Решение б/н О признании факта нарушения Администрацией Иловлинского горо... от 9 марта 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №12-01-15-03/391

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2012 г.                                     г. Волгоград

В полном объеме решение изготовлено 29 августа 2012 г.                                        

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:     Бурба В.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:                 Моисеев С.В. – старший государственный инспектор отдела  контроля органов власти;

Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела  контроля органов власти, 

рассмотрев дело № 12-01-15-03/391 по признакам нарушения Администрацией Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района (403071, Волгоградская область, р.п. Иловля, ул. Красноармейская, 6) части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

   Управлением  Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в ходе рассмотрения заявления ИП Часовских Д.В., поступившего из Прокуратуры Иловлинского района и Прокуратуры Волгоградской области, проведен анализ действия по передаче Постановлением Администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района от 11.05.2006 №68 МУП «Бытсервис» в хозяйственное ведение общественных кладбищ х. Колодский и х.Песчанка.

  Действия органов местного самоуправления, выразившиеся в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органов местного самоуправления, противоречат ч.1 и ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Заявитель ИП Часовских Д.В., осуществляющий деятельность по оказанию ритуальных услуг, считает, что МУП «Бытсервис» умело использует полномочия по управлению и распоряжению ключевым инфраструктурным ресурсом для ведения деятельности на рынке кладбищенским ресурсом. В связи с чем наделено фактически монопольным правом выделять земельные участки на кладбищах под захоронения в муниципальных образованиях Иловлинского района Волгоградской области.

Администрация Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела представила письменные пояснения (№859 от 10.07.2012), в которых сообщила, на территории Иловлинского городского поселения деятельность на рынке ритуальных услуг осуществляют МУП «Бытсервис» и ИП Часовских. Кладбища х.Колоцкий и х.Песчанка согласно Постановления администрации Иловлинского городского поселения от 31.05.2006 № 68 «О передаче в хозяйственное ведение МУП «Бытсервис» кладбищ х. Колодский и х.Песчанка», были переданы в хозяйственное ведение в МУП «Бытсервис» до вступления в силу федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», единственному на тот момент предприятию, осуществляющему деятельность на рынке ритуальных услуг. В настоящее время в целях приведения в норму законодательства Постановление администрации Иловлинского городского поселения от 31.05.2006 № 68 «О передаче в хозяйственное ведение МУП «Бытсервис» кладбищ х. Колодский и х.Песчанка» отменено постановлением администрации Иловлинского городского поселения от 09.07.2012 № 137 «Об отмене постановления от 31.05.2996 «О передаче в хозяйственное ведение МУП «Бытсервис» кладбищ х. Колодский и х.Песчанка».

МУП «Бытсервис» представил объяснение по делу (№137 от 10.07.2012), где указал, что Постановление Администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района от 11.05.2006 №68 «О передаче в хозяйственное ведение МУП «Бытсервис» кладбищ х.Колоцкий и х.Песчанка» отменено. Указанные выше кладбища находятся в ведении Иловлинского городского поселения. Погребение на данных кладбищах осуществляются не только МУП «Бытсервис», но и иными хозяйствующими субъектами. 

 

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле Комиссия установила следующие обстоятельства рассматриваемого дела:

Постановлением Администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района от 11.05.2006 №68 «О передаче в хозяйственное ведение МУП «Бытсервис» кладбищ х.Колоцкий и х.Песчанка» обязанность по погребению умерших на территории х. Колоцкий и х. Песчанка возложена на специализированную службу по вопросам похоронного дела МУП «Бытсервис», кладбища х.Колоцкий и х.Песчанка переданы в хозяйственное ведение МУП «Бытсервис».

Согласно статьям  14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов относятся, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Полномочия органов местного самоуправления в сфере похоронного дела также закреплены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее Закон о погребении).

В силу ч. 4 ст. 51 Закона о местном самоуправлении муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Из п. 2 ст. 25 Закона о погребении следует, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. При этом финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет соответствующего бюджета (ст. 26 Закона о погребении).

Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела индивидуальным предпринимателям или коммерческим организациям, не являющимся хозяйственными обществами, участником создания которых является муниципальное образование, а также муниципальными предприятиями или учреждениями; органам местного самоуправления не предоставлено право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).

МУП «Бытсервис» создано Администрацией Иловлинского района (свидетельство о государственной регистрации предприятия Серия ИВ № 422 от 13 июня 1997 года) и  Постановлением Главы администрации Иловлинского района от 28.09.2005 №680 определено как специализированная служба на территории Иловлинского района.

Администрация Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района назначила специализированной службой и передала кладбища х.Колоцкий и х.Песчанка в хозяйственное ведение МУП «Бытсервис» создателем которого не являлась, что является нарушением Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Согласно статьям  14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов относятся, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, содержание мест захоронений является муниципальной нуждой и, следовательно, органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на выполнение работ по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», обеспечивая соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению, не может служить основанием предоставления хозяйствующему субъекту, имеющему такой статус, исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи указанному хозяйствующему субъекту полномочий органа местного самоуправления, в том числе по содержанию кладбищ.

Постановление администрации Иловлинского городского поселения от 31.05.2006 № 68 «О передаче в хозяйственное ведение МУП «Бытсервис» кладбищ х. Колодский и х.Песчанка» которым указанные действия были закреплены, отменено постановлением администрации Иловлинского городского поселения от 09.07.2012 № 137 «Об отмене постановления от 31.05.2996 «О передаче в хозяйственное ведение МУП «Бытсервис» кладбищ х. Колодский и х.Песчанка».

Нарушение антимонопольного законодательства произошло в момент передачи имущества в хозяйственное ведение и носило длящийся характер, поскольку Постановление администрации Иловлинского городского поселения от 31.05.2006 № 68 «О передаче в хозяйственное ведение МУП «Бытсервис» кладбищ х. Колодский и х.Песчанка» принято с нарушением законодательства РФ, в том числе действующего на тот момент Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 02.02.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Пункт 3 ст. 7, которого запрещал совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

В практике применения законодательства РФ под длящимся правонарушением понимается действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния. В соответствии со ст. 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» срок давности по нарушениям антимонопольного законодательства составляет три года со дня совершения нарушения, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Данное нарушение установлено в результате рассмотрения заявления ИП Часовских Д.В., поступившего в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области из Прокуратуры Иловлинского района и Прокуратуры Волгоградской области 17 февраля 2012 года вх. № 1000.

Факт отмены Постановления администрации Иловлинского городского поселения от 31.05.2006 № 68 «О передаче в хозяйственное ведение МУП «Бытсервис» кладбищ х. Колодский и х.Песчанка» подтверждает как добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение (п.п.1 п.1 ст.48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»), так и дату его окончания, то есть нарушение является длящимся и рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства не подлежит прекращению в связи с истечением срока давности.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения Администрацией Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем совершения действия по передаче Постановлением Администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района от 11.05.2006№68 МУП «Бытсервис» в хозяйственное ведение общественных кладбищ х. Колодский и х.Песчанка.

2. Прекратить рассмотрение дела № 12-01-15-03/391 в отношении Администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района по нарушению части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Предписание по делу № 12-01-15-03/391 не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны