Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 19 апреля 2021 года Дело № 034/10... от 19 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

изучив в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), частями 10 – 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) жалобу вх. № 3230 от 01.04.2021 общества с ограниченной ответственностью «Национальный Центр Информатизации» (далее – ООО «НЦИ», заявитель) на действия заказчика государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования» (далее – ГАУ ДПО «ВГАПО», заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку компьютерной техники в рамках реализации федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Современная школа» национального проекта «Образование» (извещение о проведении закупки № 32110082355 размещено на официальном сайте ЕИС 15.03.2021),

при участии в заседании комиссии представителей:

от заявителя: представитель ООО «НЦИ» З. И.А., действующий на основании доверенности от 19.06.2020 № 93,

от заказчика: представитель ГАУ ДПО «ВГАПО» Б. О.И., действующий на основании доверенности от 07.04.2021 № б/н;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба вх. № 3230 от 01.04.2021 ООО «НЦИ» на действия заказчика – ГАУ ДПО «ВГАПО» при проведении аукциона в электронной форме на поставку компьютерной техники в рамках реализации федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Современная школа» национального проекта «Образование».

Извещение о проведении закупки № 32110082355 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) 15.03.2021.

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, заявителями жалобы могут выступать лица, подавшие заявки на участие в торгах. Для случаев нарушения нормативных требований к распространению информации о торгах установлен расширенный круг заявителей, в который включены любые заинтересованные лица, чьи права или законные интересы могут быть нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «НЦИ» поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба ООО «НЦИ» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление от 06.04.2021 исх. № 04-10/2388).

Уведомлением об объявлении перерыва в заседании комиссии от 08.04.2021 № 04-10/2474 комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 12.04.2021.

Уведомление о продлении срока принятия решения по жалобе и об объявлении перерыва в заседании комиссии от 13.04.2021 № 04-10/2624 срок принятия решения по жалобе продлен до 21.04.2021 и объявлен перерыв до 16.04.2021.

Уведомлением об объявлении перерыва в заседании комиссии от 16.04.2021 № 04-10/2749 комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 19.04.2021.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

Представителями заказчика представлены письменные пояснения, из которых следует, что заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.

В своей жалобе ООО «НЦИ» указывает, что заказчиком в нарушение действующего законодательства проводится закупка не в соответствии с требованиями и нормами Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе), а в рамках Закона о закупках, что тем самым, по мнению заявителя, позволило заказчику избежать необходимости установления ограничений в части импортозамещения, а также заказчиком в описании предмета закупки установлены избыточные характеристики к закупаемым планшетам, что приводит к ограничению конкуренции.

ГАУ ДПО «ВГАПО» с данными доводами не согласно и считает, что осуществление в рассматриваемом случае закупок в рамках Закона о закупках не противоречит законодательству РФ и заключенным соглашениям о предоставлении субсидий.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Между комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской  области (далее – Облкомобразования) и Министерством просвещения Российской Федерации (далее – Минпросвещения России) заключены Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на реализацию федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской федерации «Развитие образования» от 25.12.2020 № 073-09-2021-128 и Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на реализацию федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской федерации «Развитие образования» от 25.12.2020 № 073-09-2021-241 (далее – Соглашения).

Пунктом 1.1. Соглашений установлено, что предметом Соглашений является предоставление из федерального бюджета в 2021-2023 годах бюджету Волгоградской области субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов мероприятий национального проекта «Образования», в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минпросвещения России как получателю средств федерального бюджета.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» вид расходов 521 – «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» подлежат отражению расходы на предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Кроме того, для реализации Соглашений в Приложении 11 к Закону Волгоградской области от 11.12.2020 № 113-ОД «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям по виду расходов 600 - предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям.

Между Облкомобразования и ГАУ ДПО «ВГАПО» заключены Соглашения о предоставлении из областного бюджета государственному или автономному учреждению субсидии на иные цели от 09.03.2021 № 20-2021-46017 и № 20-2021-46241. Согласно указанным соглашениям субсидии предоставляются для достижения результатов, предусмотренных Соглашениями по следующему виду расходов 622 – «Субсидии автономным учреждениям на иные цели» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий автономным учреждениям на иные цели, за исключением субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

На основании вышеизложенного,         Облкомобразования ГАУ ДПО «ВГАПО» направлена субсидия на реализацию отдельных мероприятий 2-х указанных региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национального проекта «Образования», не предусматривающая выделение средств из областного бюджета Волгоградской области на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности.

На основании заключенных соглашений между ГАУ ДПО «ВГАПО» и Облкомобразования, а также приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 15.01.2021 № 18 «Об определении региональных операторов для осуществления закупок товаров, работ, услуг в рамках реализации мероприятий региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Социальная активность», обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов национального проекта «Образование» в 2021 году», региональным оператором для осуществления закупок товаров, работ, услуг в рамках реализации мероприятий определено ГАУ ДПО «ВГАПО».

Таким образом, Облкомобразование определило подведомственное учреждение ГАУ ДПО «ВГАПО» учреждением, осуществляющего закупки для реализации региональных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» и передал финансовое обеспечение на реализацию региональных проектов в полном объеме.

ГАУ ДПО «ВГАПО» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

В связи с тем, что требования к осуществлению закупочных процедур автономными учреждениями определены Законом о закупках (пункт 1 части 2 статьи 1), положения части 7 статьи 26 Закона о контрактной системе на указанные учреждения не распространяются, что не является нарушением условий заключенных соглашений.

Таким образом, поскольку выделяемая Облкомобразование субсидия не предусматривала выделение средств из областного бюджета Волгоградской области на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности, в то время как автономные учреждения вправе самостоятельно осуществлять закупку товаров (работ и услуг) за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства консолидированного бюджета субъекта РФ, Комиссия антимонопольного органа не находит правовых оснований для невозможности проведения данной закупки в рамках Закона о закупках.

Поскольку у заказчика отсутствует обязанность по проведению конкурентной закупки в рамках Закона о контрактной системе, то установленные ст. 14 Закона о контрактной системе запреты и ограничения в рассматриваемом случае не подлежат применению.  

Относительно довода заявителя об установлении избыточных характеристик к закупаемым планшетам, комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9).

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

ГАУ ДПО «ВГАПО» при осуществлении закупочной деятельности руководствуется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУ ДПО «ВГАПО», утвержденного наблюдательным советом ГАУ ДПО «ВГАПО» протоколом № 50 от 29.12.2020 (далее – положение), а также документацией об аукционе в электронной форме на поставку компьютерной техники в рамках реализации федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Современная школа» национального проекта «Образование», утвержденной ректором ГАУ ДПО «ВГАПО» Куликовой С.В. от 15.03.2021 (далее – документация), и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с закупками.

Подпунктом «а» пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», предусмотрено, что приобретение оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, а также их комплектация осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, размещенными на официальном сайте Министерства в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, пунктом 6.1.1 Соглашений установлено, что требования к результатам использования субсидии устанавливаются в соответствии с Методическими рекомендациями Минпросвещения России, размещенными на официальном сайте Минпросвещения России в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно третьему абзацу Методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденных Распоряжением Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-136 (далее - Методические рекомендации № Р-136), требования, приведенные в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местные органы самоуправления) при реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей вправе обеспечивать условия, превышающие требования, установленные настоящими методическими рекомендациям, согласно потребностям образовательных организаций.

Разделом 6 «Требования к комплектованию набора средств обучения и воспитания для создания новых мест дополнительного образования детей» Методических рекомендации № Р-136 установлен Перечень, минимально необходимых функциональных и технических требований и минимальное количество средств обучения и воспитания для оснащения новых мест дополнительного образования детей - инфраструктурный лист.

В Инфраструктурном листе федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» согласованном для Волгоградской области имеются две позиции «Планшет на базе ОС Android» с приведенными ниже техническими характеристиками, расширение которых в позиции № 4 Технического задания связано с необходимостью приобретения данного вида товара для образовательных организаций, заявивших о реализации на своей базе мероприятий направления «Естественнонаучная направленность» (Человек и его здоровье (Биологический профиль)) с целью качественной реализации на базе данных образовательных организаций национального проекта «Образование».

Требование «Операционная система Android 10.0 HMS» приведено в согласованном Инфраструктурном листе. Таким образом, заказчик в разработанном Техническом задании выполнил требования Методических рекомендаций и направленных в его адрес согласованном федеральным оператором Инфраструктурным листом.

Таким образом, Комиссия Волгоградского УФАС России полагает, что требования к характеристикам товара, определены заказчиком в соответствии с предметом закупки и спецификой самой закупки.

Также Комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу о том, что приведенные требования к описанию товаров не выступают дискриминационным условием участия в закупке и не приводят к необоснованному ограничению конкуренции.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, доводы, указанные подателем жалобы, комиссия Волгоградского УФАС России признаёт необоснованными.

По результатам изучения доводов и возражений сторон, а также доказательств, представленных заявителем и заказчиком, комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО «НЦИ».

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «НЦИ» на действия заказчика ГАУ ДПО «ВГАПО» при проведении аукциона в электронной форме на поставку компьютерной техники в рамках реализации федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Современная школа» национального проекта «Образование» (извещение о проведении закупки № 32110082355 размещено на официальном сайте ЕИС 15.03.2021) необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны