Решение б/н О признании МУП «Городской водоканал г. Волгограда» нарушивш... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 марта 2012г.

 

В полном объеме решение изготовлено 04 апреля 2012г.

 

Комиссия Волгоградского УФАС России по рассмотрению дела № 11-01-10-02/623, возбужденного в отношении муниципального унитарного предприятия «Городской водоканал Волгограда» (МУП «Горводоканал г. Волгограда», 400002, г.Волгоград, ул. Песчанокопская, д.2/1) по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 и п. 10 ч. 1 ст.10 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

 

Председатель Комиссии: заместитель руководителя Управления – Никуйко Ирина Борисовна,

Члены Комиссии: начальник отдела экономического анализа Марина Галина Анатольевна,

                                    главный специалист-эксперт отдела экономического анализа Гриценко Денис Валерьевич,

                                    главный государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы – Алимова Елена Владимировна,

в присутствии представителей:

от УРТ Администрации Волгоградской области – Анциперов В.В. (доверенность № 4 от 17.02.2012г.),

от МУП «Горводоканал г. Волгограда» - Ткаченко А.С. (доверенность от 02.11.2011г. № 294),

от СНТ «Дзержинец» - председатель Азаров И.В. (постановление № 2 конференции от 12.05.2008, протокол № 9);

Федорова С.В. - представитель не явился, извещена,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Волгоградское  УФАС России поступило заявление (вх. № 4029 от 07.06.2011г.) Садоводческого некоммерческого товарищества «Дзержинец» и заявление от гражданки Федоровой С.В. (вх. № 4216 от 14.06.2011г.) в отношении МУП «Городской водоканал г.Волгограда».

Гр. Федорова С.В. сообщила о резком увеличении стоимости на техническую воду (с 2 р. 77 коп. за м3 в 2010г. до 8 р. 13 коп. за м3 в 2011г.) «Жители всего нашего поселка /поселок 19 Партсъезда/…возмущены такой высокой стоимостью воды» - указано в обращении. В подтверждение указанных в заявлении фактов Федорова С. В. приложены копии квитанций на оплату коммунальных услуг со строкой «Полив огорода» за 2010г. и 2011г.

Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) «Дзержинец» просило антимонопольный орган провести проверку МУП «Горводоканал г. Волгограда» по факту повышения тарифов на техническую воду (с 2, 14 руб. за м3 без НДС в 2009г. - 2010г.  до 8 р. 13 коп. за м3 с учетом НДС в 2011г.), обеспечить государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом МУП «Горводоканал г.Волгограда», принять меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства  (ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции») и привлечь к ответственности за нарушение, признать повышение тарифов на подачу технической воды МУП «Горводоканал г.Волгограда» противоречащим антимонопольному законодательству.

При этом  в заявлении от 07.06.2011г. указано, что по- мнению Товарищества МУП «Горводоканал г.Волгограда» не имело право требовать от СНТ «Дзержинец» исполнения оплаты по новым тарифам, рассматривая МУП «Горводоканал г.Волгограда» как доминирующий субъект на рынке оказания услуг на отпуск воды и прием сточных вод. Потребитель воды - Садоводческое некоммерческое товарищество «Дзержинец» - указало, что имеет возможность приобретать воду только у МУП «Горводоканал г. Волгограда».

СНТ «Дзержинец» считает, что МУП «Горводоканал г. Волгограда» установило монопольно высокую цену на свои услуги; навязывает стоимость услуг, экономически и технологически не обоснованную, невыгодную для потребителя, нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

16 ноября 2011г. вынесено определение о назначении дела № 11-01-10-02/623 о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» к рассмотрению.

В рамках рассмотрения заявлений, в ходе рассмотрения дела от участников рассматриваемых правоотношений, от Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области поступили объяснения, пояснения.

В ответ на запрос от 21.06.2011г. № 05-13/4191, МУП «Горводоканал г. Волгограда» направило в адрес антимонопольного органа информацию по установлению тарифа на техническое водоснабжение. Муниципальное унитарное предприятие пояснило следующее:

- в силу технологических особенностей производственный баланс подъёма, транспортировки и распределения питьевой и технической воды в МУП «Горводоканал г.Волгограда» является единым. Ведение раздельного бухгалтерского баланса невозможно. Ввиду этого между технической и питьевой водой сложилось так называемое перекрестное субсидирование (часть затрат одной услуги перекладывалось на затраты другой), т.е. тариф на техническую воду, по словам Ответчика,  искусственно занижался.

- при подаче заявки на регулирование услуг, оказываемых предприятием потребителям на 2011 год, МУП «Горводоканал г.Волгограда» исходил из вышеуказанных принципов. Постановлением УРТ Администрации Волгоградской области от 27.12.2010г. №38/2, для МУП «Горводоканал г.Волгограда» были установлены тарифы только на холодное водоснабжение питьевой водой, водоотведение и очистку сточных вод. Тариф на техническую воду МУП «Горводоканал г.Волгограда» УРТ Администрации Волгоградской области установлен не был со ссылкой на федеральное законодательство.

- УРТ Администрации Волгоградской области, произвело разделение баланса производства и реализации воды потребителям на питьевую и техническую воду, что в МУП «Горводоканал г. Волгограда» считает некорректным, т.к. подъём и производство данных видов воды взаимосвязан. При этом УРТ, исключило из общего расчёта электрической энергии объём 9 741,0 т. кВт. ч, как объём относящийся к сфере технического водоснабжения. Это привело к резкому удорожанию стоимости именно технической воды.

- Согласно Решению Волгоградской городской Думы от 18.07.2007г. № 48/1159 «О Порядке установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями Волгограда», в соответствии с Правилами по порядку формирования, расчета и установления тарифов на прочие (не относящиеся к услугам общегородского значения) услуги, предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями Волгограда", утверждёнными Постановлением Главы Волгограда от 24.06.2010г. № 1521; учитывая тот факт, что Постановлением Главы Волгограда от 04.02.2011г. № 343 «О признании утратившим силу постановления главы Волгограда от 29.04.2010 г. №902 "О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение МУП Горводоканал г.Волгограда», действие тарифа на техническую воду было отменено.

В связи с этим Приказом директора МУП «Горводоканал г.Волгограда» от 08.02.2011г. № 82п-11 «О применении производственной программы и тарифа по техническому водоснабжению потребителей МУП «Горводоканал г.Волгограда» на 2011г.» был введён тариф,  (6,89 руб./м3 с 01.01.2011г.) максимально учитывающий финансовые потребности предприятия при реализации технической воды.

- в связи с вступлением в силу Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», МУП «Горводоканал г.Волгограда» направило пакет документов в УРТ Администрации Волгоградской области, для установления тарифа на техническую воду.

- МУП «Горводоканал г.Волгограда» считает, что тариф, введённый Приказом директора муниципального унитарного предприятия, а также тариф, направленный на утверждение в УРТ Администрации Волгоградской области, полностью соответствуют Постановлению УРТ Администрации Волгоградской области от 17.11.2010г. №26/1 «Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год», согласно которому индекс для организаций коммунального комплекса г. о. г. - г.Волгоград, установлен в размере 120,0%.

Также МУП «Горводоканал г. Волгограда» были представлены объяснения по делу № 11-01-10-02/623.

Предприятие в виду необходимости пояснения экономической обоснованности установ­ленной стоимости технической воды указало на следующие обстоятельства.

- Предприятию уполномочен­ным государственным органом (Управлением по тарифам Администрации Волгоградской об­ласти) не был установлен тариф на техническую воду с 01 января 2011 г. Данный тариф был установлен Предприятию постановлением УРТ Администрации Волгоградской обл. от 05.10.2011 № 39/1 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения (техническая вода), оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Городской водоканал г. Волгограда» на период с 5 ноября 2011 г. по 31 декабря 2011 г.

- одновременно с установлением цены на техническую воду Предприятием были утверждены производственная программа по техническому водоснабжению потребителей МУП «Горводоканал г. Волгограда» и калькуляция финансовых потребностей МУП «Горводоканал г. Волгограда» для реализации производственной программы в сфере технического водоснабжения, в соответствии с которой с учетом финансовых потребностей Предприятия и был рассчитан размер цены на техническую воду.

В обоснование правомерности своих действий МУП «Горводоканал» ссылается также на п. 28 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельно­сти организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 г. № 47 (далее - Методические указания).

-  в соответствии с балансом производства и реализации воды и отведения стоков МУП «Городской водоканал г. Волгограда», объем отпуска технической воды на 2010 г. составил 6938,4 тыс. м / куб. Данный объем учитывался Предприятием при утверждении калькуляции финансовых потребностей МУП «Горводоканал г. Волгограда» для реализации производствен­ной программы в сфере технического водоснабжения, в соответствии с которой с учетом по­требностей Предприятия и был рассчитан размер цены на техническую воду. Кроме того анало­гичный объем технической воды был принят в постановлении УРТ Администрации Волгоград­ской области от 05.10.2011 № 39/1 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения (тех­ническая вода), оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Городской водоканал г. Волгограда».

В соответствии с утвержденной постановлением главы Волгограда от 29 апреля 2010 г. № 902 "О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию «Городской водоканал г. Волгограда» производственной программой Предпри­ятия объем выработки воды с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. был установлен в размере 153 889,8 тыс. м/куб.

Таким образом, МУП «Горводоканал Г. Волгограда» делает вывод, что объем отпуска технической воды (6 938,4 тыс. м/куб.) составляет 4,509 % от общего объема водоснабжения (153 889,8 тыс. м/куб.).

- Исходя из рассчитанного процентного соотношения доли объема технической воды в общем объеме забранной воды с учетом затрат, отраженных в Отчетной калькуляции себестоимости отпущенной воды за 2010 г. Предприятием с учетом затрат на уплаты налога на имущество была подготовлена  калькуляция с разбивкой затрат по питьевой и технической воде, исходя из вышеуказанного процентного соотношения.

В соответствии с представленной калькуляцией себестоимость 1 куб/м отпущенной технической воды составляет 7,54 руб.

- Дополнительно МУП «Горводоканал г. Волгограда» указало, что в соответствии с отчетом о прибыли и убытках за 2010 г. убыток Предприятия за 2010 г. составляет 122 544 000 руб.

Ответчик считает, что стоимость технической воды, установленной Предприятием в период с 01 января 2011г. по 04 ноября 2011г. полностью соответствуют тем расходам, которые Пред­приятие несет при оказании услуг по снабжению потребителей технической водой.

Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области в рамках рассмотрения дела № 11-01-10-02/623 представило пояснения, согласно которым:

1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с указанными полномочиями постановлением главы Волгограда от 29.04.2010 г. № 902 "О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию "Городской водоканал г. Волгограда" были установлены тарифы на питьевую и техническую воду, а также на водоотведение для МУП "Городской водоканал г. Волгограда", в том числе, тариф на техническую воду был установлен в размере 2,35 руб./куб.м без НДС. В соответствии с п. 2 данного постановления указанные тарифы установлены на срок с 01.06.2010 г. по 31.12.2011 г.

Постановлением администрации Волгограда от 04.02.2011 г. № 343 постановление главы Волгограда от 29.04.2010 г. № 902 было признано утратившим силу с 01.01.2011. При этом в обоснование вынесенного постановления администрация Волгограда ссылается на постановление Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 27.12.2010 г. № 38/2 "О досрочном пересмотре тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей МУП "Городской водоканал г. Волгограда".

УРТ Администрации Волгоградской области считает, что оснований для признания утратившим силу постановления главы Волгограда от 29.04.2010 г. № 902 в части установленного тарифа на техническую воду не было, так как постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 27.12.2010 г. №38/2 для потребителей МУП "Городской водоканал г. Волгограда" тарифы были установлены на питьевую воду. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" в соответствии, с которым в системах холодного водоснабжения подлежат установлению органами регулирования субъектов Российской Федерации тарифы на техническую воду вступил в силу только с 05.04.2011. До вступления в силу указанного приказа Министерства регионального развития Российской Федерации, тарифы на техническую воду не подлежали государственному регулированию органами регулирования субъектов Российской Федерации, что полностью подтверждается имеющейся судебной практикой (постановление ФАС Поволжского округа от 28.04.2011 по делу № А65-13367/2010, постановление ФАС Поволжского округа от 25.06.2009 по делу № А12-18652/2008).

УРТ Администрации Волгоградской области полагает, что до введения в действие тарифов на техническую воду для потребителей МУП "Городской водоканал г. Волгограда", установленных постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 05.10.2011 г. № 39/1 должен был применяться тариф на техническую воду установленный органом местного самоуправления г. Волгограда.

2. Управлением при регулировании тарифов на техническую воду для МУП "Горводоканал г. Волгограда" было применено сочетание метода установления фиксированных тарифов и метода индексации (Приказ Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса").

При установлении тарифов период регулирования составляет от 1 года и более по решению органа регулирования.

Согласно мнению УРТ тариф, применяемый МУП "Горводоканал г. Волгограда" в размере 6,89 руб./м.куб. (без НДС) выше экономически обоснованного, утвержденного Управлением в размере 3,44 руб./м.куб. (без НДС).

Исследовав  материалы дела, рассмотрев представленные объяснения, Комиссия по рассмотрению дела № 11-01-10-02/623 установила следующее.

СНТ «Дзержинец», в лице Председателя Азарова Ивана Вениаминовича, действующего на основании Устава, заключило 01.06.2009г. договор на отпуск воды и прием сточных вод №004518 («Прочие предприятия») с МУП «Горводоканал г.Волгограда», в лице директора Бирюкова Станислава Александровича (400002, г.Волгоград, ул. Песчанокопская, д.2/1, ИНН 3446002106).

Договором предусмотрен порядок расчетов: п. 4. 1 соглашения сторон закрепил, что расчеты за отпущенную воду, принятые сточные воды и загрязняющие вещества производятся по тарифам, утвержденным регулирующими органами. На момент заключения договора тарифы установлены в размере 2,14 руб. (без НДС) за 1 куб. м. технической воды.

В 2011 г. приказом директора МУП «Городской водоканал г.Волгограда» от 08.02.2011 №82п-11 установлен  тариф на техническую воду в размере 6, 89 руб. (без НДС) за 1 куб. м. технической воды.

В соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно поручению председателя Комиссии по рассмотрению дела № 11-01-10-02/623 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с п. 3.7 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17 января 2007г. № 5 и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18026) – далее по тексту «Порядок», отделом экономического анализа Волгоградского УФАС России  проведен анализ состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения МУП «Городской водоканал Волгограда» (аналитический отчет № 23 от 18.01.2012г.).

В качестве источников исходной информации в соответствии с пунктом 1.5 Порядка в качестве исходной информации использовались:

- обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган (заявление СНТ «Дзержинец» от 07.06.2011 № 4029, заявление Федоровой С.В. от 14.06.2011 № 4216);

- сведения, полученные от хозяйствующих субъектов (письмо МУП «Городской водоканал Волгограда» от 01.07.2011 № 4730, от 12.09.2011 № 6715, от 28.12.2011 № 9524; письмо СНТ «Дзержинец» от 30 ноября 2011 № 8682, от 12 декабря 2011г. № 9203;

- нормативно-правовые акты.

Временной интервал исследования, учитывая даты совершения обжалуемых заявителями действий МУП «Городской водоканал Волгограда», определен временным интервалом - 2010 год.

По результатам проведенного анализа сделаны следующие выводы.

Исследованный товарный рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией. Уровень концентрации рынка технической воды – высокий. Товаров способных заменить техническую воду, поставляемую МУП «Городской водоканал Волгограда», не выявлено.

МУП «Городской водоканал Волгограда» на локальных рынках технической воды в границах расположения водопроводных сетей МУП «Городской водоканал Волгограда» на территории г.Волгограда имеет долю 100%, обладает признаками естественной монополии и способно оказывать решающее влияние на условия обращения товара, что в соответствии со ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» свидетельствует о наличии доминирующего положения.

На основании изложенного Комиссией положение МУП «Городской водоканал Волгограда» на локальных рынках технической воды в границах расположения водопроводных сетей МУП «Городской водоканал Волгограда» на территории г. Волгограда признается доминирующим.

Законом (ч. 4.ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции») хозяйствующему субъекту дано право представлять в антимонопольный орган доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

При рассмотрении дела № 11-01-10-02/623 МУП «Городской водоканал Волгограда» таких доказательств не представлял, ознакомившись с аналитическим отчетом от 18.01.2012 №23, представитель Ответчика на заседании Комиссии 21 марта 2012г. согласился с наличием доминирующего положения МУП «Городской водоканал Волгограда» на рассматриваемом товарном рынке.

Подпунктом 1 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, а также экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

При этом, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами (ч. 1 ст. 6 ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняют­ся в совокупности следующие условия:

а)  расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б)  состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в)  условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Однако в ходе рассмотрения дела Комиссия, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, установила основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства: тарифы на техническую воду подлежат государственному регулированию, вследствие чего хозяйствующие субъекты не вправе самостоятельно устанавливать цены; самостоятельное установление тарифов, подлежащих государственному регулированию, является противоправным деянием.

Комиссия по рассмотрению дела № 11-01-10-02/623 пришла к выводу о наличии в действиях МУП «Горводоканал г. Волгограда» признаков нарушения подп. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» (нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования), о чем было объявлено на заседании Комиссии 06 марта 2012г.

21 марта 2012г. на заседании Комиссии представители СНТ «Дзержинец» поддержали свои первоначальные требования, указав на неправомерность решения, принятого руководством МУП «Горводоканал г. Волгограда», о резком увеличении тарифов (при ожидаемом не более 20 % увеличении) на техническую воду, которую используют члены Товарищества в целях орошения своих хозяйственных участков (огородов) в поливной сезон (с апреля по ноябрь). Вне поливного сезона Товарищество в технической воде не нуждается, счета на оплату «техническая вода» не выставляются.

От гр. Федоровой С.В. (уведомлена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела) дополнений, ходатайств, уточнений по заявлению в рамках рассмотрения дела не поступило.

 21 марта 2012г. на заседании Комиссии  представитель Ответчика в связи с новыми обстоятельствами (по признакам нарушения подп. 10.ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции») поддержал ранее предоставленные Комиссии объяснения (от 05.12.2011г. вх. № 8795), события правонарушения (подп. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции») не признал.

Постановлением главы Волгограда от 29.04.2010 № 902 «О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию «Городской водоканал г. Волгограда» МУП «Горводоканал г. Волгограда» были установлены тарифы для потреби­телей Волгограда на холодную воду и водоотведение, включавшие тариф питьевую воду, тариф на техническую воду и тариф на водоотведение.

В соответствии с п. 2 указанного постановлению тарифы были и установлены Предприятию на период с 01 июня 2010г. по 31 декабря 2010г.

В 2010 г. были внесены изменения в Федеральный закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ. В силу внесенных изменений полномочия по регулированию тарифов на услуги, оказываемые Ответчиком, были переданы Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоград­ской области (далее также - УРТ).

27 декабря 2010 г. УРТ Администрации Волгоградской области вынесено постановление № 38/2 «О досрочном пересмотре тарифов на холод­ную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей муниципального унитарного предприятия «Городской водоканал г. Волгограда». Указанным постановлением МУП «Горводоканал г. Волгограда» были установлены только тарифы на холодную воду и водоотведение, очистку сточных вод на период с 1 января 2011г. по 31 декабря 2011г.

Постановлением администрации Волгогра­да от 04.02.2011 № 343 «О признании утратившим силу постановления главы Волгограда от 29 апре­ля 2010 г. № 902 "О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному пред­приятию "Городской водоканал г. Волгограда» постановление № 902, ко­торым Предприятию был установлении тариф на техническую воду на 2010 г., было отменено.

15 февраля 2011г. Министерством регионального развития Российской Федерации издан приказ  № 47 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.03.2011 № 19999, вступил в силу с 05 апреля 2011г., далее Методические указания).

Подпунктом 1 пункта 30 Методических указаний в системах холодного водоснабжения выделены следующие виды товаров (услуг):

- техническая вода;

- питьевая вода;

- услуги по подъему воды (для организаций, участвующих только на отдельных стадиях технологического процесса);

- услуги по очистке воды (для организаций, участвующих только на отдельных стадиях технологического процесса);

- услуги по транспортированию воды (для организаций, участвующих только на отдельных стадиях технологического процесса).

Абзацем вторым пункта 47 Методических указаний в системах холодного водоснабжения установлены тарифы на техническую воду, которые рассчитываются для организации коммунального комплекса, осуществляющей водоснабжение потребителей, исходя из величины финансовых потребностей, связанных с подъемом и механической очисткой воды, транспортировкой неочищенной воды, а также с учетом расходов на покупку технической (неочищенной) воды и оплаты услуг сторонних организаций, связанных с транспортировкой технической воды.

Решением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 августа 2011г. № ВАС-7518/11 абзацы третий и седьмой пункта 30, абзацы второй и четвертый пункта 47 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Минрегиона России от 15.02.2011 № 47, признаны соответствующими Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, имеющим большую юридическую силу.

Комиссия на основании вышеизложенного считает необоснованной позицию Ответчика, согласно которой в период с 01 января 2011 г. по 04 ноября 2011 г. тарифы МУП «Горводоканал г. Волгограда» на техническую воду  не подлежали государственному регулированию и, следовательно,  цена услуги Предприятия по отпуску техниче­ской воды должна была определяться иным, определенным в соответствии с законодательством, способом.

Отрицая событие правонарушения, представитель Ответчика подтвердил, что в связи с изданием Методических указаний, с учетом позиции, изложенной в письме УРТ Администрации Волгоградской области от 20.04.2011г. № 31-06-10/743, МУП «Горводоканал г. Волгограда» обратилось в УРТ с  заявлением об уста­новлении тарифа на техническую воду.

Так, 22 апреля 2011г. в УРТ Администрации Волгоградской области из МУП «Городской водоканал г. Волгограда» поступило письмо  о направлении расчета тарифа по технической воде для потребителей г. Волгограда и рассмотрении вопроса об установлении данного тарифа на 2011г. МУП «Горводоканал г. Волгограда» сообщило регулирующему органу, что пакет документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации № 520, направлен письмом от 10.01.2010г. № 5669и-10 на 1246 л., а также дополнительными письмами в порядке ответов на запросы.

На основании изложенного, с учетом введения в действие с 05 апреля 2011г. нормативного правого акта, закрепившего положения о государственном регулировании тарифов на техническую воду,   МУП «Горводоканал г. Волгограда» не имел права самостоятельного установления тарифа на техническую воду.

В соответствии с п.п. 1.1 Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. № 674-п "Об утверждении Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области" (далее - Положение) УРТ Администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.н.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.

УРТ Администрации Волгоградской области в соответствии с п. 2.51. Положения устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для Волгоградской области, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Под ценообразованием понимается процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.10.2010г. по делу №А21-1911/2010)

Порядок ценообразования рассматривается практикой как соответствие процесса формирования и применения цен (надбавок, скидок) нормативным правовым актам (например, закон г. Москвы от 28.01.2004 № 5 «О государственном контроле за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен»).

Иными нормативными актами, а также судебной практикой также подтверждена правомерность позиции антимонопольного органа по данному вопросу – УКАЗ Президента РФ от 28.02.1995г. № 221, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2011 по делу № А12-7027/2011.

Данными актами, решением Суда подтверждается, что в рамках понятия «Порядок ценообразования» рассматривается порядок государственного регулирования цен и тарифов, а также порядок их применения.

Письмом от 10.11.2010г. № 5669и-10 МУП «Горводоканал г. Волгограда» направило в УРТ Администрации Волгоградской области следующий пакет документов:

- производственная программа по видам деятельности и структуре отпуска воды и отведения сточных вод, расчет финансовых потребностей предприятия для реализации производственной программы с расшифровками затрат  и подтверждающими документами, расчет тарифов по водоснабжению и водоотведению и очистке сточных вод на 2011г.,

- бухгалтерская и налоговая  отчетность по установленной форме,

- отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам и расходах на реализацию производственной программы,

- заявление на включение  в Единый федеральный реестр хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль тарифов на территории Волгоградской области.

В ответ на обращение МУП «Горводоканал г. Волгограда» 22 апреля 2011г. УРТ Администрации Волгоградской области направило письмо, которым уведомило Ответчика о том, что направленные в адрес Управления материалы на установление тарифа по «технической воде» на 2011г. не являются заявлением на установление тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса (письмо УРТ от 24.05.2011г. № 31-06-10/925), указав перечень документов, который необходимо представить регулирующему органу для установления соответствующего тарифа. Об открытии дела об установлении тарифов на холодную воду (техническая вода) МУП «Городской водоканал г. Волгограда» было уведомлено письмом Управления по региональным тарифам от 24.06.2011г. № УРТ-14/1878.

До утверждения тарифа между УРТ Администрации Волгоградской области и МУП «Горводоканал г. Волгограда» велась переписка по вопросу установления тарифа и предоставления документов (приобщена к материалам дела).

Постановлением УРТ Администрации Волгоградской обл. от 05.10.2011 № 39/1 «Об установле­нии тарифов на услуги водоснабжения (техническая вода), оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Городской водоканал г. Волгограда» Предприятию были установлены и введены в действие тарифы на холодную воду (техническая вода) на период с 5 ноября 2011 г. по 31 декабря 2011 г.

Подпункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепил положение, в соответствии  с которым тарифы на техническую воду относятся к разряду регулируемых.

На основании изложенного Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что занимая доминирующее положение на локальных рынках технической воды в границах расположения водопроводных сетей МУП «Городской водоканал Волгограда» на территории г. Волгограда МУП «Городской водоканал г. Волгограда» допустило нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, самостоятельно установив подлежащий государственному регулированию тариф на техническую воду для своих потребителей.

Такие действия занимающего доминирующее положение на определенном товарном рынке хозяйствующего субъекта запрещены пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Указанная норма Закона закрепила недопустимость действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 11-01-10-02/623 было возбуждено антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявлений, в частности СНТ «Дзержинец». Заявитель указал на неправомерность требований МУП «Горводоканал                г. Волгограда» оплаты за техническую воду по тарифу, размер которого резко увеличился в 2011г., и который не является обоснованным.

В тоже время, согласно подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального  закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» среди общих принципов регулирования тарифов и надбавок выделено достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.

В рамках дела № 11-01-10-02/623 УРТ Администрации Волгоградской области представило экспертное заключение на материалы МУП «Городской водоканал г. Волгограда» по установлению тарифов на услуги водоснабжения технической водой для потребителей г. Волгограда Волгоградской области на 2011 год.

В экспертном заключении отражено: МУП «Горводоканал г. Волгограда» является организацией коммунального комплекса, осуществляющего хозяйственную деятельность по оказанию услуг водоснабжения технической водой для потребителей г. Волгоград Волгоградской области. Организация обслуживает водопроводное хозяйство городского округа г. Волгоград. Водоснабжение технической водой осуществляется водозабором из реки Волга и артезианских скважин.

В рамках экспертного заключения специалистами Управления по региональным тарифам рассматривались вопросы:

- баланс водоснабжения технической водой (рассмотрев структуру потребления воды, структуру населения, динамику потребления воды за предыдущие три года, согласно методике составления производственных программ ОКК, было предложено принять полезный отпуск технической воды потребителям на 2011 год - 6640,05 тыс. куб. м.; предложена производственная программа;

- электроэнергия (рассмотрев представленные сведения о мощности электрооборудования, производительности насосов, производственные программы по НС и артезианским скважинам, согласно плана ОКК в заявлении, и проведя проверочный расчёт было предложено включить в расчёт тарифов объём потребления электроэнергии исходя из динамики удельных показателей подъёма технической воды предыдущих трёх лет;

- программа по ремонту оборудования и повышения эффективности деятельности организации.

- горючесмазочные материалы (произведя расчёты потребности в ГСМ пропорционально объёмам производства и реализации технической воды, предложено включить затраты  в объёме - 650,42 тыс. руб. (без НДС);

- численность персонала (Проведя анализ объёмов оборудования и производственных мощностей, рекомендуемых нормативов численности, предложено принять численность ОПП, исходя из объёмов реализации технической воды и фактической численности за предыдущий период в количестве - 11 чел.).

МУП «Горводоканал г.Волгограда» не представил сведения о технических характеристиках водопроводной сети, а также пояснения о причинах и уровне потерь, что привело к решению регулятора утвердить потери исходя из динамики прошлых лет в размере 298,35 тыс.куб.м. вместо предложенных МУП «Горводоканал г.Волгограда» 1350,6 тыс.куб.м.

МУП «Горводоканал г.Волгограда» планировал потребление электроэнергии для обеспечения выполнения производственной программы на 2011г. в размере 9741 тыс. кВт - ч., однако не представил полной информации о поднятой и реализованной технической воде. Регулятор утвердил потребление электроэнергии в размере 3583,57 тыс. кВт - ч., исходя из показателей прошлых лет. Информация по планируемым ремонтным работам и тратам ГСМ представлена в целом по водоснабжению, без выделения деятельности по производству и реализации технической воды.

Проведенная Управлением по региональным тарифам экспертиза представленных материалов показала, что тариф, применяемый МУП "Горводоканал г. Волгограда" в размере 6,89 руб./м. куб. (без НДС) выше экономически обоснованного тарифа, утвержденного регулирующим органом в размере 3,44 руб./м. куб. (без НДС).

В ходе рассмотрения дела представитель УРТ Администрации Волгоградской области подтвердил Комиссии, что регулирующим органом при установлении в ноябре 2011г. тарифа на техническую воду для потребителей МУП «Горводоканал г. Волгограда» учитывались следующие сведения: производственная программа МУП «Горводоканал г. Волгограда» на  2011г., фактические затраты и сведения о доходах за 2008-2010г.г.

На основании вышеизложенного, с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», Комиссия антимонопольного органа считает, что цена на техническую воду для потребителей МУП «Городской водоканал г. Волгограда», установленная Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (постановлением от 05.10.2011 № 39/1 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения (техническая вода), оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Городской водоканал г. Волгограда"), является справедливой с 01.01.2011г. на весь 2011 год.

С учетом периода, в течение которого потребители используют техническую воду (середина апреля – ноябрь года), даты начала действия приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Комиссия Волгоградского УФАС России установила, что МУП «Гороводоканал г. Волгограда» было допущено нарушение порядка ценообразования (подпункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»), приведшее к ущемлению интересов потребителей, в период с 05.04.2011г. по 05.11.2011г.

 

Основания для прекращения рассмотрения дела № 11-01-10-02/623, указанные в статье 48  Федерального закона от 26 июля 2006  №135-ФЗ “О защите конкуренции”, отсутствуют.

 

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

На момент вынесения решения Комиссией антимонопольного органа Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области утверждены тарифы на техническую воду для потребителей МУП «Городской водоканал г. Волгограда».

 

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Городской водоканал                             г. Волгограда» (МУП «Горводоканал г. Волгограда», ОГРН 1033400546156, ИНН / КПП 3446002106 / 344601001, юридический адрес: г. Волгоград-400002, ул. Песчанокопская, 2/1; почтовый адрес: г. Волгоград – 400050, ул. Пархоменко, 47 а) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006  № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на локальном рынке «технической воды» за период  с 05.04.2011г. по 05.11.2011г.

2. Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные ч. 1 ст. 48 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, отсутствуют.

3. Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства -  отсутствуют.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны