Решение б/н О признании факта нарушения Администрацией Волгоградской обл... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 11-01-16-03/636
г. Волгоград
Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 4 сентября 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
рассмотрев дело № 11-01-16-03/636 по признакам нарушения Администрацией Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 9), Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области (400131 г.Волгоград, ул. Коммунистическая, 19) ч.1 ст. 15 и п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» (400078, г. Волгоград, ул. Лесогорская, 85) и ООО «Левобережье» (400005, г. Волгоград, пр. им. В.И.Ленина, 33А) п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
На основании поступивших из Прокуратуры Волгоградской области материалов (вх. №5386 от 02.09.2010) Волгоградским УФАС России проведены внеплановые проверки ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» (акт проверки от 23.08.2011 №101) и ООО «Левобережье» (акт проверки от 28.10.2011 №127), по результатам которых выяснено, что ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» отпускало ООО «Левобережье» (владеющему нефтебазами и не являющемуся сельскохозяйственным товаропроизводителем) в марте – июле 2010 года нефтепродукты (дизельное топливо, бензин ««Нормаль-80 н/э») по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям» (далее - Постановление Правительства РФ от 5.03.2010 №129) и соглашением №63 от 23.03.2010 года, заключённому между Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ – Нижневолжскнефтепродукт», «о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям Волгоградской области в период проведения полевых работ 2010 года» (далее – соглашение №63 от 23.03.2010 года).
В целях обеспечения выполнения сельскохозяйственных работ в 2010 году Правительством РФ издано Постановление Правительства РФ от 5.03.2010 №129, которым в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» предоставлено право исполнительным органам государственной власти субъектов РФ заключать с хозяйствующими субъектами - производителями или поставщиками горюче-смазочных материалов соглашения о снижении или поддержании цен при поставке сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов горюче-смазочных материалов, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ.
На основании Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 между Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (исполнительным органом государственной власти Волгоградской области) и ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» (хозяйствующим субъектом - поставщиком горюче-смазочных материалов) заключено соглашение №63 от 23.03.2010 года.
Согласно статье 1 соглашения № 63 от 23.03.2010 года предметом указанного соглашения являются меры предпринимаемые сторонами по снижению или поддержанию цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям Волгоградской области, которые необходимы им для проведения сельскохозяйственных работ. При этом Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области информирует сельскохозяйственных товаропроизводителей о том, что приобретаемые по сниженным ценам горюче-смазочные материалы должны использоваться сельскохозяйственными товаропроизводителями, исключительно для проведения сельскохозяйственных работ.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 исполнительный орган государственной власти субъекта РФ формирует перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, с которыми могут заключаться соглашения. Сформированный перечень сельхозпроизводителей и внесенные в него изменения направляется в течение 3 рабочих дней в Министерство сельского хозяйства РФ.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации поручено утвердить критерии формирования перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов, имея в виду снижение или поддержание цен. При этом указанные перечни подлежат размещению на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РФ в сети Интернет.
Формирование перечней сельхозпроизводителей до 17.10.2010 (до даты вступления в силу Приказа Минсельхоза РФ и Минэкономразвития РФ №260/323 от 23.07.2010 «О критериях формирования перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов») осуществлялось в соответствии с Критериями формирования перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов, в отношении которых действует Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129, в части снижения или поддержания цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, утвержденными должностными лицами Министерства сельского хозяйства РФ 10.03.2010 и Министерства экономического развития Российской Федерации 16.03.2010 (с изменениями от 25.03.2010).
Из соглашения № 63 от 23.03.2010 года следует, что Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области формирует перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, с которыми ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» будет заключать соглашения. Также Комитет направляет в Министерство сельского хозяйства РФ сформированный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей и внесенные в него изменения, которые Министерство размещает в последующем на официальном сайте.
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области в целях исполнения соглашения №63 от 23.03.2010 года направлял в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» перечни сельхозпроизводителей, определенных в установленном порядке в качестве получателей ГСМ по сниженным ценам, для заключения договоров с ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» на поставку дизельного топлива и автобензина «Нормаль-80 н/э».
ООО «Левобережье» не соответствует критериям, утвержденным должностными лицами Министерства сельского хозяйства РФ 10.03.2010 и Министерства экономического развития Российской Федерации 16.03.2010 (с изменениями от 25.03.2010), а также критериям, определенным Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для признания статуса сельскохозяйственного производителя. Согласно информации, размещенной на сайте Минсельхоза РФ, ООО «Левобережье» не включено в установленном порядке в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 цены на горюче-смазочные материалы, реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, устанавливаются со скидкой до 10 процентов оптовой текущей цены, сложившейся в субъекте РФ, в котором осуществляют свою деятельность сельскохозяйственные товаропроизводители, но не ниже уровня себестоимости производства и реализации горюче-смазочных материалов. Стороны в пункте 2 Приложения 1 к соглашению №63 от 23.03.2010 года определили сниженные цены для сельскохозяйственных товаропроизводителей на период с 23 марта до 1 июля 2010 года в размере 19440 руб. за тонну автобензина и 14850 руб. за тонну дизельного топлива.
В марте – июле 2010 года ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» реализует по согласованным ценам указанные горюче-смазочные материалы: бензин «Нормаль-80 н/э» и дизельное топливо, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, включенных в установленном порядке в перечень получателей ГСМ по сниженным ценам.
В тот же период времени ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» отпускает бензин «Нормаль-80 н/э» и дизельное топливо для ООО «Левобережье» в рамках договора поставки нефтепродуктов на условии самовывоза с отсрочкой платежа от 12 декабря 2009 г. №10225С как по отпускным ценам, действующим в ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» для покупателей при реализации с нефтебаз, так и по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей на основании Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и Соглашения №63 от 23.03.2010 года. Цены горюче-смазочных материалов, отпускаемых ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» сельскохозяйственным товаропроизводителям и ООО «Левобережье» в марте (с 23 марта) - июле 2010 года, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Цены горюче-смазочных материалов,
отпускаемых ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» сельскохозяйственным товаропроизводителям и ООО «Левобережье» в марте (с 23 марта) - июле 2010 года
Покупатель | Наименование ГСМ | Цены в рублях за тонну | ||||
март | апрель | май | июнь | июль | ||
Сельскохозяйственные товаропроизводители, включенные в перечень получателей ГСМ по сниженным ценам | Бензин «Нормаль-80 н/э» | 19440 | 19440 | 19440 | 19440 | 20790 |
Дизельное топливо | 14850 | 14850 | 14850 | 14850 | 16200 - 17820 | |
ООО «Левобережье» | Бензин «Нормаль-80 н/э» | 19440 | 19440 | 19440 | 19440 | 20790 |
20200 - 21300 | 21500 | 21500 - 22100 | 22000 | 22500 | ||
Дизельное топливо | 14850 | 14850 | 14850 | 14850 | 16200 - 17820 | |
17200 - 17900 | 17800 | 17500 - 17800 | 16900 - 17400 | 17400 |
Основанием для реализации бензина «Нормаль-80 н/э» и дизельного топлива для ООО «Левобережье» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей ГСМ по сниженным ценам, по объяснениям ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт», явились письмо Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области за № 01-01/1021 от 23.03.2010 и письма Администрации Волгоградской области (от 24.03.2010 № 01-01-13/489-1, от 24.03.2010 № 02э-13, от 19.04.2010 № 01-02э-13/2, от 07.05.2010 № 01-02э-13/3033, от 13.05.2010 № 01-02э-01/3276, от 20.05.2010 № 01-02э-01/3603, от 28.06.2010 № 01-02э-13/5538, от 30.06.2010 № 01-02э-13/5691), которые касаются отпуска указанного в них количества нефтепродуктов (бензина марки АИ-80 - 6300 т и дизельного топлива - 14900 т) для ООО «Левобережье» для эффективного выполнения Постановления Правительства РФ от 5 марта 2010 г. №129.
Приказом Волгоградского УФАС России от 14.11.2011 № 759 возбуждено дело № 11-01-16-03/636 по признакам нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области ч.1 ст. 15 и п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Левобережье» п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В качестве ответчиков к участию в рассмотрении дела привлечены Администрация Волгоградской области, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Левобережье».
Лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, в ходе рассмотрения дела предоставлены объяснения и пояснения.
Представитель Администрации Волгоградской области в дополнение к письменным объяснениям от 30.11.2011 № 01-19-12/31083 в заседании пояснил, что направление писем Администрацией Волгоградской области в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» вызвано тем, что, поскольку ООО «Левобережье» является собственником Палласовской и Филоновской нефтебаз, то с ним из-за снижения транспортных издержек выгодно заключать договоры поставки ГСМ сельхозтоваропроизводителям Старополтавского, Палласовского, Николаевского. Быковского, Ленинского, Среднеахтубинского, Новоаннинского, Киквидзенского, Новониколаевского, Нехаевского, Алексеевского, Фроловского, Иловлинского районов. По этой причине возникла в 2010 году необходимость включения ООО «Левобережье» в программу обеспечения ГСМ сельхозтоваропроизводителей указанных районов. При этом для обеспечения ГСМ сельхозтоваропроизводителей были задействованы производственные мощности ООО «Левобережье» без включения его в перечень сельхозтоваропроизводителей - получателей ГСМ по сниженным ценам. В указанных письмах Администрации Волгоградской области (от 24.03.2010 № 01-01-13/489-1, от 24.03.2010 № 02э-13, от 19.04.2010 № 01-02э-13/2, от 07.05.2010 № 01-02э-13/3033, от 13.05.2010 № 01-02э-01/3276, от 20.05.2010 № 01-02э-01/3603, от 28.06.2010 № 01-02э-13/5538, от 30.06.2010 № 01-02э-13/5691), по мнению представителей Администрации Волгоградской области, не идёт речь о выделении топлива по «льготным ценам».
Представители Комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области в дополнение к письменным объяснениям от 24.11.2011 №18-06-06/6366 и от 15.12.2011 № 18-06-06/6806 в заседании пояснили, что письмо Комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области от 23.03.2010 № 01-01/1021 является просьбой Комитета о включении ООО «Левобережье» в программу обеспечения горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей, то есть оператором ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» по обеспечению горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей, ввиду того, что ООО «Левобережье» является собственником Палласовской и Филоновской нефтебаз.
Представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» в дополнение к письменным объяснениям от 25.11.2011 № ФПО-1116 в заседании пояснил, что Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 не предусмотрена обязанность поставщиков горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, знакомиться с информацией, размещённой на официальном сайте Минсельхоза России, и производить отгрузки ГСМ в соответствии с размещённым там перечнем. ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» отпускало горюче-смазочные материалы сельскохозяйственным товаропроизводителям по (письмам) разнарядкам Администрации Волгоградской области, в которых указывались наименование получателей горюче-смазочных материалов и необходимые объёмы отгрузки, и по ценам, определенным Соглашением №63 от 23.03.2010 года. ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» не обязано уточнять соответствие получателей ГСМ, поименованных в письмах органов исполнительной власти Волгоградской области, критериям их отнесения к сельхозпроизводителям. Представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» обратил внимание на то, что общество осуществляло поставку горюче-смазочных материалов в полном соответствии с Соглашением № 63 от 23.03.2010 года и требованиями Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129, которые являются случаем, исключающим применение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
ООО «Левобережье» письменные объяснения по вопросам, послужившим основанием для возбуждения данного дела, не предоставлены. Представители ООО «Левобережье» в заседании поддержали доводы, указанные в возражениях от 14.11.2011 на акт проверки №127 от 28.10.2011.
В ходе рассмотрения дела Волгоградское УФАС России провело анализ товарного рынка оптовой (мелкооптовой) торговли поставщиками ГСМ с нефтебаз на территории Волгоградской области (служебная записка №652 от 03.08.2012).
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. В письме Администрации Волгоградской области в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» от 24.03.2010 № 01-01-13/489-1 содержится просьба о рассмотрении вопроса о предоставлении ООО «Левобережье» отсрочки платежа в 30 дней за поставку нефтепродуктов. Согласно представленным документам, в 2010 году ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» реализовало нефтепродукты ООО «Левобережье» по договору поставки нефтепродуктов на условии самовывоза с отсрочкой платежа от 12 декабря 2009г. № 10225С. Согласно соглашению от 25 января 2010 года к данному договору ООО «Левобережье» производит оплату продукции в течении 30 дней с даты поставки продукции. То есть содержащаяся в письме от 24.03.2010 № 01-01-13/489-1 просьба Администрации Волгоградской области не соответствует фактическим договорным взаимоотношениям «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Левобережье» на дату составления данного письма, информацией о которых располагает Комиссия.
В связи с тем, что не установлены последствия направления письма от 24.03.2010 № 01-01-13/489-1 для отношений конкуренции и отсутствуют признаки её ограничения, в действиях Администрации Волгоградской области не подтверждается состав нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Согласно п. 2 ст. 2 и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отношения, которые связаны с защитой конкуренции, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Из преамбулы Постановления Правительства РФ от 05.03.2010 №129 следует, что данное Постановление принято в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».
В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов РФ и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 предусмотрено право исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления заключать с хозяйствующими субъектами - производителями или поставщиками горюче-смазочных материалов соглашения о снижении или поддержании цен при поставке сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов горюче-смазочных материалов, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ.
Таким образом, соглашения, заключение которых предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129, являются разрешённым исключением из соглашений, запрещаемых пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 соглашения, заключаемые поставщиками горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственными товаропроизводителями, включенными в перечни, предусмотренные пунктом 4 настоящего Постановления, признаются допустимыми в случае соблюдения следующих условий:
а) предметом соглашений является поставка отдельных видов горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям по ценам, предусмотренным пунктом 3 настоящего Постановления;
б) соглашения не ограничивают право сельскохозяйственных товаропроизводителей выбрать поставщиков горюче-смазочных материалов и не содержат требования, не относящиеся к предмету соглашений;
в) в соглашениях предусматривается использование сельскохозяйственными товаропроизводителями горюче-смазочных материалов, приобретаемых по сниженным ценам, исключительно для проведения сельскохозяйственных работ;
г) в соглашениях не допускается переуступка сельскохозяйственными товаропроизводителями права участия в соглашениях.
Соответственно, законодательно установлено и обратное, что в случае, если данные условия не соблюдаются, то такие соглашения признаются недопустимыми. То есть недопустимыми признаются соглашения, если:
а) предметом соглашений является поставка отдельных видов горюче-смазочных материалов не сельскохозяйственным товаропроизводителям по ценам, предусмотренным пунктом 3 настоящего Постановления;
б) соглашения ограничивают право сельскохозяйственных товаропроизводителей выбрать поставщиков горюче-смазочных материалов и содержат требования, не относящиеся к предмету соглашений;
в) в соглашениях не предусматривается использование горюче-смазочных материалов, приобретаемых по сниженным ценам, исключительно для проведения сельскохозяйственных работ;
г) в соглашениях допускается переуступка сельскохозяйственными товаропроизводителями права участия в соглашениях.
Следовательно, достижение соглашений (договорённостей), несоответствующих требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129, является нарушением п.1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Реализация нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин нормаль-80 н/э), отпущенных ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для ООО «Левобережье» в марте – июле 2010 года по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, явилось результатом реализации договоренностей:
1) между ООО «Левобережье», с одной стороны, и Администрацией Волгоградской области и Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, с другой стороны;
2) между Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, с одной стороны и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», с другой стороны.
Данные договоренности являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми.
Из материалов дела следует, что:
1) в рамках мер, принимаемых Администрацией Волгоградской области по поддержке товаропроизводителей Заволжья, обеспечен альтернативный способ получения топлива через ООО «Левобережье», которое приобретало топливо у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт». При этом данные мероприятия проводились не в рамках Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129 путём включения ООО «Левобережье» в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, что является незаконным, а в дополнению к указанному постановлению, в целях создания для товаропроизводителей благоприятных условий деятельности и снижения расходов (установлено Решением Центрального районного суда г .Волгограда от 18 ноября 2010 года по делу № 2-6640/10) .
Тем самым, Администрацией Волгоградской области реализовывались мероприятия по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей не на основании Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129, а на основании некой самостоятельной программы, что не является законодательно установленным исключением из п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2) директор ООО «Левобережье» примерно в марте 2010 года обращался в Администрации Волгоградской области с просьбой отпускать ООО «Левобережье» ГСМ по льготным ценам (установлено материалами Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 16 августа 2010 года, вынесенного следователем по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области).
Тем самым, инициатором договоренности с Администрацией Волгоградской области об отпуске ООО «Левобережье» ГСМ по сниженным ценам явилось ООО «Левобережье».
3) Согласно статье 34 Закона Волгоградской области от 17.07.1996 №73-ОД «Устав (Основной закон) Волгоградской области» в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно Закону Волгоградской области от 10.11.2008 №1756-ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области.
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на реализацию соглашения о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Согласно статье 34 Закона Волгоградской области от 17.07.1996 №73-ОД «Устав (Основной закон) Волгоградской области» и статье 3 Закона Волгоградской области от 10.11.2008 №1756-ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» Администрация Волгоградской области возглавляет исполнительную власть Волгоградской области.
Администрация Волгоградской области в силу установленных полномочий располагала властно-распорядительными полномочиями для привлечения Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области к участию в реализации договоренностей с ООО «Левобережье». письмо Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области от 23.03.2010 № 01-01/1021 подписано Председателем Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, который в силу статьи 41 Закона Волгоградской области от 17.07.1996 №73-ОД «Устав (Основной закон) Волгоградской области» входит в Администрацию Волгоградской области как руководитель структурного подразделения, осуществляющего полномочия исполнительной власти области в конкретной сфере управления.
Таким образом, ООО «Левобережье» согласовало договоренности в устной форме с Администрацией Волгоградской области и через входящего в Администрацию Волгоградской области Председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области с Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области.
4) Достигнутые договоренности между Администрацией Волгоградской области, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО «Левобережье» реализуются направлением в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» следующих писем:
а) Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области: от 23.03.2010 № 01-01/1021;
б) Администрацией Волгоградской области: от 24.03.2010 № 02э-13, от 19.04.2010 № 01-02э-13/2, от 07.05.2010 № 01-02э-13/3033, от 13.05.2010 № 01-02э-01/3276, от 20.05.2010 № 01-02э-01/3603, от 28.06.2010 № 01-02э-13/5538, от 30.06.2010 № 01-02э-13/5691, в которых определены объёмы поставок бензина марки АИ-80 – 6300 тонн (всего) и дизельного топлива – 14 900 тонн (всего).
5) Принятие ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» к исполнению данных писем является доказательством достигнутой договорённости между Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, с одной стороны, и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», с другой стороны. Данная договорённость реализована посредством отпуска ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» обществу с ограниченной ответственностью «Левобережье» ГСМ по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года.
ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» не обязано исполнять просьбу, содержащуюся в письмах Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, поскольку является самостоятельным хозяйствующим субъектом, не находящимся в отношениях власти – подчинения с Администрацией Волгоградской области и Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области.
Реализацией данной договорённости изменились условия договора поставки нефтепродуктов на условии самовывоза с отсрочкой платежа от 12 декабря 2009г. № 10225С, заключённого ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Левобережье». Согласно п. 4.1 данного договора цена продукции устанавливалась в размере цены поставщика на дату поставки. в марте - июле 2010 года для реализации данной договорённости цена продукции устанавливалась как в размере цены поставщика на дату поставки, так и по цене, равной установленной для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года.
просьба, содержащаяся в письмах Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, не может являться основанием для изменения гражданско-правовых отношений, урегулированных договором, без волеизъявления сторон.
6) Осуществляя договоренности с Администрацией Волгоградской области и Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» осуществляло поставку нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин «Нормаль-80 н/э») ООО «Левобережье» в марте – июле 2010 года по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года. При этом, ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» учитывало указанные объёмы поставок в объёмах горюче-смазочных материалов, определённых для сельскохозяйственных товаропроизводителей соглашением № 63 от 23.03.2010 года.
7) Отношения ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», как поставщика ГСМ, и ООО «Левобережье», как приобретателя ГСМ для последующей перепродажи, урегулированы договором поставки нефтепродуктов на условии самовывоза с отсрочкой платежа от 12 декабря 2009г. № 10225С.
Согласно указанного договора, поставка нефтепродуктов осуществляется по отгрузочной разнарядке (п. 3.3 договора от 12 декабря 2009г. № 10225С) и по цене поставщика на дату поставки (п. 4.1 данного договора). Договором от 12 декабря 2009г. № 10225С ограничений отпуска нефтепродуктов в течение срока его действия не установлено, так как объем поставки ГСМ определяется исходя из потребностей ООО «Левобережье» и возможностей ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», по договорной цене на момент отгрузки. Решение об объемах поставки ГСМ либо их увеличении на условиях договора ООО «Левобережье» могло принять самостоятельно.
в пункте 1 Приложения 1 к соглашению №63 от 23.03.2010 года определены объёмы ГСМ, подлежащие ежемесячной поставке сельскохозяйственным товаропроизводителям – получателям горюче-смазочных материалов по сниженным ценам.
Администрация Волгоградской области, направляя в ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» письма, в которых определены объёмы поставок бензина марки АИ-80 и дизельного топлива, и не имея оснований влиять на объёмы горюче-смазочных материалов в рамках договора от 12 декабря 2009г. № 10225С, так как они определяются сторонами самостоятельно, распределяла объёмы ГСМ в рамках соглашения № 63 от 23.03.2010 года и по цене, установленной данным соглашением.
Данное подтверждается отпуском со стороны ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для ООО «Левобережье» горюче-смазочных материалов по цене, равной установленной для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года и в объёмах, не превышающих объёмы, указанных в письмах Администрации Волгоградской области.
4. В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции не требуется.
Однако для квалификации нарушения по пункту 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции в данном деле необходимо установить обстоятельства, указывающие на такие признаки ограничения конкуренции, установленные п.17 ст.4 Закона о защите конкуренции, как снижение цены товара, не связанное с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке. Поэтому для квалификации признаков ограничения конкуренции в данном деле устанавливается товарный рынок, исходя из его определения в пункте 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Под товарным рынком в соответствии с пунктом 4 статьи 4 указанного Закона понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Товарный рынок в понимании закона устанавливается из необходимых для его определения составляющих: продуктовых и географических границ, а также состава хозяйствующих субъектов, действующих на нем в качестве продавцов и реализующих в указанных границах определенный товар.
Для установления продуктовых и географических границ, а также состава хозяйствующих субъектов соответствующего товарного рынка применяются правила их определения, предусмотренные разделами II, III, IV и V Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, с учетом целей исследования товарного рынка в данном деле.
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. В рассматриваемом случае с учетом положений пункта 2.3 Порядка временной интервал исследования определен 2010 годом с включением всего периода полевых работ сельхозпроизводителей.
Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2010 г. №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года изменяются условия реализации горюче-смазочных материалов (условия обращения товара) посредством снижения цен на бензин АИ-80 и дизельное топливо для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Соглашением № 63 от 23.03.2010 года устанавливается изменение условий реализации ГСМ (условий обращения товара) для сельхозпроизводителей Волгоградской области. Условиями получения ГСМ сельхозпроизводителями является предоплата и самовывоз ГСМ с нефтебаз (складов ГСМ) поставщика. Тем самым транспортные издержки на доставку товара до места потребления в полном объеме возложены на приобретателя. На таких же условиях самовывоза отпускается горюче-смазочные материалы ООО «Левобережье» и иным владельцами нефтебаз (складов ГСМ). Кроме того, в случае невыгодности предоплаты либо выбора ГСМ в пределах установленных лимитов, каждый из сельхозпроизводителей имел возможность приобрести ГСМ по ценам, установленным поставщиком, и приобрести товар у любого поставщика. Таким образом, действия органов власти и хозяйствующих субъектов на основании Постановления Правительства РФ от 5 марта 2010 г. №129 и Соглашения №63 от 23.03.2010 года оказывают влияние на условия обращения товара на рынках, на которых товарами являются автомобильный бензин марки АИ-80 и дизельное топливо, реализуемые поставщиками с нефтебаз (складов ГСМ) приобретателям в границах Волгоградской области в 2010 году.
в 2010 году Администрация Волгоградской области, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, ООО «Левобережье» и ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» достижением договорённостей распространили условия обращения товара, сформированные Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2010 г. №129 и Соглашением №63 от 23.03.2010 года как исключительные и только для сельхозпроизводителей Волгоградской области, на один из субъектов рынков оптовой (мелкооптовой) торговли с нефтебаз (складов ГСМ) автомобильным бензином марки АИ-80 и дизельным топливом, а именно на ООО «Левобережье».
С учетом указанных выше обстоятельств и результатов исследования иных характеристик товарного рынка (служебная записка № 652 от 03.08.2012) в данном деле установлено, что продуктовыми границами рынка, на котором определяются признаки ограничения конкуренции, являются оптовая (мелкооптовая) торговля с нефтебаз автомобильным бензином марки А-76 (АИ-80) и дизельным топливом, географическими границами - административные границы Волгоградской области.
Отпуск нефтепродуктов с нефтебаз (складов ГСМ) потребителям в границах Волгоградской области в 2010 году осуществляли следующие хозяйствующие субъекты: - ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Левобережье», ООО «ПРОЭКС», ООО «Максойл-М», ООО «АЗС-Сервис», ЗАО «Энергосервис», ООО «Агроснаб», ООО «Аркон-Про», ООО «Флойд», ООО «ВолгаАЗССервис», ОАО «Саратовнефтепродукт», ООО «Волгоградский дом нефтепродукт», ООО «Башнефть-Волгоград». Количество выявленных хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю с нефтебаз (складов ГСМ) автомобильным бензином марки А-76 (АИ-80) и дизельным топливом в границах Волгоградской области в 2010 году, является достаточным (применяются правила п. 5.2. Порядка).
ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Левобережье», имеющие возможность реализовывать в 2010 году автомобильный бензин марки А-76 (АИ-80) и дизельное топливо с нефтебаз в границах Волгоградской области как сельхозпроизводителям, так и иным приобретателям по ценам поставщика, тем самым вступают в отношения конкуренции.
ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ООО «Левобережье», являясь конкурентами между собой, также являются конкурентами иных продавцов на рынке ГСМ, например ООО «ПРОЭКС», которое также покупают ГСМ с нефтебаз ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» для дальнейшей перепродажи.
Согласно данным о ценах оптовой реализации нефтепродуктов (бензинов автомобильных и топлива дизельного) организациям, расположенным на территории Волгоградской области, представленных ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» по запросу Управления от 20.03.2012 №05-13/1608 и в рамках мониторинга цен на нефтепродукты (проводимый УФАС по Волгоградской области по заданию ФАС России) средние цены реализации для иных хозяйствующих субъектов, в том числе и ООО «ПРОЭКС», кроме ООО «Левобережье» и для ООО «Левобережье» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, представлены в таблице №2.
Таблица №2.
Нименование товара
Приобретатель | Цены мелкооптовой реализации с налогами ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для иных хозяйствующих субъектов, не вошедших в перечень хозяйствующих субъектов по соглашению № 63 от 23.03.2010 года и для ООО «Левобережье» в марте (с 23 марта) - июле 2010г. в рублях за тонну | |||||||||
Март | апрель | май | июнь | Июль | ||||||
Иные хозяйствующие субъекты | ООО «Левобережье» | Иные хозяйствующие субъекты | ООО «Левобережье» | Иные хозяйствующие субъекты | ООО «Левобережье» | Иные хозяйствующие субъекты | ООО «Левобережье» | Иные хозяйствующие субъекты | ООО «Левобережье» | |
бензин «Нормаль-80 н/э» | 21200 | 19440 | 22100 | 19440 | 22400 | 19440 | 22600 | 19440 | 23100 | 20790 |
дизельное топливо | 18000 | 14850 | 17800 | 14850 | 17800 | 14850 | 17800 | 14850 | 19400 | 17273 |
В 2010 году иным хозяйствующим субъектам, не являющимся сельхозтоваропроизводителям, ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» не отпускал ГСМ по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года.
ООО «Левобережье», которое приобретало в марте – июле 2010 года часть ГСМ (дизельное топливо, бензин «Нормаль-80 н/э») у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, перепродавало их не только сельхозтоваропроизводителям.
При этом иные хозяйствующие субъекты, не являющиеся сельхозтоваропроизводителями и не вступившие в соглашение с Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», в том числе и ООО «ПРОЭКС», не располагали возможностью покупать ГСМ по сниженным ценам (по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года), а продавать по самостоятельно установленным ценам.
В рассматриваемый период 2010 года состав покупателей нефтепродуктов у ООО «Левобережье» и ООО «ПРОЭКС» частично совпадает, например, один из них ООО «Волгаойлсервис», которое приобретает дизельное топливо у ООО «ПРОЭКС» в марте 2010 года по цене 17400 руб. за тонну, в последующем приобретает дизельное топливо у ООО «Левобережье» по цене – 17000 руб. за тонну.
Сравнение отпускных цен ООО «Левобережье» и ООО «ПРОЭКС» в марте - июле 2010 года приведены в таблицах 3 и 4.
Таблица №3
Дизельное топливо (ДТ) | ||
Месяц | Отпускная цена ХС в рублях за тонну | |
ООО «Левобережье» | ООО «ПРОЭКС» | |
мар.10 | 17000 | 17400 |
апр.10 | 17000 | 17330-18530 |
май.10 | 17000-17600 | 18400-19000 |
июн.10 | 16800-17000 | 18400-18630 |
июл.10 | 17000-18800 | 18200-19330 |
Таблица №4
Бензин «Нормаль-80 н/э» (АИ-80) | ||
Месяц | Отпускная цена ХС в рублях за тонну | |
ООО «Левобережье» | ООО «ПРОЭКС» | |
мар.10 | 21100 | 21200-22000 |
апр.10 | 21100-21400 |
|
май.10 | 21400-21900 | 22100-22600 |
июн.10 | 21000-21200 | 22000-22300 |
июл.10 | 22000 | 23000 |
Таким образом, на данном примере, очевидно, что ООО «Левобережье» покупая ГСМ по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года (по сниженным ценам) имело возможность реализовывать нефтепродукты по более низким ценам, чем конкуренты, в том числе ООО «ПРОЭКС». Тем самым подтверждается использование ООО «Левобережье» ценового преимущества, полученного в результате достижения договорённостей между Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Левобережье».
Согласно данным, представленных ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» по запросу Управления от 20.03.2012 №05-13/1608 по объемам реализованных нефтепродуктов ООО «Левобережье» в марте-июле 2010 года установлено, что большая часть объемов, которые ООО «Левобережье» приобретает у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», отпускались последним по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года (указаны в таблице 5 как сниженные цены).
Таблица №5.
Наименование товара | Объем нефтепродуктов приобретенных ООО «Левобережье» у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» | |||||||||||||
март | апрель | май | июнь | Июль | ||||||||||
| Всего, тн | по сниженным ценам, тн | Всего, тн | по сниженным ценам, тн | Всего, тн | по сниженным ценам, тн | Всего, тн | по сниженным ценам, тн | Всего, тн | по сниженным ценам, тн | ||||
бензин «Нормаль-80 н/э» | 853 | 743 | 1153 | 980 | 1241 | 1231 | 1264 | 1259 | 363 | 344 | ||||
дизельное топливо | 1660 | 91 | 1459 | 1441 | 5056 | 5040 | 6443 | 6431 | 476 | 470 | ||||
Из данных, приведенных в таблице №5, следует, что доля объемов, отпущенных по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, в общем объеме нефтепродуктов приобретенных ООО «Левобережье» у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» составила:
- по автомобильному бензину «Нормаль-80 н/э» – 90,4%;
- по дизельному топливу – 72,3%.
Из 13 473 тонн дизельного топлива и 4 557 тонн автомобильного бензина «Нормаль-80 н/э», приобретенного ООО «Левобережье» у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2010 г. №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, ООО «Левобережье» реализовало сельскохозяйственным товаропроизводителям только 1 348,56 (10,01%) данного дизельного топлива и 178,32 (3,9%) тонн данного автомобильного бензина «Нормаль-80 н/э». При этом ООО «Левобережье» отпускало сельскохозяйственным товаропроизводителям дизельное топливо и автомобильный бензин «Нормаль-80 н/э» по ценам выше на 13-21% (отпускная цена ООО «Левобережье» для разных сельхозпроизводителей отличалась), чем отпускные цены у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для сельхозтоваропроизводителей, вошедших в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов.
Таким образом, снижение цен на ГСМ (дизельное топливо, бензин «Нормаль-80 н/э»), отпущенные ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт» для ООО «Левобережье» в марте – июле 2010 года, не связано с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке. Кроме того, ООО «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефтепродукт», действуя самостоятельно на рынке, не отпускало ГСМ по сниженным ценам другим приобретателям.
Выше указанные обстоятельства указывают на факт снижения цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, что в силу п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является законодательно установленным признаком ограничения конкуренции.
5. Комиссия не соглашается с доводами Администрации Волгоградской области, о том, что письма Администрации Волгоградской области: от 24.03.2010 № 02э-13, от 19.04.2010 № 01-02э-13/2, от 07.05.2010 № 01-02э-13/3033, от 13.05.2010 № 01-02э-01/3276, от 20.05.2010 № 01-02э-01/3603, от 28.06.2010 № 01-02э-13/5538, от 30.06.2010 № 01-02э-13/5691, рассматриваемые в деле, не направлены на выделение топлива по «льготным ценам», а речь идёт:
1) о включении ООО «Левобережье» в программу обеспечения ГСМ сельзхозтоваропроизводителей на 2010 год;
2) об эффективном выполнении Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129;
3) об установлении объёмов горюче-смазочных материалов для поставки ООО «Левобережье»,
исходя из следующего:
Законно установленных обоснований о включении ООО «Левобережье» в мероприятия, реализуемые во исполнение Постановление Правительства от 5 марта 2010 г. №129, не имеется.
Фактов существования программы обеспечения ГСМ сельзхозтоваропроизводителей на 2010 год на территории Волгоградской области, за исключением соглашения № 63 от 23.03.2010 года не установлено.
Указанные письма расценены ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» как указание о поставке нефтепродуктов для ООО «Левобережье» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года. Также подтверждением указанному выше являются поставка и учет отпущенных объёмов нефтепродуктов (автомобильный бензин «Нормаль-80 н/э» и дизельное топливо) в объёмах горюче-смазочных материалах, определённых соглашением № 63 от 23.03.2010 года для сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом замечаний по включению объёмов поставок ООО «Левобережье» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, в объёмы горюче-смазочных материалов, определённых для сельскохозяйственных товаропроизводителей по соглашению № 63 от 23.03.2010 года, в том числе при подписании акта выполненных работ № 1, подписанного к соглашению № 63 от 23.03.2010 года Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», со стороны Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области не указывалось и не сообщалось.
6. Комиссия не принимает доводы Администрации Волгоградской области, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области о том, что рассматриваемые в деле письма Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области являются просьбой о включении ООО «Левобережье» в программу обеспечения горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей, ввиду того, что ООО «Левобережье» является собственником Палласовской и Филоновской нефтебаз и обеспечивает ГСМ сельхозтоваропроизводителей Старополтавского, Палласовского, Николаевского. Быковского, Ленинского, Среднеахтубинского, Новоаннинского, Киквидзенского, Новониколаевского, Нехаевского, Алексеевского, Фроловского, Иловлинского районов, для эффективного выполнения Постановления Правительства РФ от 05.03.2010 г. №129,
исходя из следующего:
ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» восприняло просьбу органов власти, как основание для отпуска ООО «Левобережье» нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин «Нормаль-80 н/э») по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 05.03.2010 г. №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, учитывая указанные объёмы поставок в объёмах горюче-смазочных материалов, определённых для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
При этом органы власти просили о включении ООО «Левобережье» в программу обеспечения горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако, покупателями нефтепродуктов у ООО «Левобережье» являлись не только сельскохозяйственные товаропроизводители. Так в марте-июле 2010 года из 280 сельскохозяйственных товаропроизводителей, вошедших в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам Минсельхоза России (по данным сайта Минсельхоз РФ) и действующих в Старополтавском, Палласовскоом, Николаевском. Быковском, Ленинском, Среднеахтубинском, Новоаннинском, Киквидзенском, Новониколаевском, Нехаевском, Алексеевском, Фроловском, Иловлинском районах (перечислены районы из писем Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области, т.е. районы обеспечения нефтепродуктами ООО «Левобережье»), ООО «Левобережье» отпускало дизельное топливо и автомобильный бензин «Нормаль-80 н/э», приобретенные у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», только 27 сельскохозяйственным товаропроизводителям Алексеевского, Иловлинского, Киквидзенского, Палласовского, Фроловского, Старополтавского, Николаевского районов (7 из 13 районов).
Эффективное выполнение Постановления Правительства РФ от 05.03.2010 г. №129 – обозначенное как цель, для достижения которой и были направлены в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» письма Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, - не подтверждается тем, что:
ООО «Левобережье» реализовало сельскохозяйственным товаропроизводителям только 10,01% дизельного топлива и 3,9% тонн автомобильного бензина «Нормаль-80 н/э», полученных у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 и соглашением № 63 от 23.03.2010 года, и перепродавало указанные горюче-смазочные материалы сельскохозяйственным товаропроизводителям по ценам выше на 13-21% (отпускная цена ООО «Левобережье» для разных сельхозпроизводителей отличалась), чем отпускные цены у ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для сельхозтоваропроизводителей, вошедших в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов.
Сельхозтоваропроизводителей Быковского, Ленинского, Нехаевского, Новониколаевского районов (эти районы указаны в письмах Администрации Волгоградской области, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области) нефтепродуктами обеспечивало только ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт».
Указанные выше обстоятельства подтверждаются выборочным сравнением, приведённым в таблице 6 и таблице 7.
Таблица 6
Цена реализации автомобильного бензина «Нормаль-80 н/э» (АИ-80) в 2010 году ООО «Левобережье» и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт» отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям. | ||||||
№ п/п | Наименование района (местонахождение с/х) | Наименование С/Х | Наименование поставщика | Период | Цена поставщика, руб. |
|
1 | Алексеевский район | ЗАО «Ракурсагро» | ООО «Левобережье» | июль | 23600 |
|
2 | ООО «Дальний» | ООО «Левобережье» | июнь | 23000 |
| |
3 | Палласовский район | СПК п-з «Красный Октябрь» | ООО «Левобережье» | апрель | 22100 |
|
май | 22500 и 23500 |
| ||||
июнь | 23500 |
| ||||
июль | 24000 |
| ||||
4 | Старополтавский район | ОАО «Иловатское ХПП» | ООО «Левобережье» | июнь | 23000 |
|
июль | 23500 |
| ||||
5 | Новоаннинский район | СПК «Тростянский» | ООО «Левобережье» | май | 23500 |
|
6 | КХ «Плешакова В.М.» | ООО «Левобережье» | июнь | 23000 |
| |
7 | ООО «Деминское» | ООО «Левобережье» | май | 22500 |
| |
8 | СПК «Староаннинский» | ООО «Левобережье» | май | 22500 |
| |
ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт» | май | 19440 |
| |||
9 | ОАО «Политотдельский» | ООО «Левобережье» | июль | 23800 |
| |
10 | ООО «Лидер» | ООО «Левобережье» | май | 23000 |
| |
июнь | 23000 |
| ||||
11 | ЗАО «Агрофирма «Восток» | ООО «Левобережье» | июнь | 23000 |
| |
июль | 24000 |
|
Таблица 7
| Цена реализации дизельного топлива (ДТ) в 2010 году ООО «Левобережье» и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт» отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям. | ||||||
№ п/п | Наименование района (местонахождение с/х) | Наименование С/Х | Наименование поставщика | Период | Цена поставщика, руб. |
| |
1 | Алексеевский район | ОАО «РАО Алексеевское» | ООО «Левобережье» | июнь | 17200 |
| |
июль | 17000 и 18020 |
| |||||
2 | ООО «Успех» | ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт» | июнь | 14850 |
| ||
ООО «Левобережье» | июнь | 17000 |
| ||||
3 | ИП гл. КФХ Хомутов И.И. | ООО «Левобережье» | июнь | 17000 |
| ||
4 | ЗАО «Ракурсагро» | ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт» | июнь | 14850 |
| ||
ООО «Левобережье» | июнь | 17800 |
| ||||
июль | 18500 |
| |||||
5 | ООО «Долина» | ООО «Левобережье» | июнь | 17000 |
| ||
6 | ООО «АПК «Сокол» | ООО «Левобережье» | июнь | 17000 |
| ||
июль | 17820 |
| |||||
7 | Иловлинский район | КФХ «Пономарева А.П.» | ООО «Левобережье» | июнь | 17000 |
| |
8 | Киквидзенский район | ИП гл. КФХ Бирюков Н.В. | ООО «Левобережье» | июль | 17820 |
| |
9 | ООО «АПК»Родина» | ООО «Левобережье» | июнь | 17000 |
| ||
июль | 17820 |
| |||||
10 | Палласовский район | СПК «Революционный Путь» | ООО «Левобережье» | июнь | 18750 |
| |
июль | 19500 |
| |||||
11 | СПК п-з «Красный Октябрь» | ООО «Левобережье» | июль | 19000 |
| ||
12 | КХ Мурзагалиева К. | ООО «Левобережье» | июнь | 17000 |
| ||
июль | 18750 |
| |||||
13 | ИП КХ Мащенко М.А. | ООО «Левобережье» | июнь | 17000 |
| ||
14 | Фроловский район | ИП гл. КФХ Попов В.В. | ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт» | июль | 16920 |
| |
ООО «Левобережье» | июль | 17500 |
| ||||
15 | Старополтавский район | ОАО «Иловатское ХПП» | ООО «Левобережье» | июнь | 17200 |
| |
16 | ИП гл. КФХ Грасмик В.В. | ООО «Левобережье» | июнь | 17000 |
| ||
июль | 18750 |
| |||||
17 | СПК «Вперед к победам» | ООО «Левобережье» | июль | 18500 |
| ||
18 | ИП гл. КФХ Умбеткалиев Ш.И. | ООО «Левобережье» | июль | 18750 |
| ||
19 | Николаевский район | СПК «Морозовка» | ООО «Левобережье» | июль | 18750 |
| |
20 | КФХ «Зорьков А.М.» | ООО «Левобережье» | июль | 18000 |
| ||
21 | ООО «Лидер» | ООО «Левобережье» | май-июль | 17000 |
| ||
22 | ЗАО «Агрофирма «Восток» | ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-нефтепродукт» | июнь | 14850 |
| ||
июль | 17820 |
| |||||
ООО «Левобережье» | июнь | 17000 |
| ||||
июль | 18200 |
| |||||
7. Комиссия не принимает доводы ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» о том, что оно осуществляло поставку горюче-смазочных материалов в полном соответствии с Соглашением № 63 от 23.03.2010 года и требованиями Правительства РФ от 5.03.2010 №129, поскольку в рассматриваемых в деле письмах Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области не содержится информации о том, что ООО «Левобережье» включено в перечни сельскохозяйственных товаропроизводителей. Также информацией, указанной на сайте Минсельхоза РФ, не подтверждается, что ООО «Левобережье» включено в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам.
Также несостоятельны доводы ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» о том, что у него отсутствует обязанность по отслеживанию информации о сельскохозяйственных товаропроизводителях, размещаемой на сайте Минсельхоза России, в связи с тем, что согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129, размещение перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РФ в сети Интернет является одним из установленных Постановлением Правительства РФ от 5.03.2010 №129 требований для выполнения соглашений по снижению цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям. В свою очередь, сайт Минсельхоза РФ использовался ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для получения сведений о сельскохозяйственных товаропроизводителях – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, что следует из письма ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» в Комитет по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области от 16.03.2012 № 15-01-01/19, в котором ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» указывает, что ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» до появления списков сельскохозяйственных товаропроизводителей на сайте Минсельхоза РФ затруднительно решить вопрос о поставках топлива.
Кроме этого, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области направляет в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, которым ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» отпускает ГСМ по сниженным ценам. В направленных в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» перечнях сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам «Левобережье» отсутствовало.
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на реализацию соглашения о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, соответственно, направление информации о включении тех или иных организаций в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам иными органами власти Волгоградской области, в том числе Администрацией Волгоградской области, не легитимно.
8. Комиссия не соглашается с доводами ООО «Левобережье», указанными в возражениях от 14.11.2011 на акт проверки № 127 от 28.10.2011, поскольку считает, что реализация рассматриваемого в деле соглашения (договоренности) и ограничение конкуренции доказаны материалами дела.
Таким образом,
1) одним из общих условий обращения товара (бензин «Нормаль-80 н/э» и дизельное топливо) на товарном рынке (оптовой (мелкооптовой) торговли с нефтебаз) в марте-июле 2010 года является цена, которая определялась:
а) ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» самостоятельно для хозяйствующих субъектов как цена поставщика, определённая исходя из существующих отношений конкуренции;
б) требованиями Постановления Правительства РФ от 5.03.2010 №129, как допустимое исключение для сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством снижения цен.
2) Установленное в данном деле снижение ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для ООО «Левобережье» цен на часть реализуемых горюче-смазочных материалов; бензин «Нормаль-80 н/э» и дизельное топливо, не связано с соответствующими изменениями цены и иных общих условий обращения товара (бензин «Нормаль-80 н/э» и дизельное топливо) на товарном рынке оптовой (мелкооптовой) торговли с нефтебаз.
3) Соглашения (договоренности) Администрации Волгоградской области, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Левобережье», результатом которых явилось снижение ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для ООО «Левобережье» цен на часть реализуемых горюче-смазочных материалов, не являются допустимым исключением из ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Следовательно, Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Левобережье» нарушена п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Прекратить рассмотрение дела № 11-01-16-03/636 по признакам нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
2. Признать факт нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Левобережье» п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в исполнении между этими органами и хозяйствующими субъектами соглашений (договоренностей в устной форме), приводящих к ограничению конкуренции, путём снижения цен на нефтепродукты (дизельное топливо, бензин «Нормаль-80 н/э»), отпущенные ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» для ООО «Левобережье» в марте – июле 2010 года.
3. Предписание по делу № 11-01-16-03/636 не выдавать, в связи с прекращением противоправных действий.
4. Материалы дела передать на рассмотрение должностному лицу Волгоградского УФАС России на предмет возбуждения дел по статье 14.32 КоАП РФ.