Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/01/10-1203/2021 ... от 19 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявитель:

 

ООО НПП «Метеор-Курс»

404122, Волгоградская обл.,

г. Волжский, ул. Горького, д. 1

kurs@meteor-kurs.ru

 

Ответчик:

 

АО «Завод «Метеор»

404122, Волгоградская обл.,

г. Волжский, ул. Горького, д. 1

info@meteor.su

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/01/10-1203/2021

                                                                                                                                     

Резолютивная часть решения оглашена 16 августа 2022 года                                    Волгоград

В полном объёме решение изготовлено 19 августа 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) по рассмотрению дела № 034/01/10-1203/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Г.А.В. – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

Л.М.Ю. – члена Комиссии, начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

Д.А.С. – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

рассмотрев дело № 034/01/10-1203/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения акционерным обществом «Завод «Метеор» (404122, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Горького, д. 1, ОГРН: 1023402012050, ИНН: 3435000717, далее – АО «Завод «Метеор») пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в угрозе прекращения поставки комплектующих, необходимых обществу с ограниченной ответственностью НПП «Метеор-Курс» (далее – ООО НПП «Метеор-Курс») для производства готовых изделий, необходимых, в том числе, для государственного оборонного заказа для предприятий радиоэлектронной промышленности, в присутствии на заседании комиссии:

- Д.А.Г. - представителя ООО НПП «Метеор-Курс» (далее также – заявитель) по доверенности б/н от 06.05.2022,

- в отсутствие представителей АО «Завод «Метеор» (далее также ответчик), надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Поводом для возбуждения дела № 034/01/10-1203/2021 послужило заявление ООО НПП «Метеор-Курс» вх. № 9120 от 18.08.2021, дополнения к заявлению вх. № 12135 от 29.10.2021 (далее - заявление), указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) АО «Завод «Метеор», выразившихся в одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору поставки № 02-16/2014 от 11.12.2014.

В рамках рассмотрения заявления установлено, что между АО «Завод «Метеор» (далее также - поставщик) и ООО НПП «Метеор-Курс» (далее также – покупатель) заключен договор № 02-16/2014 от 11.12.2014, в соответствии с условиями которого поставщик обязуется в течение срока действия договора при наличии на складе и возможности  без ущерба для собственного производства поставлять покупателю по его заявкам комплектующую продукцию собственного производства, а покупатель оплачивать и принимать товар в ассортименте, количестве и по ценам, указанным в счетах-фактурах и товарных накладных. Дополнительным соглашением от 30.06.2021 № 14 срок действия указанного договора продлен до 31.12.2021.

В рамках рассмотрения заявления установлено, что ООО НПП «Метеор-Курс» является разработчиком и поставщиком готовых изделий, необходимых, в том числе, для исполнения государственного оборонного заказа для предприятий радиоэлектронной промышленности - пьезоэлектрических изделий стабилизации частоты (генераторов, резонаторов и фильтров как общего, так и специального назначения).

АО «Завод «Метеор» является поставщиком комплектующих, необходимых ООО НПП «Метеор-Курс» для производства указанных готовых изделий.

В соответствии с информацией, полученной в рамках рассмотрения заявления, иных производителей комплектующих, необходимых ООО НПП «Метеор-Курс» для производства указанных готовых изделий, кроме АО «Завод «Метеор» не выявлено.

Таким образом, АО «Завод «Метеор» имело признаки доминирующего положения на рассматриваемом товарном рынке.

05.08.2021 письмом исх. № 33-6/4916 АО «Завод «Метеор» направлено в адрес ООО НПП «Метеор-Курс» уведомление об одностороннем отказе от договора поставки от 11.12.2014 № 02-16/2014 со следующим содержанием: «В связи с отказом от договора аренды от 01.01.2008 № 01/01/2008 с 31 июля 2021 АО «Завод «Метеор» на основании ч. 1 ст. 450.1 Гражданского кодекса РФ в одностороннем порядке отказывается от исполнения обязательств по договору поставки от 11.12.2014 № 02-16/2014 с 09 августа 2021, заявки на поставку комплектующих и иных ресурсов приниматься не будут» (далее - уведомление об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору поставки от 11.12.2014 № 02-16/2014). Однако, договор поставки и договор аренды не взаимосвязаны между собой, указанные договоры различны по своему предмету, заключение каждого из них не ставилось в зависимость друг от друга. Отказом от исполнения обязательств по указанному договору поставки АО «Завод «Метеор» ущемляет интересы как самого ООО НПП «Метеор-Курс», так и его заказчиков.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, в одностороннем отказе (угрозе отказа) АО «Завод «Метеор» от исполнения обязательств по договору поставки № 02-16/2014 от 11.12.2014, влекущем прекращение поставки комплектующих, необходимых ООО НПП «Метеор-Курс» для производства готовых изделий для предприятий радиоэлектронной промышленности, выявлены признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем приказом руководителя Управления от 17.11.2021 № 181 возбуждено дело № 034/01/10-1203/2021 по признакам нарушения АО «Завод «Метеор» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Комиссия) установила следующее.

В пунктах 2, 3 статьи 22 Закона о защите конкуренции законодателем к функциям антимонопольного органа отнесены, в частности, такие как предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, выявление нарушений антимонопольного законодательства, а также принятие мер по прекращению выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке поставки комплектующих по конструкторской документации ООО НПП «Метеор-Курс» за период с 01.01.2021 по 31.03.2022 установлено, что доля АО «Завод «Метеор» на рассматриваемом рынке превышает 50%, таким образом положение АО «Завод «Метеор» признано доминирующим.

Следовательно, на АО «Завод «Метеор» налагаются запреты и нормы, установленные действующим антимонопольным законодательством, в том числе требования статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с позицией заявителя нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях АО «Завод «Метеор» усматривается в следующем.

Между АО «Завод «Метеор» (далее также - поставщик) и ООО НПП «Метеор-Курс» (далее также – покупатель) заключен договор № 02-16/2014 от 11.12.2014, в соответствии с условиями которого поставщик обязуется в течение срока действия договора при наличии на складе и возможности  без ущерба для собственного производства поставлять покупателю по его заявкам комплектующую продукцию собственного производства, а покупатель оплачивать и принимать товар в ассортименте, количестве и по ценам, указанным в счетах-фактурах и товарных накладных. Срок действия указанного договора до 31.12.2021.

Выпускаемые АО «Завод «Метеор» изделия не входят в номенклатуру готовой продукции АО «Завод «Метеор», так как являются комплектующими для изготовления продукции ООО НПП «Метеор-Курс», который является единственным потребителем данных комплектующих для производства фильтра ФП2П6-616, резонаторов РК466 и РК467, фильтров ФП2П4-683, ФП2П4-683, ФП3П6-762, ФП3П6-764, ФП2П4-778, ФП2П4-778-01, ФП2П4-778-02.

Из материалов дела установлено, что указанные изделия разрабатывались АО «Завод «Метеор» и ООО НПП «Метеор-Курс» совместно в рамках опытно-конструкторских работ для производства пьезоэлектрических приборов по конструкторской документации ООО НПП «Метеор-Курс».

Фильтр ФП2П6-616, указанный в ведомости покупных изделий КПГФ.433541.006ВП, разработан в рамках выполнения опытно-конструкторской работы «Варяг» по инициативе АО «Завод «Метеор» и ФГУП «Воронежский научно-исследовательский институт связи» в период с июня 2003 года по февраль 2004 года.

Серийные поставки фильтра ФП2П6-616 начались в феврале 2005 года. Подлинники конструкторской документации на фильтр ФП2П6-616 переданы 15.11.2006 года в адрес АО «Завод «Метеор» на основании Акта № 1-06.

В ведомости покупных изделий КПГФ.433541.006ВП, согласованной с военным представительством МО РФ 21.11.2017, АО «Завод «Метеор» указан как поставщик комплектующих к данным изделиям.

Резонаторы РК466 и РК467, указанные в ведомости покупных изделий КПГФ.433513.014ВП, разрабатывались в рамках выполнения опытно-конструкторской работы «Вулкан» по инициативе АО «Завод «Метеор» и ФГУП «Воронежский научно-исследовательский институт связи» в период с февраля 2002 года по март 2006 года. Подлинники конструкторской документации на резонаторы (РК466, РК467) и на комплектующие к ним (блоки, держатели, выводы, кожухи, основания, контакты) переданы в адрес АО «Завод «Метеор» 22.05.2008 года на основании Акта № 1-08. Серийные поставки разработанных резонаторов (РК466 и РК467) начались в январе 2009 года. В ведомости покупных изделий КПГФ.433513.014ВП, согласованной с военным представительством МО РФ 12.10.2017 года, АО «Завод «Метеор» указан как поставщик комплектующих к данным изделиям.

Согласно Решению об организации производства пьезоэлектрических приборов на предприятии-дублере ООО НПП «МЕТЕОР-КУРС» от 03.12.2009, утвержденному начальником Управления развития электронной компонентной базы Орловым В.А., ООО НПП «МЕТЕОР-КУРС» является соисполнителем при выполнении опытно-конструкторских работ «Вулкан» и «Варяг», а АО «Завод «Метеор» головным изготовителем и держателем подлинников технических условий, конструкторской и технической документации.

Фильтр ФП2П4-683, указанный в ведомостях покупных изделий КПГФ.433541.022ВП и КПГФ.433541.023ВП, разработан в рамках выполнения опытно-конструкторской работы «Вершина-3Д» по инициативе АО «Завод «Метеор» и АО «Концерн «Созвездие».

Опытно-конструкторская работа проводилась с февраля по ноябрь 2008 года. В ведомостях покупных изделий КПГФ.433541.022ВП и КПГФ.433541.023ВП АО «Завод «Метеор» указан как поставщик комплектующих для этих изделий. Серийные поставки фильтров начались в сентябре 2009 года.

Фильтры ФП3П6-762, ФП3П6-764, указанные в ведомости покупных изделий КПГФ.433561.033ВП, разработаны в рамках выполнения опытно-конструкторской работы «Пьезо-9» по государственному контракту № 12411.1400099.11.074 от 15.06.2012 года, заказчиком по которому является Министерство промышленности и торговли России.

Опытно-конструкторская работа проводилась ООО НПП «МЕТЕОР-КУРС» с июня 2012 года по июль 2013 года. Ведомость КПГФ.433561.033ВП согласована с ВП 25.12.2012 года. Серийные поставки фильтров начались в мае 2015 года. АО «Завод «Метеор» указан как поставщик комплектующих к данным изделиям.

Согласно Акту сдачи-приемки от 26.07.2013 результаты опытно-конструкторских работ:

- материальные ценности и объекты интеллектуальной собственности;

- конструкторская (технологическая) документация, технические условия;

- научно-технические отчеты

являются собственностью Заказчика.

Фильтры ФП2П4-778, ФП2П4-778-01, ФП2П4-778-02 указанные в ведомостях покупных изделий КПГФ.433541.037ВП, КПГФ.433541.038ВП, КПГФ.433541.039ВП, разработаны в рамках выполнения опытно-конструкторской работы «Венера» по инициативе ООО НПП «МЕТЕОР-КУРС» и ОАО «Владимирский завод «Электроприбор». Опытно-конструкторская работа проводилась с ноября 2013 года по январь 2015 года. Ведомости покупных изделий КПГФ.433541.037ВП, КПГФ.433541.038ВП, КПГФ.433541.039ВП согласованы с военным представительством МО РФ 12.05.2014 года. АО «Завод «Метеор» указан как поставщик комплектующих к данным изделиям.

Согласно Акту приемки опытно-конструкторской работы от 30.01.2015, утвержденному Решением № 7-15/1 от 10.02.2015 года Департамента вооружения МО РФ, данные пьезоэлектрические изделия включены в «Перечень электрорадиоизделий, разрешенных для применения при разработке (модернизации), производстве и эксплуатации аппаратуры, приборов, устройств и оборудования военного назначения». Серийные поставки фильтров ФП2П4-778, ФП2П4-778-01, ФП2П4-778-02 начались в феврале 2015 года.

Материалами дела установлено, что ООО НПП «Метеор-Курс» является разработчиком и поставщиком готовых изделий, необходимых, в том числе, для исполнения государственного оборонного заказа для предприятий радиоэлектронной промышленности - пьезоэлектрических изделий стабилизации частоты (генераторов, резонаторов и фильтров как общего, так и специального назначения).

АО «Завод «Метеор» является поставщиком комплектующих, необходимых ООО НПП «Метеор-Курс» для производства указанных готовых изделий.

Для выявления в рамках рассмотрения дела иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по поставке комплектующих по конструкторской документации ООО НПП «Метеор-Курс», был проведен опрос хозяйствующих субъектов, перечень которых представлен АО «Завод «Метеор» и ООО НПП «Метеор-Курс» и является исчерпывающим:

- АО «Завод «МАРС» (172010, Тверская обл., г. Торжок, ул. Луначарского, 121);

- АО «ЛИТ-ФОНОН» (107076, г. Москва, Краснобогатырская ул., д. 44, стр.1);

- АО «Морион» (199155, г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, 13а);

- ООО «Акрибия» (152613, Ярославская обл., Угличский р-н, г. Углич, Рыбинское шоссе, д. 36Б);

- ООО «Генерация» (152613, Ярославская обл., Угличский р-н, г. Углич, Рыбинское шоссе, д. 36Б);

- ООО «Корпус» (385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Юннатов, д. 9-в).

В соответствии с информацией, представленной вышеуказанными организациями, поставкой необходимых для ООО НПП «Метеор-Курс» комплектующих они не занимаются (и не занимались в период с 01.01.2021 п 31.03.2022) в связи с отсутствием технической, технологической, производственной и кадровой возможности.

Информация, подтверждающая поставку комплектующих для ООО НПП «Метеор-Курс» в период с 01.01.2021 по 31.03.2022 иными поставщиками, кроме АО «Завод «Метеор», в материалах дела отсутствует.

Таким образом, материалами дела установлено, что единственным поставщиком комплектующих по конструкторской документации ООО НПП «Метеор-Курс» за период с 01.01.2021 по 31.03.2022 является АО «Завод «Метеор», что подтверждается в том числе технической документацией (ведомостями покупных материалов), из которой следует, что поставщиком необходимой продукции является АО «Завод «Метеор» (представленные документы утверждены представительством Военной приемки Министерства Обороны Российской Федерации). В связи с чем, подтверждается доминирующее положение ответчика в рассматриваемый период на рынке поставки комплектующих по конструкторской документации ООО НПП «Метеор-Курс».

В материалах дела содержится информация, в соответствии с которой «АО «Завод «Метеор» планирует полностью отказаться от собственного производства комплектующих в связи с размещением заказов (закупкой) у сторонних изготовителей» (ответ на определение по делу № 034/01/10-1203/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 20.12.2021 (исх. № 33-1/32 от 10.01.2022, вх. № 131 от 12.01.2022), (далее – письмо АО «Завод «Метеор» об отказе от производства комплектующих). При этом АО «Завод «Метеор» прилагает список предприятий, которые, по мнению ответчика, имеют возможность для изготовления требуемых ООО НПП «Метеор-Курс» комплектующих. Вместе с тем, из материалов дела следует, что представленные ответчиком организации не обладают технической, технологической и ресурсной обеспеченностью для производства необходимой для ООО НПП «Метеор-Курс» продукции.      

Следовательно, направление АО «Завод «Метеор» уведомления об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору поставки от 11.12.2014 № 02-16/2014, а также письма АО «Завод «Метеор» об отказе от производства комплектующих влечет для ООО НПП «Метеор-Курс» риск неисполнения контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа и оценивается комиссией как угроза прекращения поставки комплектующих, необходимых ООО НПП «Метеор-Курс» для производства готовых изделий, необходимых, в том числе, для государственного оборонного заказа для предприятий радиоэлектронной промышленности.

Из пояснений АО «Завод «Метеор» следует, что договор поставки от 11.12.2014 № 02-16/2014 является рамочным и комиссией по рассмотрению дела не учтен п. 2.1 договора, в котором определено, что для заказа по изготовлению товара – комплектующих покупатель оформляет заявку в письменной форме, где указывает количество и ассортимент товара согласно обозначениям в конструкторской документации. Кроме этого, по мнению ответчика, комиссией по рассмотрению дела не учтен факт, что в соответствии с п.1 ст. 429.1 и п. 1 ст. 432 ГК РФ рамочный договор от 11.12.2014 № 02-16/2014 нельзя считать заключенным, если отсутствуют заявки на поставку комплектующих с указанием количества и ассортимента товара, в связи с чем его неисполнение не может порождать правовых последствий для АО «Завод «Метеор» при отсутствии письменных заявок ООО НПП «Метеор-Курс».

Вместе с тем, указанный довод является несостоятельным ввиду следующего.

АО «Завод «Метеор» занимает доминирующее положение на рынке поставки комплектующих по конструкторской документации ООО НПП «Метеор-Курс» за период с 01.01.2021 по 31.03.2022, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

  Материалами дела установлено, что спрос со стороны ООО НПП «Метеор-Курс» на необходимые комплектующие для исполнения контрактов, в том числе, для государственного оборонного заказа для предприятий радиоэлектронной промышленности, имеется. АО «Завод «Метеор» является единственным поставщиком комплектующих по конструкторской документации ООО НПП «Метеор-Курс» за период с 01.01.2021 по 31.03.2022

Таким образом, необоснованное прекращение (планируемое прекращение) АО «Завод «Метеор» поставки комплектующих при наличии заявок ООО НПП «Метеор-Курс» образует нарушение, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Довод ответчика о том, что в действиях АО «Завод «Метеор» отсутствует нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции ввиду того, что поставка комплектующих по договору поставки от 11.12.2014 № 02-16/2014 не прекращалась, кроме того, заключен новый рамочный договор поставки с ООО НПП «Метеор-Курс» от 20.10.2021 № 9482/2021, а направление уведомления об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору поставки от 11.12.2014 № 02-16/2014 носит формальный характер и не может быть отнесено к действиям (бездействии), которые не причиняют вреда контрагентам непосредственно, но могут повлечь наступление неблагоприятных последствий, является несостоятельным ввиду следующего.

Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда от 04.03.2021 № 2 в силу пунктов 3 - 5, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением могут быть признаны действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, не связанные непосредственно с порядком ценообразования, в частности: навязывание при заключении договора невыгодных условий или условий, не относящихся к предмету договора; необоснованное сокращение (прекращение) производства товара; отказ либо уклонение такого субъекта от заключения договора; создание им дискриминационных условий. Необходимо иметь в виду, что к злоупотреблениям доминирующим положением в указанных видах могут быть отнесены в том числе действия (бездействие), которые не причиняют вреда контрагентам непосредственно, но могут повлечь наступление неблагоприятных последствий для состояния конкуренции на том рынке, на котором субъект занимает доминирующее положение, либо на смежных товарных рынках и в связи с этим в целом затрагивают интересы покупателей и потребителей соответствующего рынка.

Данные выводы подтверждаются в том числе постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2015 по делу № А13-1943/2014.

В соответствии с определением Верховного Суда РФ от 23.06.2017 N 310-КГ17-7764 по делу № А36-353/2016, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20.12.2017 № Ф10-4826/2017 по делу № А36-10468/2016, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 07.03.2017 № Ф10-5925/2016 по делу № А36-353/2016 направление уведомлений о расторжении договоров квалифицировано как нарушение доминирующими хозяйствующими субъектами положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из устных пояснений ответчика (в соответствии с протоколом заседания комиссии от 02.08.2022) следует, что деятельность АО «Завод «Метеор» по производству и поставке комплектующих в рамках исполнения договора от 11.12.2014 № 02-16/2014 была нерентабельной.

 В соответствии с условиями нового договора цены на комплектующие выросли.

При этом из материалов дела не следует, что причиной направления АО «Завод «Метеор» уведомления об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору поставки от 11.12.2014 № 02-16/2014 в адрес ООО НПП «Метеор-Курс» (письмом от 05.08.2021 исх. № 33-6/4916) является нерентабельная деятельность ответчика по данному направлению. Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие нерентабельное производство АО «Завод «Метеор».  

Вместе с тем, позиция ООО НПП «Метеор-Курс» заключается в том, что Общество во избежание риска неисполнения контрактов в рамках государственного оборонного заказа готово приобретать у АО «Завод «Метеор» комплектующие по новым, более высоким ценам. Сумма возможного ущерба ООО НПП «Метеор-Курс», по сведениям заявителя, в связи с прекращением поставки комплектующих АО «Завод «Метеор» составит 101 488 759,058 рублей.

Таким образом, действия АО «Завод «Метеор», выразившиеся в угрозе прекращения поставки комплектующих, необходимых ООО НПП «Метеор-Курс» для производства готовых изделий, необходимых, в том числе, для государственного оборонного заказа для предприятий радиоэлектронной промышленности, могут повлечь наступление неблагоприятных последствий и затронуть интересы как ООО НПП «Метеор-Курс», так и его заказчиков.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях АО «Завод «Метеор», выразившихся в угрозе прекращения поставки комплектующих, необходимых ООО НПП «Метеор-Курс» для производства готовых изделий, необходимых, в том числе, для государственного оборонного заказа для предприятий радиоэлектронной промышленности, путем направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору поставки от 11.12.2014 № 02-16/2014, а также с учетом позиции письма АО «Завод «Метеор» об отказе от производства комплектующих, имеет место нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом исполнения АО «Завод «Метеор» заявок ООО НПП «Метеор-Курс» по договору поставки от 11.12.2014 № 02-16/2014, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать акционерное общество «Завод «Метеор» (404122, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Горького, д. 1, ОГРН: 1023402012050, ИНН: 3435000717) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела № 034/01/10-1203/2021 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                   _____________/А.В.Г.

 

Члены Комиссии                                                               ____________/М.Ю.Л.

                                                                                                      

                                                                           ____________/А.С.Д.

 

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны