Решение б/н О признании СНТ «Кооператор» нарушившим пункт 6 «Правил неди... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 13-01-10-04/202

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2013 года                   г. Волгоград

Решение в полном объеме изготовлено 03 сентября 2013 года

           

            Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

  • А.В. Гаджиевой – председателя Комиссии, Заместителя руководителя – начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее – Управление),
  • А.А. Гудиева - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
  • К.В. Алиева - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,

рассмотрев дело № 13-01-10-04/202 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Садовым некоммерческим товариществом «Кооператор» (400067, Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский, х. Волгострой) пункта 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 20.12.2012) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», выразившего в ведении режима полного ограничения потребления электрической энергии на объект - турбаза «Приозерная», принадлежащий ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» и расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский, в присутствии:

Евтушенко Александра Захаровича – председателя СНТ «Кооператор», действующий на основании Устава СНТ «Кооператор»

            в соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

УСТАНОВИЛА:

Поводом для возбуждения настоящего дела послужили информация и документы, изложенные в заявлении СНТ «Кооператор», поступившее в адрес Управления о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Волгоградэнергосбыт» (вх. №741 от 06.02.2013 г.).

По итогам рассмотренного заявления СНТ «Кооператор» Управление пришло к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Волгоградэнергосбыт» нарушения антимонопольного законодательства (исх. №04-16/ 2214 от 14.05.2013). При этом Управлением выявлены признаки нарушения Садовым некоммерческим товариществом «Кооператор» (400067, Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский, х. Волгострой) (далее – СНТ «Кооператор») пункта 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 20.12.2012) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», выразившиеся в ведении режима полного ограничения потребления электрической энергии на объект - турбаза «Приозерная», принадлежащий ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» и расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский.

            По результатам рассмотрения заявления, поданного в Управление со стороны СНТ «Кооператор» приказом от 15 мая 2013 года №148 Руководителя Управления было возбуждено дело № 13-01-10-04/202 по признакам нарушения СНТ «Кооператор» пункта 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 20.12.2012) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Правила недискриминационного доступа…).

При рассмотрении настоящего дела по факту его возбуждения ответчиком были представлены письменные пояснения (вх. №4162 от 27.06.2013 г.).

            СНТ «Кооператор» сообщило Комиссии Управления, что СНТ «Кооператор» «…не может быть субъектом экономических рыночных отношений, подпадающих под действие норм антимонопольного законодательства, в принципе, в сфере реализации государством электрической энергии. Претензия ОАО «ВЗЖБИ - 1» о безвозмездном предоставлении ему в пользование услуги по передаче электроэнергии через электросети СНТ «Кооператор», относится к категории договорных споров хозяйствующих субъектов, основываясь на существующие законы, такие споры согласно гражданскому законодательству разрешаются в порядке искового судопроизводства… Для обвинения СНТ «Кооператор», как общественного некоммерческого объединения граждан в нарушении норм антимонопольного законодательства нет правовых оснований…».  

Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ                            Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Статья 6 Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года                    № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон «О некоммерческих организациях») некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона «О некоммерческих организациях» законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.

Следовательно, ограничения по видам деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческая организация, могут быть установлены исключительно законодательством. При этом каких-либо ограничений по видам деятельности, которые вправе осуществлять СНТ «Кооператор», законом не установлено.

В пункте 4 главы 1 (Общие положения) Устава СНТ «Кооператор» от 8 апреля 2003 г. (с изменениями от 08 апреля 2007 г.) установлено, что товарищество как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям и задачам, для достижения которых оно создано.

В главе 14 Устава СНТ «Кооператор» указано, что средства товарищества образуются из взносов членов Товарищества, средств, поступивших в оплату договоров о пользовании имуществом общего пользования, пеней  и компенсации за участие в коллективных работах, поступления от его хозяйственной деятельности, средств, предоставляемых организациями, предприятиями и государственными органами Товариществу для поддержки садоводов, добровольных взносов и пожертвований граждан, процентам по вкладам в банке, прочих поступлений.

СНТ «Кооператор» представило в адрес Управления Договор б/н оказания услуг от 25 ноября 2004 г. (далее – договор оказания услуг от 25.11.2004 г.), заключенный между СНТ «Кооператор» («Владелец КТП – 22А») и ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» («Потребитель»). Предметом в соответствии с пунктом 1.1 указанного договора является следующее: «оказание услуг в передаче Владельцем КТП – 22А  Потребителю электрической энергии в период с 25.11.2004 г. по 31.12.2005 г. для энергоснабжения турбазы «Приозерная», принадлежащей Потребителю».

Согласно пункту 3.1 договора оказания услуг от 25.11.2004 г. «…потребитель оплачивает потери электроэнергии в трансформаторе и линии электропередачи, что составляет 900 кВт/ час в месяц, по тарифу установленному Владельцу КТП – 22А до 25 числа текущего месяца…». В пункте 3.2 договора оказания услуг от 25.11.2004 г. указано, что «…на содержание лица ответственного за электрохозяйство производить оплату 20 % от потребляемой электроэнергии по тарифу установленному Владельцу КТП – 22А до 25 числа текущего месяца...».

В соответствии с пунктом 5.2 договора оказания услуг от 25.11.2004 г. «договор считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока действия договора одна из сторон не заявит о намерении расторгнуть или пересмотреть его условия».

01 ноября 2012 г. между СНТ «Кооператор» и ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» заключено соглашение о расторжении договора б/н оказания услуг от 25 ноября 2004 г., в соответствии с которым договор оказания услуг от 25.11.2004 г. считается расторгнутым 31 декабря 2012 г. Следовательно, необходимо считать, что договор оказания услуг от 25.11.2004 г.  действовал в период с 25 ноября 2004 г. по 31 декабря 2012 г.

В адрес Управления со стороны СНТ «Кооператор» представлены следующие документы: платежное поручение №109 от 27.09.2012 г., платежное поручение №936 от 03.09.2012 г., платежное поручение №154 от 25.07.2012 г., платежное поручение №675 от 10.07.2012 г., платежное поручение №769 от 29.02.2012 г., платежное поручение №341 от 09.02.2012 г., платежное поручение №331 от 29.03.2012 г.,  подтверждающие факт оплаты ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» в отношении СНТ «Кооператор» оказание услуг по передаче электрической энергии  через КТП – 22А согласно договору б/н оказания услуг от 25 ноября 2004 г. В указанных платежных поручениях в качестве основания для платежа указано следующее: «…За электроэнергию… по договору б/н от 25.11.2004 г. (турбаза)…» (в соответствующий период времени).

ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» представило в адрес Управления следующие документы: платежное поручение №887 от 05.03.2010 года, платежное поручение №1649 от 12.04.2010 г., платежное поручение №3383 от 06.07.2010 г., платежное поручение №3384 от 06.07.2010 г., платежное поручение №4736 от 27.08.2010 г., платежное поручение №4791 от 30.08.2010 г., платежное поручение №4935 от 31.08.2010 г., платежное поручение №4936 от 31.08.2010 г., платежное поручение №4937 от 31.08.2010 г., платежное поручение №4938 от 31.08.2010 г., платежное поручение №4984 от 01.09.2010 г., платежное поручение №5120 от 06.09.2010 г., платежное поручение №7236 от 22.10.2010 г., платежное поручение №9430 от 18.11.2010 г., платежное поручение №700 от 24.12.2010 г., платежное поручение №374 от 16.02.2011 г., платежное поручение №1524 от 29.03.2011 г., платежное поручение №341 от 09.02.2012 г., платежное поручение №768 от 29.02.2012 г., платежное поручение №2675 от 10.07.2012 г., платежное поручение №3154 от 25.07.2012 г., платежное поручение №3936 от 03.09.2012 г., платежное поручение №4109 от 27.09.2012 г., платежное поручение №1331 от 29.03.2012 г., подтверждающие факт оплаты ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» в отношении СНТ «Кооператор» оказание услуг по передаче электрической энергии  через КТП – 22А согласно договору б/н оказания услуг от 25 ноября 2004 г. В указанных платежных поручениях в качестве основания для платежа указано следующее: «…За электроэнергию… по договору б/н от 25.11.2004 г. (турбаза)…» (в соответствующий период времени).    

Заключение договора оказания услуг от 25.11.2004 г., платежные поручения по указанному договору отражают доход от хозяйственной деятельности, полученный СНТ «Кооператор» за соответствующие 2010, 2011, 2012 года, в связи с чем, по смыслу части 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» СНТ «Кооператор» является хозяйствующим субъектом.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ              (ред. от 25.06.2012) “О естественных монополиях”  (далее - Закон «О естественных монополиях») услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Закона «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 61 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее – Основные положения…), утвержденные Постановлением Правительства от 31 августа 2006 г. №530  гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае:

- отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;

- нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Далее, согласно пункту 62 Основных положений… договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в письменной форме. Лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение следующих условий, необходимых для его заключения:

- технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке;

- обеспечение учета электрической энергии;

- надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

Между ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» заключен договор энергоснабжения №4013114/10 20 ноября 2009 г. В приложении №3 к договору энергоснабжения №4013114/10 20 ноября 2009 г. указано, что присоединение объекта «турбаза ЖБИ – 1 о. Сарпинский» (принадлежащий ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1») осуществлено «через сети СНТ «Кооператор» дог. №4021020» «от…ПС «Островная» в сторону КТП – А22 СНТ «Кооператор». Информация идентичного содержания указана в Приложении №2 к дополнительному соглашению от 10 ноября 2010 г. (к договору энергоснабжения №4013114/10 от 20 ноября 2009 г.).

В адрес Управления лицами, участвующими в деле представлены: акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между ОАО «ВЗЖБИ №1» и СНТ «Книга» от 30 мая 2004 г.; акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между СНТ «Кооператор», СНТ «Книга», ОАО «ВЗЖБИ №1» от 2009 г.; акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 22 декабря 2006 г. б/н, составленный между ОАО «Волгоградские электрические сети», ОАО «ВЗЖБИ №1», СНТ «Кооператор»; акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между ОАО «Волгоградские электрические сети», СНТ «Кооператор», СНТ «Книга», ОАО «ВЗЖБИ №1» от 2004 г.

Согласно пункту 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 документы о технологическом присоединении - документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 22 декабря 2006 г. б/н, следует, что турбаза «Приозерная», принадлежащая ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» и расположенная по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский опосредованно присоединена к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в ведении СНТ «Кооператор» (КТП – А22).

Следовательно, заключенный договор энергоснабжения №4013114/10 от 20.11.2009 г. между ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1», а также акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 22 декабря 2006 г. б/н свидетельствует о надлежащем опосредованном технологическом присоединении к электрическим сетям объекта: турбаза «Приозерная»,  расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский к сетям (объектам электросетевого хозяйства) СНТ «Кооператор». Отсутствие документов, указывающих на надлежащее технологическое присоединение наделяет правом отказа энергоснабжающую организацию (гарантирующего поставщика, энергосбытовую организацию) в заключении договора энергоснабжения и (или) договора купли – продажи электрической энергии ввиду пункта 61 Основных положений... Снабжение электрической энергией объекта: турбаза «Приозерная»,  расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский обеспечивается путем передачи электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства (КТП А-22), принадлежащий СНТ «Кооператор».

Таким образом, СНТ «Кооператор», осуществляя фактическую передачу электроэнергии, осуществляет естественно-монопольный вид деятельности и занимает доминирующее положение в границах принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правил недискриминационного доступа…), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия СНТ «Кооператор», выразившиеся во взимании платы за передачу электрической энергии через объект электросетевого хозяйства (КТП А-22), принадлежащий СНТ «Кооператор» с ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» по договору оказания услуг б/н от 25 ноября 2004 г. в 2010, 2011, 2012 годах в целях снабжения электрической энергии объекта: турбаза «Приозерная»,  расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский при наличии заключенного договора энергоснабжения (№4013114/10 20 ноября 2009 г.) между ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» без установленного для СНТ «Кооператор» тарифа по передаче электрической энергии, утвержденного органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, не соответствуют пункту 6 Правил недискриминационного доступа…, следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с Актом о введении полного ограничения режима потребления электроэнергии от 6 марта 2013 г. СНТ «Кооператор» произвело по отношению к ОАО «Волгоградский завод ЖБИ - 1» ограничение потребления электроэнергии в полном объеме. В качестве основания для введения ограничения режима потребления электрической энергии указано следующее: «на основании отсутствия договора на оказание услуг по передаче электроэнергии между СНТ «Кооператор» и ОАО «Волгоградский завод ЖБИ – 1», руководствуясь законами и постановлениями Правительства РФ №35-ФЗ от 12.03.2003 г., №861 от 27.11.2004 г., №442 от 04.05.2012 г.».

В Акте о незаконном снятии полного ограничения режима потребления электроэнергии от 10 марта 2013 г. указано, что «10 марта 2013 г… была введена подача электроэнергии на территорию турбазы «Приозерная».

Следовательно, введение режима полного ограничения потребления электрической энергии в отношении объекта - турбаза «Приозерная», расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский произошло в период с 6 марта 2013 г. по 10 марта 2013 г.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа… собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.

Согласно пункту 2 абз. 1 статьи 22 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

В соответствии со статьей 2 Закона «Закона о защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Статья 3 Закона «О защите конкуренции» предусматривает, что данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства №861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.

Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органам исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 2 «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии» (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии») установлены следующие режимы потребления электрической энергии:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии…;

возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии…;

выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии…;

ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.

Таким образом, в связи с отсутствием оснований для ввода ограничения режима потребления электрической энергии со стороны СНТ «Кооператор» в отношении объекта - турбазы «Приозерная», расположенной адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский, введенный режим потребления электрической энергии не соответствует пункту 6 Правил недискриминационного доступа...

На основании анализа представленных материалов и информации Комиссией были сделаны следующие выводы.

Комиссия Управления пришла к выводу о том, что заключение договора оказания услуг от 25.11.2004 г., платежные поручения по указанному договору отражают доход от хозяйственной деятельности, полученный СНТ «Кооператор» за соответствующие 2010, 2011, 2012 года, в связи с чем, по смыслу части 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» СНТ «Кооператор» является хозяйствующим субъектом.

Комиссия Управления сделала вывод о том, что заключенный договор энергоснабжения №4013114/10 от 20.11.2009 г. между ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1», а также акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 22 декабря 2006 г. б/н свидетельствует о надлежащем опосредованном технологическом присоединении к электрическим сетям объекта: турбаза «Приозерная»,  расположенный по адресу: Волгоградская область,                        г. Волгоград, о. Сарпинский к сетям (объектам электросетевого хозяйства) СНТ «Кооператор». Отсутствие документов, указывающих на надлежащее технологическое присоединение наделяет правом отказа энергоснабжающую организацию (гарантирующего поставщика, энергосбытовую организацию) в заключении договора энергоснабжения и (или) договора купли – продажи электрической энергии ввиду пункта 61 Основных положений... При этом, снабжение электрической энергией объекта: турбаза «Приозерная»,  расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский обеспечивается путем передачи электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства (КТП А-22), принадлежащий СНТ «Кооператор».

Комиссия Управления считает, что СНТ «Кооператор», осуществляя фактическую передачу электроэнергии, осуществляет естественно-монопольный вид деятельности и занимает доминирующее положение в границах принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия СНТ «Кооператор», выразившиеся во взимании платы за передачу электрической энергии через объект электросетевого хозяйства (КТП А-22), принадлежащий СНТ «Кооператор», с ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» по договору оказания услуг б/н от 25 ноября 2004 г. в 2010, 2011, 2012 годах в целях снабжения электрической энергии объекта: турбаза «Приозерная»,  расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский при наличии заключенного договора энергоснабжения (№4013114/10 20 ноября 2009 г.) между ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» без установленного для СНТ «Кооператор» тарифа по передаче электрической энергии, утвержденного органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, не соответствуют пункту 6 Правил недискриминационного доступа…, следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с Актом о введении полного ограничения режима потребления электроэнергии от 6 марта 2013 г. СНТ «Кооператор» произвело по отношению к ОАО «Волгоградский завод ЖБИ - 1» ограничение потребления электроэнергии в полном объеме. В качестве основания для введения ограничения режима потребления электрической энергии указано следующее: «на основании отсутствия договора на оказание услуг по передаче электроэнергии между СНТ «Кооператор» и ОАО «Волгоградский завод ЖБИ – 1», руководствуясь законами и постановлениями Правительства РФ №35-ФЗ от 12.03.2003 г., №861 от 27.11.2004 г., №442 от 04.05.2012 г.».

В Акте о незаконном снятии полного ограничения режима потребления электроэнергии от 10 марта 2013 г. указано, что «10 марта 2013 г… была введена подача электроэнергии на территорию турбазы «Приозерная».

Следовательно, ограничение режима потребления электрической энергии в отношении объекта - турбаза «Приозерная», расположенная по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский произошло в период с 6 марта 2013 г. по 10 марта 2013 г.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа… собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.

Согласно пункту 2 абз. 1 статьи 22 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

В соответствии со статьей 2 Закона «Закона о защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Статья 3 Закона «О защите конкуренции» предусматривает, что данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства №861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.

Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органам исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 2 «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии» (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии») установлены следующие режимы потребления электрической энергии:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии…;

возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии…;

выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии…;

ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.

Комиссия Управления считает, что в связи с отсутствием оснований для ввода ограничения режима потребления электрической энергии со стороны СНТ «Кооператор» в отношении объекта - турбазы «Приозерная», расположенной адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский, введенный режим потребления электрической энергии не соответствует пункту 6 Правил недискриминационного доступа...

Основания для прекращения дела отсутствуют.

Основания для переквалификации нарушения отсутствуют.

С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что СНТ «Кооператор» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем  во взимании платы за передачу электрической энергии через объект электросетевого хозяйства (КТП А-22), принадлежащий СНТ «Кооператор» с ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» по договору оказания услуг б/н от 25 ноября 2004 г. в 2010, 2011, 2012 годах в целях снабжения электрической энергии объекта: турбаза «Приозерная»,  расположенный по адресу: Волгоградская область,                      г. Волгоград, о. Сарпинский без установленного для СНТ «Кооператор» тарифа по передаче электрической энергии, утвержденного органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Исходя из изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что СНТ «Кооператор» нарушило требование пункта 6 Правил недискриминационного доступа…, выразившееся в ведении режима полного ограничения потребления электрической энергии со стороны СНТ «Кооператор» в отношении объекта - турбазы «Приозерная», расположенной адресу: Волгоградская область,                      г. Волгоград, о. Сарпинский в период с 6 марта 2013 г. по 10 марта 2013 г.

В соответствии с частью 1 статьи 50  Закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции» Комиссия  при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи  СНТ «Кооператор» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 39 Закона «О защите конкуренции», если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ                «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Садовое некоммерческое товарищество «Кооператор» (400067, Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский, х. Волгострой) нарушившим пункт 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 20.12.2012) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», выразившегося в ведении режима полного ограничения потребления электрической энергии на объект - турбаза «Приозерная», расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский в период с 6 марта 2013 г. по 10 марта 2013 г.

 2. Признать Садовое некоммерческое товарищество «Кооператор» (400067, Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский, х. Волгострой) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем  взимания платы за передачу электрической энергии через объект электросетевого хозяйства (КТП А-22), принадлежащий СНТ «Кооператор» с ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1» по договору оказания услуг б/н от 25 ноября 2004 г. в 2010, 2011, 2012 годах в целях снабжения электрической энергии объекта: турбаза «Приозерная»,  расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, о. Сарпинский без установленного для СНТ «Кооператор» тарифа по передаче электрической энергии, утвержденного органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

3. Передать материалы дела № 13-01-10-04/202 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны