Решение б/н О признании ОАО «Волгоградэнергосбыт» нарушившим п.9 ч.1 ст... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 11-01-10-04/695

о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 28 декабря 2011 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела № 11-01-10-04/695 о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденная Приказом Руководителя Волгоградского УФАС от 28 ноября 2011 года № 818 в составе:

П.И. Мироненко - руководителя Управления;

А.В. Гаджиевой – заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления;

Г.В. Кочетова – государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,

в присутствии

от Заявителя – Федоричев С.С.  (доверенность № 47 от 12.12.2011 г.), Чечин Н.Б. (доверенность № 42 от 12.12.2011 г.), Борисов М.В. (доверенность № 41 от 12.12.2011 г.);

от Ответчика по делу – Гутник М.Ю. (доверенность № 85/1 от 19.08.2011 г.), Кострова Е.П. (доверенность № 12/1 от 19.08.2011 г.)

рассмотрев дело № 11-01-10-04/695 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Волгоградэнергосбыт»  (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, 14)  ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) поступило заявление ООО «Волгоградоблэлектросбыт» (далее также – ООО «ВОЭС», Заявитель) с жалобой на неправомерные действия ОАО «Волгоградэнергосбыт» (далее также – Общество, Ответчик), выразившиеся в воспрепятствовании Заявителю в доступе на оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее также – ОРЭМ) (вх. от 12.10.2011 г. № 7430).

В обоснование своих требований Заявитель указал, что ООО «ВОЭС» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Волгоградской области в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Волгоградоблэлектро», электрических сетей потребителей, присоединенных к сетям ОАО «Волгоградоблэлектро», и электрических сетей субабонентов ОАО «Волгоградоблэлектро».

С 01.01.2012 г. ООО «ВОЭС» планирует приобретать электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее – ОРЭМ), для чего Заявителю необходимо осуществить комплекс мероприятий по получению права на участие в торговле электрической энергии на ОРЭМ.

Планируя поставлять электроэнергию с оптового рынка в сечении ООО «Волгоградоблэлектросбыт» и ОАО «Волгоградэнергосбыт», руководствуясь Положением о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (утверждено 26 ноября 2009 года Протоколом № 30/2009 заседания Наблюдательного совета НП «Совет рынка»), ООО «ВОЭС», письмом № 542 от 03.05.2011 г. направило на согласование смежному субъекту ОРЭМ – «Волгоградэнергосбыт» перечни средств измерений для целей коммерческого учета (далее также – ПСИ) по всей зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, проведения которого является необходимым условием для согласования ООО «ВОЭС» с организациями коммерческой инфраструктуры ОРЭМ групп точек поставки, в отношении которых Заявитель в последующем будет приобретать электроэнергию на ОРЭМ.

Письмом от 31.05.2011 г. № 89-08/2007 ОАО «Волгоградэнергосбыт» отказало ООО «ВОЭС» в согласовании ПСИ, мотивируя отказ тем, что Заявитель не является гарантирующим поставщиком, соответственно, лишен зоны своей деятельности, и, поэтому, на ООО «ВОЭС» не распространяются положения Правил оптового рынка электрической энергии и мощности.

Посчитав отказ ОАО «Волгоградэнергосбыт» от согласования ПСИ не законными, ООО «ВОЭС» обратилось в Управление, просит признать ОАО «Волгоградэнергосбыт» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения заявления ООО «ВОЭС», на основании приказа руководителя Управления от 28.11.2011 г. № 818, по признакам нарушения ОАО «Волгоградэнергосбыт» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2011 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было возбуждено дело № 11-01-10-04/695 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела ООО «ВОЭС» поддержало изложенные в заявлении доводы, считает, что в действиях ОАО «Волгоградэнергосбыт» имеется нарушение антимонопольного законодательства.

Общество с наличием в действиях ОАО «Волгоградэнергосбыт» нарушения антимонопольного законодательства не согласно по доводам, изложенным в письменных пояснениях (письмо от 08.12.2011 г. № 89-10/1176).  

Рассмотрев материалы дела и выслушав лиц, участвующих в деле, Управление приходит к следующему.

   В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

   При этом согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Из материалов дела следует, что ООО «ВОЭС» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Волгоградской области в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Волгоградоблэлектро», электрических сетей потребителей, присоединенных к сетям ОАО «Волгоградоблэлектро», и электрических сетей субабонентов ОАО «Волгоградоблэлектро» (Постановление УРТ Администрации Волгоградской области от 12.10.2006 г. № 15/2; выписка № 319 из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности).

Статус гарантирующего поставщика получен Заявителем в соответствии с подп. «б» п. 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2006 г. № 530) (далее – Основные положения функционирования розничных рынков).

   В соответствии с п. 40 Основных положений функционирования розничных рынков в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 настоящего документа организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки (за исключением случаев, когда такая организация осуществляет функции гарантирующего поставщика на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем либо на территории Амурской области, Приморского края, Хабаровского края, Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области), эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 г.

   Согласно п. 17 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 г. № 643), действовавших до 01 января 2010 г., организации, предоставившие организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 настоящих Правил, и согласовавшие с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

   В соответствии с п. 18 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 г. № 643) федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс), принимает решения об установлении подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на поставку и индикативных цен на покупку электрической энергии и мощности (далее - тарифные решения) и решения об определении прогнозных объемов производства (потребления) электрической энергии и (или) мощности в согласованных в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил группах точек поставки (в том числе условных) (далее - балансовые решения) в отношении субъектов оптового рынка - гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и энергоснабжающих организаций, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей.

   Согласно п. 19(1) Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 г. № 643)  субъекты оптового рынка, указанные в пунктах 18 и 18(1) настоящих Правил, могут участвовать в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке только при наличии принятых в их отношении по соответствующим группам точек поставки балансовых решений, предусмотренных пунктами 18 и 18(1) настоящих Правил, вступивших в силу.

   Во исполнение п. 40 Основных положений функционирования розничных рынков, ООО «ВОЭС» были совершены определенные действия, направленные на получения статуса субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности.

   07.04.2008 г. ООО «ВОЭС» было включено в реестр субъектов ОРЭМ под регистрационным номером 2.3.0268 (Свидетельство НП «АТС» от 07.04.2008 г.). Также ООО «ВОЭС» были согласованы и отнесены к узлам расчетной модели группы точек поставки (ГТП), что подтверждается Актом о согласовании ГТП от 29.02.2008 г.

   Вместе с тем ООО «ВОЭС» не было включено ФСТ России в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации, в связи с чем Заявитель не смог приобретать электрическую энергию на ОРЭМ.

   В соответствии с п. 2.6.7.1 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (утв. 26 ноября 2009 года Протоколом № 30/2009 заседания Наблюдательного совета НП «Совет рынка») (далее – Положение о реестре) допускается регистрация в торговой системе оптового рынка акта о согласовании ГТП, согласованного в установленном Положением порядке в течение не более двух периодов регулирования, предшествующих периоду регулирования, в котором осуществляется указанная регистрация.

   В связи с тем, что полученный ООО «ВОЭС» акт о согласовании ГТП от 29.02.2008 г. не был в течение двух периодов регулирования зарегистрирован в торговой системе оптового рынка (что следует из письма ОАО «АТС» от 20.04.2011 г. № 01-02/11-5932), в мае 2011 года Заявителю, для получения доступа на ОРЭМ, потребовалось повторно проходить процедуру согласования групп точек поставки на оптовом рынке электрической энергии.

В целях получения доступа на ОРЭМ, планируя поставлять электроэнергию с оптового рынка в сечении ООО «Волгоградоблэлектросбыт» и ОАО «Волгоградэнергосбыт», руководствуясь Положением Реестре, ООО «ВОЭС», письмом № 542 от 03.05.2011 г. направило на согласование смежному субъекту ОРЭМ – «Волгоградэнергосбыт» перечни средств измерений для целей коммерческого учета (далее – ПСИ) по всей зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, проведения которого является необходимым условием для согласования ООО «ВОЭС» с организациями коммерческой инфраструктуры ОРЭМ групп точек поставки, в отношении которых Заявитель в последующем будет приобретать электроэнергии на ОРЭМ.

Получив 03.05.2011 г. от ООО «ВОЭС» ПСИ для согласования, ОАО «Волгоградэнергосбыт» письмом от 11.05.2011 г. № 89-16/1683 запросило у ООО «ВОЭС» следующие документы:

  1. копию технорабочего проекта Автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ);
  2. однолинейные схемы присоединения к внешней электрической сети в сечении ОАО «Волгоградэнергосбыт» - ООО «Волгоградоблэлектросбыт»;
  3. акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон по точкам приема электрической энергии в сети ОАО «Волгогорадоблэлектро».

    Письмом от 13.05.2011 г. № 605 ООО «ВОЭС» сообщил, что у Заявителя отсутствует возможность представить акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон по точкам приема электрической энергии в сети ОАО «Волгогорадоблэлектро», в связи с их отсутствием у «ВОЭС».

    Также ООО «ВОЭС» сообщило, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность представлять копию технорабочего проекта АИИС КУЭ для согласования ПСИ со смежным субъектом ОРЭМ.

    В ответ ОАО «Волгоградэнергосбыт» указало ООО «ВОЭС» (письмо от 31.05.2011 г. № 89-08/2007), что в соответствии с п. 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530) (далее – Основные положения) ООО «Волгоградоблэлектросбыт» обязано было получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей его зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, не позднее 1 января 2010 года. В связи с тем, что данное требование Основных положений ООО «ВОЭС» выполнено не было, Заявитель может осуществлять свою деятельность на ОРЭМ как независимая энергосбытовая организация и на нее не распространяются положения Правил оптового рынка электрической энергии и мощности  (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.010 г. № 1172), а также договора присоединения к торговой системе оптового рынка и приложений (регламентов) к нему в части формирования групп точек поставки электроэнергии на ОРЭМ по внешней границе балансовой принадлежности электрических сетей той сетевой организации, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства конечных потребителей, находящихся на обслуживании ООО «ВОЭС» на розничном рынке электроэнергии.

   ОАО «Волгоградэнергосбыт» указал, что в соответствии с п. 35 Правил Оптового рынка субъекты оптового рынка регулярно представляют в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие соответствие требованиям к субъектам оптового рынка, установленным настоящими Правилами.

   Согласно п. 24 Правил оптового рынка группы точек поставки энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, обслуживающей на розничном рынке потребителя (потребителей) электрической энергии и (или) мощности и (или) сетевую организацию (сетевые организации), должны располагаться на границе балансовой принадлежности потребителей (сетевых организаций), в интересах которых энергосбытовая (энергоснабжающая) организация осуществляет куплю-продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и субъектов электроэнергетики и (или) иных потребителей, в интересах которых купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке осуществляется данной энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией или другим участником оптового рынка.

   Как указал ОАО «Волгоградэнергосбыт», при таких обстоятельствах Заявителю необходимо включить в ПСИ точки поставки, расположенные на границе балансовой принадлежности между потребителями, в интересах которых ООО «ВОЭС» будет осуществлять куплю-продажу электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и сетями ОАО «Волгоградоблэлектро». В представленных же Заявителем на согласование в ОАО «Волгоградэнергосбыт» ПСИ указанные сведения отсутствуют, что не соответствует вышеуказанным требованиям Правил оптового рынка и исключает возможность их согласования со стороны ОАО «Волгоградэнергосбыт».

   Получив письмо ОАО «Волгоградэнергосбыт» 31.05.2011 г. № 89-08/2007, Заявитель обжаловал действия (бездействия) Ответчика в Конфликтную Комиссию при Наблюдательном совете НП «Совет рынка» (письмо ООО «ВОЭС» от 21.06.2011 г. № 796).

   Решением Конфликтной комиссией от 28.07.2011 г. действия (бездействия) ОАО «Волгоградэнергосбыт» по отказу от согласования перечней средств измерений признаны не соответствующими правилам оптового рынка и препятствующими доступу ООО «ВОЭС» на оптовый рынок.

   После принятия Конфликтной комиссией решения от 28.07.2011 г. Заявитель и Ответчик вступили в стадию согласования перечней средств измерения, которая продолжается и в настоящее время, что следует из представленных Ответчиком письменных пояснений и переписки между ООО «ВОЭС» и Обществом.   

   Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка обеспечивают следующие организации: саморегулируемая организация - совет рынка; коммерческий оператор оптового рынка; иные организации, на которые в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка советом рынка возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры.

   Согласно ч. 3 ст. 33 Закона об электроэнергетике Совет рынка осуществляет функции по определению порядка ведения и ведению реестра субъектов оптового рынка, принятию решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка.

   26 ноября 2009 года Протоколом № 30/2009 заседания Наблюдательного совета НП «Совет рынка» утверждено Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (далее – Положение о реестре).

   Согласно п. 2.2 Положения о реестре и п. 23 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1172) в число мероприятий технического характера, проведение которых является необходимым условием для получении статуса субъекта оптового рынка, входит согласование с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, с использованием которой организация планирует участвовать в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке (получение акта о согласовании ГТП и их отнесении к узлам расчетной модели).

            В соответствии с п. 2.5.8 Положения о реестре Заявитель, имеющий намерение получить статус субъекта оптового рынка электроэнергии – участника обращения электрической энергии на оптовом рынке в качестве энергоснабжающей организации и (или) гарантирующего поставщика, для согласования ГТП потребления и отнесения их к узлам расчетной модели дополнительно к документам, перечисленным в п. 2.5.1 настоящего Положения, предоставляет  документы, предусмотренные данным пунктом.

            Согласно подп. 2 п. 2.5.8 Положения о реестре по каждому сечению с ГТП смежных субъектов оптового рынка электрической энергии Заявитель, в том числе, обязан представить перечни средств измерений (ПСИ) для целей коммерческого учета по точкам поставки, входящим в сечение, заверенные подписью уполномоченного представителя и печатью Заявителя, согласованные со смежными субъектами оптового рынка (по формам 19, 20, указанным в Приложении 1 к настоящему Положению). Количество экземпляров перечней средств измерений должно соответствовать количеству согласующих сторон. Требования к оформлению и предоставлению перечней средств измерений для целей коммерческого учета даны в Приложении 3 к настоящему Положению.

            Из п. 2.6.1 Положения о реестре следует, что согласование ГТП и их отнесение к узлам расчетной модели (далее – согласование ГТП) организует КО в срок не более 39 (тридцати девяти) рабочих дней с момента получения документов Заявителя, в том числе и предусмотренных п. 2.5.8 настоящего Положения.

            Таким образом, согласование перечней средств измерений для целей коммерческого учета электроэнергии со смежным субъектом оптового рынка является обязательным условием согласования ГТП, что в свою очередь необходимо для получения статуса субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности.

            Согласно п. 6.5 Регламента коммерческого учета электрической энергии и мощности – Приложение № 11 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка (утв. 14 июля 2006 года (Протокол № 96  заседания Наблюдательного совета НП «АТС») смежные с заявителем Участники оптового рынка (ФСК) обязаны независимо от наличия Акта согласования групп точек поставки и отнесения их к узлам расчетной модели согласовать Перечни средств измерений для целей коммерческого учета в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия предоставленных Перечней средств измерений для целей коммерческого учета требованиям приложения 3 к Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка.

            Вместе с тем в письмах ОАО «Волгоградэнергосбыт» от 11.05.2011 г. № 89-16/1683; 31.05.2011 г. № 89-08/2007, которым ООО «ВОЭС» было отказано в согласовании ПСИ, не содержаться указаний на несоответствие представленных Перечней средств измерения требованиям Приложения № 3 к Положению о реестре, в связи с чем отказ от согласования не соответствует требованиям Регламента коммерческого учета электрической энергии и мощности.

            Основания для отказа в согласовании ПСИ, изложенные в письме от 31.05.2011 г. № 89-08/2007 (утрата ООО «ВОЭС» статуса гарантирующего поставщика; неправильное определение групп точек поставки) является не обоснованным по следующим основаниям.

   Согласно п. 1.1.1 Административного регламента исполнения государственной функции Федеральной службы по тарифам по формированию и ведению Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности (утв. Приказом ФСТ России от 24.11.2008 г. № 423-э) (далее – Административный регламент) государственная функция по формированию и ведению Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности (далее – государственная функция) исполняется Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России).

   В соответствии с п. 1.3.1 Административного регламента государственная функция включает в себя:

- включение организации в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности (далее - Реестр);

- исключение организации из Реестра;

- внесение изменений в Реестр;

- выдача выписок из Реестра.

   Реестр представляет собой единую информационную базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию об организациях (юридических лицах), которым в установленном Правилами порядке присвоен статус гарантирующего поставщика, а также о зонах и сроках их деятельности в качестве гарантирующих поставщиков. ФСТ России вправе изменять или дополнять перечень и содержание информации, содержащейся в Реестре.

   Формирование и ведение Реестра осуществляются путем внесения в единую информационную базу данных сведений об организациях, получивших статус гарантирующего поставщика, о зонах и сроках их деятельности в качестве гарантирующего поставщика, обновления этих сведений, исключения указанных сведений из базы данных по форме, приведенной в приложении N 9 к настоящему Регламенту (п. 3.1.2 и п. 3.1.3 Административного регламента).

   Согласно п. 3.1.4 Административного регламента при формировании Реестра учитываются сведения, предоставляемые Уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

   об организациях, которые направили заявление об отказе от статуса гарантирующего поставщика;

   об организациях, которым отказано в присвоении статуса гарантирующего поставщика с указанием причин такого отказа;

   об организациях, которые лишены статуса гарантирующего поставщика (приложение N 10 к настоящему Регламенту).

   На территории Волгоградской области таким уполномоченным органом является Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (Постановление Администрации Волгоградской области от 05.10.2006 г. № 1216 «О регулировании деятельности гарантирующих поставщиков»).

   Согласно п. 3.4.3 Административного регламента основанием для рассмотрения вопроса об исключении организации из Реестра является соответствующее заявление (обращение) Уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об исключении организации в соответствии с приложением N 3 к настоящему Регламенту, а также иные документы, полученные от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и (или) физических лиц, иных источников информации, свидетельствующие о лишении организации статуса гарантирующего поставщика (отмены согласования границ зоны деятельности).

   К заявлению (обращению) должны быть приложены обосновывающие документы, предоставляемые по вопросу исключения организации из Реестра, а именно (в том числе) надлежащим образом заверенная копия решения Уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о внесении изменений в решение в части лишения статуса гарантирующего поставщика (отмены согласования границ зоны деятельности).

   При этом согласно п. 57 Основных положений функционирования розничных рынков уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 10 дней с даты принятия решения о смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика в какой-либо зоне деятельности, или об изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков в порядке и случаях, которые установлены настоящим документом, уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов в целях внесения соответствующих изменений в федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.

   Таким образом, принятие решений о признании организации утратившей статус гарантирующего поставщика относится к исключительной компетенции уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и поскольку УРТ администрации Волгоградской области до настоящего времени не приняло решение об отмене согласования границ зон деятельности ООО «Волгоградоблэлектросбыт», последний остается гарантирующим поставщиком в зоне своей деятельности, а довод ОАО «Волгоградэнергосбыт» об утрате ООО «ВОЭС» статуса гарантирующего поставщика является необоснованным.

   Довод ОАО «Волгоградэнергосбыт» о том, что Заявителю необходимо включить в ПСИ по точкам поставки в сечении ОАО «Волгоградэнергосбыт» - ООО «Волгоградоблэлектросбыт» точки поставки, расположенные на границе балансовой принадлежности между потребителями, в интересах которых ООО «ВОЭС» будет осуществлять куплю-продажу электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и сетями ОАО «Волгоградоблэлектро», также подлежит отклонению.

            Так, в соответствии с п. 1.1.5 Положения о реестре группа точек поставки (ГТП) – определяемые Системным и Коммерческим операторами в соответствии с настоящим Положением одна или несколько точек поставки электроэнергии, относящиеся к одному узлу расчетной модели и (или) к единому технологически неделимому энергетическому объекту, ограничивающие территорию, в отношении которой купля–продажа электрической энергии (мощности) на оптовом рынке осуществляются только данным Участником оптового рынка, и используемые для определения и исполнения Участником оптового рынка обязательств, связанных с поставкой и оплатой электрической энергии (мощности).

            Порядок согласования ГТП, а также устранение замечаний в заявленной к согласованию Заявителем ГТП регулируется п. 2.6 Положения о реестре, который не предусматривает участия смежного субъекта оптового рынка в вышеуказанных процедурах.

            Таким образом, ОАО «Волгоградэнергосбыт», необоснованно отказало ООО «ВОЭС» в согласовании представленных перечней средств измерений, создав тем самым, препятствия доступу ООО «ВОЭС» на оптовый рынок электрической энергии и мощности.

   Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

   Согласно аналитическому отчету № 638 от 04.05.2011 г. по результатам проведения анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) Волгоградской области доля ОАО «Волгоградэнергосбыт» на розничном рынке электрической энергии (мощности) в административных границах Волгоградской области, за исключением зон, соответствующих зонам деятельности других гарантирующих поставщиков, в 2010 году составила 63,2%.

   Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции ОАО «Волгоградэнергосбыт» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии.

   Из материалов дела следует, что ООО «ВОЭС», являясь гарантирующим поставщиком в границах зоны своей деятельности, в целях обеспечения снабжения потребителей, заключивших с первым договоры энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) электроэнергией, в свою очередь, приобретает электрическую энергию на розничном рынке электрической энергии у ОАО «Волгоградэнергосбыт» на основании договора купли-продажи электрической энергией № 4000001/10 от 20.11.2009 г.

   При этом выход Заявителя на оптовый рынок электрической энергии и мощности приведет к  приобретению ООО «ВОЭС» электроэнергии на ОРЭМ и, как следствие, к расторжению вышеуказанного договора купли-продажи электроэнергии с ОАО «Волгоградэнергосбыт» и выходу Заявителя с розничного рынка электрической энергии, на котором ОАО «Волгоградэнергосбыт» занимает доминирующие положение.

   Пунктом 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530) установлено, что в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 настоящего документа организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки (за исключением случаев, когда такая организация осуществляет функции гарантирующего поставщика на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем либо на территории Амурской области, Приморского края, Хабаровского края, Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области), эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 г. В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 года.

   При таких обстоятельствах, не получение ООО «ВОЭС» права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке может стать основанием для принятия УРТ Администрации Волгоградской области решения о признании ООО «ВОЭС» утратившим статус гарантирующего поставщика, что повлечет переход обязанностей по поставке электрической энергии в границах зоны деятельности ООО «ВОЭС» к иному гарантирующему поставщику и, как следствие, ограничение конкуренции на розничном рынке электроэнергии, на которым ОАО «Волгоградэнергосбыт» занимает доминирующие положение.

   Таким образом, ОАО «Волгоградэнергосбыт», необоснованно отказав ООО «ВОЭС» в согласовании представленных перечней средств измерений, создало последнему препятствия к выходу с розничного рынка электрической энергии и мощности в качестве покупателя; угрозу ущемления конкуренции на розничные рынке электрической энергии, и как следствие, нарушения прав и законных интересов ООО «Волгоградоблэлектросбыт», что, в соответствии с п. 9. ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является недопустимым.

   В связи с тем, что начало согласования перечней средств измерений со стороны ОАО «Волгоградэнергосбыт» вызвано не добровольным волеизъявлением Ответчика, а решением Конфликтной Комиссией от  28.07.2011 г., Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать ОАО «Волгоградэнергосбыт» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.    

   На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

РЕШИЛА

 1. Признать Открытое акционерное общество «Волгоградэнергосбыт»  (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, 14) нарушившим п.9  ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

2. Выдать ОАО «Волгоградэнергосбыт» предписание об устранении нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - отозвать направленное в адрес ООО «Волгоградоблэлектросбыт» письмо от 31.05.2011 г. № 89-08/2007;

3. Передать материалы дела №11-01-10-04/695 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Волгоградэнергосбыт» дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны