2014 года №379 возбуждено дело №К-897-03/2014 в отношении ОАО «ВКС» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Определением от 24.12.2014 дело было назначено к рассмотрению на 15.01.2015.

Заявитель на заседание Комиссии по рассмотрению дела № К-897-03/2014 от 15.01.2015 не явился, ходатайствовал об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки.

            Представитель ОАО «ВКС» пояснила, что действия ОАО «ВКС» являются законными и обоснованными, поскольку оно является исполнителем коммунальных услуг и осуществляет начисление, распределение и сбор денежных средств за энергоснабжение дома № 60 по ул. Горького. Между ООО «Управдом» и ОАО «ВКС» отсутствуют договорные отношения по приобретению электрической энергии на нужды дома № 60 по ул. Горького. С 01.01.2014 объемы поставки электроэнергии на нужды дома № 60 по ул. Горького исключены из договора на электроснабжение № 306 от 01.07.2007. В части жилого дома № 60 по ул. Горького ООО «Управдом» и ОАО «ВКС» осуществляют только информационный обмен – УК, как организация, обслуживающая общедомовой прибор учета, передает ОАО «ВКС» показания счетчика.

            Представитель ООО «Управдом» отметила, что Общество обслуживает общедомовое имущество и не оказывает коммунальные услуги. Оно снимает показания общедомового прибора учета электроэнергии и передает их в ОАО «ВКС». Все начисления производит ОАО «ВКС».

Определением от 15.01.2015 в связи с ходатайством Заявителя об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на заседание и необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела было отложено на 06.02.2015.

На заседании от 06.02.2015 стороны пояснили следующее.

            Представитель ООО «Экран» пояснил, что ОАО «ВКС» до 01.01.2014 не вправе требовать оплаты за электроснабжение на ОДН МКД-Горького60. Если учесть переплату со стороны ООО «Экран» на 20.10.2014 за электроснабжение только принадлежащих ему помещений в размере 453 руб. 04 коп., то задолженность по оплате за электроэнергию на ОДН за январь-октябрь 2014 г. на 20.10.2014 составит 2771 руб. 71 коп., что меньше месячного платежа ООО «Экран» за электроэнергию. Один среднемесячный платеж ООО «Экран» - 5500 руб. Оплату оставшейся суммы задолженности, указанной в уведомлении ОАО «ВКС» за электроснабжение на ОДН за 2012-2013 гг. ОАО «ВКС» требует произвести, угрожая отключением электроснабжения.

            Представитель ОАО «ВКС» отметила, что уведомление ОАО «ВКС» недействительно, так как В... отказался его получать, оно было просто оставлено сотрудником ОАО «ВКС»  в помещении ООО «Экран».

Определением от 06.02.2015 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела было отложено на 12.03.2015.

Определением от 12.03.2015 в связи с ходатайством Ответчика об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на заседание срок рассмотрения дела продлен на два месяца, и заседание Комиссии отложено на 27.03.2015.

27.03.2015, 03.04.2015, 08.04.2015 в заседании Комиссии по рассмотрению дела № К-897-03/2014 объявлялся перерыв.

Определением от 15.04.2015 рассмотрение дела № К-897-03/2014 приостановлено до вступления в законную силу решения по делу № А11-3451/15, возбужденному по иску ОАО «ВКС» к ООО «Экран».

Определением от 30.11.2015 рассмотрение дела № К-897-03/2014 возобновлено в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Владимирской области от 03.09.2015 по делу № А11-3451/2015.

11.12.2015 в присутствии Заявителя и представителя ОАО «ВКС»  оглашена резолютивная часть решения.

Исходя из документов и пояснений, представленных Заявителем и Ответчиком, Комиссией установлено следующее.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности определены федеральным законом от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

         Пункт 4 части 1  статьи 10 Закона о  защите конкуренции  устанавливает  запрет на  действия  (бездействие)  занимающего  доминирующее  положение хозяйствующего  субъекта,  результатом  которых  являются  или  могут являться  недопущение,  ограничение,  устранение  конкуренции  и  (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

         Для  состава  указанного  правонарушения  необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем  товарном  рынке,  действие (бездействия)  хозяйствующего  субъекта  и наступление одного из перечисленных последствий.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положение признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов, дающее такому субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

  Приказом Владимирского УФАС России от 27.07.2007 г. № 71 (в редакции приказов Владимирского УФАС России № 115 от 27.05.2013 г., № 133 от 15.04.2014 г.) ОАО «ВКС» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара (работ, услуг) в размере более чем 35 процентов, по товарной позиции «Купля - продажа (поставка) электрической энергии» с долей более 50 процентов в географических границах «Границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Владимирская областная электросетевая компания», к сетям которых присоединены потребители, подлежащие обслуживанию ОАО «Владимирские коммунальные системы», за исключением зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт», а также точек поставки ПС № 10 «Красный Угол» фидер 1, Владимирская область, Киржачский район, сельский округ Зареченский, д. Красный Угол и ПС «Юрьев-Польский» фидеры № 1001, 1003, 1012, 105, 1018, 1019, 1022, Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Полевая, д. 3».

Таким образом, ОАО «ВКС» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии, следовательно, на Общество распространяются запреты, установленные пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с абзацем 2 подпункта «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее – Правила № 442), ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Согласно пункту 15 Правил № 442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «б», подпункте «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:

введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;

введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;

в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

Между ООО «Экран» и ОАО «ВКС» заключен договор электроснабжения помещений ООО «Экран» № 1625 от 11.04.2003 г. (далее – Договор).

Согласно пункту 1.1.1 Договора энергоснабжающая организация обязалась отпускать электроэнергию абоненту для объектов: телемастерская, магазин и офис, расположенных по адресу: г. Владимир, ул. Горького, д. 60. Условиями указанного договора обязанность по оплате электрической энергии на общедомовые нужды не предусмотрена.

Согласно пункту 3.1 Договора расчеты за электроэнергию и другие платежи за расчетный период производятся с энергоснабжающей организацией в безакцептном порядке платежными требованиями: 1-2 числа – за первую половину расчетного периода в объеме 50 % от договорной величины; 20 числа - окончательный расчет по показаниям расчетных приборов учета с исключением суммы промежуточного платежа.

12.11.2014 г. ОАО «ВКС» в адрес ООО «Экран» было направлено уведомление № 103-16/771 о планируемом введении ограничения режима потребления в связи с образовавшейся задолженностью по договору энергоснабжения № 1625 от 11.04.2003 г. в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, в размере 11 164,32 рублей, в том числе: задолженность по оплате электрической энергии, задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии, задолженность по оплате услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Фактически режим ограничения потребления электроэнергии в отношении ООО «Экран» введен не был.

ООО «Управдом» является управляющей организацией д. 60 по ул. Горького в г.Владимире на основании договора на оказание услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Между ОАО «ВКС» и ООО «Управдом» заключен договор энергоснабжения от 01.07.2007 № 306, в приложении №4 к которому сторонами согласованы точки поставки электрической энергии. Так, в строке 72 указанного приложения согласован объект Горького, 60, электросчетчик №0034890, ОДПУ (общедомовой прибор учета), которым учитывается и объем электроэнергии на ОДН.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 03.09.2015 по делу № А11-3451/2015 установлено, что ООО «Управдом» является управляющей организацией, с учетом положений пункта 2 статьи 161 и пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 14, 31, 44 Правил № 354 и, соответственно, является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным оплачивать ресурсоснабжающей организации поставленную в многоквартирный жилой дом электрическую энергию, в том числе на ОДН.

Арбитражный суд пришел к выводу, что действующим законодательством ресурсоснабжающей организации (истцу) не предоставлено право взыскивать непосредственно с конечного потребителя (в данном случае с ООО «ЭКРАН») плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды. Следовательно, такая организация не вправе производить расчет и требовать напрямую от собственников помещений в многоквартирном доме, обслуживаемым управляющей компанией, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, поскольку не является исполнителем и не управляет многоквартирным домом.

Кроме того, Первым арбитражным апелляционным судом отмечено, что собственник может вносить плату ресурсоснабжающей организации за коммунальные услуги, поставленные непосредственно в его помещение. Однако плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежит внесению управляющей организацией (Постановление от 03.12.2015 по делу № А11-3451/2015).

Согласно Акту сверки взаимных расчетов за период май 2013 – октябрь 2014 гг. между ОАО «ВКС» и ООО «Экран» по договору № 1625 от 11.04.2003 задолженность ООО «Экран» перед ОАО «ВКС» на 31.10.2014  составила 11 465 рублей.

В соответствии с письмом от 10.12.2015 (вх. № 7207 от 10.12.2015) ООО «Экран» признало законность направления уведомления о введении ограничения подачи электроснабжения.

Комиссия Владимирского УФАС России основываясь на документах, представленных сторонами,  заслушав доводы сторон, приходит к следующему.

Судом признаны неправомерными действия ОАО «ВКС» по взысканию с ООО «Экран» задолженности по оплате услуг по снабжению электрической энергией на общедомовые нужды.

Вместе с тем, Заявителем признаны факт наличия задолженности по договору энергоснабжения № 1625 от 11.04.2003 г. перед ОАО «ВКС» вне зависимости от платы на электроэнергию на общедомовые нужды, и, как следствие, обоснованность направления ресурсоснабжающей организацией уведомления о планируемом введении ограничении режима потребления.

Основываясь на материалах дела, фактах, установленных судом при рассмотрении дела № А11-3451/2015, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о правомерности и законности действий ОАО «ВКС», выразившихся в направлении ООО «Экран» уведомления о планируемом введении ограничении режима потребления.

Направление уведомления о планируемом введении ограничения режима потребления в связи с образовавшейся задолженностью по договору произведено в соответствии с процедурой, установленной Правилами № 442.

Таким образом, действия ОАО «ВКС» по направлению ООО «Экран» уведомления № 103-16/771 о планируемом введении ограничения режима потребления в связи с образовавшейся задолженностью по договору энергоснабжения № 1625 от 11.04.2003 г., совершены в соответствии с требованиями, установленными Правилами № 442.

Следовательно, в действиях ОАО «ВКС» не выявлено злоупотребления доминирующим положением на рынке газоснабжения.

На основании изложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о прекращении производства по делу,  возбужденного в отношении ОАО «ВКС» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

Руководствуясь статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрение дела № К-897-03/2014, возбужденного по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Владимирские коммунальные системы» (ОАО «ВКС») (600015, ул. Чайковского, д. 38б, г. Владимир; ИНН 3327329166)   пункта 4 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель комиссии                                                             «…»

 

Члены комиссии:                                                                        «…»

                                                                                                                                                                 

     Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны