Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 27 июня 2022 года Дел... от 30 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

27 июня 2022 года

 

                   Дело № 034/10/18.1-570/2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

«_» – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;

«_»  – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

«_» – члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО ЧОО «Родина» на действия АО «Волгоградоблэлектро» при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения запроса технико-коммерческих предложений в электронной форме по выбору исполнителя на право заключения договора на оказание охранных услуг в АО «Волгоградоблэлектро» (закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства), при участии в заседании комиссии представителей:

от заказчика: «_» на основании доверенности № _ от _, «_» на основании доверенности № _ от _; «_» на основании доверенности № _ от _,

в отсутствие представителей иных лиц, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО ЧОО «Родина» на действия закупочной комиссии АО «Волгоградоблэлектро» при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) путём проведения запроса технико-коммерческих предложений в электронной форме по выбору исполнителя на право заключения договора на оказание охранных услуг в АО «Волгоградоблэлектро» (закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства).

Извещение о проведении закупки № 32211443863 размещено 03.06.2022 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru, далее - официальный сайт).

В соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 статьи 3 Закона о закупках, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба ООО ЧОО «Родина» соответствует требованиям части 10 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 10.06.2022 исх. № 04-10/3939).

Из жалобы следует, что документация закупки не соответствует положениям Закона о закупках, нарушает права и законные интересы участников рынка, ввиду установления необоснованных критериев, требований к участникам закупки.

Представители заказчика представили документы по оспариваемой процедуре и возражали по доводам жалобы.

Рассмотрев доводы жалобы, представленные заказчиком и заявителем сведения и документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

АО «Волгоградоблэлектро», как организатор Закупки, осуществляет свою закупочную деятельность на основании требований Закона о закупках, а также Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд АО «Волгоградоблэлектро», утверждено Советом директоров 24.12.2018, протокол № 7 от 25.12.2018 (далее - Положение о закупках).

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пунктам 6.5.1, 6.5.1.13 Положения о закупках в закупочной документации должны быть указаны следующие сведения: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с п. 22 ст. 3.2 Закона о закупках под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В документации для проведения запроса технико-коммерческих предложений в электронной форме по выбору исполнителя на право заключения договора на оказание охранных услуг в АО «Волгоградоблэлектро» (закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее – Документация запроса технико-коммерческих предложений) установлены критерии оценки заявок участников закупки.

В соответствии с п. 5.1 Документация запроса технико-коммерческих предложений при оценке предложений участников запроса предложений закупочной комиссией используется балльный метод оценки (с учетом весового коэффициента).

Присуждение баллов по неценовому критерию производится путем суммирования баллов по подкритериям с учетом весового коэффициента (путем умножения величины балла на величину весового коэффициента.

Итоговые баллы, присуждаемые заявкам на участие в запросе предложений, рассчитываются путем суммирования баллов, присужденных по неценовым критериям, умноженным на их весовой коэффициент и ценовых критериев умноженных на их весовой коэффициент.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, каждой заявке на участие в запросе предложений относительно других по мере уменьшения количества баллов присваивается порядковый номер. Первое место присуждается заявке, набравшей максимальный итоговый балл. В случае равенства количества баллов победителем признается участник, заявка на участие в запросе предложений которого поступила ранее заявок на участие в запросе предложений других участников размещения заказа.

Пункт 5.1 Документации запроса технико-коммерческих предложений содержит критерий «Наличие ранее заключенных договоров и положительного опыта работы с Заказчиком (Rgi)»: имеется отрицательный опыт поставки товаров, выполнения работ услуг для Заказчика (-5 баллов); отсутствует опыт поставки товаров, выполнения работ услуг для Заказчика (0 баллов), имеется положительный опыт поставки товаров, выполнения работ услуг для Заказчика (5 баллов).

Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) само по себе требование о наличии «опыта работы» не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

Действуя добросовестно, заказчик, вправе предъявить требования к участникам закупки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа. В таких случаях, повышенные требования к участникам закупки не могут расцениваться как ограничение одних и предоставление преимуществ другим субъектам.

Однако в данном случае, из содержания Документации Заказчика следует, что Заказчиком был установлен критерий о наличии положительного опыта работа участника с Заказчиком, т.е. при исполнении различных (других) гражданско-правовых договоров, а не положительного опыта при оказании документации аналогичного виды услуг.

Наличие указанного критерия создает преимущественные условия участия в закупке определенным участникам запроса предложений и  не влияет на результаты работ, являющихся предметом закупки.

Вместе с тем, включение данного критерия оценки заявок безусловно приведет к сужению круга потенциальных участников закупки, и является условием, нарушающим положения Закона о закупке. Установление столь узкого критерия объективно влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников лишь контрагентами заказчика, поскольку участники, не имеющие опыта такого сотрудничества, объективно лишены возможности победить в конкурсе.

Установление критерия наличия опыта, самого по себе допустимого, однако ограниченного лишь опытом взаимодействия с самим заказчиком, в данном случае неизбежно влечёт за собой нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации, закрепленного в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, по отношению к участникам закупки, не имеющим опыта работы с заказчиком, однако имеющих положительный опыт работы с другими заказчиками, поскольку участники, не имеющим опыта такого сотрудничества, будут находиться в заранее определённом дискриминационном положении по отношении к тем потенциальным участникам закупки, которые ранее являлись контрагентами заказчика даже по закупкам с иным предметом договора.

Ссылка Заказчика на положения ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, п. 6.2.2 Положения о закупках относительно предоставления заказчику возможности самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок отклоняется, поскольку названные положения не освобождают заказчика от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

В толковании, представленном в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость установления различных критериев оценки заявок применительно к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установление столь узкого ограничивающего критерия не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, не способно обеспечить равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Необходимо отметить, что доказательств объективной необходимости установления вышеназванного критерия заявителем в Управление не представлено.

Указанный критерий в том виде, в котором он установлен заказчиком в документации, а именно в отрыве от предмета закупки, не может свидетельствовать о качестве выполнения работ, выступающих предметом закупки, равно как и не может характеризовать квалификационный уровень участника закупки, но, в то же время, может нарушать цели эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений при осуществлении закупок.

Гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований, в частности о наличии опыта поставки на соответствующем товарном рынке, без привязки к опыту работы с заказчиком на иных товарных рынках.

Из этого следует, что любой участник, не имеющий ранее заключенных договоров и положительного опыта работы с Заказчиком по сравнению с другими участниками, имеет возможность стать победителем, предложив лучшие условия исполнения договора по другим критериям оценки.

Сформулированный заказчиком критерий позволяет присудить установленное количество баллов тому лицу, которое имело опыт работы с АО «Волгоградоблэлектро», но никоим образом не связанный с охранными услугами (то есть работами, являвшимися предметом закупки), однако, в то же время, сформулированный критерий не предоставляет возможности получения соответствующих баллов тем хозяйствующим субъектам, которые имеют положительный опыт работы в сфере охранных услуг, но не в отношениях с АО «Волгоградоблэлектро», что при прочих равных условиях не может оцениваться в меньшей степени, чем положительный опыт оказание услуг конкретному заказчику.

Таким образом, при отсутствии у участника закупки опыта оказания охранных услуг, в АО «Волгоградоблэлектро», участнику присуждается 0 баллов. При этом участнику закупки, имеющему положительный опыт с АО «Волгоградоблэлектро» по любому виду работ (в отрыве от предмета закупки), присуждается 5 баллов. Такая оценка участников свидетельствует о нарушении заказчиком принципов равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции, установленных Законом о закупке, и при равенстве баллов по иным критериям окажет влияние на результат закупочной процедуры.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с правовой позицией, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. 

Между тем, в данном случае Комиссия приходит к выводу, что критерий «Наличие ранее заключенных договоров и положительного опыта работы с Заказчиком» в том виде, в котором он установлен заказчиком, сам по себе, в отрыве от предмета закупки, не может свидетельствовать о качестве выполнения работ, выступающих предметом закупки, равно как и не может характеризовать квалификационный уровень участника закупки, но, в то же время, может нарушать цели эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений при осуществлении закупок.

Установление критерия наличия опыта, самого по себе допустимого, однако ограниченного лишь опытом взаимодействия с самим заказчиком, в данном случае неизбежно влечет за собой нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации, закрепленного в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, по отношению к участникам закупки, не имеющих опыта работы с заказчиком, однако имеющих положительный опыт работы с другими заказчиками, поскольку участники, не имеющие опыта такого сотрудничества, будут находиться в заранее определенном дискриминационном положении по отношении к тем потенциальным участникам закупки, которые ранее являлись контрагентами заказчика даже по закупкам с иным предметом договора. При этом причин объективного и разумного характера для установления данного критерия заказчиком не представлено.

Ссылка заказчика на судебную практику и практику иных территориальных антимонопольных органов (решение Московского УФАС России № 1-00-244/77-19 от 15.02.2019, решение Санкт-Петербургского УФАС России № Т02-264/18 от 27.08.2018, решение Челябинского УФАС России № 074/07/3-2527/2019 от 16.12.2019, определение Верховного Суда Российской Федерации № 305-ЭС20-24221 от 09.08.2021) Комиссией не принимается, поскольку в указанных делах оценивались действия заказчиков на предмет нарушения требований ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также ч. 6 ст. 3 Закона о закупках с учетом того обстоятельства, что подобные критерии не повлияли на результат по выбору победителя закупки.

Однако в данном случае нарушения указанных норм заказчику не вменяются и не могут вменяться, поскольку спорная закупка не достигла этапа определения победителя, а действия заказчика проверяются на предмет равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации при установлении названного критерия в документации о закупке (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Таким образом, представленная заказчиком практика в обоснование законности спорных действий к рассматриваемому делу не применима.

Критерий «Наличие ранее заключенных договоров и положительного опыта работы с Заказчиком» сам по себе не может гарантировать надлежащего исполнения обязательства по оказанию охранных услуг. Гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться установлением квалификационного критерия в ином виде, в частности о наличии опыта выполнения работ на соответствующем товарном рынке без привязки к заказчику спорной закупки.

Сходная правовая позиция представлена в п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), в постановлении АС Московского округа от 11.11.2013 по делу № А40-34966/13-94/332, в постановлении АС Поволжского округа от 02.04.2021 по делу № А12-12919/2020.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу обоснованности довода жалобы заявителя о нарушении заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при установлении в Документации запроса технико-коммерческих предложений критерия «Наличие ранее заключенных договоров и положительного опыта работы с Заказчиком».

На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений заказчиком, допущенных при проведении запроса технико-коммерческих предложений в электронной форме по выбору исполнителя на право заключения договора на оказание охранных услуг в АО «Волгоградоблэлектро» (закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства), комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО ЧОО «Родина», а также о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, путём аннулирования оспариваемой закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ЧОО «Родина» на действия АО «Волгоградоблэлектро» при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения запроса технико-коммерческих предложений в электронной форме по выбору исполнителя на право заключения договора на оказание охранных услуг в АО «Волгоградоблэлектро» (закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства) обоснованной.

2. Признать заказчика – акционерное общество «Волгоградоблэлектро» нарушившим требования п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – акционерному обществу «Волгоградоблэлектро» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, об аннулировании запроса технико-коммерческих предложений в электронной форме по выбору поставщика на право заключения договора на оказание охранных услуг в АО «Волгоградоблэлектро» (извещение № 32211443863 размещено 03.06.2022 в ЕИС).

 

Председатель Комиссии:

 

                                         «_»

 

 

 

Члены комиссии:

                                                          «_»

 

 

 

                                                          «_»

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны