Решение б/н О признании ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая к... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 13-01-10-04/235

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2013 года                   г. Волгоград

Решение в полном объеме изготовлено 28 августа 2013 года

           

            Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

  • А.В. Гаджиевой – председателя Комиссии, Заместителя руководителя – начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее – Управление),
  • А.А. Гудиева - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
  • К.В. Алиева - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,

рассмотрев дело № 13-01-10-04/235 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49) (Филиал Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» - «Волгоградэнерго», адрес: 400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии:

Дебелова Андрея Александровича – представителя Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49) (Филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» - «Волгоградэнерго») по доверенности №24 от 29.12.2012 г. (далее – ОАО «МРСК Юга», представитель ОАО «МРСК Юга»),

Червина Александра Владимировича – представителя Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49) (Филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» - «Волгоградэнерго») по доверенности №17 от 29.12.2012 г.,

            в соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

УСТАНОВИЛА:

 

Поводом для возбуждения настоящего дела послужило заявление                           гражданина Бочкунова Н.Т. (вх. №1913 от 21.03.2013 г.),   с жалобой на действия ОАО «МРСК Юга» (филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго»), выразившиеся в неисполнении договора технологического присоединения.

Бочкунов Н.Т. в заявлении указал, что между ним и филиалом ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» был заключен  договор №3470112051 от 28 декабря 2011 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта (жилой дом), расположенного по адресу: Волгоградская область,                           г. Волгоград, СНТ «Авангард», участок № 289.

Срок исполнения договора истек 28 декабря 2012 г., однако фактическое технологическое присоединения не осуществлено, не выданы документы о технологическом присоединении, что препятствует заключению договора энергоснабжения.

Заявитель указывает, что обязательства, возложенные на него законом и договором исполнены, а именно произведена оплата стоимости услуг по технологическому присоединению в размере 550 рублей.

            По результатам рассмотрения заявления Бочкунова Н.Т., указывающего на нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО «МРСК Юга» (филиал ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго») приказом от 06 июня 2013 года №197 Руководителя Управления было возбуждено дело № 13-01-10-04/235 по признакам нарушения ОАО «МРСК Юга» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

                При рассмотрении настоящего дела по факту его возбуждения ответчиком были представлены письменные пояснения (вх. №4501 от 10.07.2013 г.).

            Ответчик сообщил Комиссии Управления о том, что сетевой организации объективно необходимо более 365 дней для выполнения мероприятий по технологическому присоединению, указанных  в договоре об осуществлении технологического присоединения, а также технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора.

             Определением об отложении рассмотрения дела №13-01-10-04/235 от 12 июля 2013 г. Комиссия Управления в целях правильного определения обстоятельств, необходимых для рассмотрения данного дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах привлекла ОАО «Волгоградэнергосбыт» (адрес: 400001, г. Волгоград, ул. Козловская, 14).

            При рассмотрении настоящего дела ОАО «Волгоградэнергосбыт» представлены письменные пояснения (вх. №5105 от 05.08.2013 г.).

            ОАО «Волгоградэнергосбыт» пояснило Комиссии Управления, что в соответствии с пунктом 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства от 04.05.2012 г.  гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли – продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

            В то же время согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройство или объектов электроэнергетики.

  Заявитель, в случае если сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых подано заявление о заключении договора, отказывается или уклоняется от составления и предоставления заявителю документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности, направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении договора с приложением к нему документов, имеющихся у заявителя на дату направления заявления, а также документов, подтверждающих факт обращения заявителя к сетевой организации или иному владельцу объектов электросетевого хозяйства в целях получения таких документов. При отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к электрическим сетям энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, и (или) разграничение балансовой принадлежности, гарантирующий поставщик не вправе отказать заявителю в заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и вправе самостоятельно запрашивать и безвозмездно получать недостающие документы и информацию у сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены указанные энергопринимающие устройства.

   В случае, если в соответствии с пунктом 37 настоящего документа гарантирующий поставщик заключил договор энергоснабжения (купли – продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств потребителя в отсутствие документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности, то при установлении гарантирующим поставщиком факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств он сообщает сетевой организации, с которой заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств, а при отсутствии такого договора – сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены такие энергопринимающие устройства, о необходимости совершения действий по введению полного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в отношении таких энергопринимающих устройств вплоть до момента отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением указанных обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии. О выявленном факте ненадлежащего технологического присоединения гарантирующий поставщик уведомляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного энергетического надзора, способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления.

 В этом случае собственник или иной законный владелец таких энергопринимающих устройств обязан оплатить гарантирующем поставщику стоимость потребленной до момента ввода полного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), но не оплаченной, и иные связанные с потреблением электрической энергии (мощности) расходы (в том числе стоимость услуг по передаче электрической энергии), а при продолжении потребления электрической энергии после даты и времени введения полного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) обязан нести предусмотренные настоящим документом и иными нормативными правовыми актами последствия бездоговорного потребления электрической энергии.

Если гарантирующий поставщик установил факт ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств до заключения договора энергоснабжения (купли – продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заявление о заключении которого было подано в соответствии с пунктом 37 настоящего документа в отсутствие документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности, ото гарантирующий поставщик отказывает в заключении договора.

             При рассмотрении настоящего дела по факту его возбуждения ответчиком были представлены дополнительные письменные пояснения (от 31 июня 2013 г. №1400/17/89).

             Ответчик пояснил Комиссии Управления, что принимая во внимание факт неполучения от региональных проектных организаций согласия на выполнение проектных работ по объекту: «Электроснабжение жилых домов, расположенных в СНТ «Авангард» Кировского района г. Волгограда», а также тот факт, что по состоянию на февраль 2013 г. с учетом поступивших новых заявителей по технологическому присоединению в СНТ «Авангард» предварительная сметная стоимость работ по проектированию объекта «Электроснабжение жилых домов, расположенных в СНТ «Авангард» Кировского района г. Волгограда» превысила 500 000 рублей, в связи с чем, ОАО «МРСК Юга» была инициирована процедура по проведению конкурса на право заключения договора на выполнение проектной и рабочей документации «Электроснабжение жилых домов, расположенных в СНТ «Авангард» Кировского района г. Волгограда». 8 июля 2013 г. 2013 г. договор на выполнение проектно-изыскательских работ по вышеуказанному объекту был подписан со стороны ОАО «МРСК Юга» и направлен в адрес ЗАО «Проектэлектромонтаж».

Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области установлено следующее.

Сетевой организацией, в соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ № 861 от              27.12.2004 г.), признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывают услуги по передаче электрической энергии, и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года                  № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон «Об электроэнергетике») территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

ОАО «МРСК Юга» (филиал ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго») является сетевой организацией и, следовательно, осуществляет в установленном законом порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Субъектом естественной монополии в соответствии с абзацем 3 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 (в ред. 06.12.2011 г.) года № 147-ФЗ                          «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях») признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 4 Закона «О естественных монополиях» перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым в частности относятся услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, ОАО «МРСК Юга» (в лице филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго») занимает доминирующего положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей принадлежащих филиалу ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго».

Между Бочкуновым Н.Т. и ОАО «МРСК Юга» (филиалом ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго») заключен  договор №3470112051 об осуществлении технологического присоединения от 28 декабря 2011 г. (далее – договор технологического присоединения №3470112051).

 Абзац первый пункта 6 договора о технологическом присоединении 3470112051 предусматривает, что сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению…

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 договора о технологическом присоединении №3470112051 составляет  не более 1 года со дня заключения указанного договора.

ОАО «МРСК Юга» представило в адрес Управления договор б/н на выполнение проектных и изыскательских работ (для строительства и реконструкции электросетевых объектов) от 24 июля 2013 г., заключенный между ОАО «МРСК Юга» и ЗАО «Проектэлектромонтаж». В пункте 1.1 данного договора указан следующий объект: «Электроснабжение жилых домов, расположенных в СНТ «Авангард» Кировского района г. Волгограда для нужд филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго», место нахождения объекта: Волгоградская область,                г. Волгоград, Кировский район, СНТ «Авангард»». В соответствии с пунктом 3.2. указанного договора срок начала работ – с момента заключения договора, а срок завершения работ – в течение 31 (тридцати одной) недели с момента заключения договора. 

Также ответчиком представлено Техническое задание №23-ТПП от 24 января 2013 г. на выполнение проектной и рабочей документации «Электроснабжение жилых домов, расположенных в СНТ «Авангард» Кировского района                                   г. Волгоград». В пункте 4.1 данного технического задания основанием для проектирования значится, в том числе, договор на технологическое присоединение №3470112051, технические условия №1400-300/429 от 30.07.2012 г. (заявитель – Бочкунов Н.Т.).

ОАО «МРСК Юга» в адрес Комиссии Управления представлено техническое задание №364 от 14 декабря 2012 г. на выполнение проектной и рабочей документации «Электроснабжение жилых домов, расположенных в СНТ «Авангард» Кировского района г. Волгоград». В пункте 4.1 данного технического задания основанием для проектирования значится, в том числе, договор на технологическое присоединение №3470112051, технические условия №1400-300/429 от 30.07.2012 г. (заявитель – Бочкунов Н.Т.).

ОАО «МРСК Юга» направило в адрес Управления техническое задание №290 от 29 октября 2012 г. на выполнение проектной и рабочей документации «Электроснабжение жилых домов, расположенных в СНТ «Авангард» Кировского района г. Волгоград». В пункте 4.1 данного технического задания основанием для проектирования значится, в том числе, договор на технологическое присоединение №3470112051, технические условия №1400-300/429 от 30.07.2012 г. (заявитель – Бочкунов Н.Т.).

ОАО «МРСК Юга» направило в адрес Управления техническое задание №214 от 10 сентября 2012 г. на выполнение проектной и рабочей документации «Электроснабжение жилых домов, расположенных в СНТ «Авангард» Кировского района г. Волгоград». В пункте 4.1 данного технического задания основанием для проектирования значится, в том числе, договор на технологическое присоединение №3470112051, технические условия №1400-300/429 от 30.07.2012 г. (заявитель – Бочкунов Н.Т.).

ОАО «МРСК Юга» направило в адрес Управления техническое задание №188 от 22 августа 2012 г. на выполнение проектной и рабочей документации «Электроснабжение жилых домов, расположенных в СНТ «Авангард» Кировского района г. Волгоград». В пункте 4.1 данного технического задания основанием для проектирования значится, в том числе, договор на технологическое присоединение №3470112051, технические условия №1400-300/429 от 30.07.2012 г. (заявитель – Бочкунов Н.Т.).

ОАО «МРСК Юга» направило в адрес Управления техническое задание №26 от 13 февраля 2012 г. на выполнение проекта «Электроснабжение садовых домов в СНТ «Авангард», расположенных по адресу: Волгоградская обл., г. Волгоград». В пункте 4.16 данного технического задания основанием для проектирования значится, в том числе, договор на технологическое присоединение №3470112051, технические условия №1400-93/491 от 30.07.2012 г. (заявитель – Бочкунов Н.Т.).

Иных доказательств, свидетельствующих об исполнении договора технологического присоединения №3470112051 со стороны ОАО «МРСК Юга» (филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго») не представлено.

Общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ОАО «МРСК Юга» (филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго»), направленных на исполнение договора технологического присоединения №3470112051 составил 19 месяцев с момента подписания указанного договора, что не соответствует подпункту «б» пункта 16, пункту 18 Правил технологического присоединения…, согласно которым срок осуществления всех мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 1 год - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 от 01.03.2011). При этом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 указанного договора о технологическом присоединении составляет не более 1 года со дня заключения договора.

Дополнительным соглашением от 30 июля 2012 г. к договору от 28 декабря 2011 г. №347011205 о технологическом присоединении Технические условия для присоединения к электрическим сетям от 28.12.2011 №1400-93/483 исключены, дополнены Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям №1400-300/429.

Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения… запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Пункт 11.2.1. технических условий №1400-300/429 содержит следующую обязанность заявителя: «Предусмотреть установку прибора учета электрической энергии класса точности 2.0». При этом пункт 138 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее – Основные положения…), утвержденные Постановлением Правительства от 04.05.2012 №442 предусматривает, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

В соответствии с частью 1 статьи 422 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Следовательно, несмотря на то, что в указанных технических условиях обозначена необходимость «предусмотреть установку прибора учета электроэнергии класса точности 2.0» заявитель наделен правом установить прибор учета электрической энергии классом точности 2.0 и выше согласно пункту 138 Основных положений…

В пункте 11.2.2 технических условий №1400-300/429 от 30 июля 2012 г. указано, что «измерительные цепи прибора учета должны быть защищены от несанкционированного доступа, с возможностью доступа и визуального контроля показаний счетчика без открывания двери, уполномоченных лиц энергоснабжающей организации».

Согласно пункту 145 Основных положений… обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Согласно пункту 1.5.27 «Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание» (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (далее – ПУЭ) счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.

Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. C.

Пункт 1.5.30 ПУЭ предусматривает, что в местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т.п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата. Аналогичные шкафы должны устанавливаться также для совместного размещения счетчиков и трансформаторов тока при выполнении учета на стороне низшего напряжения (на вводе у потребителей).

Согласно пункту 1.1.17 ПУЭ для обозначения обязательности выполнения требований ПУЭ применяются слова “должен”, “следует”, “необходимо” и производные от них. Слова “как правило” означают, что данное требование является преобладающим, а отступление от него должно быть обосновано. Слово “допускается” означает, что данное решение применяется в виде исключения как вынужденное (вследствие стесненных условий, ограниченных ресурсов необходимого оборудования, материалов и т.п.). Слово “рекомендуется” означает, что данное решение является одним из лучших, но не обязательным. Слово “может” означает, что данное решение является правомерным.

Следовательно, пункт 11.2.2 технических условий №1400-300/429 от 30 июля 2012 г. соответствует в части «с возможностью доступа и визуального контроля показаний счетчика», при этом не соответствует в части «без открывания двери» пунктам 1.1.17, 1.5.27, 1.5.30 ПУЭ, пункта 145 Основных положений… (исходя из системного понимания указанных пунктов). В части «измерительные цепи прибора учета должны быть защищены от несанкционированного доступа...» не соответствует пункту 1.5.30 ПУЭ, так как необходимость защиты от несанкционированного доступа предусматривается лишь в случае, где имеется доступ для посторонних лиц (и в этом случае для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата).

             На основании анализа представленных материалов и информации Комиссией были сделаны следующие выводы.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения… сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения… технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Абзац первый пункта 6 договора технологического присоединения №3470112051 предусматривает, что сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению…

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 договора технологического присоединения №3470112051 составляет не более 1 года со дня заключения договора.

Согласно подпункту «в» пункта 7 Правил технологического присоединения… в процедуру технологического присоединения включается, в том числе, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения… срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным и составляет 1 год - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения… обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с заявителем – физическим лицом, обязанности распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Пункт 18 Правил технологического присоединения… включают в себя следующие этапы выполнения мероприятий технологического присоединения:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя));

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

ОАО «МРСК Юга» (филиал ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго») представило Акт осмотра вновь подключаемой электроустановки от 09.08.2013 года №ВР1/310-2013.

Следовательно, необходимо считать, что Бочкунов Н.Т. исполнил обязательство по уведомлению сетевой организации о выполнении им технических условий согласно пункту 8 договора о технологическом присоединении, заключенного с указанным гражданином, пункту 16.3 Правил технологического присоединения… 

Комиссия Управления приходит к выводу о том, что общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ОАО «МРСК Юга» (филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго»), направленных на исполнение договора технологического присоединения №3470112051 составил 19 месяцев с момента подписания указанного договора, что не соответствует подпункту «б» пункта 16, пункту 18 Правил технологического присоединения…, согласно которым срок осуществления всех мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 1 год - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон. При этом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 указанного договора о технологическом присоединении составляет не более 1 года со дня заключения договора.

В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии… потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно).

Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).

Пункт 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии предусматривает, что договор не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно пункту 9 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее – Основные положения…), утвержденные Постановлением Правительства от 04.05.2012 №442 гарантирующий поставщик) обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.

В соответствии с пунктом 32 Основных положений… гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Согласно пункту 34 Основных положений… потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, в том числе, документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора.

Управлением было установлено, что ОАО «МРСК Юга» в лице филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» занимает доминирующего положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей принадлежащих филиалу ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго».

ОАО «МРСК Юга», являясь сетевой организацией, своими действиями в отношении гражданина Бочкунова Н.Т. нарушило требование подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, выразившееся в не выполнении мероприятий по технологическому присоединению в течение 1 месяцев с момента заключения договора о технологическом присоединении, что влечет за собой ущемление интересов заявителя, выразившиеся в препятствовании заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ОАО «МРСК Юга», выразившиеся в не выполнении мероприятий по технологическому присоединению в течение 1 года с момента                 заключения договора технологического присоединения №3470112051 от 28 декабря 2011 г. с Бочкуновым Н.Т. влечет за собой ущемление интересов заявителя путем препятствования заключению договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) в целях снабжения электрической энергией объекта (жилой дом) Бочкунова Н.Т., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, СНТ «Авангард», участок №289, следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006                 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ОАО «МРСК Юга», являясь сетевой организацией, своими действиями по включению в технические условия №1400-300/429 от 30 июля 2012 г., являющихся неотъемлемой частью договора технологического присоединения №3470112051, пунктов, не соответствующих действующему законодательству, нарушают требование пункта 19 Правил технологического присоединения…, в соответствии с которым запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами, следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основания для прекращения дела отсутствуют.

Основания для переквалификации нарушения отсутствуют.

С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что ОАО «МРСК Юга» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (Филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» - «Волгоградэнерго»)  объекта (жилой дом) Бочкунова Н.Т., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, СНТ «Авангард», участок №289 согласно договору технологического присоединения №3470112051 от 28 декабря 2011 г.; путем включения в технические условия №1400-300/429 от 30 июля 2012 г. пунктов, не соответствующих требования действующего законодательства.

  В соответствии с частью 1 статьи 50  Закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции» Комиссия  при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи  ОАО «МРСК Юга»  предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на осуществление фактического технологического присоединения объекта (жилой дом) Бочкунова Н.Т., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, СНТ «Авангард», 289; путем приведения в соответствие требованиям действующего законодательства технических условий №1400-300/429 от 30 июля 2012 г. (пункты 11.2.1, 11.2.2).

Комиссия Управления полагает, что принятие настоящего решения и выдача ответчику предписания по делу являются достаточными мерами по установлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 39 Закона «О защите конкуренции», если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ                «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (344002, г. Ростов-на-Дону,                          ул. Большая Садовая, 49) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (Филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» - «Волгоградэнерго») объекта (жилой дом) Бочкунова Н.Т., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, СНТ «Авангард», участок №289 согласно договору технологического присоединения №3470112051 от 28 декабря 2011 г.; путем включения в технические условия №1400-300/429 от 30 июля 2012 г. пунктов, не соответствующих требованиям действующего законодательства.

2. Выдать Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (344002, г. Ростов-на-Дону,                          ул. Большая Садовая, 49) предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела № 13-01-10-04/235 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны