Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 15 марта 2024 года Дело № 034/10/18.1-27... от 20 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

15 марта 2024 года

 

Дело № 034/10/18.1-277/2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Комиссия) по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в составе:

<…> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Диагностика трубопроводных сетей» (далее – заявитель) на действия (бездействие) заказчика ООО «Концессии водоснабжения» (далее – заказчик) при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), путём проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора по поставке теле инспекционной диагностической автолаборатории (извещение о проведении закупки № 32413243005 размещено на официальном сайте ЕИС 02.02.2024), с участием в заседании Комиссии:

от ООО «Диагностика трубопроводных сетей» <…>,

от ООО «Концессии водоснабжения» <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ООО «Диагностика трубопроводных сетей» на действия (бездействие) ООО «Концессии водоснабжения» от 07.03.2024 вх. № 2225-ЭП/24 при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора по поставке теле инспекционной диагностической автолаборатории.

Извещение о проведении закупки № 32413243005 размещено 02.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «Диагностика трубопроводных сетей» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 11.03.2024 исх. № АГ/1834/24).

Заявитель в своей жалобе указывает, что в п. 5.3.1 Раздела 1 Документации о конкурсе непредставление или представление не в полном объёме запрашиваемых документов и/или разъяснений в установленный в запросе срок служит основанием для отказа в допуске к участию в закупочной процедуре.

Следовательно, по мнению заявителя, заказчик должен был отказать каждому участнику в допуске к участию в закупочной процедуре если таким участником не представлено или представлены не в полном объёме запрашиваемых документов.

Также заявитель в своей жалобе указывает, что ООО «Диагностика трубопроводных сетей», являясь давним участником гражданско-правовых отношений в данной сфере, считает, что исходя из технических характеристик товара, ситуации, сложившейся на товарном рынке, на котором обращается данный товар, и иных требованиях установленных к товару, являющимся предметом контракта по данной закупке, исполнение данного контракта надлежащим образом крайне затруднительно при цене контракта равной 14 899 200 рублей, предложенной участником № 3 ООО «Себа инжиниринг». Процент снижения начальной (максимальной) цена договора от дополнительного ценового предложения ООО «Себа инжиниринг» составил 26.06% (5 250 800 (пять миллионов двести пятьдесят тысяч восемьсот рублей).

Заявитель с результатами, отражёнными в протоколе № 32413243005-01 рассмотрения первых частей заявок и протоколе № 32413243005-2 рассмотрения вторых частей заявок, а как следствие, и в итоговом протоколе № 32413243005-3 не согласен, считает протоколы необоснованными, нарушающими права Участника, не соответствующим требованиям 5.3.1 Раздела 1 Документации и подлежащим отмене.

Заявитель просит приостановить процедуру заключения контракта по закупке с реестровым номером 32413243005 до рассмотрения настоящей жалобы по существу, признать жалобу ООО «Диагностика трубопроводных сетей» на предмет оценки заявки ООО «Себа инжиниринг», в случае выявления нарушений - произвести заново оценку поданной заявки, вынести предписание об отмене протоколов рассмотрения и оценки первых частей заявок № 32413243005-01 и рассмотрения и оценки вторых частей заявок № 32413243005-2 на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ООО «Концессии водоснабжения» указывает на необоснованность доводов жалобы ООО «Диагностика трубопроводных сетей».

Изучив доводы жалобы заявителя и представленные заказчиком возражения на жалобу, а также истребованные уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путём принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Для обеспечения нужд ООО «Концессии водоснабжения» в поставке автолабораторий для телеинспекции был выбран способ закупки предусматривающий оценку заявок по ценовому критерию и по неценовым критериям, а именно: условия оплаты и опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера.

Требования, указанные в техническом задании, предъявляемые к закупаемой продукции применяются в равной степени ко всем участникам закупки, не нарушают прав и законных интересов участников закупки, не обеспечивают победу в торгах конкретному поставщику и включены в документацию о проведении конкурса в интересах заказчика, в целях выявления участника закупки, наиболее полно соответствующего требованиям документации.

По окончанию срока подачи заявок на участие в процедуре было подано три заявки. 12.02.2024 был опубликован протокол № 32413243005-1 рассмотрения первых частей заявок по результатам рассмотрения заявок все участники были допущены.

После завершения этана подачи дополнительных ценовых предложений (14.02.2024 в 15:00) был открыт доступ ко вторым частям заявок участников торгов,

19.02.2024 заказчиком всем участникам закупки были направленны запросы о предоставлении разъяснений положений заявки, согласно п. «в» раздела 5.5.2 документации о проведении конкурса в электронном виде.

Запросы документов были направленны всем участникам закупочной процедуры и касались технических характеристик поставляемого оборудования, не изменяли, а лишь уточняли предложения участников, направленное в первой части заявки, так как данное оборудование является технически сложным.

Участнику № 1 – ООО «Диагностика трубопроводных систем», заказчиком направлен запрос пояснений не только технических характеристик товара, но и запрос на предоставление недостающих документов, а именно было запрошено решение об одобрении или о совершении крупной сделки или письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем представить вышеуказанное решение до момента заключения договора, так как решение № 7 приложенное к заявке на закупку от 10.10.2022 срок действия решения истёк.

19.02.2024 в 11:44 ООО «Диагностика трубопроводных систем» представило заказчику запрашиваемую информацию.

Согласно п. 5.5.2 документации участники закупки вправе предоставить документы и/или разъяснения в сроки, установленные заказчиком в соответствующем документе, размещённом на ЭТП и в ЕИС.

Если участник закупки не предоставляет документы являющиеся обязательными для участия в торгах, закупочная комиссия принимает решение об отклонении такого участника.

В обжалуемой закупке обязательные документы заказчиком у участников закупки не запрашивались.

26.02.2024 заказчиком был опубликован протокол № 32413243005-2 рассмотрения вторых частей заявок. По результатам рассмотрения заявок участник № 1 – ООО «Диагностика трубопроводных систем» был допущен, участник № 2 - ООО «Чистая природа» был отклонён, на основании п. 5.5.4 Раздела 1 документации, ввиду предоставления участником закупки заведомо ложных или недостоверных сведений, содержащихся в представленных им документах, а именно: договор с ООО «Неосистемс Групп», участник № 3 – ООО «Себа Инжиниринг» был допущен.

По результатам публикации протокола № 32413243005-2 рассмотрения вторых частей электронной торговой площадкой был автоматически опубликован протокол подачи дополнительных ценовых предложений. По результатам данного протокола итоговая стоимость заявки для участника № 1 – ООО «Диагностика трубопроводных систем» составила 19 800 000,00 руб. с НДС 20%, для участника № 3 – ООО «Себа Инжиниринг» составила 14 899 200,00 руб. с НДС 20%.

Исходя из критериев оценки, установленных в документации закупки, по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме, закупочная комиссия приняла решение ранжировать заявки участников, соответствующими условиям документации о закупке, по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора:

Наименование участника закупки

Цена

договора

Условия

оплаты

Опыт

Количество

баллов,

итого

Место

ООО «Диагностика трубопроводных систем»

60,20

7,5

0

67,7

2

ООО «Себа Инжиниринг»

80

10

0

90

1

 

Заказчик в рамках рассмотрения дела указал, что технические предложения допущенных участников полностью соответствовали требованиям технического задания. Оснований для отклонения заявки ООО «Себа Инжиниринг» у заказчика не было.

Требования заявителя о нарушении прав участника и нарушении требований п. 5.3.1 документации Комиссия антимонопольного органа считает необоснованными, ввиду того, что в соответствии с документацией о закупке данный пункт регулирует порядок запросов недостающих сведений на этапе рассмотрения первых частей заявок. В обжалуемой закупке запрос разъяснений на основании этого пункта документации заказчиком не проводился, так как был проведён на этапе рассмотрения вторых частей заявок.

Комиссия антимонопольного органа также считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с п.5.5.3 документации непредставление или представление не в полном объёме запрашиваемых документов и/или разъяснений в установленный в запросе срок служит основанием для отказа в допуске к участию в закупочной процедуре. Участником закупки ООО «Себа инжиниринг» обязательные документы, указанные в Приложении 2 к Разделу 2 «Информационная карта конкурса» предоставлены в полном объёме.

В соответствии с п. 1.4.2 документации участник закупки обязан указать (декларировать) в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров; сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, являющегося предметом закупки.

В соответствии с формами заявки, указание страны происхождения товара происходит во второй части заявки участника (Приложение к документации Раздел 3 – Формы документов – Заявки на участие в конкурсе Форма 2). Указание страны происхождения товара в первой части заявки не требуется, в соответствии с формой заявки – предложение участника конкурса в отношении предмета закупки Форма 1.

Оснований для отклонения заявки ООО «Себа инжиниринг» в соответствии с п. 5.5.4 документации у заказчика не имелось, ввиду того, что участником закупки были предоставлены все необходимые документы и технические характеристики предлагаемого к поставке товара полностью соответствуют требованиям технического задания.

Заказчик предоставлял приоритет российской продукции по в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925). По правилам национального режима по Закону о закупках для российских товаров установлен лишь приоритет над иностранными – запрещать или ограничивать допуск иностранных товаров нельзя. Страна происхождения товара определяется заказчиком на основании сведений о товаре, которые участник представил в своей заявке. На основании чего в документацию о закупке включено требование об указании участником в заявке наименования страны происхождения товара.

В заявке ООО «Себа инжиниринг» указана страна происхождения товара – Россия.

В соответствии с Постановлением № 925 отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров (подп. «г» п. 5).

Кроме того, в соответствии с подп. «г» п. 5 Постановления № 925 приоритет не предоставляется, в случае если суммарная стоимостная доля предлагаемых к поставке товаров менее чем на 50 процентов состоит из товаров российского происхождения, следовательно, заказчик обязан предоставить заявке, состоящей из предложения товаров российского и иностранного происхождения, если доля российских товаров в заявке свыше 50%.

Комиссия антимонопольного органа считает также необходимым указать, что в соответствии с пунктами 6.1.10, 6.1.11 документации в случае если участник закупки, обязанный заключить договор, не предоставил заказчику, подписанный им договор, в сроки, установленные законодательством, такой участник закупки признается уклонившимся от заключения договора. Заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя заключить договор, а также о возмещении убытков, причинённых уклонением от заключения договора, и/или заключить договор с Участником, заявке которого присвоен второй номер. Срок заключения такого договора начинает исчисляться с момента истечения срока на заключение договора с победителем закупки или с момента получения от победителя закупки отказа от заключения договора.

В случае признания ООО «Себа инжиниринг» уклонившимся от заключения договора, ООО «Концессии водоснабжения» вправе заключить договор с участником, занявшим второе место, то есть ООО «Диагностика трубопроводных сетей». Кроме того, в случае уклонения участника, занявшего первое место от заключения договора в обязанности заказчика, так же входит направление в территориальный орган ФАС России сведений и документов для включения такого участника в реестр недобросовестных поставщиков, порядок действий заказчику известен.

Таким образом, можно сделать вывод, что у закупочной комиссии заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки ООО «Себа инжиниринг» или признания её несоответствующей, поскольку указанная заявка соответствовала требованиям документации, подтверждение страны носило декларативный характер и предоставление дополнительных документов, подтверждающих страну происхождения товара в рассматриваемой закупке, не требовалось.

Также необходимо отметить, что в редакции актуальной версии положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ и услуг для нужд ООО «Концессии водоснабжения» отсутствует статья 26 о закупках у единственного поставщика, данная информация является не актуальной и не может быть основанием для жалобы заявителя. Актуальная версия положения о порядке проведения регламентированных закупок размещена в ЕИС в разделе «Положения о закупках 223 ФЗ» от 20.08.2023 (Приказ № 265 от 16.08.2023).

Комиссия также отмечает, что заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Заявителем не доказано, каким образом рассматриваемое требование заказчика нарушило или ущемило его права и законные интересы, а также каким образом рассматриваемое требование противоречит целям регулирования спорных правоотношений и ограничивает конкуренцию.

Также комиссия отмечает, что, принимая участие в публично-правовой процедуре, хозяйствующий субъект в силу ст. 8 ГК РФ конклюдентно соглашается с ее условиями и должен соответствовать требованиям заказчика.

Комиссия считает необходимым отметить, что конечной целью проведения конкурентной закупки являются полное и своевременное удовлетворение потребностей заказчика в определенных товарах, работах или услугах. При этом при формировании требований к предмету закупки заказчик обязан руководствоваться принципами, установленными в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В свою очередь заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Само по себе несогласие подателя жалобы с действиями заказчика, как указано выше, не может являться достаточным основанием для вывода об обоснованности доводов жалобы применительно к ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в действующей на момент подачи и рассмотрения жалобы редакции.

Требования, установленные заказчиком в документации, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, которые изъявили намерение принять участие в закупке, указанные обстоятельства не привели к нарушению норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Диагностика трубопроводных сетей» (<…>) на действия заказчика ООО «Концессии водоснабжения» (<…>) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора по поставке теле инспекционной диагностической автолаборатории (извещение о проведении закупки № 32413243005 размещено на официальном сайте ЕИС 02.02.2024) необоснованной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(8442) 24 22 80

Связанные организации

Связанные организации не указаны