Решение б/н О признании факта нарушения Управлением МВД России по городу... от 4 января 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 12-01-15-03/701

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 марта 2013 г.                       г. Волгоград

В полном объеме решение изготовлено 27 марта 2013 г.                                           

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:  Бурба В.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:               Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела  контроля органов власти;

Тибилова Э.А. – специалист 1 разряда отдела  контроля органов власти, 

рассмотрев дело № 12-01-15-03/701 по признакам нарушения Управлением МВД России по городу Волгограду (400074, г.Волгоград, ул. Иркутская, 20), ГУ МВД России по Волгоградской области (400131, г.Волгоград, ул. Краснознаменская, 17), Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131, г.Волгоград, Коммунистическая, 5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии в заседании:

- директора ООО «Спасавто» Юрьева И.И.;

- представителя ГУ МВД РФ Куртиша Д.Е. (доверенность от 13.03.2013 № 7);

- представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Дерябин А.В. (доверенность № 25-01-10/634)

- представителя Управления МВД России по городу Волгограду Правкина М.С. (доверенность от 14.12.2012 №30/1-413)

УСТАНОВИЛА:

08 августа 2012 из Прокуратуры Волгоградской области (исх.№7-19-2012 от 08.08.2012, вх.№ 6300 от 08.08.2012) поступило для рассмотрения по существу заявление ООО «Спасавто» (исх.№1/16-12 от 12.07.2012) по вопросу организации хранения транспортных средств на специализированных стоянках в г.Волгограде. В данном заявлении ООО «Спасавто» указывает на то, что между Управление МВД по городу Волгограду и ООО Фирма «Автомобиль Сервис Безопасность» (далее – ООО Фирма «АСБ») заключен договор о взаимодействии должностных лиц УМВД с лицом, ответственным за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу. В соответствии с данным договором УМВД по городу Волгограду передает на хранение задержанные транспортные средства ООО Фирма «АСБ». ООО «Спасавто» полагает, что заключение данного договора между органом власти и хозяйствующим субъектом является соглашением, запрещенным ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

10 сентября 2012 года непосредственно в Волгоградской УФАС поступило заявление от ООО «Спасавто» (исх.№15/19-12 от 10.09.2012, вх.№7238 от 10.09.2012). В данном заявлении в заявлении указывает на то, что Управление МВД России по городу Волгограду с 2001 года заключает договора «О взаимодействии должностных лиц УМВД России по городу Волгограду с лицом, ответственным за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу» только с ООО Фирма «АСБ». ООО «Спасавто» полагает, что указанный договор о взаимодействии между Управлением МВД по городу Волгограду и ООО Фирма «АСБ» создает возможность для монополистической деятельности ООО Фирма «АСБ», в результате которой устанавливаются высокие цены на транспортировку задержанных транспортных средств в связи с ограниченным и удаленным местоположением специализированных стоянок. При этом УМВД по городу Волгограду не принимает необходимые меры по транспортировке задержанного транспорта на ближайшие специализированные стоянки, а также отказывает ООО «Спасавто» в заключении договора о взаимодействии и тем самым ограничивает доступ его на рынок транспортировки, хранения и выдачи задержанных транспортных средств на территории г.Волгограда.

Заявитель ООО «Спасавто» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (Свидетельство от 29.02.2012 № 34 003956034). Приказом № 001-11 от 29.12.2011 ООО «Спасавто»  директором назначен Юрьев И.И. Для реализации целей и задач Общество осуществляет в том числе следующие виды деятельности: организация и эксплуатация автостоянок, автосервис, осуществление контроля парковки и за санитарным состоянием автомобилей в общественных местах (ст.3 Устава ООО «Спасавто», утвержденного протоколом общего собрания №1\09 от 08.12.2009). Факт осуществления ООО «Спасавто» зарегистрированной в установленном порядке деятельности по эксплуатации специальных стоянок для задержанных транспортных средств подтверждается договором с ГУВД по Волгоградской области №90 от 27.05.2011.

03 июля 2012 года заявитель ООО «Спасавто» обратился в УМВД по городу Волгограду (№15/24-12 от 03.07.2012) с предложением о заключении договора о взаимодействии по хранению задержанных транспортных средств на специализированных автостоянках, принадлежащих ООО «Спасавто», по форме, установленной МВД в приложении №3 к Приказу МВД РФ от 19.03.2004 №187 «О реализации Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. №759», на основании п.1 ст.27.13 КоАП РФ и Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. №759. Поводом для данного обращения ООО «Спасавто» послужило то, что между заявителем и ГУ МВД по Волгоградской области действовал договор №17 от 18.03.2009 «О взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел РФ с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу» и после реорганизации органов МВД между заявителем и ГУВД по Волгоградской области заключен новый договор №90 от 27.05.2011, который регулирует взаимодействие должностных лиц ГУ МВД по Волгоградской области, и в силу самостоятельной управомоченности УМВД по городу Волгограду не используется для организации взаимодействия с его  должностными лицами при административном задержании транспортных средств.

УМВД по городу Волгограду в ответе №30/14-1005 от 03.08.2012, указав на ряд обстоятельств, сообщило, что заключение договора о взаимодействии преждевременно. В обосновании отказа в заключении договора о взаимодействии положены ограничение (залог) на земельный участок по адресу г.Волгоград, ул.Костюченко, 8 и отсутствие регистрации в ЕГРПНИ земельных участков по адресу г.Волгоград, ул.Переяславская, 1 ул.Переяславская, 5.

27 августа 2012 года заявитель ООО «Спасавто» обратился в УМВД по городу Волгограду (№15/29-12 от 27.08.2012) с просьбой повторно рассмотреть предложение о заключении договора о взаимодействии по хранению задержанных транспортных средств на специализированных автостоянках.

УМВД по городу Волгограду в ответе №30/14-1157 от 05.09.2012 г. не принимает предложение о заключении договора о взаимодействии с должностными лицами при перемещении задержанных транспортных средств, ссылаясь свободу договора юридических лиц, предусмотренную п.1 ст.421 ГК РФ, и наличием договорных отношений с другой организацией. По информации (исх.№03-14/5710), представленной по запросу Управления ФАС по Волгоградской области (исх.№30-14/1217 от 20.09.2012), взаимодействие должностных лиц УМВД по городу Волгограду при задержании транспортных средств и их перемещении на специализированную стоянку осуществляется с одним хозяйствующим субъектом ООО Фирма «АСБ» по договору №1 от 1 января 2012 года.

21 января 2013 года ООО «Спасавто» (№01/10-13 от 21.01.2013) обратилось в Управление МВД России с предложением заключить договор о взаимодействии. Управлением МВД России по городу Волгограду дан ответ за подписью начальника Управления Сицкого А.М. (исх. № 30/1-64 от 20.02.2013), в котором указано, что действующими правовыми актами не предусмотрено наличие заключенных договоров между органом внутренних дел и лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу. Вопрос об ином порядке организации взаимодействия органов МВД с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке, не разъясняется.

Ответчик по делу УМВД по городу Волгограду действует на основании Положения об Управлении Министерства внутренних дел РФ, утвержденного приказом  ГУ МВД России по Волгоградской области от 27.06.2011 №1826, и согласно пункту 2 положения является территориальным органом МВД России на районном уровне по городскому округу городу-герою Волгограду. УМВД по городу Волгограду согласно пункту 3 положения входит в состав  органов внутренних дел РФ и подчиняется ГУ МВД России по Волгоградской области. В соответствии с п.п.9 п.11 Положения УМВД России по городу Волгограду осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает в пределах компетенции исполнение административных наказаний.

УМВД России по городу Волгограду представлены возражения (от 14.12.2012 б/н) на жалобу ООО «Спасавто», в которых указывается на то, что обращение ООО «Спасавто» (№15/24-12 от 03.07.2012) официально в УМВД по городу Волгограду не поступало, регистрацию в отделении делопроизводства не проходило.

Представители УМВД ходатайствовали о приобщении в материалы дела дополнительных документов о проведенной служебной проверке по факту нарушения Административного регламента системы МВД РФ лицом, совершившим действия по рассмотрению обращения ООО «Спасавто» (№15/24-12 от 03.07.2012). В связи с чем, к материалам дела приобщены заключение о служебной проверке от 07.02.2013, рапорт начальника тыла подразделения тылового обеспечения УМВД по городу Волгограду Чепурняка С.В. и объяснения полковника внутренней службы Морозова Н.И., подписавшего ответ на обращение ООО «Спасавто» (№15/24-12 от 03.07.2012). Из представленных материалов не следует, что позиция должностного лица в данном ответе признана неверной. По существу в ответе должностного лица УМВД по городу Волгограду Морозова Н.И. (№30/14-1005 от 03.08.2012) на обращение ООО «Спасавто» (№15/24-12 от 03.07.2012) указано, что земельные участки, на которых предполагается хранение транспортных средств, задержанных в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ, не оформлены надлежащим образом, в связи возникли сомнения, что данная организация имеет возможность исполнять свои обязательства в случае заключения с ней договора о взаимодействии.

Представитель УМВД считает обоснованным ответ УМВД по городу Волгограду (№ 30/14-1157 от 05.09.2012) на повторное обращение ООО «Спасавто(№ 15/29-12 от 27.08.2012), в связи с вступлением с законную силу Закона Волгоградской области от 24.07.2012 № 90-ОД «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств». УМВД по городу Волгограду полагает, что не имело правовых оснований для заключения договора о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу с ООО «Спасавто», так как ООО «Спасавто» не включено в реестр специализированных стоянок.

В целях всестороннего рассмотрения дела и полного объективного исследования обстоятельств определением по делу от 14.12.2012 к рассмотрению дела привлечено в качестве ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области. Определением по делу от 14.01.2013 привлечено в качестве ответчика Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.

ГУ МВД России по Волгоградской области представлено объяснение (от 12.01.2013 № б/н) по фактам, послужившим основанием для подачи жалобы ООО «Спасавто», в котором указано, что в контексте вступления в силу с 01.07.2012 новой редакции статьи 27.13 КоАП РФ, а с 12.08.2012 Закона Волгоградской области от 24.07.2012 № 90-ОД «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств», не подлежат применению Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 №759. Законом Волгоградской области от 24.07.2012 № 90-ОД «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств».

Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области письменные пояснения по делу не представлены. В заседании представителем Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области сообщено об отсутствии обращений хозяйствующих субъектов о включении в реестр специализированных стоянок, кроме обращения ООО «Спасавто» (от 22.01.2013 № 12-10-13), а так же обращений органов МВД России по поводу принятия реестра специализированных стоянок, кроме обращения УМВД по городу Волгограду от 24.01.2013 № 30/1-26. Представитель Министерства информировал о том, что Регламент предоставления услуг по включению стоянки в реестр специализированных стоянок находится в стадии утверждения соответствующими должностными лицами. Также представитель считает, что порядок взаимодействия государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусматривающих задержание транспортных средств с лицам, ответственными за перемещение, хранение и возврат транспортных средств, действующим законодательном в полном объеме не урегулирован. Поэтому документом, предусматривающим заключение договора «О взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу», является Приказ МВД РФ от 19.03.2004 №187.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу п. 7 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ задержание транспортного средства является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которое применяется в целях пресечения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 данного Кодекса при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

С 01 июля 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 21.04.2011 №69-ФЗ (ред. от 23.04.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступило в силу изменения в ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ, предусматривающее перемещение транспортного средства не только на специализированную стоянку, а именно на ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку).

Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 №759. Данными Правилами предусмотрено, что взаимодействие должностных лиц органов внутренних дел с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, осуществляется на основе типового договора, утверждаемого Министерством внутренних дел РФ. В соответствии с пунктом 14 Правил задержанное наземное транспортное средство вывозится на специализированную стоянку при помощи другого наземного транспортного средства. Постановление Правительства РФ от 18.12.2003 №759 утратило силу 22.01.2013 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.12.2012 №1496.

С 01 июля 2012 года перемещение транспортных средств на специализированную стоянку (за исключением транспортных средств, указанных в части 9 ст.27.13 КоАП РФ), их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации (ч.10 ст. 27.13 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2012 №252-ФЗ).

Правоотношения, связанные с перемещением задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств и возникшие с 1 июля 2012 года, регулируются Законом Волгоградской области от 24.07.2012 №90-ОД «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» (далее - Закон №90-ОД). Следовательно, с 01 июля 2012 года к специализированной стоянке, к перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, к возврату задержанного транспортного средства со специализированной стоянки, к порядку оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и его хранение предъявляются требования, предусмотренные соответственно статьями 3, 4, 5, 6, 7 Закона №90-ОД.

Специализированная стоянка должна соответствовать требованиям, установленным ст.3 Закона от 24.07.2012 №90-ОД, и быть включенной по заявлению хранителя в реестр специализированных стоянок. Порядок подачи и рассмотрения заявления, ведения реестра специализированных стоянок и исключения из него определяется Постановлением Правительства Волгоградской обл. от 22.01.2013 №9-п "О реестре специализированных стоянок Волгоградской области". Уполномоченным органом по ведению реестра специализированных стоянок Волгоградской области определено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. На момент вынесения данного решения реестр специализированных стоянок Волгоградской области не сформирован. Согласно письма Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (от 15.02.2013 № 25-01-17/3/1287) регламент предоставления услуги по включению стоянки в реестр специализированных стоянок Волгоградской области находится в разработке.

В Законе №90-ОД отношения по взаимодействию должностных лиц органов МВД с юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по перемещению и хранению задержанных транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области (хранителями в понимании ст.1 Закона №90-ОД), регулируются нормой пункта 2 статьи 4, согласно которой хранитель прибывает на место задержания для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Взаимодействие должностных лиц органов внутренних дел с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, урегулировано п.10 Постановления Правительства РФ от 18.12.2003 №759. Согласно данного пункта взаимодействие осуществляется на основе типового договора, утверждаемого соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Типовой договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, утвержден п.1.3 Приказа МВД РФ от 19.03.2004 № 187 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. №759».

Иные правовые акты, в том числе какие-либо локальные правовые акты, регламентирующие порядок взаимодействия в указанной сфере, в том числе, порядок заключения договоров о взаимодействии, содержащие требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, желающим заключить договор о взаимодействии, отсутствуют.

При заключении договоров о взаимодействии механизм заключения государственных контрактов на конкурсной основе не применяется, поскольку заключение данных договоров не предполагает расходование бюджетных средств, а является способом координирования действий органа внутренних дел и лица, которому поручается хранение задержанных транспортных средств.

Таким образом, на момент обращения ООО «Спасавто» в УМВД по городу Волгограду с предложением об организации взаимодействия Постановление Правительства РФ от 18.12.2003 №759 действовали, Приказ МВД РФ от 19.03.2004 №187, утверждающий Типовой договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел РФ с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, действует до настоящего времени и обязателен для применения УМВД России по городу Волгограду. Следовательно, при предоставлении права юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на взаимодействие с должностными лицами органов внутренних дел РФ в спорный момент необходимо руководствоваться Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 №759, а также изданным во исполнение указанных Правил приказом МВД РФ от 19.03.2004 №187, предусматривающими заключение договора.

2. Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 №759, в том числе рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок – специально отведенных охраняемых мест хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. До настоящего времени на территории муниципального образования г.Волгоград данные рекомендации не реализованы и муниципальные специализированные стоянки не организованы. В соответствии с Постановлениям Администрации Волгограда №984 от 15.08.2001, №203-р от 01.11.2001, №151 от 17.02.2004 на основании проведенного 25.09.2001 года конкурса ООО «Автомобиль Сервис Безопасность» считается хранителем транспортных средств, задержанных должностными лицами органов внутренних дел, на охраняемых автостоянках Волгограда. Других конкурсов с 2001 года не проводилось.

В настоящий момент УМВД по городу Волгограду организовано взаимодействие должностных лиц при задержании транспортных средств только с ООО Фирма «Автомобиль Сервис Безопасность» на основании договора от 01.01.2012 №б\н с Дополнительным соглашением к Договору б\н от 01.01.2012 от 07.06.2012, действующим до 30.04.2013.

Из содержащихся в Кодексе об административных правонарушениях РФ (ст. 27.13) и Правилах задержания транспортного средства №759 (п.13) требований о транспортировке транспортного средства на ближайшую специализированную стоянку следует, что УМВД по городу Волгограду для обеспечения должностных полномочий сотрудников законодательством нацелено на развитие сети специализированных стоянок на территории г.Волгограда. Поэтому отказ УМВД по городу Волгограду от взаимодействия с лицом, предложившим участие в  реализации государственного полномочия, не соответствует указанным правовым актам и необоснованно ограничивает число лиц, предоставляющих услуги по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств.

Требования к оформлению права на земельные участки, на которых оборудованы сооружения, необходимые для оказания услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, предъявленные ООО «Спасавто» при подготовке ответа на обращение №15/24-12 от 03.07.2012, не соответствуют требованиям, установленным статьей 3 Закона №90-ОД, поэтому отказ ООО «Спасавто» в праве на заключения договора (№30/14-1005 от 03.08.2012) не основан на нормах закона.

Также отказ ООО «Спасавто» в праве на заключение договора «О взаимодействии должностных лиц УМВД России по городу Волгограду с лицом, ответственным за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу», выраженное в письме №30/14-1157 от 05.09.2012, не основан на нормативных актах, ограничивает право ООО «Спасавто» на оказание услуг и создает преимущества для осуществления деятельности ООО Фирма «Автомобиль Сервис Безопасность».

3. Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком, в рамках данного Закона понимается, сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменён другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

Услуги, по смыслу пункта 1 приведённой выше статьи, являются одним из видов товара.

Сфера оказания услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств подпадает под понятие товарного рынка, установленное статьёй 4 Федерального закона «О защите конкуренции». В силу пункта 7 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортного средства является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемой в целях пресечения административного правонарушения, и данная услуга оказывается водителям задержанных транспортных средств принудительно, при отсутствии у водителей права на выбор лица, которое окажет ему услуги.

Статьёй 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Исходя из положений статьи 55 Конституции Российской Федерации, данное право может быть ограничено только Федеральным законом в конституционно значимых целях.

Действующее законодательство не содержит ограничений прав на оказание платных услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств, следовательно, товарный рынок данных услуг признаётся равнодоступным для любых его участников.

Включение реестр специализированных стоянок по правилам, установленным Постановлением Правительства Волгоградской обл. от 22.01.2013 №9-п "О реестре специализированных стоянок Волгоградской области", осуществляется по заявлению лица, имеющего намерение взаимодействовать с органами МВД при обеспечении административного производства и добровольно возлагающего на себя обязанность соблюдения требований, предъявляемых к специализированным автостоянкам. В реестр включаются все обратившиеся лица, специализированные стоянки которых соответствуют требованиям Закона №90-ОД. Тем самым все хозяйствующие субъекты ставятся в равные условия и между ними исключается недобросовестная конкуренция.

ООО Фирма «Автомобиль Сервис Безопасность», с которой имеется действующий договор о взаимодействии с УМВД по городу Волгограду, не включено в указанный реестр, и согласно письму Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (исх. № 25-02-05/1084 от 08.02.2013) с обращением о включении в реестр не обращалось. Отсутствие ООО Фирма «Автомобиль Сервис Безопасность» в реестре специализированных стоянок Управлением МВД по городу Волгограду не расценивается как основание для прекращения взаимодействия с данным хозяйствующим субъектом. УМВД России по городу Волгограду обратилось в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области с просьбой предоставить реестр специализированных стоянок только 24.01.2013г. (исх.№ 30/1-26).

Таким образом, УМВД по городу Волгограду при рассмотрении обращений ООО «Спасавто» не обеспечен принцип равнодоступности на товарный рынок по оказанию услуг по хранению задержанных транспортных средств. Тем самым ООО «Спасавто» необоснованно не допущено к оказанию услуг на соответствующем товарном рынке. Такие действия УМВД по городу Волгограду приводят к ограничению конкуренции и созданию возможности ООО Фирма «Автомобиль Сервис Безопасность» односторонне воздействовать на условия оказания услуги да рассматриваемом рынке.

4. ООО «Спасавто» письмом от 22.01.2013 исх. № 02/10-13 обратилось в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области с заявлением о включении в реестр специализированных стоянок. В ответе Министерства (исх.№12.02.2013 № 25-01-17/3/1129) указано, что в настоящее время разрабатывается регламент предоставления услуги по включению стоянки в реестр специализированных стоянок.

В п.1 ст.2 Закона Волгоградской области от 24.07.2012 № 90-ОД указано, что хозяйствующий субъект подает в уполномоченный орган заявление о включении специализированной стоянки в реестр специализированных стоянок и на основании заявления уполномоченный орган включает специализированную стоянку в реестр специализированных стоянок. Пункт 2 ст.2 Закона № 90-ОД закрепляет, что порядок подачи и рассмотрения заявления, ведения реестра специализированных стоянок и исключения из него определяется Правительством Волгоградской области.

Постановлением Правительства Волгоградской обл. от 22.01.2013 № 9-п «О реестре специализированных стоянок Волгоградской области» принят Порядок ведения реестра специализированных стоянок Волгоградской области (далее Порядок). Пункт 2 данного Порядка регулирует включение в реестр специализированной стоянки. Включение специализированной стоянки в Реестр производится по заявлению Хранителя (п. 2.1), которое подается в Министерство по форме, установленной Министерством, при личном обращении Хранителя (его представителя) (п.2.2). В соответствии с п.2.4 Порядка, в случае если заявление не соответствует установленной форме, Хранителю в течение пяти рабочих дней со дня подачи им заявления направляется уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления, такое уведомление ООО «Спасавто» не направлялось.  Пунктом 2.5 Порядка закреплено, что Министерство принимает решение о включении специализированной стоянки в Реестр или решение об отказе во включении специализированной стоянки в Реестр в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня подачи Хранителем заявления. Решение о включении специализированной стоянки в Реестр, решение об отказе во включении специализированной стоянки в Реестр оформляются приказом Министерства (пункт 2.6. Порядка). Копия приказа о включении специализированной стоянки в Реестр или об отказе во включении специализированной стоянки в Реестр направляется Хранителю Министерством в течение пяти рабочих дней со дня подписания приказа. В случае принятия решения об отказе во включении специализированной стоянки в Реестр в приказе указываются основания отказа.

По обращению ООО «Спасавто» в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области приказ не выносился, решение об отказе не принималось. Таким образом, порядок рассмотрения обращения, закрепленный Постановлением Правительства Волгоградской обл. от 22.01.2013 № 9-п «О реестре специализированных стоянок Волгоградской области», Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области не соблюден.

Исходя из ответа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области на обращение ООО «Спасавто» (исх.№ 02/10-13 от 22.01.2013), можно сделать вывод о том, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области придерживается позиции о невозможности принятия решения о включении специализированной стоянки в Реестр или об отказе во включении специализированной стоянки в Реестр без регламента предоставления услуги по включению.

Постановление Администрации Волгоградской обл. от 25.07.2011 № 369-п «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг» в п.1.1 закрепляет, что административный регламент предоставления государственной услуги, это нормативный правовой акт органа исполнительной власти Волгоградской области, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур и административных действий органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, государственные полномочия Волгоградской области по предоставлению государственных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области (далее именуется - орган местного самоуправления), осуществляемых по запросу физического или юридического лица в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Следовательно, административный регламент регламентирует действия органа власти, но отсутствие регламента не ограничивает полномочия органа на осуществление определенных функций.

Таким образом, не включение ООО «Спасавто» в реестр специализированных стоянок в связи с отсутствием регламента предоставления услуги по включению стоянки в реестр специализированных стоянок не основано на нормативных актах. Такое бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области затрудняет выход ООО «Спасавто» на рынок услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств г.Волгограда и тем самым приводит к ограничению конкуренции.

В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Указанными действиями УМВД по городу Волгограду, выразившимися в отказе от заключения договора о взаимодействии с ООО «Спасавто», желающим осуществлять транспортировку, хранение и выдачу задержанных транспортных средств в соответствии с действующими нормативными актами, бездействием Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, по не включению ООО «Спасавто» в реестр специализированных стоянок, УМВД по городу Волгограду, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области нарушили части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Действия УМВД по городу Волгограду, бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области привели к недопущению конкуренции на товарном рынке услуг по хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, к нарушению прав и законных интересов ООО «Спасавто», который не допущен на товарный рынок г.Волгограда и лишен права осуществления деятельности по предоставлению услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств на территории, подведомственной УМВД по городу Волгограду.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей статьи, обязательные для исполнения предписания, в том числе о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Поскольку действия УМВД по городу Волгограду, бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области привели к недопущению конкуренции на товарном рынке услуг по хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, имеются основания для выдачи им предписания.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о защите конкуренции ООО «Спасавто», права и интересы которого нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения Управлением МВД России по городу Волгограду части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в недопущении конкуренции на рынке услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств г.Волгограда посредством необоснованного отказа от заключения договора о взаимодействии с ООО «Спасавто».

2. Признать факт нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, повлекшем ограничение конкуренции на рынке услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств г.Волгограда.

3. Прекратить рассмотрение дела в отношении ГУ МВД России по Волгоградской области в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в его действиях (бездействии).

4. Выдать Управлению МВД России по городу Волгограду для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: рассмотреть заявку (заявление) ООО «Спасавто» о намерении заключить договор «О взаимодействии должностных лиц УМВД России по городу Волгограду с лицом, ответственным за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу» в соответствии с Приказом МВД РФ от 19.03.2004 №187. Срок исполнения предписания 2 месяца. О выполнении предписания сообщить не позднее пяти дней с момента его выполнения.

5. Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области для исполнения предписание на совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: рассмотреть заявку (заявление) ООО «Спасавто» о включения в Реестр специализированных стоянок, в соответствии с Законом Волгоградской области от 24.07.2012 № 90-ОД «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств». Срок исполнения предписания 1 месяц. О выполнении предписания сообщить не позднее пяти дней с момента его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны