Решение б/н О признании факта нарушения Администрацией Волгоградской обл... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 11-01-16-03/636 

                                                                                                                              г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 4 сентября 2012 года 

                       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии     

Члены Комиссии:                

рассмотрев дело № 11-01-16-03/636  по признакам нарушения Администрацией Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 9), Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области (400131 г.Волгоград, ул. Коммунистическая, 19) ч.1 ст. 15 и п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» (400078, г. Волгоград, ул. Лесогорская, 85) и ООО «Левобережье» (400005, г. Волгоград, пр. им. В.И.Ленина, 33А) п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

На основании поступивших из Прокуратуры Волгоградской области материалов (вх. №5386 от 02.09.2010) Волгоградским УФАС России проведены внеплановые проверки ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» (акт проверки от 23.08.2011 №101) и ООО «Левобережье» (акт проверки от 28.10.2011 №127), по результатам которых выяснено, что ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» отпускало ООО «Левобережье» (владеющему нефтебазами и не являющемуся сельскохозяйственным товаропроизводителем)  в марте – июле 2010 года нефтепродукты (дизельное топливо, бензин ««Нормаль-80 н/э») по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям» (далее - Постановление Правительства РФ от 5.03.2010 №129) и соглашением №63 от 23.03.2010 года, заключённому между Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ – Нижневолжскнефтепродукт», «о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям Волгоградской области в период проведения полевых работ 2010 года» (далее – соглашение №63 от 23.03.2010 года).

В целях обеспечения выполнения сельскохозяйственных работ в 2010 году Правительством РФ издано Постановление Правительства РФ от 5.03.2010 №129, которым в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» предоставлено право исполнительным органам государственной власти субъектов РФ заключать с хозяйствующими субъектами - производителями или поставщиками горюче-смазочных материалов соглашения о снижении или поддержании цен при поставке сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов горюче-смазочных материалов, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ.

На основании Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 между Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (исполнительным органом государственной власти Волгоградской области) и ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» (хозяйствующим субъектом - поставщиком горюче-смазочных материалов) заключено соглашение №63 от 23.03.2010 года.

Согласно статье 1 соглашения № 63 от 23.03.2010 года предметом указанного соглашения являются меры предпринимаемые сторонами по снижению или поддержанию цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям Волгоградской области, которые необходимы им для проведения сельскохозяйственных работ. При этом Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области информирует сельскохозяйственных товаропроизводителей о том, что приобретаемые по сниженным ценам горюче-смазочные материалы должны использоваться  сельскохозяйственными товаропроизводителями, исключительно для проведения сельскохозяйственных работ.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 исполнительный орган государственной власти субъекта РФ формирует перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, с которыми могут заключаться соглашения. Сформированный перечень сельхозпроизводителей и внесенные в него изменения направляется в течение 3 рабочих дней в Министерство сельского хозяйства РФ.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации поручено утвердить критерии формирования перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов, имея в виду снижение или поддержание цен. При этом указанные перечни подлежат размещению на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РФ в сети Интернет.

Формирование перечней сельхозпроизводителей до 17.10.2010 (до даты вступления в силу Приказа Минсельхоза РФ и Минэкономразвития РФ №260/323 от 23.07.2010 «О критериях формирования перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов») осуществлялось в соответствии с Критериями формирования перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов, в отношении которых действует Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129, в части снижения или поддержания цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, утвержденными должностными лицами Министерства сельского хозяйства РФ 10.03.2010 и Министерства экономического развития Российской Федерации 16.03.2010 (с изменениями от 25.03.2010).

Из соглашения № 63 от 23.03.2010 года следует, что Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области формирует перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, с которыми ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» будет заключать соглашения. Также Комитет направляет в Министерство сельского хозяйства РФ сформированный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей и внесенные в него изменения, которые Министерство размещает в последующем на официальном сайте.

Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области в целях исполнения соглашения №63 от 23.03.2010 года направлял в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» перечни сельхозпроизводителей, определенных в установленном порядке в качестве получателей ГСМ по сниженным ценам, для заключения договоров с ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» на поставку дизельного топлива и автобензина «Нормаль-80 н/э».

ООО «Левобережье» не соответствует критериям, утвержденным должностными лицами Министерства сельского хозяйства РФ 10.03.2010 и Министерства экономического развития Российской Федерации 16.03.2010 (с изменениями от 25.03.2010), а также критериям, определенным Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для признания статуса сельскохозяйственного производителя. Согласно информации, размещенной на сайте Минсельхоза РФ, ООО «Левобережье» не включено в установленном порядке в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 цены на горюче-смазочные материалы, реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, устанавливаются со скидкой до 10 процентов оптовой текущей цены, сложившейся в субъекте РФ, в котором осуществляют свою деятельность сельскохозяйственные товаропроизводители, но не ниже уровня себестоимости производства и реализации горюче-смазочных материалов. Стороны в пункте 2 Приложения 1 к соглашению №63 от 23.03.2010 года определили сниженные цены для  сельскохозяйственных товаропроизводителей на период с 23 марта до 1 июля 2010 года в размере 19440 руб. за тонну автобензина и 14850 руб. за тонну дизельного топлива.

В марте – июле 2010 года ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» реализует по согласованным ценам указанные горюче-смазочные материалы: бензин «Нормаль-80 н/э» и дизельное топливо, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, включенных в установленном порядке в перечень получателей ГСМ по сниженным ценам.

В тот же период времени ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» отпускает бензин «Нормаль-80 н/э» и дизельное топливо для ООО «Левобережье» в рамках договора поставки нефтепродуктов на условии самовывоза с отсрочкой платежа от 12 декабря 2009 г. №10225С как по отпускным ценам, действующим в ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» для покупателей при реализации с нефтебаз, так и по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей на основании Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и Соглашения №63 от 23.03.2010 года. Цены горюче-смазочных материалов, отпускаемых ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» сельскохозяйственным товаропроизводителям  и  ООО «Левобережье» в марте (с 23 марта) - июле 2010 года, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Цены горюче-смазочных материалов,

отпускаемых ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» сельскохозяйственным товаропроизводителям  и  ООО «Левобережье» в марте (с 23 марта) - июле 2010 года

Покупатель

Наименование ГСМ

Цены в рублях за тонну

март

апрель

май

июнь

июль

Сельскохозяйственные товаропроизводители, включенные в перечень получателей ГСМ по сниженным ценам

Бензин «Нормаль-80 н/э»

19440

19440

19440

19440

20790

Дизельное топливо

14850

14850

14850

14850

16200 - 17820

ООО «Левобережье»

Бензин «Нормаль-80 н/э»

19440

19440

19440

19440

20790

20200 - 21300

21500

21500 - 22100

22000

22500

Дизельное топливо

14850

14850

14850

14850

16200 - 17820

17200 - 17900

17800

17500 - 17800

16900 - 17400

17400

Основанием для реализации бензина «Нормаль-80 н/э» и дизельного топлива для ООО «Левобережье» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей ГСМ по сниженным ценам, по объяснениям ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт», явились письмо Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области за № 01-01/1021 от 23.03.2010 и письма Администрации Волгоградской области (от 24.03.2010 № 01-01-13/489-1, от 24.03.2010 № 02э-13, от 19.04.2010 № 01-02э-13/2, от 07.05.2010 № 01-02э-13/3033, от 13.05.2010 № 01-02э-01/3276, от 20.05.2010 № 01-02э-01/3603, от 28.06.2010 № 01-02э-13/5538, от 30.06.2010 № 01-02э-13/5691), которые касаются отпуска указанного в них количества нефтепродуктов (бензина марки АИ-80 - 6300 т и дизельного топлива - 14900 т) для ООО «Левобережье» для эффективного выполнения Постановления Правительства РФ от 5 марта 2010 г. №129.

Приказом Волгоградского УФАС России от 14.11.2011 № 759 возбуждено дело № 11-01-16-03/636 по признакам нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области ч.1 ст. 15 и п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Левобережье» п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В качестве  ответчиков к  участию  в  рассмотрении  дела  привлечены Администрация Волгоградской области, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Левобережье».

Лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, в ходе рассмотрения дела предоставлены объяснения и пояснения.

Представитель Администрации Волгоградской области в дополнение к письменным объяснениям от 30.11.2011 № 01-19-12/31083 в заседании пояснил, что направление писем Администрацией Волгоградской области в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» вызвано тем, что, поскольку ООО «Левобережье» является собственником Палласовской и Филоновской нефтебаз, то с ним из-за снижения транспортных издержек выгодно заключать договоры поставки ГСМ сельхозтоваропроизводителям Старополтавского, Палласовского, Николаевского. Быковского, Ленинского, Среднеахтубинского, Новоаннинского, Киквидзенского, Новониколаевского, Нехаевского, Алексеевского, Фроловского, Иловлинского районов. По этой причине возникла в 2010 году необходимость включения ООО «Левобережье» в программу обеспечения ГСМ сельхозтоваропроизводителей указанных районов. При этом для обеспечения ГСМ сельхозтоваропроизводителей были задействованы производственные мощности ООО «Левобережье» без включения его в перечень сельхозтоваропроизводителей - получателей ГСМ по сниженным ценам. В указанных письмах Администрации Волгоградской области (от 24.03.2010 № 01-01-13/489-1, от 24.03.2010 № 02э-13, от 19.04.2010 № 01-02э-13/2, от 07.05.2010 № 01-02э-13/3033, от 13.05.2010 № 01-02э-01/3276, от 20.05.2010 № 01-02э-01/3603, от 28.06.2010 № 01-02э-13/5538, от 30.06.2010 № 01-02э-13/5691), по мнению представителей Администрации Волгоградской области, не идёт речь о выделении топлива по «льготным ценам».

Представители Комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области в дополнение к письменным объяснениям от 24.11.2011 №18-06-06/6366 и от 15.12.2011 № 18-06-06/6806 в заседании пояснили, что письмо Комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области от 23.03.2010 № 01-01/1021 является просьбой Комитета о включении ООО «Левобережье» в программу обеспечения горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей, то есть оператором ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» по обеспечению горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей, ввиду того, что ООО «Левобережье» является собственником Палласовской и Филоновской нефтебаз.

Представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» в дополнение к письменным объяснениям от 25.11.2011 № ФПО-1116 в заседании пояснил, что Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 не предусмотрена обязанность поставщиков горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, знакомиться с информацией, размещённой на официальном сайте Минсельхоза России, и производить отгрузки ГСМ в соответствии с размещённым там перечнем. ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» отпускало горюче-смазочные материалы сельскохозяйственным товаропроизводителям по (письмам) разнарядкам Администрации Волгоградской области, в которых указывались наименование получателей горюче-смазочных материалов и необходимые объёмы отгрузки, и по ценам, определенным Соглашением №63 от 23.03.2010 года. ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» не обязано уточнять соответствие получателей ГСМ, поименованных в письмах органов исполнительной власти Волгоградской области, критериям их отнесения к сельхозпроизводителям. Представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» обратил внимание на то, что общество осуществляло поставку горюче-смазочных материалов в полном соответствии с Соглашением № 63 от 23.03.2010 года и требованиями Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129, которые являются случаем, исключающим применение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «Левобережье» письменные объяснения по вопросам, послужившим основанием для возбуждения данного дела, не предоставлены. Представители ООО «Левобережье» в заседании поддержали доводы, указанные в возражениях от 14.11.2011 на акт проверки №127 от 28.10.2011.

В ходе рассмотрения дела Волгоградское УФАС России провело анализ товарного рынка оптовой (мелкооптовой) торговли поставщиками ГСМ с нефтебаз на территории Волгоградской области (служебная записка №652 от 03.08.2012).

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. В письме Администрации Волгоградской области в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» от 24.03.2010 № 01-01-13/489-1 содержится просьба о рассмотрении вопроса о предоставлении ООО «Левобережье» отсрочки платежа в 30 дней за поставку нефтепродуктов. Согласно представленным документам, в 2010 году ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» реализовало нефтепродукты ООО «Левобережье»  по договору поставки нефтепродуктов на условии самовывоза с отсрочкой платежа от 12 декабря 2009г. № 10225С. Согласно соглашению от 25 января 2010 года  к данному договору ООО «Левобережье» производит оплату продукции в течении 30 дней с даты поставки продукции. То есть содержащаяся в письме от 24.03.2010 № 01-01-13/489-1 просьба Администрации Волгоградской области не соответствует фактическим договорным взаимоотношениям «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Левобережье» на дату составления данного письма, информацией о которых располагает Комиссия.

В связи с тем, что не установлены последствия направления письма от 24.03.2010 № 01-01-13/489-1 для отношений конкуренции и отсутствуют признаки её ограничения, в действиях Администрации Волгоградской области не подтверждается состав нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Согласно п. 2 ст. 2 и п. 1 ст. 3  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отношения, которые связаны с защитой конкуренции, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Из преамбулы Постановления Правительства РФ от 05.03.2010 №129 следует, что данное Постановление принято в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов РФ и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 предусмотрено право исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления заключать с хозяйствующими субъектами - производителями или поставщиками горюче-смазочных материалов соглашения о снижении или поддержании цен при поставке сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов горюче-смазочных материалов, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ.

Таким образом, соглашения, заключение которых предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129, являются разрешённым исключением из соглашений, запрещаемых пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 соглашения, заключаемые поставщиками горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственными товаропроизводителями, включенными в перечни, предусмотренные пунктом 4 настоящего Постановления, признаются допустимыми в случае соблюдения следующих условий:

а) предметом соглашений является поставка отдельных видов горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям по ценам, предусмотренным пунктом 3 настоящего Постановления;

б) соглашения не ограничивают право сельскохозяйственных товаропроизводителей выбрать поставщиков горюче-смазочных материалов и не содержат требования, не относящиеся к предмету соглашений;

в) в соглашениях предусматривается использование сельскохозяйственными товаропроизводителями горюче-смазочных материалов, приобретаемых по сниженным ценам, исключительно для проведения сельскохозяйственных работ;

г) в соглашениях не допускается переуступка сельскохозяйственными товаропроизводителями права участия в соглашениях.

Соответственно, законодательно установлено и обратное, что в случае, если данные условия не соблюдаются, то такие соглашения признаются недопустимыми. То есть недопустимыми признаются соглашения, если:

а) предметом соглашений является поставка отдельных видов горюче-смазочных материалов не сельскохозяйственным товаропроизводителям по ценам, предусмотренным пунктом 3 настоящего Постановления;

б) соглашения ограничивают право сельскохозяйственных товаропроизводителей выбрать поставщиков горюче-смазочных материалов и содержат требования, не относящиеся к предмету соглашений;

в) в соглашениях не предусматривается использование горюче-смазочных материалов, приобретаемых по сниженным ценам, исключительно для проведения сельскохозяйственных работ;

г) в соглашениях допускается переуступка сельскохозяйственными товаропроизводителями права участия в соглашениях.

Следовательно, достижение соглашений (договорённостей), несоответствующих требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129, является нарушением п.1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Реализация нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин нормаль-80 н/э), отпущенных ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»  для ООО «Левобережье» в марте – июле 2010 года по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, явилось результатом реализации договоренностей:

1) между ООО «Левобережье», с одной стороны, и Администрацией Волгоградской области и Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, с другой стороны;

2)  между Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, с одной стороны и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», с другой стороны.

Данные договоренности являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми.

 

Из материалов дела следует, что:

1) в рамках мер, принимаемых Администрацией Волгоградской области по поддержке товаропроизводителей Заволжья, обеспечен альтернативный способ получения топлива через ООО «Левобережье», которое приобретало топливо у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт». При этом данные мероприятия проводились не в рамках Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 путём включения ООО «Левобережье» в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, что является незаконным, а в дополнению к указанному постановлению, в целях создания для товаропроизводителей благоприятных условий деятельности и снижения расходов (установлено Решением Центрального районного суда г .Волгограда от 18 ноября 2010 года по делу № 2-6640/10) .

Тем самым, Администрацией Волгоградской области реализовывались мероприятия по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей не на основании Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129, а на основании некой самостоятельной программы, что не является законодательно установленным исключением из п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2) директор ООО «Левобережье» примерно в марте 2010 года обращался в Администрации Волгоградской области с просьбой отпускать ООО «Левобережье» ГСМ по льготным ценам (установлено материалами Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 16 августа 2010 года, вынесенного следователем по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики  следственного управления Следственного комитета Российской  Федерации по Волгоградской области).

Тем самым, инициатором договоренности с Администрацией Волгоградской области об отпуске ООО «Левобережье» ГСМ по сниженным ценам явилось ООО «Левобережье».

3) Согласно статье 34 Закона Волгоградской области от 17.07.1996 №73-ОД «Устав (Основной закон) Волгоградской области» в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.

Согласно Закону Волгоградской области от 10.11.2008 №1756-ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области.

Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на реализацию соглашения о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Согласно статье 34 Закона Волгоградской области от 17.07.1996 №73-ОД «Устав (Основной закон) Волгоградской области» и статье 3 Закона Волгоградской области от 10.11.2008 №1756-ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» Администрация Волгоградской области возглавляет исполнительную власть Волгоградской области.

Администрация Волгоградской области в силу установленных полномочий располагала властно-распорядительными полномочиями для привлечения Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области к участию в реализации договоренностей с ООО «Левобережье». письмо Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области от 23.03.2010 № 01-01/1021 подписано Председателем Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, который в силу статьи  41 Закона Волгоградской области от 17.07.1996 №73-ОД «Устав (Основной закон) Волгоградской области» входит в Администрацию Волгоградской области как руководитель структурного подразделения, осуществляющего полномочия исполнительной власти области в конкретной сфере управления.

Таким образом, ООО «Левобережье» согласовало договоренности в устной форме с Администрацией Волгоградской области и через входящего в Администрацию Волгоградской области Председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области с Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области.

4) Достигнутые договоренности между Администрацией Волгоградской области, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО «Левобережье» реализуются направлением в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» следующих писем:

а)  Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области: от 23.03.2010 № 01-01/1021;

б) Администрацией Волгоградской области: от 24.03.2010 № 02э-13, от 19.04.2010 № 01-02э-13/2, от 07.05.2010 № 01-02э-13/3033, от 13.05.2010 № 01-02э-01/3276, от 20.05.2010 № 01-02э-01/3603, от 28.06.2010 № 01-02э-13/5538, от 30.06.2010 № 01-02э-13/5691, в которых определены объёмы поставок бензина марки АИ-80 – 6300 тонн (всего) и дизельного топлива – 14 900 тонн (всего).

5) Принятие ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» к исполнению данных писем является доказательством достигнутой договорённости между Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, с одной стороны, и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», с другой стороны. Данная договорённость реализована посредством отпуска ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» обществу с ограниченной ответственностью «Левобережье» ГСМ по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года.

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» не обязано исполнять просьбу, содержащуюся в письмах  Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, поскольку является самостоятельным хозяйствующим субъектом, не находящимся в отношениях власти – подчинения с Администрацией Волгоградской области и Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области.

Реализацией данной договорённости изменились условия договора поставки нефтепродуктов на условии самовывоза с отсрочкой платежа от 12 декабря 2009г. № 10225С, заключённого ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Левобережье». Согласно п. 4.1 данного договора цена продукции устанавливалась в размере цены поставщика на дату поставки. в марте - июле 2010 года для реализации данной договорённости цена продукции устанавливалась как в размере цены поставщика на дату поставки, так и по цене, равной установленной для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года.

просьба, содержащаяся в письмах  Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области,  не может являться основанием для изменения гражданско-правовых отношений, урегулированных договором, без волеизъявления сторон.

6) Осуществляя договоренности с Администрацией Волгоградской области и Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» осуществляло поставку нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин «Нормаль-80 н/э») ООО «Левобережье» в марте – июле 2010 года по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года. При этом, ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» учитывало указанные объёмы поставок в объёмах горюче-смазочных материалов, определённых для сельскохозяйственных товаропроизводителей соглашением № 63 от 23.03.2010 года.

7) Отношения ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», как поставщика ГСМ, и ООО «Левобережье», как приобретателя ГСМ для последующей перепродажи, урегулированы договором поставки нефтепродуктов на условии самовывоза с отсрочкой платежа от 12 декабря 2009г. № 10225С.

Согласно указанного договора, поставка нефтепродуктов осуществляется по отгрузочной разнарядке (п. 3.3 договора от 12 декабря 2009г. № 10225С) и по цене поставщика на дату поставки (п. 4.1 данного договора). Договором от 12 декабря 2009г. № 10225С ограничений отпуска нефтепродуктов в течение срока его действия не установлено, так как объем поставки ГСМ определяется исходя из потребностей ООО «Левобережье» и возможностей ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», по договорной цене на момент отгрузки. Решение об объемах поставки ГСМ либо их увеличении на условиях договора ООО «Левобережье» могло принять самостоятельно.

в пункте 1 Приложения 1 к соглашению №63 от 23.03.2010 года определены объёмы ГСМ, подлежащие ежемесячной поставке сельскохозяйственным товаропроизводителям – получателям горюче-смазочных материалов по сниженным ценам.

Администрация Волгоградской области, направляя в ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» письма, в которых определены объёмы поставок бензина марки АИ-80 и дизельного топлива, и не имея оснований влиять на объёмы горюче-смазочных материалов в рамках договора от 12 декабря 2009г. № 10225С, так как они определяются сторонами самостоятельно, распределяла объёмы ГСМ в рамках соглашения № 63 от 23.03.2010 года и по цене, установленной данным соглашением.

Данное подтверждается отпуском со стороны ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для ООО «Левобережье» горюче-смазочных материалов по цене, равной установленной для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года и в объёмах, не превышающих объёмы, указанных в письмах Администрации Волгоградской области.

 

4. В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции не требуется.

Однако для квалификации нарушения по пункту 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции в данном деле необходимо установить обстоятельства, указывающие на такие признаки ограничения конкуренции, установленные п.17 ст.4 Закона о защите конкуренции, как снижение цены товара, не связанное с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке. Поэтому для квалификации признаков ограничения конкуренции в данном деле устанавливается товарный рынок, исходя из его определения в пункте 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Под товарным рынком в соответствии с пунктом 4 статьи 4 указанного Закона понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Товарный рынок в понимании закона устанавливается из необходимых для его определения составляющих: продуктовых и географических границ, а также состава хозяйствующих субъектов, действующих на нем в качестве продавцов и реализующих в указанных границах определенный товар.

Для установления продуктовых и географических границ, а также состава хозяйствующих субъектов соответствующего товарного рынка применяются правила их определения, предусмотренные разделами II, III, IV и V Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, с учетом целей исследования товарного рынка в данном деле.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. В рассматриваемом случае с учетом положений пункта 2.3 Порядка временной интервал исследования определен 2010 годом с включением всего периода полевых работ сельхозпроизводителей.

Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2010 г. №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года изменяются условия реализации горюче-смазочных материалов (условия обращения товара) посредством снижения цен на бензин АИ-80 и дизельное топливо для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Соглашением № 63 от 23.03.2010 года устанавливается изменение условий реализации ГСМ (условий обращения товара) для сельхозпроизводителей Волгоградской области. Условиями получения ГСМ сельхозпроизводителями является предоплата и самовывоз ГСМ с нефтебаз (складов ГСМ) поставщика. Тем самым транспортные издержки на доставку товара до места потребления в полном объеме возложены на приобретателя. На таких же условиях самовывоза отпускается горюче-смазочные материалы ООО «Левобережье» и иным владельцами нефтебаз (складов ГСМ). Кроме того, в случае невыгодности предоплаты либо выбора ГСМ в пределах установленных лимитов, каждый из сельхозпроизводителей имел возможность приобрести ГСМ по ценам, установленным поставщиком, и приобрести товар у любого поставщика. Таким образом, действия органов власти и хозяйствующих субъектов на основании Постановления Правительства РФ от 5 марта 2010 г. №129 и Соглашения №63 от 23.03.2010 года оказывают влияние на условия обращения товара на рынках, на которых товарами являются автомобильный бензин марки АИ-80 и дизельное топливо, реализуемые поставщиками с нефтебаз (складов ГСМ) приобретателям в границах Волгоградской области в 2010 году.

в 2010 году Администрация Волгоградской области, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, ООО «Левобережье» и ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» достижением договорённостей распространили условия обращения товара, сформированные Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2010 г. №129 и Соглашением №63 от 23.03.2010 года как исключительные и только для сельхозпроизводителей Волгоградской области, на один из субъектов рынков оптовой (мелкооптовой) торговли с нефтебаз (складов ГСМ) автомобильным бензином марки АИ-80 и дизельным топливом, а именно на ООО «Левобережье».

С учетом указанных выше обстоятельств и результатов исследования иных характеристик товарного рынка (служебная записка № 652 от 03.08.2012) в данном деле установлено, что продуктовыми границами рынка, на котором определяются признаки ограничения конкуренции, являются оптовая (мелкооптовая) торговля с нефтебаз автомобильным бензином марки А-76 (АИ-80) и дизельным топливом, географическими границами - административные границы Волгоградской области.

Отпуск нефтепродуктов с нефтебаз (складов ГСМ) потребителям в границах  Волгоградской области в 2010 году осуществляли следующие хозяйствующие субъекты: - ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Левобережье», ООО «ПРОЭКС», ООО «Максойл-М», ООО «АЗС-Сервис», ЗАО «Энергосервис», ООО «Агроснаб», ООО «Аркон-Про», ООО «Флойд», ООО «ВолгаАЗССервис», ОАО «Саратовнефтепродукт», ООО «Волгоградский дом нефтепродукт», ООО «Башнефть-Волгоград». Количество выявленных хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю с нефтебаз (складов ГСМ) автомобильным бензином марки А-76 (АИ-80) и дизельным топливом в границах Волгоградской области в 2010 году, является достаточным (применяются правила п. 5.2. Порядка).

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Левобережье», имеющие возможность реализовывать в 2010 году автомобильный бензин марки А-76 (АИ-80) и дизельное топливо с нефтебаз  в границах Волгоградской области как сельхозпроизводителям, так и иным приобретателям по ценам поставщика, тем самым вступают в отношения конкуренции.

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Левобережье», являясь конкурентами между собой, также являются конкурентами иных продавцов на рынке ГСМ, например ООО «ПРОЭКС», которое также покупают ГСМ с нефтебаз ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» для дальнейшей перепродажи.

Согласно данным о ценах оптовой реализации нефтепродуктов (бензинов автомобильных и топлива дизельного) организациям, расположенным на территории Волгоградской области, представленных ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» по запросу Управления от 20.03.2012  №05-13/1608 и в рамках мониторинга цен на нефтепродукты (проводимый УФАС по Волгоградской области по заданию ФАС России) средние цены реализации для иных хозяйствующих субъектов, в том числе и ООО «ПРОЭКС», кроме ООО «Левобережье» и для ООО «Левобережье» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, представлены в таблице №2.

Таблица №2.

Нименование товара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приобретатель

Цены мелкооптовой реализации с налогами ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для иных хозяйствующих субъектов, не вошедших в перечень хозяйствующих субъектов по соглашению № 63 от 23.03.2010 года и для ООО «Левобережье» в марте (с 23 марта) - июле 2010г. в рублях за тонну

Март

апрель

май

июнь

Июль

Иные хозяйствующие субъекты

ООО «Левобережье»

Иные хозяйствующие субъекты

ООО «Левобережье»

Иные хозяйствующие субъекты

ООО «Левобережье»

Иные хозяйствующие субъекты

ООО «Левобережье»

Иные хозяйствующие субъекты

ООО «Левобережье»

бензин «Нормаль-80 н/э»

21200

19440

22100

19440

22400

19440

22600

19440

23100

20790

дизельное топливо

18000

14850

17800

14850

17800

14850

17800

14850

19400

17273

 

 

В 2010 году иным хозяйствующим субъектам, не являющимся сельхозтоваропроизводителям, ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» не отпускал ГСМ по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года.

ООО «Левобережье», которое приобретало в марте – июле 2010 года часть ГСМ (дизельное топливо, бензин «Нормаль-80 н/э») у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, перепродавало их не только сельхозтоваропроизводителям.

При этом иные хозяйствующие субъекты, не являющиеся  сельхозтоваропроизводителями и не вступившие в соглашение с Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», в том числе и ООО «ПРОЭКС», не располагали возможностью покупать ГСМ по сниженным ценам (по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года), а продавать по самостоятельно установленным ценам.

В рассматриваемый период 2010 года состав покупателей нефтепродуктов у ООО «Левобережье» и ООО «ПРОЭКС» частично совпадает, например, один из них ООО «Волгаойлсервис», которое приобретает дизельное топливо у ООО «ПРОЭКС» в марте 2010 года по цене 17400 руб. за тонну, в последующем приобретает дизельное топливо у ООО «Левобережье» по цене – 17000 руб. за тонну.

Сравнение отпускных цен ООО «Левобережье» и ООО «ПРОЭКС» в марте - июле 2010 года приведены в таблицах 3 и 4.

Таблица №3

Дизельное топливо (ДТ)

Месяц

Отпускная цена ХС в рублях за тонну

ООО «Левобережье»

ООО «ПРОЭКС»

мар.10

17000

17400

апр.10

17000

17330-18530

май.10

17000-17600

18400-19000

июн.10

16800-17000

18400-18630

июл.10

17000-18800

18200-19330

Таблица №4

Бензин «Нормаль-80 н/э» (АИ-80)

Месяц

Отпускная цена ХС в рублях за тонну

ООО «Левобережье»

ООО «ПРОЭКС»

мар.10

21100

21200-22000

апр.10

21100-21400

 

май.10

21400-21900

22100-22600

июн.10

21000-21200

22000-22300

июл.10

22000

23000

 

Таким образом, на данном примере, очевидно, что ООО «Левобережье» покупая ГСМ по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года (по сниженным ценам) имело возможность реализовывать нефтепродукты по более низким ценам, чем конкуренты, в том числе ООО «ПРОЭКС». Тем самым подтверждается использование  ООО «Левобережье» ценового преимущества, полученного в результате достижения договорённостей между Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Левобережье».

 

Согласно данным, представленных ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» по запросу Управления от 20.03.2012  №05-13/1608 по объемам реализованных нефтепродуктов ООО «Левобережье» в марте-июле 2010 года установлено, что большая часть объемов, которые ООО «Левобережье» приобретает у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», отпускались последним по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года (указаны в таблице 5 как сниженные цены).

Таблица №5.

Наименование товара

Объем нефтепродуктов приобретенных ООО «Левобережье» у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»

март

апрель

май

июнь

Июль

 

Всего, тн

по сниженным ценам, тн

Всего, тн

по сниженным ценам, тн

Всего, тн

по сниженным ценам, тн

Всего, тн

по сниженным ценам, тн

Всего, тн

по сниженным ценам, тн

бензин «Нормаль-80 н/э»

853

743

1153

980

1241

1231

1264

1259

363

344

дизельное топливо

1660

91

1459

1441

5056

5040

6443

6431

476

470

               

 

Из данных, приведенных в таблице №5, следует, что доля объемов, отпущенных по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, в общем объеме нефтепродуктов приобретенных ООО «Левобережье» у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» составила:

- по автомобильному бензину «Нормаль-80 н/э» – 90,4%;

- по дизельному топливу – 72,3%.

Из 13 473 тонн дизельного топлива и 4 557 тонн автомобильного бензина «Нормаль-80 н/э», приобретенного ООО «Левобережье» у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2010 г. №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, ООО «Левобережье» реализовало сельскохозяйственным товаропроизводителям только 1 348,56 (10,01%) данного дизельного топлива и 178,32 (3,9%) тонн данного автомобильного бензина «Нормаль-80 н/э». При этом ООО «Левобережье» отпускало сельскохозяйственным товаропроизводителям дизельное топливо и автомобильный бензин «Нормаль-80 н/э» по ценам выше на 13-21% (отпускная цена ООО «Левобережье» для разных сельхозпроизводителей отличалась), чем отпускные цены у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для сельхозтоваропроизводителей, вошедших в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов.

Таким образом, снижение цен на ГСМ (дизельное топливо, бензин «Нормаль-80 н/э»), отпущенные ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт»  для ООО «Левобережье» в марте – июле 2010 года, не связано с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке. Кроме того, ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт», действуя самостоятельно на рынке, не отпускало ГСМ по сниженным ценам другим приобретателям.

 

Выше указанные обстоятельства указывают на факт снижения цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, что в силу п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является законодательно установленным признаком ограничения конкуренции.

 

5. Комиссия не соглашается с доводами Администрации Волгоградской области, о том, что письма Администрации Волгоградской области: от 24.03.2010 № 02э-13, от 19.04.2010 № 01-02э-13/2, от 07.05.2010 № 01-02э-13/3033, от 13.05.2010 № 01-02э-01/3276, от 20.05.2010 № 01-02э-01/3603, от 28.06.2010 № 01-02э-13/5538, от 30.06.2010 № 01-02э-13/5691, рассматриваемые в деле, не направлены на выделение топлива по «льготным ценам», а речь идёт:

1) о включении ООО «Левобережье» в программу обеспечения ГСМ сельзхозтоваропроизводителей на 2010 год;

2) об эффективном выполнении Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129;

3) об установлении объёмов горюче-смазочных материалов для поставки ООО «Левобережье»,

исходя из следующего:

 

Законно установленных обоснований о включении ООО «Левобережье» в мероприятия, реализуемые во исполнение Постановление Правительства от 5 марта 2010 г. №129, не имеется.

Фактов существования программы обеспечения ГСМ сельзхозтоваропроизводителей на 2010 год на территории Волгоградской области, за исключением соглашения № 63 от 23.03.2010 года не установлено.

Указанные письма расценены ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» как указание о поставке нефтепродуктов для ООО «Левобережье» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года. Также  подтверждением указанному выше являются поставка и учет отпущенных объёмов нефтепродуктов (автомобильный бензин «Нормаль-80 н/э» и дизельное топливо) в объёмах горюче-смазочных материалах, определённых соглашением № 63 от 23.03.2010 года для сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом замечаний по включению объёмов поставок ООО «Левобережье» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, в объёмы горюче-смазочных материалов, определённых для сельскохозяйственных товаропроизводителей по соглашению № 63 от 23.03.2010 года, в том числе при подписании акта выполненных работ № 1, подписанного к соглашению № 63 от 23.03.2010 года Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», со стороны Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области не указывалось и не сообщалось.

 

6. Комиссия не принимает доводы Администрации Волгоградской области, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области о том, что рассматриваемые в деле письма Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области являются просьбой о включении ООО «Левобережье» в программу обеспечения горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей, ввиду того, что ООО «Левобережье» является собственником Палласовской и Филоновской нефтебаз и обеспечивает ГСМ сельхозтоваропроизводителей Старополтавского, Палласовского, Николаевского. Быковского, Ленинского, Среднеахтубинского, Новоаннинского, Киквидзенского, Новониколаевского, Нехаевского, Алексеевского, Фроловского, Иловлинского районов, для эффективного выполнения Постановления Правительства РФ от 05.03.2010 г. №129,

исходя из следующего:

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» восприняло просьбу органов власти, как основание для отпуска ООО «Левобережье» нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин «Нормаль-80 н/э») по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 05.03.2010 г. №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, учитывая указанные объёмы поставок в объёмах горюче-смазочных материалов, определённых для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

При этом органы власти просили о включении ООО «Левобережье» в программу обеспечения горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако, покупателями нефтепродуктов у ООО «Левобережье» являлись не только сельскохозяйственные товаропроизводители. Так в марте-июле 2010 года из 280 сельскохозяйственных товаропроизводителей, вошедших в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам Минсельхоза России (по данным сайта Минсельхоз РФ) и действующих в Старополтавском, Палласовскоом, Николаевском. Быковском, Ленинском, Среднеахтубинском, Новоаннинском, Киквидзенском, Новониколаевском, Нехаевском, Алексеевском, Фроловском, Иловлинском районах (перечислены районы из писем Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области, т.е. районы обеспечения нефтепродуктами ООО «Левобережье»), ООО «Левобережье» отпускало дизельное топливо и автомобильный бензин «Нормаль-80 н/э», приобретенные у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», только 27 сельскохозяйственным товаропроизводителям Алексеевского, Иловлинского, Киквидзенского, Палласовского, Фроловского, Старополтавского, Николаевского районов (7 из 13 районов).

Эффективное выполнение Постановления Правительства РФ от 05.03.2010 г. №129 – обозначенное как цель, для достижения которой и были направлены в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» письма Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, - не подтверждается тем, что:

ООО «Левобережье» реализовало сельскохозяйственным товаропроизводителям только 10,01% дизельного топлива и 3,9% тонн автомобильного бензина «Нормаль-80 н/э», полученных у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, и перепродавало указанные  горюче-смазочные материалы сельскохозяйственным товаропроизводителям по ценам выше на 13-21% (отпускная цена ООО «Левобережье» для разных сельхозпроизводителей отличалась), чем отпускные цены у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для сельхозтоваропроизводителей, вошедших в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов.

Сельхозтоваропроизводителей  Быковского, Ленинского, Нехаевского, Новониколаевского районов (эти районы указаны в письмах Администрации Волгоградской области, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области) нефтепродуктами обеспечивало только ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт».

Указанные выше обстоятельства подтверждаются выборочным сравнением, приведённым в таблице 6 и таблице 7.

Таблица 6

Цена реализации автомобильного бензина «Нормаль-80 н/э» (АИ-80) в 2010 году ООО «Левобережье» и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт» отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям.

№ п/п

Наименование района (местонахождение с/х)

Наименование С/Х

Наименование поставщика

Период

Цена поставщика, руб.

 

1

Алексеевский район

ЗАО «Ракурсагро»

ООО «Левобережье»

июль

23600

 

2

ООО «Дальний»

ООО «Левобережье»

июнь

23000

 

3

Палласовский район

СПК п-з «Красный Октябрь»

ООО «Левобережье»

апрель

22100

 

май

22500 и 23500

 

июнь

23500

 

июль

24000

 

4

Старополтавский район

ОАО «Иловатское ХПП»

ООО «Левобережье»

июнь

23000

 

июль

23500

 

5

Новоаннинский район

СПК «Тростянский»

ООО «Левобережье»

май

23500

 

6

КХ «Плешакова В.М.»

ООО «Левобережье»

июнь

23000

 

7

ООО  «Деминское»

ООО «Левобережье»

май

22500

 

8

СПК «Староаннинский»

ООО «Левобережье»

май

22500

 

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт»

май

19440

 

9

ОАО «Политотдельский»

ООО «Левобережье»

июль

23800

 

10

ООО «Лидер»

ООО «Левобережье»

май

23000

 

июнь

23000

 

11

ЗАО «Агрофирма «Восток»

ООО «Левобережье»

июнь

23000

 

июль

24000

 

 

Таблица 7

 

Цена реализации дизельного топлива (ДТ) в 2010 году ООО «Левобережье» и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт» отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям.

№ п/п

Наименование района (местонахождение с/х)

Наименование С/Х

Наименование поставщика

Период

Цена поставщика, руб.

 

1

Алексеевский район

ОАО «РАО Алексеевское»

ООО «Левобережье»

июнь

17200

 

июль

17000 и 18020

 

2

ООО «Успех»

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт»

июнь

14850

 

ООО «Левобережье»

июнь

17000

 

3

ИП гл. КФХ Хомутов И.И.

ООО «Левобережье»

июнь

17000

 

4

ЗАО «Ракурсагро»

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт»

июнь

14850

 

ООО «Левобережье»

июнь

17800

 

июль

18500

 

5

ООО «Долина»

ООО «Левобережье»

июнь

17000

 

6

ООО «АПК «Сокол»

ООО «Левобережье»

июнь

17000

 

июль

17820

 

7

Иловлинский район

КФХ «Пономарева А.П.»

ООО «Левобережье»

июнь

17000

 

8

Киквидзенский район

ИП гл. КФХ Бирюков Н.В.

ООО «Левобережье»

июль

17820

 

9

ООО «АПК»Родина»

ООО «Левобережье»

июнь

17000

 

июль

17820

 

10

Палласовский район

СПК «Революционный Путь»

ООО «Левобережье»

июнь

18750

 

июль

19500

 

11

СПК п-з «Красный Октябрь»

ООО «Левобережье»

июль

19000

 

12

КХ Мурзагалиева К.

ООО «Левобережье»

июнь

17000

 

июль

18750

 

13

ИП КХ Мащенко М.А.

ООО «Левобережье»

июнь

17000

 

14

Фроловский район

ИП гл. КФХ Попов В.В.

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт»

июль

16920

 

ООО «Левобережье»

июль

17500

 

15

Старополтавский район

ОАО «Иловатское ХПП»

ООО «Левобережье»

июнь

17200

 

16

ИП гл. КФХ Грасмик В.В.

ООО «Левобережье»

июнь

17000

 

июль

18750

 

17

СПК «Вперед к победам»

ООО «Левобережье»

июль

18500

 

18

ИП гл. КФХ Умбеткалиев Ш.И.

ООО «Левобережье»

июль

18750

 

19

Николаевский район

СПК «Морозовка»

ООО «Левобережье»

июль

18750

 

20

КФХ «Зорьков А.М.»

ООО «Левобережье»

июль

18000

 

21

ООО «Лидер»

ООО «Левобережье»

май-июль

17000

 

22

ЗАО «Агрофирма «Восток»

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт»

июнь

14850

 

июль

17820

 

ООО «Левобережье»

июнь

17000

 

июль

18200

 

        

 

7. Комиссия не принимает доводы ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» о том, что оно осуществляло поставку горюче-смазочных материалов в полном соответствии с Соглашением № 63 от 23.03.2010 года и требованиями Правительства РФ от 5.03.2010 №129, поскольку в рассматриваемых в деле письмах Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области не содержится информации о том, что ООО «Левобережье» включено  в перечни сельскохозяйственных товаропроизводителей. Также информацией, указанной на сайте Минсельхоза РФ, не подтверждается, что ООО «Левобережье» включено в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам.

Также несостоятельны доводы ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» о том, что у него отсутствует обязанность по отслеживанию информации о сельскохозяйственных товаропроизводителях, размещаемой на сайте Минсельхоза России, в связи с тем, что согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129, размещение перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РФ в сети Интернет является одним из установленных Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 требований для выполнения соглашений по снижению цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям. В свою очередь, сайт Минсельхоза РФ использовался ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для получения сведений о сельскохозяйственных товаропроизводителях – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, что следует из письма ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» в Комитет по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области от 16.03.2012 № 15-01-01/19, в котором ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» указывает, что ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» до появления списков сельскохозяйственных товаропроизводителей на сайте Минсельхоза РФ затруднительно решить вопрос о поставках топлива.

Кроме этого, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области направляет в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, которым ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» отпускает ГСМ по сниженным ценам. В направленных в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» перечнях сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам «Левобережье» отсутствовало.

Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на реализацию соглашения о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, соответственно, направление информации о включении тех или иных организаций в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам иными органами власти Волгоградской области, в том числе Администрацией Волгоградской области, не легитимно.

 

8. Комиссия не соглашается с доводами ООО «Левобережье», указанными в возражениях от 14.11.2011 на акт проверки № 127 от 28.10.2011, поскольку считает, что реализация рассматриваемого в деле соглашения (договоренности)  и ограничение конкуренции доказаны материалами дела.

 

Таким образом,

1) одним из общих условий обращения товара (бензин «Нормаль-80 н/э» и дизельное топливо) на товарном рынке (оптовой (мелкооптовой) торговли с нефтебаз) в марте-июле 2010 года является цена, которая определялась:

а) ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» самостоятельно для хозяйствующих субъектов как цена поставщика, определённая исходя из существующих отношений конкуренции;

б) требованиями Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129, как допустимое исключение для сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством снижения цен.

2) Установленное в данном деле снижение ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для ООО «Левобережье» цен на часть реализуемых горюче-смазочных материалов; бензин «Нормаль-80 н/э» и дизельное топливо, не связано с соответствующими изменениями цены и иных общих условий обращения товара (бензин «Нормаль-80 н/э» и дизельное топливо) на товарном рынке оптовой (мелкооптовой) торговли с нефтебаз.

3) Соглашения (договоренности) Администрации Волгоградской области, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Левобережье», результатом которых явилось снижение ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для ООО «Левобережье» цен на часть реализуемых горюче-смазочных материалов, не являются допустимым исключением из ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Левобережье» нарушена п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

1. Прекратить  рассмотрение дела № 11-01-16-03/636 по признакам нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

2. Признать факт нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Левобережье» п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в исполнении между этими органами и хозяйствующими субъектами соглашений (договоренностей в устной форме), приводящих к ограничению конкуренции, путём снижения цен на нефтепродукты (дизельное топливо, бензин «Нормаль-80 н/э»), отпущенные ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»  для ООО «Левобережье» в марте – июле 2010 года.

3. Предписание по делу № 11-01-16-03/636 не выдавать, в связи с прекращением противоправных действий.

4. Материалы дела передать на рассмотрение должностному лицу Волгоградского УФАС России на предмет возбуждения дел по статье 14.32 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны