Решение б/н О признании ТСЖ "Комус-1" нарушившим Закон о защите конкурен... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 10-01-10-04/262
о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 17 августа 2010 года                                   г. Волгоград
Решение в полном объеме изготовлено 31 августа 2010 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Т.В. Косяк - председателя комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее - Управления), начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
А.П. Великанова - члена комиссии, специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
Ю.Н. Скориковой - члена комиссии, специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,

в присутствии:
Кураповой Т.Г. - председателя правления ТСЖ "Комус-1";
Полякова М.Г. - представителя ТСЖ "Комус-1" (доверенность от 27.07.2010 № б/н);
Динеги М.А. - представителя ЗАО "Бизнес Центр" (доверенность от 04.03.2010 № б/н).
Представители извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела ООО "РЭС-Энергосбыт" на заседание Комиссии, состоявшееся 17 августа 2010 года, не явились.
Рассмотрев материалы дела № 10-01-10-04/262 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ТСЖ "Комус-1" части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссия

УСТАНОВИЛА:

23 декабря 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) поступило заявление ЗАО "Бизнес Центр" о необоснованном уклонении ТСЖ "Комус-1" от подписания акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон и выдачи необходимой документации для заключения договора на поставку электрической энергии между ЗАО "Бизнес Центр"  и ООО "РЭС-Энергосбыт".
Как следует из представленного заявления, материалов, ЗАО "Бизнес Центр" с  01.01.2009 г. владеет на правах аренды встроенным нежилым помещением общей площадью 261,9 м2, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Краснознаменская, д. 7 (на основании договора аренды № 1/2009 от 01.01.2009 г., арендодатель - ЗАО "Балкан Плаза"). ТСЖ "Комус-1" осуществляет функции товарищества собственников жилья в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Краснознаменская, д. 7, где ЗАО "Бизнес Центр" владеет на правах аренды встроенным нежилым помещением.
Электроснабжение указанного нежилого помещения осуществляется по договору № 6/Э от 01.03.2007 на электроснабжение, согласно которому ТСЖ "Комус-1" предоставляет ЗАО "Бизнес Центр" через присоединённую сеть электроэнергию в объёмах, оговоренных в указанном договоре, а заказчик принимает и оплачивает подаваемую ему электрическую энергию. В свою очередь, ТСЖ "Комус-1" получает электрическую энергию по договору № 4329 от 20.11.2006 о снабжении электрической энергией, заключенному с гарантирующим поставщиком ООО "РЭС-Энергосбыт".
В целях заключения договора энергоснабжения с ООО "РЭС-Энергосбыт" заявитель обратился к ответчику (исх. № б/н и б/д, факт получения письма следует из содержания ответного письма ответчика (исх. № 323 от 18.12.2009)) с просьбой подписать акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон. В ответном письме (исх. № 323 от 18.12.2009) ответчик указал заявителю, что подпишет акт в случае выполнения заявителем следующих условий:
-  заключения между заявителем и ООО "РЭС-Энергосбыт" соглашения, которым будет определена возможность компенсации разницы между объёмом электроэнергии, поставленной в электрическую сеть и потреблённой энергопринимающими устройствами потребителей;
-  заключения между заявителем и ответчиком договора, которым предусматривается компенсация расходов ответчика за потерю электроэнергии в сети, эксплуатацию общих электросетей и оборудования, устранение аварийных ситуаций в электросетях, техническое и оперативное обслуживание электроустановки.
По мнению заявителя, указанные действия ТСЖ "Комус-1" создают препятствия для ЗАО "Бизнес Центр" в заключении договора энергоснабжения, что может привести к прекращению поставки электроэнергии и невозможности надлежащей эксплуатации встроенного нежилого помещения, арендуемого ЗАО "Бизнес Центр".
По результатам рассмотрения заявления ЗАО "Бизнес Центр", в порядке, предусмотренном п. 3.21 Административного регламента ФАС России от 25.12.2007 года № 447, ст. 44 Закона о защите конкуренции, Управлением было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ТСЖ "Комус-1" ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
На заседаниях Комиссии и в письменных объяснениях представители ТСЖ "Комус-1"  факт нарушения не признали.
Так, в письменных объяснениях, представленных на рассмотрение дела 02.08.2010, ответчик, в частности, просил Комиссию учесть, что в письме (исх. № б/н и б/д) ЗАО "Бизнес Центр" просило ТСЖ "Комус-1" рассмотреть и подписать акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон. Как отмечает ответчик, "указанный документ был рассмотрен и подписан ТСЖ "Комус-1" в декабре 2009 г. Впоследствии представитель ЗАО "Бизнес Центр" забрал подписанные акты".
В письменных объяснениях, представленных на рассмотрение дела 02.08.2010, ТСЖ "Комус-1" поддерживало свои доводы, указав, что ТСЖ "Комус-1" не препятствовало "выходу заявителя на товарный рынок электроэнергии, а заявитель собственными несогласованными действиями затянул этот процесс".
Представители ЗАО "Бизнес Центр" на заседаниях Комиссии поддержали доводы, представленные в заявлении и при этом возражали относительно удовлетворения доводов ответчика.
Представителями заинтересованного лица ООО "РЭС-Энергосбыт" пояснений по существу рассматриваемого дела представлено не было. В заявлении (вх. № ф 631 от 02.08.2010) ООО "РЭС-Энергосбыт" просило Комиссию рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей ООО "РЭС-Энергосбыт".
На основании исследования доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства, изложения позиций лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно п. 5. ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Субъектом естественной монополии в соответствии с аб.3 ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 (в ред. 25.12.2008 г.) года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В ст. 4 Закона о естественных монополиях перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым, в частности, относятся услуги по передаче электрической энергии.
Сетевой организацией, в соответствии с аб. 8 п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г., далее - Правила недискриминационного доступа), признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.3, 2.4 Устава ТСЖ "Комус-1", предметом и целями деятельности ТСЖ "Комус-1" являются организация совместного управления и обеспечения эксплуатации недвижимого имущества в доме; обеспечении коммунальными услугами собственников помещений, арендаторов, нанимателей и оплаты последними таковых услуг; организация и осуществление деятельности по реконструкции, содержанию, ремонту, эксплуатации и управлению недвижимым имуществом в жилищной сфере товарищества.
На основании договора № 6/Э от 01.03.2007 на электроснабжение ТСЖ "Комус-1" обязуется предоставлять ЗАО "Бизнес Центр" через присоединенную сеть электрическую энергию, а ЗАО "Бизнес Центр" обязуется принимать и оплачивать подаваемую ему электрическую энергию.
Согласно акту приема-передачи трансформаторной подстанции и электрокабельной линии  6 кВ и 0,4 кВ от 18.08.2004 г., договору № 3 от 16.08.2004 г. МУП "Городское управление капитального строительства" передает, а ТСЖ "Комус-1" принимает в управление и эксплуатацию трансформаторную подстанцию и электрокабельную линию 6 кВ и 0,4 кВ, расположенную на территории сданного в эксплуатацию жилого дома "Реконструкция гостиницы на Предмостной площади в жилой дом" Центрального района г. Волгограда; ТСЖ "Комус-1" несет ответственность за техническую эксплуатацию трансформаторной подстанции и электрокабельной линии с необходимым инженерным обеспечением в соответствии с нормами и требованиями правил технической эксплуатации.
В соответствии с п. 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением правительства РФ № 861 от  27.12.2004, далее - Правила технологического присоединения) составление акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности является частью процедуры технологического присоединения к электрическим сетям. При этом из указанной нормы следует, что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности составляется между сетевой организацией и заявителем (юридическим или физическим лицом).
Материалами дела подтверждается, что ТСЖ "Комус-1" составляет акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с заявителями (собственниками, арендаторами, нанимателями помещений по адресу: г. Волгоград, ул. Краснознаменская, д. 7) - в том числе ТСЖ "Комус-1" представлен акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон с ЗАО "Бизнес Центр" 18.04.2003.
Таким образом, ТСЖ "Комус-1" выполняет функции сетевой организации в границах электрических сетей, расположенных в д. 7 ул. Краснознаменской г. Волгограда.
С учетом вышеизложенного, ТСЖ "Комус-1" занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей жилого дома № 7 ул. Краснознаменской г. Волгограда.
Право заявителя, как владельца нежилого помещения в многоквартирном доме, заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии) с гарантирующим поставщиком (сбытовой организацией) следует из положений ст.ст. 426, 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п. 88 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530) (далее - Правила функционирования розничных рынков).
Для заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, в соответствии с п. 62 Правил функционирования розничных рынков, заинтересованному лицу необходимо представить гарантирующему поставщику в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электросети сетевой организации.
Как  было указано выше, согласно п. 7 Правил технологического присоединения составление акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности завершает процедуру технологического присоединения. Более того, из п. 1 (относительно определения акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей) Правил недискриминационного доступа, п. 114, п. 159 Правил функционирования розничных рынков следует, что в отсутствии рассматриваемого акта исполнение обязательств потребителя, энергосбытовой организации и сетевой организации по соответствующему договору невозможно.
Договор энергоснабжения предполагает не только поставку энергоснабжающей организацией электроэнергии потребителю, но и урегулирование энергоснабжающей организацией отношений по передаче электроэнергии указанному потребителю с сетевой организацией. При этом, как поставка, так и передача электроэнергии предполагает разграничение балансовой и имущественной принадлежности электросетей, с помощью которых указанные виды услуг будут оказываться заявителю. Следовательно, решение указанных вопросов, в пределах каких электрических сетей заявитель должен нести эксплуатационную ответственность, какие точки поставки электроэнергии заявителю будут использоваться по договору энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, невозможно без подписания акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности со всеми лицами, по сетям которых услуги энергоснабжения будут оказываться, в том числе и с ответчиком. Необоснованный отказ, уклонение последнего от подписания акта, либо уклонение от выдачи указанного акта заявителю имеет признаки нарушения Правил недискриминационного доступа.
В письме (исх. № 323 от 18.12.2009) ответчиком приведены условия, при которых подписание акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон оказывается возможным. Осуществив оценку названных условий, Комиссия отмечает следующее.
Согласно абз. 3 п. 3 Правил представления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307), товарищество собственников жилья является исполнителем коммунальных услуг, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Из п. 89 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии следует, что количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Количество электроэнергии, которая поставляется гарантирующим поставщиком заявителю, определяется на основании самостоятельных приборов коммерческого учёта, стоящих на границе балансовой  принадлежности между заявителем и ответчиком. Наличие приборов коммерческого учёта у заявителя однозначно следует из положения п.п. 62, 136 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии. Следовательно, в рассматриваемом случае, во избежание возникновения необоснованных убытков у ответчика, электроэнергия последним оплачивается по приборам учёта (находящимся на границе балансовой принадлежности электросетей между сетевой организацией и ответчиком) за исключением объёма электроэнергии, потреблённой заявителем в соответствии с данными его приборов учёта.
Как следует из ч. 1 ст. 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, электрические сети и иное оборудование, предназначенное для обслуживания нескольких помещений в многоквартирном доме и находящиеся внутри многоквартирного дома, являются общим имуществом собственников многоквартирного дома. Таким образом, обязанности по их эксплуатации принадлежат собственникам жилых помещений в многоквартирном доме.
В интересах собственников жилых помещений многоквартирного дома ТСЖ "Комус-1", как следует из п. 3.1.1 его устава, заключает договоры, которыми предусматривается порядок эксплуатации и содержания общего имущества многоквартирного дома. Указанный договор определяет самостоятельные права и обязанности сторон по пользованию общего имущества собственников многоквартирного дома, и не может являться условием заключения заявителем договора энергоснабжения.
Также и ответственность за устранение аварийных ситуаций в электрических сетях, находящихся внутри многоквартирного дома, устанавливается прежде всего исходя из акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, которым предусматриваются границы указанной ответственности.
Таким образом, названные в письме (исх. № 323 от 18.12.2009) условия подписания и выдачи акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон являются необоснованными, действия ответчика, уклонявшегося от выдачи заявителю акта, являются неправомерными.
На основании вышеизложенного, доводы ответчика в обоснование законности своих действий Комиссией отклоняются.
В процессе рассмотрения заявления по запросу Управления ответчиком представлены документы по существу сложившихся между ним и заявителем отношений. Сопроводительными письмами (вх. №№ 584 от 03.02.2010, 1779 от 30.03.2010 года) ответчиком представлен акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, подписанный и заверенный печатями соответственно ЗАО "Бизнес Центр" и ТСЖ "Комус-1".
Из акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон между ТСЖ "Комус-1" и ЗАО "Бизнес Центр", представленного на рассмотрение настоящего дела ТСЖ "Комус-1", следует, что указанный акт подписан председателем правления ТСЖ "Комус-1" в декабре 2009 г., получен представителем ЗАО "Бизнес Центр" 19.04.2010.
Таким образом, в действиях ответчика присутствует факт уклонения от выдачи заявителю акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в период с декабря 2009 г. по 19.04.2010, в чем усматривается нарушение ответчиком Правил недискриминационного доступа.
Статья 10   Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Согласно ч. 1 ст. 10 указанного закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В п. 4 Постановления Пленума ВАС от 30.06.2008 года № 30 "О  некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" предусмотрено право антимонопольного органа  признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
По результатам оценки пояснений ответчика (вх. № 1878 от 01.04.2010), Комиссия делает вывод, что уклонение ТСЖ "Комус-1" от выдачи ЗАО "Бизнес Центр" акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон создало препятствия для заключения заявителем договора энергоснабжения непосредственно с гарантирующим поставщиком, что содержит в себе угрозу ущемления интересов ЗАО "Бизнес Центр", поскольку отсутствие у потребителя электрической энергии заключенного договора энергоснабжения может привести к прекращению поставки электроэнергии и создать невозможность надлежащей эксплуатации используемых заявителем помещений.
Таким образом, на основании полученных в деле доказательств Комиссия пришла к выводу о том, что ТСЖ "Комус-1", занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей жилого дома № 7 ул. Краснознаменской г. Волгограда, необоснованно уклонялось от выдачи акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон ЗАО "Бизнес Центр".
Согласно статье 10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Принимая во внимание фактические материалы дела и объяснения сторон, в связи с изложенным выше, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ТСЖ "Комус-1" нарушения ч. 1  ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
С учетом того, что ТСЖ "Комус-1" представило Комиссии доказательства устранения нарушения ч. 1 ст. 10 Закона защите конкуренции, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ответчика факта добровольного устранения нарушения.
Комиссия полагает, что принятие настоящего решения является достаточной мерой по установлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства.
В связи с вышеуказанным, Комиссия считает возможным не выдавать ответчику предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ТСЖ "Комус-1" нарушившим части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Прекратить рассмотрение дела № 10-01-10-04/262 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства со стороны ТСЖ "Комус-1".

Связанные организации

Связанные организации не указаны