Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № Р-434-02/2015 от 14 августа 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № Р-434-02/2015
10 июля 2015 г. г. Владимир
Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
(---------) – председатель комиссии (заместитель руководителя управления)
(----------) - член Комиссии (заместитель начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти)
(---------) - член Комиссии (ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти)
в отсутствии представителя ООО «Рудо-Аква», извещенного о времени и месте рассмотрения надлежащим образом,
рассмотрев материалы дела № Р-434-02/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту размещения на рекламной конструкции, расположенной по адресу г. Лакинск, пр. Ленина, д. 75 информации следующего содержания: «Лакинское…1966…Живое пиво…Настоящее. Родное….Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива…» с признаками нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения,
установила:
Во Владимирское УФАС России из ФАС России поступило обращение Петрова С. о распространении рекламы Лакинского пива.
Как указывает заявитель, в городе Лакинск размещаются щиты с рекламой пива, которое производится на местном заводе, которые расположены на заборе пивзавода и на фасадах магазинов, продающих производимое пиво, в нарушении ст. 21 ФЗ «О рекламе».
По данному факту Управлением в адрес Собинской Межрайонной прокуратурой направлен запрос информации о предоставлении сведений о наличии указанной рекламы в г. Лакинске.
В ответ на указанный запрос Собинской Межрайонной прокуратурой (вх. № 2170 от 14.04.2015) представлены фотографии центрального входа Лакинского пивоваренного завода, а также рядом стоящего магазина, сделанные 13 апреля 2015 года в 12 ч. 15 мин. по адресу г. Лакинск, пр. Ленина, д. 75.
Как усматривается из представленных фотографий, на фасаде Лакинского пивзавода по адресу г. Лакинск, пр. Ленина, д. 75 расположена рекламная конструкция с информацией следующего содержания: «Лакинское…1966…Живое пиво…Настоящее. Родное….Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива…». В верхней части указанной рекламной конструкции расположены осветительные приборы.
В соответствии со статьей 3 ФЗ № 38 –ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом объектом рекламирования назван товар - продукт деятельности, в том числе работа, услуга, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот, средство его индивидуализации, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, размещенная на рекламной конструкции следующего содержания «Лакинское…1966…Живое пиво…Настоящее. Родное….Предупреждаем о вреде чрезмерного употребления пива…» все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена на рекламной конструкции; преследует строго заданные цели информирования: продвижение товара, призвана формировать и поддерживать интерес к товару, указанному в рекламе.
Кроме того, на указанной конструкции присутствует предупреждающая надпись, обязательная к исполнению в рекламе алкогольной продукции, и присутствуют слова «Живое пиво…Настоящее. Родное…», что привлекает к данной информации дополнительное внимание. Следовательно, указанная информация является не вывеской, а наружной рекламой алкогольной продукции, запрещенной пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона N 38-ФЗ.
Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 N 58 разъяснено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара (пункт 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).
Согласно пункту 15 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.98 N 37 для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов (в том числе товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара.
В соответствии с Письмом ФАС России от 24.01.2011 N АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама» в случае, если в месте нахождения организации будут размещаться конструкции с изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения будут признаваться рекламой соответствующего товара, и к ним будут применяться, в том числе, требования Федерального закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров.
Таким образом, размещенная Обществом на рекламной конструкции информация является рекламой, так как обладает всеми признаками рекламы, а именно: привлекает внимание к объекту рекламирования, формирует и поддерживает интерес неопределенного круга потребителей к Лакинскому пиву.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 ФЗ «О рекламе» наружная реклама распространяется с использованием технических средств стабильного территориального размещения, к которым относятся, в частности, щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты, которые должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво является одним из видов алкогольной продукции.
Реклама следующего содержания «Лакинское…1966…Живое пиво…Настоящее. Родное….Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива…» размещена на рекламной конструкции, расположенной на фасаде здания (нежилого объекта капитального строительства) Лакинского пивоваренного завода по адресу г. Лакинск, пр. Ленина, д. 75 и предназначена для неопределенного круга лиц.
Таким образом, в указанной рекламе содержатся признаки нарушения п.5 ч.2 статьи 21 №38-ФЗ «О рекламе».
Ответственность за нарушение требований, установленных п.5 ч.2 статьи 21 №38-ФЗ «О рекламе» в соответствии с частью 7 статьи 38 №38-ФЗ «О рекламе» возложена на рекламораспространителя.
В п. 7 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из имеющихся у антимонопольного органа материалов следует, что рекламораспространителем является в данном случае ООО «Рудо-Аква» филиал Лакинский пивоваренный завод (ИНН 6231043098, ОГРН 1026201265650).
В ходе рассмотрения дела было установлено, что указанное рекламное объявление было демонтировано, в связи с чем основания для выдачи предписания отсутствуют.
Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
решила:
Признать размещение на рекламной конструкции, расположенной по адресу: Владимирская область, г. Лакинск, пр. Ленина, д. 75 рекламного объявления следующего содержания: «Лакинское…1966…Живое пиво…Настоящее. Родное….Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива…» ненадлежащим, поскольку оно не соответствует п.5 ч.2 ст.21 ФЗ «О рекламе».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии (---------)
Члены Комиссии (----------)
(----------)