Решение б/н О признании ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательна... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 11-01-10-04/168

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 20 января 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела № 11-01-10-04/168 о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденная Приказом Руководителя Волгоградского УФАС от 05 апреля 2011 года № 197 в составе:

И.Б. Никуйко - Заместителя руководителя Управления;

Г.А. Мариной – и.о. начальника отдела экономического анализа Управления;

Р.А. Литвинова – главного государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления;

А.П. Великанова - главного государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления;

Г.В. Кочетова – государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,

в присутствии:

от Заявителя – М.В. Кушлакова (протокол собрания учредителей АНО «Волжская телевизионная радиовещательная компания»); Р.Б. Мазаев (доверенность от 25.04.2011 г. № 141-Д);

от Ответчика по делу – Е.Ю. Малькова (удостоверение от 12.12.2008 г.),

рассмотрев дело № 11-01-10-04/168 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (109012, г. Москва, ул. Никольская, д. 7) п. 1 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 

УСТАНОВИЛА

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) поступила жалоба АНО «Телекомпания Ахтуба» (далее также – Заявитель) на неправомерные действия Волгоградского филиала «Волгоградский областной радиотелевизионный передающий центр» ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее также – ФГУР «РТРС», Волгоградский «ОРТПЦ»), выразившиеся в установлении необоснованно высокой цены на услуги по эфирной трансляции телевизионных программ на 8 метровом телеканале и 23 дециметровом телеканале по договорам, заключенным на 2010 год.

В обоснование своей позиции Заявитель указал, что 08.02.2010 г. между АНО «Телекомпания Ахтуба» и ФГУП «Российская телевизионная радиовещательная сеть» в лице Волгоградского филиала Волгоградский «ОРТПЦ» были заключены договоры на услуги по трансляции телепрограмм и техническому обслуживанию на 23 частотном ДМ канале (договор № 42-23/5ТВ-ТО-10) и на 8М канале (договор № 03-08/5АТВ -10).

Стоимость оказываемых на основании вышеуказанных договоров услуг определена в приложениях к договорам и составляет 487 рублей 00 коп. без НДС за 1 час по договору № 03-08/5АТВ -10; 633 рублей 00 коп. без НДС за 1 час по договору № 42-23/5ТВ-ТО-10.

Заявитель пояснил, что действующие тарифы, установленные приказами Федеральной службы по тарифам России от 24.12.2008 г. № 398-с/1 и от 24.12.2009 г. № 522-с/2 на оказание  услуг по распространению общероссийских телерадиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций, существенно ниже стоимости услуг по трансляции телепрограмм, установленных  договорами от 08.02.2010 г. № 42-23/5ТВ-ТО-10;  № 03-08/5АТВ -10.

            Так, на момент заключения договоров № 03-08/5АТВ-10; № 42-23/5ТВ-ТО-10 (08 февраля 2010 года) тарифы на вещание общероссийских телепрограмм с использованием радиопередающих ТВ станции метрового диапазона волн мощностью 5 кВт составляли 480 рублей; с использованием радиопередающих ТВ станции дециметрового диапазона волн мощностью 5 кВт – 268 рублей (Приказы ФСТ России от 24.12.2008 г. № 398-с/1 и от 24.12.2009 г. № 522-с/2).

Посчитав, что размер стоимости оказываемых Волгоградским «ОРТПЦ» АНО «Телекомпания Ахтуба» услуг трансляции телепрограмм и техническому обслуживанию по договорам № 42-23/5ТВ-ТО-10; № 03-08/5АТВ -10 является экономически не обоснованным и чрезмерно завышенным, АНО «Телекомпания Ахтуба» обратилась в Управление. Просит провести проверку на предмет правомерности установление ФГУП «РТРС» стоимости услуг по распространению не общероссийских телерадиопрограмм в размере, существенно превышающим утвержденные ФСТ России тарифы на оказание  услуг по распространению общероссийских телерадиопрограмм.

По результатам рассмотрения Управлением жалобы АНО «Телекомпания Ахтуба», по признакам нарушения ФГУП «РТРС» п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции) было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №  11-01-10-04/168

В ходе рассмотрения дела № 11-01-10-04/168 о нарушении антимонопольного законодательства Заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе. Считает, что  установленные ФГУП «РТРС»  в договорах от 08.02.2010 г.  № 42-23/5ТВ-ТО-10; № 03-08/5АТВ-10 цены на оказание услуг по трансляции не общероссийских телепрограмм, являются монопольно высокими. Полагает, что размер стоимости услуг по трансляции не общероссийских телепрограмм, оказываемых по вышеуказанным договорам, не должен превышать установленные ФСТ России тарифы на распространение (трансляцию) общероссийских телепрограмм. В ходе рассмотрения дела Заявителем, в соответствии с подп. «и» п. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции заявлено ходатайство о выдаче Комиссии Управления Ответчику по делу предписания об изменении условий договоров от 08.02.2010 г.  № 42-23/5ТВ-ТО-10; № 03-08/5АТВ-10, а именно об изменении размера платы за оказываемые Заявителю по вышеуказанным договорам услуг связи, путем установления стоимости последних в размерах тарифов, установленных ФСТ России для ФГУП «РТРС» на распространение общероссийских телепрограмм.

            Ответчик наличие в своих действиях события нарушения антимонопольного законодательства не признал, считает, что стоимость оказываемых АНО «Телекомпания Ахтуба» услуг по трансляции телепрограмм является экономически обоснованной. Комиссии пояснил, что филиалы устанавливают договорные цены на услуги, предоставляемые в 2007 г. самостоятельно. Однако договорная цена должна быть не ниже уровня экономически обоснованных затрат по данному виду услуги учетом нормативной прибыли. Себестоимость определяется в соответствии с «Методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи», утвержденной приказом ФСТ России от 09.06.2006г. № 122-с/1 (далее также – Методика расчета). Между тем, также предусмотрено, что уровень рентабельности услуг, предоставляемых по договорным ценам, должен быть не менее 25%.

            Приказом Генерального директора ФГУП «РТРС» от 15.06.2009г. № 108 был утвержден порядок определения расчета стоимости услуг по эфирной трансляции телерадиопрограмм, не относящихся к общероссийским, услуг связи и прочих услуг, предоставляемых филиалами ФГУП «РТРС». В соответствии с п. 2.1. вышеуказанного порядка стоимость услуг определяется как сумма себестоимости предоставления услуг и нормативной прибыли (рентабельности). Уровень рентабельности может быть установлен в размере, установленной Филиалом по результатам маркетинговых исследований рынка аналогичных услуг в регионе, но не ниже нормативной прибыли, рассчитанной Генеральной дирекцией ФГУП «РТРС» в соответствии с Методикой расчета. Тарифы, утвержденные ФСТ России ФГУП «РТРС» на оказание услуг по распространению общероссийских телепрограмм, не отражают реальную стоимость данных услуг, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от 24.06.2009г. № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» предусмотрено предоставление в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, телерадиовещательным организациям, осуществляющим вещание общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, субсидий на оплату предоставленных федеральным государственным унитарным предприятием Российская телевизионная и радиовещательная сеть».

            При таких обстоятельствах, Ответчик полагает, что в действиях ФГУП «РТРС» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

            Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления приходит к следующему.

   В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

   При этом согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

   В соответствии со ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

   Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

   1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

   2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

   Из материалов дела следует, что 07.02.2007 г. ФГУП «РТРС» Федеральной службе по надзору в сфере связи выдана лицензия № 49857 на оказание услуг связи для целей эфирного вещания сроком на 5 лет (до 07.02.2012 г.).

   08 февраля 2010 г. между Заявителем и Волгоградским «ОРТПЦ» был заключены договоры на оказание услуг связи № 42-23/5ТВ-ТО-10; № 03-08/5АТВ -10.

            Согласно договору 03-08/5АТВ-10 от 08.02.2010 Волгоградский ОРТПЦ оказывает услуги по эфирной трансляции телевизионных программ АНО «Телекомпания Ахтуба», с использованием передатчика мощностью 5 кВт на 8 метровом телеканале.

            Согласно договору №42-23/5ТВ-ТО-10 от 08.12.2010 Волгоградский ОРТПЦ оказывает услуги технического обслуживания оборудования АНО «Телекомпания Ахтуба» по обеспечению эфирной трансляции телевизионных программ на 23 дециметровом канале в соответствии с лицензией Федеральной службы по надзору в сфере связи № 49857 от 02.07.2007 г.,  с использованием передатчика мощностью 5 кВт, принадлежащего АНО «Телекомпания Ахтуба» и переданного Волгоградскому ОРТПЦ в аренду (Договор аренды оборудования № 64).

            В соответствии с п. 1.1 Договора аренды оборудования № 64 Арендодатель (АНО «Телекомпания Ахтуба») для осуществления лицензионного вещания телевизионной программы передает Арендатору (ФГУП «РТРС») на возмездной основе комплектное и исправное оборудование согласно Акту приема передачи.

            При этом Арендатор обязуется использовать оборудование в соответствии с договором № 42-23/5ТВ-ТО-10 от 08.02.2010 г. об оказании услуг по распространению программы телевизионного вещания и оплачивать его аренду (п. 1.2 Договора аренды оборудования № 64).  

Оказание услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания регулируются Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 785) (далее Правила).

   В соответствии с п. 38 Правил в договоре с вещателем на оказание услуг связи для целей телерадиовещания предусматривается обеспечение предоставления вещателю доступа к сети связи телерадиовещания оператора связи и (или) прием и передача сигнала телерадиопрограммы до пользовательского (оконечного) оборудования. Вещателю в договоре может быть предусмотрено оказание такой услуги связи для целей телерадиовещания, как доставка сигнала телерадиопрограммы до пользовательского (оконечного) оборудования с оплатой этой услуги за счет средств вещателя.

Таким образом, из системного толкования положений договора аренды оборудования № 64 и договора на оказание услуг связи № 42-23/5ТВ-ТО-10 от 08.02.2010 г. следует, что предметом договора № 42-23/5ТВ-ТО-10 от 08.02.2010 г. (также как и договора № 03-08/5АТВ-10 от 08.02.2010), является оказание ФГУП «РТРС» Заявителю услуг связи для целей телевизионного вещания.  При этом по договору №42-23/5ТВ-ТО-10 от 08.12.2010 соответствующие услуги  оказываются Волгоградским ОРТПЦ с использованием арендуемого у Заявителя оборудования.

            Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 18.05.2007 г. № 140 ФГУП «РТРС» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, из которого следует, что доля ФГУП «РТРС» на рынке оказания услуг по эфирной трансляции телевизионных и звуковых программ и передаче дополнительной информации в границах Российской Федерации превышает 50 процентов.

            Также в ходе рассмотрения дела № 11-01-10-04/168 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с п. 3.7. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией были подготовлены аналитические отчеты № 531 от 15.07.2011 г.; № 548  от 27.07.2011 года, на основании которого, в совокупности с материалами настоящего дела, Комиссия определила, что доля ФГУП «РТРС» на рынке обеспечения предоставления вещателю доступа к сети связи телерадиовещания оператора связи, оказывающего услуги связи на 8 метровом телевизионном канале и 23 телевизионном канале с мощностью эфирного передатчика 5 кВт на территории вещания г. Волгограда, составляет 100 %.

            Таким образом, положение ФГУП «РТРС» на рынке обеспечения предоставления вещателю доступа к сети связи телерадиовещания оператора связи, оказывающего услуги связи на 8 метровом телевизионном канале и 23 дециметровом телевизионном канале с мощностью эфирного передатчика 5 кВт на территории вещания г. Волгограда (на территории вещания АНО «Телекомпания Ахтуба», определенной согласно приложениям № 3 к выданным Заявителю лицензиям на эфирное вещание от 21.07.2010 г. № 16619; от 07.07.2010 г. № 16560) является доминирующим, в связи с чем Ответчик может являться субъектом нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

            Тарифы на услуги связи, в том числе предоставляемые с использованием технических средств ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», по распространению общероссийских телерадиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций утверждены Приказами Федеральной службы по тарифам России от 25 декабря 2007 года N 529-с/1, от 24 декабря 2008 года N 398-с/1. Приказом Федеральной службы по тарифам России № 522-с/2 от 24.12.2009 утверждены  коэффициенты к тарифам, вступившие в силу с 1 января 2010 года.

            Указанные приказы Федеральной службы по тарифам изданы в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации 24 октября 2005 года N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».

   Федеральной службой по тарифам  в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Методика расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи (Приказ от 09.06.2006 N 122-с/1).

   Подпунктом а) пункта 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации установлено, что государственное регулирование тарифов на услуги связи и государственный контроль осуществляются, в том числе, с целью  защиты экономических интересов пользователей услугами связи от необоснованного повышения тарифов на услуги связи. Таким образом, «Методика расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи» (Приказ Федеральной службы по тарифам от 09.06.2006 N 122-с/1), утвержденная в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливает  метод определения размеров необходимых расходов и прибыли для оказания услуг общедоступной электросвязи.

   Комиссией установлено отличие обжалуемых АНО Телекомпания Ахтуба тарифов по сравнению с тарифами, установленными ФСТ на аналогичные услуги по распространению общероссийских телепрограмм в абсолютной величине. А также установлена разница в величине изменения тарифов в сторону завышения обжалуемых тарифов.

 

Наименование

2007 год

2008 год

Рост 2008 к 2007

2009 год

Рост 2009 к 2008

2010 год

Рост 2010 к 2009

Передатчик 5 кВт 8 метровый телеканал

тариф ФСТ

308,90

308,90

1,0000

347,98

1,1265

380,69

1,0940

Телепрограммы АНО "Телекомпания Ахтуба"

350,35

385,39

1,1000

423,00

1,0976

487,00

1,1513

Индекс к тарифу ФСТ

113,42

124,76

 

121,56

 

127,93

 

Передатчик 5 кВт 23 дециметровый канал

тариф ФСТ

408,04

444,76

1,0900

451,16

1,0144

493,57

1,0940

Телепрограммы АНО "Телекомпания Ахтуба"

408,04

448,84

1,1000

566,00

1,2610

633,00

1,1184

Индекс к тарифу ФСТ

100,00

100,92

 

125,45

 

128,25

 

 

   Определением от 28.07.2011 г. об отложении рассмотрения дела № 11-01-10-04/168 о нарушении антимонопольного законодательства у Ответчика по делу было истребовано обоснование технологического различия услуг по эфирной трансляции телепрограмм, оказываемых Заявителю и общероссийским телерадиовещательном организациям.

   В ответ на определение ФГУП «РТРС» указало, что общероссийские телекомпании работают каждая на своем телевизионном канале. В этом случае сигнал конкретной телевизионной программы постоянно скоммутирован (подключен) к входу конкретного передатчика, т.е. на этом передатчике работает только один вещатель. В г. Волгограде на передатчике 8 ТВК работают 3 вещателя,  в числе которых АНО «Телекомпания Ахтуба» и МУП «Редакция телепрограммы Волгоградской городское телевидение». У каждого из вещателей свое лицензионное время. Поэтому техперсоналу ОРТПЦ приходится в цепи подачи сигнала телепрограмм дополнительно иметь устройство коммутации (переключения) и ежедневно осуществлять соответствующие переключения строго по времени, чтобы не нарушать лицензионные права каждого из вещателей. Указанное оборудование коммутации соответственно обслуживается как сменным, так и внесменным техперсоналом ОРТПЦ.

   Вместе с тем из представленного Ответчиком расчета затрат на обслуживание устройства коммутации следует, что в 2010 году затраты на обслуживание вышеуказанного устройства за 1 час работы составили 2,64 рубля, в 2011 году – 2,77 рублей, в то время как разница между стоимостью услуг, оказываемых ФГУП «РТРС» общероссийским телеващателям, и АНО «Телекомпания Ахтуба», значительно превышает размер вышеуказанных затрат.       

   Согласно ст. 6 ФЗ-135 «О защите конкуренции» - монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

Цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании проведенного Комиссией Управления анализа фактических данных, представленных Волгоградским  ОРТПЦ рост расходов 2010 года по сравнению с 2009 годом составил 5,35%, рост тарифов для АНО «Телекомпания Ахтуба» составил по 8 метровый телеканалу 15% по 23 дециметровому  каналу – 12%. При этом рост выручки и рост валовой прибыли превышают рост затрат на 6,7% и 128,2% соответственно.

 

Показатели на основании данных формы 2 к балансу Отчет о прибылях и убытках (единица измерения – руб.)

 

№строки формы 2

2009

2010

рост в %

выручка (факт)

10

219206

245612

12,05

себестоимость (факт)

20

207753

218859

5,35

Валовая прибыль(факт)

29

11453

26753

133,59

Рентабельность в %

 расчет

5,5

12,2

В 2,2 раза

рост выручки к росту себестоимости

расчет 

 

 

6,70

рост прибыли к росту себестоимости

 расчет

 

 

128,24

 

Проанализировав плановые показатели, характеризующие размер необходимых расходов и доходов сделаны следующие выводы:

Заложенный в расчете рассматриваемых тарифов размер рентабельности превышает, запланированный в целом по Волгоградскому ОРТПЦ более чем в 2 раза. 

Данные по основным показателям деятельности Волгоградского ОРТПЦ (на основании управленческого учета «Бюджет доходов  и расходов Волгоградского ОРТПЦ») за 2009-201-гг.:

Сравнительный анализ основных показателей деятельности Волгоградского ОРТПЦ (руб.)

 

2009 год

2010 год

Бюджет доходов и расходов (плановые показатели - расчет необходимых)

доходы от реализации услуг, из них

214728,00

238951,00

доходы от эфирной трансляции телепрограмм

102731,00

116015,00

удельный вес, в %

48

49

в том числе

 

 

ТВ по централизованным договорам

93507,00

107510,00

Удельный вес, в %

44

45

Коммерческие телеканалы

9224,00

8507,00

удельный вес

0,04

0,04

прочие услуги связи

1012,00

3543,00

удельный вес, в %

0,5

1

Затраты

196477,00

218451,00

в том числе

 

0,00

по основной деятельности

195753,00

217396,00

Валовая прибыль

18248,00

20499,00

Рентабельность в %

8,50

8,58

 

При плане рентабельности по филиалу в 9% в 2010 году получена рентабельность 12,2%. При этом при расчете обжалуемых тарифов применялась рентабельность 25%. Однако, такой уровень рентабельности был предусмотрен в 2007 г. и установлен письмом ФГУП РТРС № ТФ-1/1036 от 01.02.2007 г. (копия предоставлена ответчиком с сопроводительным письмом от 25.02.2011 на запрос Управление), то есть до вступления в силу приказа ФГУП РТРС от 15.06.2009 г. № 108 «Об утверждении Порядка расчета стоимости услуг по эфирной трансляции телерадиопрограмм, не относящихся к общероссийским, услуг связи и прочих услуг, предоставляемых филиалами РТРС». В частности, п. З.16 указанного Порядка установлено, что уровень рентабельности, используемый при расчете стоимости услуг по эфирной трансляции телерадиопрограмм, не относящихся к общероссийским, может быть установлен в размере, установленном филиалом по результатам маркетинговых исследований рынка аналогичных услуг в регионе, но не ниже нормативной прибыли, рассчитанной Генеральной дирекцией ФГУП «РТРС» в соответствии с Методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи, утвержденной Приказом ФСТ России от 09.06.2006 г. № 122-с/1. При этом письмом ФГУП «РТРС» от 09.07.2009г. размер нормативной прибыли с 01.07.2009г установлен не ниже 11% в соответствии с Порядком расчета, утвержденным Приказом ФГУП «РТРС» от 15 .06.2009г. Согласно письма ФГУП «РТРС» от 28.06.2010 г. № АП-11/13985 уровень рентабельности услуг, предоставляемых по договорным ценам, не может быть менее 10 %.  

Однако, несмотря на это, в расчете стоимости 1 часа на 2010 год в строке рентабельность, указано 25% для города Волгограда, на 2011 год - 20%. Аналогичные урони рентабельности заложены при расчете затрат на обслуживание устройства коммутации (переключения). Вместе с тем данные генеральной дирекции ФГУП РТРС об установлении уровня рентабельности в 2011г Ответчик не предоставил, а предоставил только копию письма от 02.11.10 № АП-1 1/27080 «О стоимости услуг в 2011», в котором первым заместителем Генерального директора по экономике и финансам А.Ю. Поповым, допускается повышение в 2011г стоимости нерегулируемых услуг РТРС на уровне 10% по отношению к ценам 2010г.

При рассмотрении дела у представителя Ответчика запрашивалась информация о результатах проводимых маркетинговых исследований, на что был получен ответ, что уровень рентабельности для стоимости услуги по эфирной трансляции телепрограмм не общероссийских вещателей за 2009-2010 года устанавливался и рассчитывался на указаний по филиалам РТРС (вх. № 5896 от 10.08.2011 г.). При этом как следует из пояснений Ответчика, вышеуказанные маркетинговые исследования не проводились. 

Ответчиком не представлены расчеты обоснованием уровня рентабельности в размере 25% в 2010г, а также не представлено обоснование превышения увеличения уровня рентабельности на 14% над установленным Генеральной дирекцией ФГУП «РТРС» уровнем рентабельности в 2010 году в размере 11%.

В 2011г. уровень рентабельности для города Волгограда установлен на уровне 20%, вместе с тем обоснование установленному уровню рентабельности представлено не было.

Довод Ответчика о том, что утвержденные ФСТ России тарифы на распространение общероссийских телепрограмм не отражают реальную стоимость оказываемых ответчиком услуг, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от 24.06.2009 г. № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» предусмотрено предоставление субсидий телерадиовещательным организациям, осуществляющим вещание общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на оплату услуг ФГУП «РТРС», не может быть признан обоснованным, поскольку выше обозначенный Указ Президента не имеет отношения к рассматриваемой жалобе АНО «Телекомпания Ахтуба» и товарному рынку г. Волгограда по трансляции телепрограмм.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Ответчиком были представлены расчеты стоимости одного часа работы для телевизионных передатчиков на 2010-2011 гг. В строке «оплата труда» вышеуказанных расчетов столбец «расчет затрат» в качестве обоснования численности обслуживающего персонала приводится приказ Министерства связи (МС) СССР от 08.08.90 № ГК-6/2595-12, несмотря на то, что приказа с таким номером не существовало, а действовало письмо, которое был отменено приказом Министерства информационных технологий и связи № 2 от 10.01.2006 г. «О признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Министерства связи СССР».

Таким образом, расчет количества обслуживающего персонала произведен на основе утратившего силу документа и является необоснованным.

В соответствии с лицензией на вещание заявителя, объём вещания на 23 дМ канале в неделю составляет 126 часов, вещание сверх этого количества часов незаконно, поскольку является нарушением лицензионных условий и может повлечь за собой аннулирование лицензии. Однако в расчете стоимости 1 часа работы, в строке расходы на оплату труда ответчиком, при выведении необходимого количества штатных единиц, указано, что обслуживание осуществляется круглосуточно. Таким образом, обслуживающий персонал выполняет одну и ту же работу круглосуточно, невзирая на лицензионные ограничения заявителя, но за счет последнего.

Хотя для передатчика 8М канала, также указан объем времени занятости обслуживающего персонала круглосуточно, как следует из названия расчета, однако в таблице-расчете  указано 6,25 часа, исходя из фактического времени вещания муниципального телевидения Волгограда и Ответчика, поскольку все остальное время на этой частоте с использованием этого же передатчика вещает ВГТРК.

Если же исходить из фактического времени вещания, то строка затрат на оплату труда по обслуживанию 5кВт дециметрового передатчика на 2010 год должна выглядеть так (используя нормы по обслуживанию предоставленные ответчиком со ссылкой на письмо Министерства связи (МС) СССР от 08.08.90 № ГК-6/2595-12):

1.6 чел/час* 18 часов*30,4 (ср. число календарных дней в месяце)!1 65,08 (ср часовая месячная норма)* 1 ,585,7Зед. * 16500 ср. оплата* 12мес=1 134540 рублей.

Разница с расчетами ответчика составит 372240 руб. Это в свою очередь повлияет на начисления на оплату труда, которые составят не 394776,36 руб. а 297249,48 руб. Разница составит 97526,88 руб.

В расчете предоставленным Ответчиком содержится ошибка, выразившаяся в том, что если подсчитать по приведенной ответчиком формуле ФОТ в год, на обслуживание передатчика, то итоговая сумма 1506780 рублей в год, которую ответчик указал в своем расчете, не получится, так как фактически получится 2212242 рубля:

1.6 чел/час*24часа*З0,4/165,08* 1,58=5,73 ед.* 16500 ср.оплата* 1 2мес=22 12242.

Т.е. разница между указанным ФОТ и фактически получившимся составляет 705462 рубля. Получившаяся цифра свидетельствует о необоснованности  представленных расчетов стоимости 1 часа услуги Волгоградского ОРТПЦ.

Далее, в расчете указано, что средняя заработная плата цеха УКВ составляет 16500р. Если же подсчитать среднюю заработную плату сотрудников цеха УКВ по предоставленному ответчиком штатного расписания за 2010г., то получится, что количество ставок составляет 33, а средняя заработная плата составит 10574,24 рублей, т.е. завышение средней заработной платы в расчетах составляет на 56%.

Передатчик ТТU5ООО/ТТU5ООО-DD для 23дМ канала был приобретен заявителем в сентябре 2009г и передан ответчику в аренду в январе 2010г. Однако согласно расчету ответчика, на ремонт и запасные части для передатчика заложено 41 637,32 рубля. Претензий по качеству переданного в аренду оборудования, ответчик заявителю не предъявлял. Сумма затрат на приобретение запасных частей сложилась исходя из фактических затрат на приобретение материалов, используемых при оказании услуг связи или предоставления аналогичной услуги в уже сложившейся практике филиала, к ФОТ основного производственного персонала (п. 3.5 Порядка расчета стоимости услуг по эфирной трансляции телерадиопрограмм, не относящихся к общероссийским, услуг связи и прочих услуг, предоставляемых филиалами РТРС). Исходя из вышеизложенного, статью затрат на запасные части на 2010 г. можно считать необоснованной поскольку и ФОТ подсчитан неправильно.

Согласно Постановлению Правительства от 24 октября 2005 г. № 637 утвержден перечень услуг, регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке РФ осуществляет ФСТ. В п. 4 вышеуказанного  Постановления указано распространение общероссийских телерадиопрограмм.

Согласно п. 3 Постановления Правительства от 24.10.2005 г. № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи»  Федеральной службе по тарифам необходимо обеспечить:

- доведение в 2005 - 2007 годах размера тарифов на регулируемые услуги общедоступной электросвязи (кроме универсальных услуг связи) до уровня, обеспечивающего компенсацию экономически обоснованных затрат и возмещение нормативной прибыли, а также переход не позднее 1 января 2008 г. к регулированию тарифов на услуги общедоступной электросвязи по методу предельного ценообразования;

- доведение в 2005 - 2008 годах размера тарифов на регулируемые услуги общедоступной почтовой связи до уровня, обеспечивающего компенсацию экономически обоснованных затрат и возмещение нормативной прибыли.

Согласно приказу ФСТ России «Об утверждении тарифов на услугу связи по распространению (трансляции) общероссийских телепрограмм в аналоговом формате» от 21.12.2009 размер тарифа на оказание услуг связи на 5кВт дециметровом передатчике составлял 533,06 рублей, и на 5кВт метровом передатчике 411,15 рублей.

Учитывая, что тариф ФСТ уже содержит возмещение не только издержек, но и нормативной прибыли, то Ответчик, завысил стоимость предоставляемой услуги в 2010 году на 5 кВт метровом передатчике на 75,85 рубля за 1 час, что при объёме вещания АНО «Телекомпания Ахтуба» на 8М канале в количестве 471 час составит 35725,35 рубля.

На 5 кВт дециметровом передатчике стоимость услуги завышена при объеме вещания 6506 часов в год на 99,94 рубля за 1 час, что составит за год 650209,64 рубля. Фактическую себестоимость услуги из представленных ответчиком расчетов выяснить нельзя, поскольку имеется существенное расхождение в расчетах. Ввиду того, что тарифы ФСТ России рассчитываются по регионам и согласно им обеспечивается распространение общероссийских телеканалов, что не оспаривается ФГУП РТРС, то себестоимость оказания услуг для не общероссийских вещателей не может быть выше.

            Удельный вес выручки полученной от реализации услуг коммерческим организациям составляет:

По эфирной трансляции – 4% в 2009 и 2010 году.

По прочим услугам связи в 2009 году 0,5%, в 2010 году -1%.

Таким образом, доходы от оказания услуг коммерческим организациям никаким образом не могут повлиять на финансовый результат филиала. Основным источником доходов является реализация услуг по регулируемым государством ценам.

Таким образом, обоснованными ценами на эфирную трансляцию не общероссийских телепрограмм можно признать тарифы, установленные ФСТ России для распространения общероссийских телепрограмм, увеличенные на сумму затрат по обслуживанию устройства коммутации (переключения).

     В настоящее время тарифы на распространение общероссийских телепрограмм утверждены Приказом ФСТ России от 21.12.2010 г. №  458-с/1 «Об утверждении тарифов на услугу связи по распространению (трансляции) общероссийских телерадиопрограмм в аналоговом формате» и составляют 460,24 рублей за 1 час вещания с использованием радиопередающих ТВ станции метрового диапазона волн мощностью 5 кВт и 680,59 рублей за 1 час вещания с использованием радиопередающих ТВ станции дециметрового диапазона волн мощностью 5 кВт.

         На момент заключения договоров № 03-08/5АТВ-10; № 42-23/5ТВ-ТО-10 (08 февраля 2010 года) тарифы на вещание общероссийских телепрограмм с использованием радиопередающих ТВ станции метрового диапазона волн мощностью 5 кВт составляли 426,15 рублей за 1 час; с использованием радиопередающих ТВ станции дециметрового диапазона волн мощностью 5 кВт – 268 рублей за 1 час (Приказы ФСТ России от 24.12.2008 г. № 398-с/1 и от 24.12.2009 г. № 522-с/2).

При таких обстоятельствах, установление ФГУП «РТРС» цены на оказание услуг по трансляции телепрограмм и техническому обслуживанию в размере 487 рублей 00 коп. без НДС за 1 час по договору № 03-08/5АТВ -10; 633 рублей 00 коп. без НДС за 1 час по договору № 42-23/5ТВ-ТО-10 являлись монопольно высокими, существенно превышающими сумму необходимых для оказания соответствующих услуг связи расходов и прибыли,  что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является недопустимым.

Вместе с тем Комиссия Управления, определив разумную цену на оказание услуг по распространению не общероссийских телепрограмм в размере тарифов, установленных ФСТ России для распространение общероссийских телепрограмм, не находит оснований для удовлетворения ходатайства об изменении условий договоров на оказание услуг связи.

   Так, в соответствии с п. 6.1. Постановления Пленума ВАС РФ тот 03.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» если антимонопольным органом определена справедливая, по его мнению, цена какого-либо вида товаров, обращающихся на товарном рынке, эта цена носит рекомендательный характер, не является обязательной к применению конкретными хозяйствующими субъектами, поскольку Законом о защите конкуренции не установлено иное.

   Таким образом, выдача предписания по установлению конкретной цены на оказываемую услугу находится за пределами компетенции Управления, в связи с чем ходатайство Заявителя об изменении условий договоров в части стоимости услуг удовлетворению не подлежит.

   На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

РЕШИЛА

1. Признать ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (109012, г. Москва, ул. Никольская, д. 7) нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (109012, г. Москва, ул. Никольская, д. 7) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранения нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Передать материалы дела №11-01-10-04/168 соответствующему должностному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны