Решение б/н О признании ОАО «МРСК-Юга» нарушившим часть 1 статьи 10 Феде... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

по делу № 12-01-10-04/630

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена  «27» ноября 2012 года     г.Волгоград

 

Решение в полном объеме изготовлено «27» ноября 2012 года

         

         Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области, утвержденная Приказом Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 12.05.2012г. №260 по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

  • П.И. Мироненко – председателя Комиссии, руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее – Управление),
  • А.В.Гаджиева - члена Комиссии, начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
  • К.О.Демьяненко - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,

В присутствии:

- представителя ОАО «МРСК-Юга» Дебелова А.А. по доверенности (№116 от 11.01.2012г.);

-      заявителя Синько Татьяны Николаевны,

рассмотрев дело № 12-01-10-04/630 по признакам нарушения ОАО «МРСК-Юга» (юридический адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая,49; Филиал ОАО «МРСК-Юга»-«Волгоградэнерго» по адресу: 400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15 (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096)) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее – Управление) поступило заявление Синько Татьяны Николаевны (вх. 4560 от 26.06.2012г.) о нарушении антимонопольного законодательства со ОАО «МРСК-Юга»-«Волгоградэнерго» (400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15 а/я 126).

Согласно заявлению, летом 2011 года Синько Т.Н. обратилась в сетевую организацию ОАО «МРСК-Юга»- «Волгоградэнерго» с просьбой о выдаче ей технических условий для дальнейшего подключения её энергопринимающих устройств придорожного сервиса. Договор об осуществлении технического присоединения был заключен 15 ноября 2011 года. Спустя 1 месяц сетевая компания предоставила техническое задание №161, где указано что нужно выполнять строительство отпайки ВЛ-0,4К №2 КТП-127ВЛ 10КВТ, №13 ПС 110/35/10 КВ октябрьская до границы заявителя и осуществить фактическое подключение энергопринимающих устройств Синько Т.П.

Управлением были исследованы документы и материалы, ответы на запросы о предоставлении информации, в результате чего были сделаны следующие выводы.

ИП Синько Т.В. осуществляет строительство объектов придорожного сервиса, а именно здания закусочной, здания гостиницы, стоянки для автомашин, размещение торгового павильона и павильона для работ по шиномонтажу, расположенных по адресу: Волгоградская область, Октябрьский район, с. Ковалевка, ул. Степная,4. Осуществление строительства было разрешено на основании следующих документов: Акта приема- передачи земельного участка, сдаваемого в аренду от 09.08.2011г. (арендодатель Администрация Октябрьского муниципального района); Договора аренды земельного участка от 09.08.2011г. №45; Листа предварительного согласования места размещения формируемого земельного участка для строительства объектов придорожного сервиса: здания закусочной, здания гостиницы, стоянки для автомашин, размещения торгового павильона и павильона для работ по шиномонтажу, ориентировочной площадью 10000 кв.м. по адресу: Волгоградская область, Октябрьский район, с. Ковалевка, ул. Степная,4;    Разрешения на строительство № 34522311-4 от 11.03.2011г.; Распоряжения Администрации Ковалевского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 09.09.2011г. №73 о согласовании размещения двух павильонов на арендуемом земельном участке  в с. Ковалевка по ул. Степная, 4 с 10 сентября 2011 года; Справки о присвоении предварительного адреса объекту недвижимости от 26.06.2011г. № 1184; Технических условий на проектирование размещения площадки под строительство объекта придорожного сервиса у автомобильной дороги от 02.06.2011г. №25/1605.

 В целях обеспечения энергоснабжения строительной площадки объектов придорожного сервиса, ИП Синько Т.Н. был заключен Договор №3470111762 от 15.11.2011г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, получены Технические условия для присоединения к электрическим сетям № 1400-93/305 от 15.11.2011г..

Исследовав представленные сторонами документы, Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области в порядке ст. 44 Федерального закона  от 26.07.2006г. №135 ФЗ (ред. от 06.12.2011г.) «О защите конкуренции» было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «МРСК-Юга» (Приказ от 05.10.2012г. №596).

В рамках рассмотрения дела №12-01-10-04/630 сторонами были представлены следующие пояснения:

1) В рамках рассмотрения дела №12-01-10-04/630 Синько Татьяна Николаевна поддержала свои доводы. На заседании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области 19 ноября 2012 года Синько Татьяна Николаевна сообщила, что со стороны ОАО «МРСК-Юга» на настоящий момент осуществлены все необходимые мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта придорожного сервиса.

2) Представитель ОАО «МРСК-Юга» пояснил, что «согласно п.16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее- Правила технологического присоединения, Правила №861), срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств для категории заявителей, к которой относится Синько Т.Н., не может превышать 6 месяцев. В указанный срок сторонами договора на технологическое присоединение должны быть осуществлены все мероприятия по технологическому присоединению, указанные в п. 18 Правил технологического присоединения, а именно (для данной категории заявителей):

- подготовка и выдача сетевой организацией технических условия;

- выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией;

- проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

- осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору с участием сетевой организации и заявителя;

- осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

Данный шестимесячный срок обязателен для соблюдения как сетевой организацией, так и заявителем. Законодателем также предусмотрена ответственность одной из сторон договора (в том числе заявителя) при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки… Более того, осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя при отсутствии таковых (при невыполнении заявителем технических условий), объективно невозможно. Таким образом, в соответствии со ст. 328 ГК РФ обязательство сетевой организации по осуществлению технологического присоединения является встречным по отношению к обязанности заявителя выполнить технические условия. … Согласно п. 8 (абзац третий) заключенного с Синько Т.Н. договора об осуществлении технологического присоединения заявитель обязан после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя письменно уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий. До настоящего времени уведомления о выполнении технических условий и готовности энергопринимающего объекта к подключению в адрес сетевой организации не поступало. До настоящего времени уведомления о выполнении технических условий и готовности энергопринимающего объекта к подключению в адрес сетевой организации не поступало. В адрес ОАО «МРСК-Юга» поступило только заявление Синько Т.Н. от 25 июня 2012г. (вх. от 26.06.2012г. № ВлгЭ/1400/2893), адресованное, в том числе Управлению ФАС по Волгоградской области. В ответе от 10 июля 2012г. № ВлгЭ/1400/8904 ОАО «МРСК-Юга» указало, что после поступления от заявителя уведомления о выполнении мероприятий по технологическому присоединению, ОАО «МРСК-Юга» будет иметь возможность осуществить мероприятия по технологическому присоединению, указанные в п.п. «д» и «ж» п. 18 Правил технологического присоединения».

Управлением Федеральной антимонопольной службой России по Волгоградской области были исследованы представленные материалы и изучены доводы сторон, и сделаны следующие выводы.

Согласно п. 8 Договора № 3470111762 от 15.11.2011г. заявитель обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях; после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.

В технических условиях №1400-93/305 от 15.11.2011г. указано следующее.

В пункте 10 Технических условий №1400-93/305 от 15.11.2011г. Сетевая организация обязана запроектировать и построить линию 0,4 кВ отпайкой от ВЛ-0,4 кВ №2 КТП-1228 до границы участка заявителя, протяженностью ориентировочно 220м.

В пункте  11.1 Технических условий №1400-93/305 от 15.11.2011г. Заявитель осуществляет подключение объекта от опоры, расположенной на границе с участком Заявителя, вновь построенной сетевой организацией ВЛ-0,4 кВ отпайкой от ВЛ-0,4 кВ №2 КТП-1228.

        Исходя из технических условий, выданных Синько Т.Н. филиалом ОАО «МРСК-Юга»- «Волгоградэнерго», действия заявителя по выполнению технических условий напрямую зависят от выполненных действий со стороны сетевой организации, а именно от постройки  линии 0,4 кВ отпайкой от ВЛ-0,4 кВ №2 КТП-1228 до границы участка заявителя.

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (пункт 8 Правил N 861). В силу пункта 14 Правил N 861 в заявке, направляемой физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: фамилия, имя и отчество заявителя, серия <...> номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; место жительства заявителя; сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "и" пункта 9 Правил (наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации, и сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям)); максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором; разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата. По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения. Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами (пункт 19 Правил N 861).

Согласно Техническим условиям для присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК-Юга» № 1400-93/305 от 15.11.2011г. максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 15 (пятнадцать) кВт.

Согласно пункту 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пункте 14 Правил (для физических лиц).

Как видно из представленных документов, организация и индивидуальный предприниматель Синько Татьяна Николаевна подписали договор об осуществлении технологического присоединения от 15.11.2011г. Организация выдала заявителю технические условия, в которых указала на необходимость: объект подключить от опоры, расположенной на границе с участком Заявителя, вновь построенной сетевой организацией ВЛ-0,4 кВ отпайкой от ВЛ- 0,4 кВ №2 КТП-1228; предусмотреть установке прибора учета электроэнергии класса точности 2,0.

Для признания лица, нарушившим требования статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить, что данное лицо является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

На основании ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Субъектом естественной монополии в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В ст. 4 Закона о естественных монополиях перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым в частности относятся услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, ОАО «МРСК-Юга» занимает доминирующее положение в в границах объектов электросетевого хозяйства ОАО «МСРК-Юга», с использованием которых последнее осуществляет передачу электрической энергии по Волгоградской области.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организацией в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения. Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

Согласно п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании. В соответствии с п. 14 Правил технологического присоединения одним из таких лиц, с которым заключается договор независимо от наличия технической возможности технологического присоединения, является физическое лицо, направившее заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

 Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям, в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Общество, занимающее доминирующее положение на рассматриваемом рынке, нарушило сроки выполнения технологических мероприятий по технологическому присоединению, что привело к ущемлению интересов Синько Т.Н., повлекло для нее затруднения для продолжения строительства объектов придорожного сервиса. Синько Т.Н. также были представлены технический паспорт на генератор ELITECH БЭС 3000 PM, которым Синько Т.Н. была вынуждена пользоваться в течение года из-за отсутствия электроэнергии. В связи со сложившимися обстоятельствами заявитель понесла ежемесячные расходы в размере 25200 рублей.

В рамках рассмотрения дела № 12-01-10-04/630 со стороны ОАО «МРСК-Юга» не были представлены доказательства наличия каких-либо препятствий для выполнения сетевой организации своих обязательств по Договору.

Какая-либо очередность выполнения сторонами технических условий не предусмотрена ни правилами №861, ни Договором.

Так же в рамках рассмотрения дела №12-01-10-04/630 были выяснены также следующие обстоятельства.

Актом №56021 от 22.11.2012 года был подтвержден факт осуществления технологического присоединения. Данным актом был подтвержден факт оказания услуги со стороны ОАО «МРСК-Юга» по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Синько Татьяны Николаевны в соответствии с мероприятиями по Договору об осуществлении технологического присоединения от 15.11.2011г. № 3470111762. В последствии был также представлен Акт готовности потребителя к приему электроэнергии ОАО «Волгоградэнергосбыт» от 23.11.2012г.

На основании вышеизложенного, только в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «МРСК-Юга» приступило к исполнению своих обязательств по исполнению Договора № 3470111762 от 15.11.2011г. по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «МРСК-Юга» признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям ИП Синько Т.Н. по договору №3470111762 от 15.11.2012 года.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите конкуренции" Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства:

1) оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле;

2) оценивает заключения и пояснения экспертов, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах;

3) определяет нормы антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

4) устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле;

5) разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

   Поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком ОАО «МРСК-Юга», были предприняты меры по устранению выявленных нарушений путем осуществления всех необходимых мероприятий по технологическому присоединению строительной площадки ИП Синько Т.Н., а именно объектов придорожного сервиса: здания закусочной, здания гостиницы, стоянки для автомашин, размещения торгового павильона и павильона для работ по шиномонтажу, расположенных по адресу: г. Волгоград, Октябрьский район, с. Ковалевка, ул. Степная,4, по Договору №3470111762 от 15.11.2012г., Комиссия пришла к выводу об отсутствии  необходимости выдачи ответчику предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о конкуренции, и п. 3.43. Регламента подготовки и ведения дел о нарушениях антимонопольного законодательства  и законодательства о естественных монополиях, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ОАО «МРСК-Юга» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям ИП Синько Т.Н. по договору №3470111762 от 15.11.2012 года.

2.Передать материалы дела № 12-01-10-04/630 о нарушении антимонопольного законодательства соответствующему должностному лицу Управления для последующего осуществления производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны