Решение б/н О признании ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» нарушившим ... от 9 марта 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Волгоград                                                                                          Дело № 12-01-10-04285                                                                         

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 июня 2012 года

В полном объеме решение изготовлено  12 июля 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела № 12-01-10-04/285 о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденная Приказом Руководителя Волгоградского УФАС от 25 апреля 2012 года № 221 в составе:

П.И. Мироненко - руководителя Управления;

А.В. Гаджиевой – начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления;

Г.В. Кочетова – государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,

в присутствии

от Администрации г. Волжского – Рода Д.А. (доверенность от 27.12.2011 г. № 284-Д); от ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» - Колесник А.В. (доверенность от 01.01.2012 г. № 1/11), Левичев С.Н. (доверенность от 01.01.2012 г. № 2/11); от МКП «Тепловые сети» - Федорова Н.Н. (доверенность от 02.12.2011 г. № 88); от Управления муниципальным имуществом Администрации г. Волжского – Наумова Е.С. (доверенность от 15.05.2012 г. № 18/4591),

рассмотрев дело № 12-01-10-04/285 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград»   (Адрес: 400001, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 13) ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) поступило заявление администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области (далее также – Заявитель), с жалобой на неправомерные действия ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» (далее также – Ответчик по делу, Общество), выразившиеся в отказе от намерений заключить договор купли-продажи инженерных коммуникаций к котельным поселка Краснооктябрьский, с одновременным увеличением арендной платы по договорам аренды вышеуказанных инженерных коммуникаций, с указанием на возможность принятия решения о демонтаже инженерных коммуникаций (вх. № 9375 от 23.12.2011 г.).

В обоснование изложенных в заявлении доводом Заявитель указал, что в собственности города Волжского Волгоградской области находятся котельные поселка Краснооктябрьский, которые обеспечивают жителей поселка тепловой энергии и горячей водой. Вместе с тем собственником инженерных коммуникаций (сети электро-, газо-, водо-, теплоснабжения, связи и канализации), обеспечивающих функционирование вышеуказанных котельных, является ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград». МКП «Тепловые сети городского округа – город Волжский Волгоградской области, на балансе которого находятся котельные, пользуется вышеуказанными сетями на основании договора аренды.

Первоначально собственник сетей – ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» предлагал Заявителю приобрести арендуемые сети инженерно-технического обеспечения. Впоследствии ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» уведомил Заявителя об отказе от намерения продать имущество и об увеличении с 01.01.2012 г. арендной платы, с указанием на возможный демонтаж существующих коммуникаций.

            В обращении Заявитель просит дать разъяснения по вопросу о правомерности (неправомерности) действий ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград»,  выразившихся в отказе от намерений заключить договор купли-продажи инженерных коммуникаций к котельным поселка Краснооктябрьский, с одновременным увеличением арендной платы по договорам аренды вышеуказанных инженерных коммуникаций, с указанием на возможность принятия решения о демонтаже инженерных коммуникаций.

            По результатам рассмотрения заявления Администрации г. Волжского, на основании Приказа Руководителя Волгоградского УФАС от 25 апреля 2012 года № 221, было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции).

            В ходе рассмотрения дела № 12-01-10-04/285 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКП «Тепловые сети городского округа – город Волжский Волгоградской области; Управление муниципальным имуществом Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области.

            В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Администрация г. Волжского уточнила заявленные при обращении в Управление требования. Считает, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», выраженные в заключении договоров аренды сетей и необоснованном увеличении арендной платы; отказе от намерения продать инженерные коммуникации; заявлении о проведении мероприятий по демонтажу сетей не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства.   

            ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» наличие в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства не признало, пояснило, что договоры аренды инженерных коммуникаций и дополнительные соглашения к ним подписаны без протоколов разногласий; Общество не навязывало МКП «Тепловые сети» заключения договора купли-продажи инженерных коммуникаций. При этом Общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующие положение на рынке аренды инженерных коммуникаций в г. Волжском. Подробно объяснения изложили в в пояснениях.

            Заинтересованные лица пояснили, что в настоящее время у МКП «Тепловые сети» отсутствуют финансовые возможности вносить арендную плату по договорам аренды сетей.

            Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления приходит к следующему.

   В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

   При этом согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

   Из материалов дела следует, что 28 июня 2001 года между ООО «Волгоградская региональная компания по реализации газа» (правопредшественником ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград») и ООО «Волгоградгазтеплоэнерго» (Заказчик) был заключен договор на выполнение инвестиционного проекта модернизации теплового хозяйства № 09-6-0906/01 (далее также – договор), согласно условиям которого Заказчик принял обязанность от своего имени организовать выполнение работ по модернизации теплового хозяйства пос. Краснооктябрьский г. Волжского, включающих в себя строительство и передачу «под ключ» 8-ми котельных, а также всех коммуникаций, необходимых для их эксплуатации.

   Согласно справки ООО «Волгоградгазтеплоэнерго» от 26.05.2003 г. б/н, подписанной сторонами договора, во исполнение вышеуказанного договора построено 8 мини-котельных с инженерными коммуникациями, обеспечивающими эксплуатацию котельных. Из вышеуказанной справки следует, что в состав котельных входили инженерные сети, включая линии электропередач.

Постановлениями Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 07.02.2003 г. № 448; от 04.08.2003 г. № 2945 были утверждены акты приемочных комиссий по вводу в эксплуатацию вышеуказанных мини-котельных.

09 сентября 2009 года, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № 09-6-4048, заключенного между ООО «Волгоградская региональная компания по реализации газа» и МКП «Тепловые сети» (с учетом дополнительного соглашения от 29.04.2010 г.) в муниципальную собственность были приобретены мини-котельные № 2, 4, 8. Право собственности городского округа – город Волжский на вышеуказанные котельные подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.01.2011 г.

Право собственности городского округа – город Волжский на котельные № 3, 7, нежилое помещение котельной № 5 подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.12.2009 г.; 26.02.2009 г. Нахождение в муниципальной собственности здания мини-котельной № 1 подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности городского округа – город Волжский Волгоградской области от 18.05.2012 г. № 4674; Постановлением Администрации г. Волжского от 23.07.2001 г. № 898-р.

Вышеуказанные котельные находится в оперативном управлении МКП «Тепловые сети городского округа – город Волжский Волгоградской области», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права; договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКП «Тепловые сети» от 17.06.2008 г.

23 ноября 2009 года ООО «Волгоградрегионгаз» письмом за исх. № 10218/56 предложило МКП «Тепловые сети» для надлежащей эксплуатации теплоэнергетического комплекса (мини-котельных) приобрести в собственность линии электропередач к вышеуказанным котельным или заключить договор аренды вышеуказанных сетей. ООО «Волгоградрегионгаз» просило МКП «Тепловые сети» сообщить о принятом решении до 30.11.2009 г. В случае отказа от заключения соответствующих договоров, как указал ООО «Волгоградрегионгаз», последний произведет демонтаж линий электропередач.

Письмом от 30 ноября 2009 года ООО «Волгоградрегионгаз» письмом за исх. № 10489/56 повторно уведомил МКП «Тепловые сети» о необходимости заключения одного из вышеуказанных договоров, указав, что в случае отказа ООО «Волгоградрегионгаз» произведет демонтаж электрических сетей.

Письмом от 30.11.2009 г. № 02/2164 МКП «Тепловые сети» уведомило ООО «Волгоградрегионгаз» о том, что принятие решений о заключении соответствующих договоров выходит за рамки компетенции Предприятия.

Письмом от 23.12.2009 г. № 06-07/8900 Администрация г. Волжского сообщило МКП «Тепловые сети», что Администрацией будет рассмотрен вопрос о приеме электрических сетей в муниципальную собственность. До определения соответствующей возможности МКП «Тепловые сети» было предложено заключить договор аренды электрических сетей.

20 января 2010 года между ООО «Волгоградрегионгаз» (в настоящее время - ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград») и МКП «Тепловые сети», в целях обеспечения функционирования котельных №№ 1, 3, 4, 5, 7, 8 был заключен договор аренды № 09-06-4658 линий электропередач к вышеуказанным котельным. Размер платы был определен п. 3.2 договора и составил 12 409,72 рублей в месяц.

08 сентября 2010 г. между ООО «Волгоградрегионгаз» (ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград») и МКП «Тепловые сети», в целях обеспечения функционирования котельных №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 был заключен договор аренды № 09-6-4970/20 газопроводов, наружных сетей водоснабжения и канализации, наружных тепловых сетей, сети горячего водоснабжения к вышеуказанным котельным.

11 мая 2011 года ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» письмом за исх. № 0005161/56 направил в адрес Администрации города Волжского для рассмотрения проект договора купли-продажи инженерных коммуникаций к котельным (в том числе электрических сетей) (далее также – инженерные коммуникации), арендуемых МКП «Тепловые сети» на основании вышеуказанных договоров аренды.

Письмом от 24.05.2011 г. № 07-05/4424 Администрация г. Волжского уведомило ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» об отсутствии документа, подтверждающего проведение оценки стоимости выкупаемых инженерных коммуникаций. Также Заявитель сообщил, что действующим городским положением о бюджете города Волжского на 2010 год, и на плановый период 2011 и 2012 годы расходы на приобретение вышеуказанных инженерных коммуникаций не предусмотрены. В связи с дефицитом городского бюджета Заявитель просил увеличить период оплаты стоимости имущества до 31.01.2013 г., в то время как согласно проекту направленного договора Заявитель должен был произвести полную оплату стоимости имущества в срок до 15.04.2012 г. Просил включить  в текст проекта договора обязанность покупателя осуществить регистрацию прав на приобретаемое имущество.

Письмом от 15.06.2011 г. за исх. № 0006328/56 ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» направил в адрес Заявителя выписку из отчета по оценке рыночной стоимости объектов. График оплаты имущества в редакции Заявителя принят не был.

Письмом от 07.07.2011 г. за исх. № 14537 Заявитель в лице управления муниципальным имуществом, в целях формирования муниципального заказа просил ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» представить копии отчетов об оценке; копии свидетельств права собственности на инженерные коммуникации и сведения об их технических характеристиках.   

Письмом от 12.07.2011 г. № 0007480 ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» запрошенные документы были представлены.

Письмом от 18.08.2011 г. Заявитель письмом за исх. № 07-05/11005 сообщило, что конкурс на право заключения контракта на приобретение инженерных коммуникаций котельных будет проведен в ноябре 2011 года, после утверждения поправок в городской бюджет.

Письмом от 15.12.2011 г. за исх. № 0013766156 ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», в связи с выделением Заявителю бюджетных ассигнований на приобретение инженерных коммуникаций, просил ускорить процесс на формирование муниципального заказа для осуществления купли-продажи имущества.

19 декабря 2011 года письмом за исх. № 0014564156 ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» уведомил Заявителя, что «в связи с затягиванием реализации ранее достигнутых договоренностей по приобретению инженерных коммуникаций котельных пос. Краснооктябрьский г. Волжский со стороны администрации городского округа  - город Волжский, ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» аннулирует свое предложение о продаже вышеуказанных сетей. С 01 января 2012 года арендная плата по договорам № 09-6-4658 от 20.01.10 г. и № 09-6-4970/20 от 08.09.10 г. будет пересмотрена исходя из рыночной стоимости объекта. Принятие решения о дальнейшей эксплуатации сетей или демонтаже будет принято Обществом после окончания отопительного периода». 

30 декабря 2011 года ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» направил в адрес МКП «Тепловые сети» дополнительные соглашения к договорам аренды, которые были подписаны МКП «Тепловые сети» без протоколов разногласий. Согласно вышеуказанным дополнительным соглашениям арендная плата по договору аренды  линий электропередач была увеличена с 12 409,72 рублей до 29 492 рублей в месяц в месяц; по договору аренды газопроводов, наружных сетей водоснабжения и канализации, наружных тепловых сетей, сети горячего водоснабжения с 30 789,69 до 69 309,55 рублей в месяц.

Письмом от 10.02.2012 г. № 06-07/1443 Заявитель сообщил, что увеличение стоимости арендной платы тепловых и электрических сетей, обеспечивающих работу котельных, делает непосильным бремя затрат МКП «Тепловые сети» на внесение арендной платы, просило ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» рассмотреть принципиальную возможность продажи инженерных коммуникаций.

Письмом от 16.02.2012 г. № 0002204/56 ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в адрес Заявителя сообщил, что при условии предоставления оформленного договора купли-продажи, Общество «рассмотрит возможность продажи вышеуказанных сетей».

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службы (утв. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 Положения).

Из материалов дела следует, что право собственности на линии электропередач к котельным №№ 1, 3, 4, 5, 7, 8 принадлежит ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 15.04.2011 г.

Из вышеуказанных свидетельств, справки ООО «Волгоградгазтеплоэнерго» от 26.05.2003 г. б/н, договора аренды № 09-06-4658 линий электропередач усматривается, что линии электропередач имеют непосредственное присоединение к вышеуказанным котельным и обеспечивают функционирование котельных (обеспечивают снабжение теплоэнергетического комплекса электрической энергией).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

Таким образом, через арендуемые МКП «Тепловые сети» у ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» электрические сети происходит передача (переток) электрической энергии на принадлежащие городскому округу – город Волжский котельные.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ст. 3 Закона о естественных монополиях).

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», владея на праве собственности электрическими сетями к котельным, обеспечивая (осуществляя) фактическую передачу электроэнергии на котельные, выполняет функции сетевой организации и на рынке передачи электрической энергии  в границах принадлежащих ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» объектов электросетевого хозяйства (электрических сетей) его положение является доминирующим.

Согласно ч. 5 ст. 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

В соответствии с п. 6 Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Из вышеизложенного следует, что до установления ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» тарифа на передачу электрической энергии, Общество обязано осуществлять переток электрической энергии на котельные на безвозмездной основе. При этом обязанность осуществления перетока электрической энергии не ставится в зависимость от совершения (несовершения) собственником объектов, на которые осуществляется передача электрической энергии, каких-либо действий.  

Согласно п. 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2) расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:

передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);

поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;

содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.

Таким образом, единственным источником покрытия (компенсации) затрат ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на содержание электрических сетей, через которые происходит переток электрической энергии, является плата за оказание услуг по передаче электрической энергии, рассчитанная с применением  установленного уполномоченным органом тарифа.

Из п. 1.1 договора аренды № 09-06-4658 линий электропередач от 20.01.2010 г. следует, что последний заключен в целях обеспечения функционирования котельных, т.е. ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» передал во временное владение и пользование МКП «Тепловые сети» линии электропередач за плату с целью обеспечения перетока (передачи) электрической энергии на котельные, что фактически выводит регулируемый вид деятельности – передача электрической энергии в сферу гражданско-правовых отношений.

Из вышеизложенного следует, что, у МКП «Тепловые сети» и у Администрации г. Волжского отсутствует обязанность для сохранения энергоснабжения котельных как заключать договор аренды электрических сетей, так и договор купли-продажи инженерных коммуникаций. При этом у Общества в не зависимости от заключения (не заключения) вышеуказанными лицами соответствующих договоров имеется обязанность осуществлять через принадлежащие ему сети переток электрической энергии на котельные на безвозмездной основе, поскольку Обществу не установлен тариф на передачу электрической энергии.

Согласно п. 2.4  Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (Постановление Администрации Волгоградской обл. от 14.12.2010 N 674-п) установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных [минимального и (или) максимального] уровней таких цен (тарифов), на момент существования спорных правоотношений, относилось к полномочиям Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области.

Вместе с тем ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в УРТ Администрации Волгоградской области с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии не обращалось (письмо ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» от 08.006.2012 г.)

При этом следует отметить, что установление для ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» тарифа на передачу электрической энергии не повлекло бы к увеличению стоимости приобретаемой МКП «Тепловые сети» для функционирования котельных электрической энергии по договору энергоснабжения от 24.11.2011 г. № 2010029/12. 

Так, согласно п. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442) По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

При этом п. 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) установлено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору передачи электрической энергии осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Таким образом, оплачивать ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» услуги   по передаче электрической энергии на котельные по установленным индивидуальным тарифам будет сетевая организация, из сетей которых электрическая энергия отпускается в сеть Общества, с последующей передачей на котельные. При этом соответствующие расходы первой сетевой организации будут включены в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг.

 При таких обстоятельствах, направление Обществом в адрес МКП «Тепловые сети» писем от 23.12.2009 г. № 06-07/8900 и от 30 ноября 2009 года № 10489/56 с предложением приобрести в собственность линии электропередач к вышеуказанным котельным или заключить договор аренды вышеуказанных сетей с уведомлением, в случае отказа от заключения соответствующих договоров, о демонтаже линий электропередач, является неправомерным, представляет собой понуждение к заключению договоров, в которых контрагент экономически не заинтересован, что следует расценивать как злоупотребление доминирующим положением на рынке передачи (перетока) электрической энергии.

В свою очередь, угроза демонтажа сетей неизбежно влечет угрозу прекращения энергоснабжения котельных, что влечет ущемление прав и законных интересов как МКП «Тепловые сети» и Администрации г. Волжского как правообладателей котельных, так и населения поселка Краснооктябрьского, снабжение тепловой энергией и горячей водой которых осуществляется с использованием вышеуказанных котельных.

По тем же причинам являются неправомерными и действия ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по направлению в адрес Заявителя письма от 19.12.2011 г. за исх. № 0014564156  с указанием на возможность принятия решения о демонтаже сетей, после не совершения администрацией г. Волжского действий, направленных на выкуп инженерных коммуникаций, с одновременным уведомлением об увеличении арендной платы.

Проанализировав предшествующую направлению вышеуказанного письма переписку Общества с Администрации г. Волжского Комиссия Управления приходит к выводу, что направлению соответствующего письма способствовало не совершение Администрацией г. Волжского действий, направленных на приобретение инженерных коммуникаций к котельным (в том числе электрических сетей) в муниципальную собственность. При этом целью направления соответствующего письма являлось формирование у Администрации г. Волжского мнения о необходимости принятия решения о приобретении инженерных коммуникаций, о чем, в частности, свидетельствует последующая переписка Общества с Администрацией.

При таких обстоятельствах, действия ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по направлению Обществом в адрес МКП «Тепловые сети» писем от 23.12.2009 г. № 06-07/8900 и от 30 ноября 2009 года № 10489/56 с предложением приобрести в собственность линии электропередач к вышеуказанным котельным или заключить договор аренды вышеуказанных сетей с уведомлением, в случае отказа от заключения соответствующих договоров, о демонтаже линий электропередач; в адрес Заявителя письма с указанием на возможность принятия решения о демонтаже сетей, после не совершения администрацией г. Волжского действий, направленных на выкуп инженерных коммуникаций, с одновременным уведомлением об увеличении арендной платы, являются неправомерными, нарушают права и законные интересы Администрации МКП «Тепловые сети», городского округа – город Волжский, создают угрозу нарушения прав и законных интересов жителей поселка Краснооктябрьский, и не соответствует требованиям и ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Следствием совершения вышеуказанных действий явилось заключение договора аренды электрических сетей и возложение на бюджет муниципального образования бремя несения дополнительных, необоснованных расходов в виде выделения денежных средств на внесение арендной платы по договору аренды линий электропередач.

 Более того, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что увеличение арендной платы по договорам аренды инженерных коммуникаций также не соответствует требованиям гражданского законодательства.

   Так, в соответствии с п. 3 ст. 614 ГК РФ если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

   Вместе с тем согласно п. 1.2 договоров аренды инженерных коммуникаций срок действия договоров составляет одиннадцать месяцев и исчисляется с момента подписания сторонами акта приема-передачи объекта. В случае, если после истечения срока аренды Арендатор продолжает пользоваться объектом аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя, то договор аренды считается возобновленным на тех же условиях и на тот же срок.

Таким образом, стоимость вышеуказанных договоров аренды, заключенных на срок менее 1 года, изменению не подлежит. Аналогичная позиция изложена в Определениях ВАС РФ от 13.01.2011 N ВАС-17967/10; от 12.01.2011 г. ВАС-17966/10; N ВАС-17965/10.

В связи с тем, что в настоящее время нарушение антимонопольного законодательства не устранено, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдать ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

РЕШИЛА

   1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (Адрес: 400001, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 13)  нарушившим  ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

   2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства – отозвать направленные в адрес МКП «Тепловые сети» письма от 23.11.2009 г. № 10218/56; от 30.11.2009 г. № 10489/56; от 19.12.2011 г. за исх. № 0014564156. 

3. Передать материалы дела №12-01-10-04285 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

   Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны