Решение б/н О признании государственного заказчика и котировочную комисс... от 9 марта 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 12-06/02-408

 

 

01 августа 2012 года                                                                                                        г. Волгоград

 

 

Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

Бабкиной Ю.А. – председателя Комиссии, и.о. начальника отдела контроля размещения госзаказа,

Черемных Ж.Ю. - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля размещения госзаказа,

Емельянова Д.А.  – члена Комиссии, специалиста I разряда отдела контроля размещения госзаказа,

в присутствии:

Хомякова А.А. – представителя ООО «Навигатор-Т» по доверенности № 3-18/03 от 27 января 2012 года,

Тонконоженко Е.Ю. – представителя Государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" по доверенности № 959 от 31 июля 2012 года,

Саакян Н.С. - представителя Государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" по доверенности № 959 от 31 июля 2012 года,

рассмотрев материалы дела № 12-06/02-408, возбужденного по жалобе ООО «Навигатор-Т» на положение Извещения о проведении запроса котировок «Поставка противогазов-самоспасателей»

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

25 июля 2012 года в адрес УФАС по Волгоградской области поступила жалоба (вх.№ 5726) ООО «Навигатор-Т» на положение Извещения о проведении запроса котировок «Поставка противогазов-самоспасателей» (№ 0329200011012000066).

ООО «Навигатор-Т» в своей жалобе сообщает следующее.

18.07.2012 г. Заказчик опубликовал извещение о проведении запроса котировок на поставку противогазов-самоспасателей «Феникс-2» (или эквивалент). Изучив данное извещение, считаем, что Заказчиком нарушены требования п.4 ст. 43, ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов в связи со следующем:

1. Противогазы-самоспасатели «Феникс-2» являются самоспасателями фильтрующими.

В Российской Федерации существует функционирующий рынок на самоспасатели фильтрующие, которые имеют определение и требования, изложенные в ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний». Данный ГОСТ Р 53261-2009 введен в перечень общеобязательных стандартов распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 304-р во исполнение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов, законодательство Российской Федерации о размещении основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона о размещении заказов, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

Исходя из этого, Технический регламент регулирует отношения по размещению данного заказа, т. к. устанавливает требования к данному в виду товара, являющимся объектом запроса котировок. В соответствии с общероссийским классификатором продукции «ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции», утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301, все самоспасатели фильтрующие имеют один код ОКП 256800, относятся к одной группе кодов ОКП 250000.

Также, Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» регулирует отношения, связанные с размещением заказов, в связи с чем, относится к законодательству о размещении заказов и содержит определение товарного рынка под которым понимается не товар, выпускаемый под строго определенным названием, а сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе и географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Исходя из указанного определения, функционирующий рынок товаров Заказчиком не изучался, а рассматривалась информация по конкретному определенному товару - противогазу -самоспасателю «Феникс-2», что является недопустимым в силу ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов.

Характеристики самоспасателя фильтрующего, указанные в запросе котировок, вводят ограничения по сравнению с едиными обязательными требованиями к данному виду товара, установленными ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний», а именно, Заказчик в п. 1 Извещения установил:

требование к лицевой части, изготовленной из прозрачной термостойкой пленки в виде колпака, данному требование соответствует только противогаз-самоспасатель «Феникс-2», что ограничивает участие в размещении заказа других участников готовых предложить сертифицированные в соответствии с ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатели фильтрующие. Так, согласно п. 4.1.2 ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатель состоит из капюшона со смотровым окном и комбинированного фильтра. Раздел 4 «Требования к капюшону» ГОСТ Р 53261-2009 не предусматривает требование о наличии лицевой части, изготовленной исключительно из прозрачной термостойкой пленки в виде колпака.

требование о наличии в конструкции самоспасателя загубника и зажима для носа, также ограничивает участие в размещении заказа других участников готовых предложить сертифицированные в соответствии с ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатели фильтрующие, имеющие полумаску (четвертьмаску). Отмечаем, что ГОСТ Р 53261-2009 не устанавливает требование о наличии в конструкции самоспасателя загубника или зажима для носа, напротив согласно п. 4.4.1 ГОСТ Р 53261-2009 предусматривает наличие в конструкции самоспасателя полумаски или четвертьмаски. Заказчик целенаправленно установил данное ограничение,     тем     самым,     представил преимущества         конкретному изделию противогазу-самоспасателю «Феникс-2».

В своей совокупности требования запроса котировок ограничивают участников размещения заказа готовых предложить сертифицированные в соответствии с ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатели фильтрующие, также в своей совокупности установленные требования соответствуют только одному изделию.

Правоприменительной практикой органов федеральной антимонопольной службы подтверждаются наши доводы об ограничении круга участников при закупки противогазов самоспасателей «Феникс»-2: решение Владимирского УФ АС России от 30.11.2011 г., решение ФАС России от 18.10.2011 г., решение Московского областного УФАС России от 14.11.2011 г.

2. Кроме того, согласно п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Извещение о проведении запроса котировок, в нарушение требований п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов, не содержит требований к качеству, безопасности, размерам, упаковке и отгрузке товара.

Согласно ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов, эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями, установленными заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, требованиями к их безопасности, требованиями к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требованиями к размерам, упаковке, отгрузке товара.

В данном случае, при отсутствие требований к качеству, безопасности, размерам, упаковке и отгрузке товара отсутствуют параметры эквивалентности, и в связи с этим невозможно определить кокой эквивалент можно предложить.

На заседании представители государственного заказчика - Государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" - возражали против заявленных требований заявителя жалобы. Считают, что Извещение о проведении запроса котировок «Поставка противогазов-самоспасателей» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов. В удовлетворении заявленных требований просили отказать.

 

Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными документами и проведя внеплановую проверку, Комиссия Волгоградского УФАС по контролю в сфере размещения заказа пришла к выводу, что жалоба ООО «Навигатор-Т» является обоснованной по следующим основаниям:

 

Из ч. 1 ст. 1 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) следует, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Таким образом, во исполнение указанного положения федерального законодательства порядок размещения заказов должен соответствовать требованиям, предъявляемым Законом о размещении заказов к таким процедурам.

В соответствии со ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказов может осуществляться, в том числе, и без проведения торгов в форме запроса котировок.

Из ч.2 ст.42 Закона о размещении заказов следует, что заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и главой 5 настоящего Федерального закона.

18 июля 2012 года государственным заказчиком - Государственным бюджетным специализированным стационарным учреждением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов"  - размещено Извещение о проведении запроса котировок «Поставка противогазов-самоспасателей» на официальной сайте Российской Федерации для размещения заказов - www.zakupki.gov.ru.

Ст.43 Закона о размещении заказов определены требования, предъявляемые к содержанию запросов котировок.

В соответствии с п.4 ст.43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 Закона о размещении заказов.

Описание товаров (материалов) производится в соответствии с требованиями к техническим (качественным) характеристикам и качеству, предъявляемым Извещением о проведении запроса котировок «Поставка противогазов-самоспасателей».

Государственному заказчику в соответствии с Извещением о проведении запроса котировок «Поставка противогазов-самоспасателей» требуется противогаз-самоспасатель «Феникс-2» или эквивалент со следующими техническими (качественными) характеристиками: «Противогаз - самоспасатель должен обеспечить защиту органов дыхания, кожи липа и головы сотрудника от паров, газов и аэрозолей опасных химических веществ (включая продукты горения), радиоактивной пыли при эвакуации сотрудника из служебного помещения, здания при пожаре, а также из зоны химического заражения в случае техногенной аварии, террористического акта. ГОСТ Р 22.9.09-2005.

Лицевая часть из прозрачной термостойкой пленки и виде колпака, закрывающего всю голову человека, шейный обтюратор из эластичной негорючей резины, герметизирующий швейный шнур, фильтрующе-поглощающий элемент, силиконовый загубник, зажим для носа. Один универсальный размер, возможность использования людьми с любыми размерами лица и головы».

Согласно ч.2 ст.45 Закона о размещении заказов эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 Закона о размещении заказов.

Государственным заказчиком в Извещении о проведении запроса котировок указано, что эквивалентность будет определяться по полному перечню технических характеристик.

Устанавливая технические характеристики товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, заказчик должен руководствоваться положением ч.2 ст.45 Закона о размещении заказов, а именно: извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Из ч.1 ст.17.1 Закона о размещении заказов следует, что осуществляющие функции специализированной организации, оказывающие услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, являющиеся операторами электронных площадок коммерческие организации и некоммерческие организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные и бюджетные учреждения, иные получатели бюджетных средств (их должностные лица) обязаны представлять в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, по требованию таких органов необходимые им документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о размещении заказов (в том числе информацию о размещении заказов, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).

Комиссия Волгоградского УФАС по контролю в сфере размещения заказа обязало государственного заказчика на основании ч. 1 ст. 17.1 Закона о размещении заказов представить сведения с приложением доказательств об имеющихся эквивалентах противогаза-самоспасателя «Феникс-2», соответствующий требованиям, предъявляемым Извещением о проведении запроса котировок «Поставка противогазов-самоспасателей».

Представителем государственного заказчика не были предоставлены эквиваленты противогаза-самоспасателя «Феникс-2», соответствующий требованиям, предъявляемым Извещением о проведении запроса котировок «Поставка противогазов-самоспасателей».

Таким образом, потенциальные участники размещения заказа и участники размещения заказа лишены права предложения эквивалентов противогаза-самоспасателя «Феникс-2» в составе котировочной заявки на участие в запросе котировок «Поставка противогазов-самоспасателей».

Следовательно, Извещение о проведении запроса котировок «Поставка противогазов-самоспасателей» не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказа.

 

В ходе проведения внеплановой проверки процедуры размещения данного государственного заказа на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов Комиссией Волгоградского УФАС по контролю в сфере размещения заказа выявлены следующие нарушения.

 

Из ч.1 ст.47 Закона о размещении заказов следует, что котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

В соответствии ч.3 ст.47 Федерального Закона № 94-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Согласно Протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0329200011012000066-1 27 июля 2012 года котировочной комиссией принято решение об отказе в рассмотрении и оценке котировочной заявки на участие в запросе котировок «Поставка противогазов-самоспасателей» участника размещения заказа - ООО «Регион-маркет» - по следующему основанию: «Котировочная заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок Пояснение: т.к. в котировочной заявке предложен самоспасатель "Шанс"-Е в качестве эквивалента "Феникс-2", то был проведен анализ технических характеристик в соответствии с извещением о проведении котировки . В результате выяснилось, что вес предлагаемого малогабаритного изделия "Шанс"-Е - не более 550 г (без упаковки) при массе самоспасателя "Феникс-2" - не более 300 г (в упаковке)».

Комиссией Волгоградского УФАС по контролю в сфере размещения заказа установлено, что котировочная заявка ООО «Регион-маркет» на участие в запросе котировок соответствует требования, предъявляемым Извещением о проведении запроса котировок «Поставка противогазов-самоспасателей».

Следовательно, у котировочной комиссией отсутствовали правовые основания для отказа в рассмотрении и оценке котировочной заявки на участие в запросе котировок «Поставка противогазов-самоспасателей», поданной ООО «Регион-маркет».

 

На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Волгоградского УФАС по контролю в сфере размещения заказа на основании ч.ч. 9, 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу ООО «Навигатор-Т» обоснованной.

2) Признать государственного заказчика при разработке Извещения о проведении запроса котировок «Поставка противогазов-самоспасателей» нарушившим ч.2 ст.45 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3) Признать котировочную комиссию нарушившей ч.3 ст.47 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

4) Выдать государственному заказчику предписание об аннулировании размещения заказа в форме запроса котировок «Поставка противогазов-самоспасателей» (№0329200011012000066).

 

 

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный Суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны