Решение б/н О признании ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» нарушивш... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 13-01-10-04/372

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 ноября 2013 года                    г. Волгоград

Решение в полном объеме изготовлено 06 декабря 2013 года

           

            Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

  • А.В. Гаджиевой – председателя Комиссии, Заместителя руководителя – начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее – Управление),
  • А.А. Гудиева - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
  • А.В. Васильева - члена Комиссии, государственного инспектора отдела по борьбе с картелями и контролю торговли Управления,

рассмотрев дело № 13-01-10-04/372 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения антимонопольного законодательства Обществом с ограниченной ответственностью «Лукойл-Теплотранспортная компания» (400131, г. Волгоград, ул. Скосырева, д. 7) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии:

Лунева  А.С. – представителя Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ- Теплотранспортная компания» по доверенности №7 от 30.12.2012 г. (далее – ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», представитель ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» Лунев  А.С.),

Сухих Е.А. – представителя Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания» по доверенности №86 от 20.02.2013 г. (далее – ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», представитель ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» Сухих Е.А.),

Шевченко Д.В.- представителя Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Акрас» по доверенности №3 от 01.09.2013 г. (далее – ООО «УК «Акрас», представитель ООО «УК «Акрас»).

Представитель прокуратуры города Волжского - Лицо располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах по делу № 13-01-10-04/372 о нарушении антимонопольного законодательства  на рассмотрение дела не явилось, уведомлено надлежащим образом.

            в соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

УСТАНОВИЛА:

 

Поводом для возбуждения настоящего дела послужило заявление                          Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Акрас» (вх. №2667 от 22.04.2013 г., с жалобой на действия Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания», выразившиеся в прекращении подачи тепловой энергии в многоквартирный дом №28, расположенный по ул. Александрова, г. Волжский, Волгоградской области в связи с возникшими разногласиями при заключении договора теплоснабжения.

В заявлении ООО «УК «Акрас» указано, что ООО «УК «Акрас»» направило в адрес ООО «Лукойл-ТТК» заявку № 36 от 12.12.2012 г. о заключении договора теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Письмом № 02-04-2/2245 от 19.12.2012 г. ООО «Лукойл-ТТК» уведомило ООО «УК «Акрас»» о приостановлении заявки в связи с необходимостью предоставления технической документации.

Письмом № 40 от 20.12.2012 г. ООО «УК «Акрас»» представило все необходимые технические документы. 

В период с 01.01.2013 г. по 16.04.2013 г. теплоснабжение осуществлялось на основании оформленных сторонами актов о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии и теплоносителя и соглашений об оплате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды.

По окончанию отопительного сезона 2012 – 2013 гг. ООО «Лукойл-ТТК» приступило к исполнению мероприятий по подготовке тепловых сетей к следующему отопительному сезону, определив сроки проведения гидравлического испытания теплосетевого оборудования на 17 апреля 2013 г. (с 10:00 17.04.2013 г. до 12:00 17.04.2013 г.).

С целью недопущения порывов на наружных и внутренних сетях теплоснабжения, участок тепловой сети от ТК-17 до теплового узла многоквартирного дома, расположенного по адресу: Александрова ул., д. 28, г. Волжский перед проведением испытаний был отключен в 8:00 16.04.2013 г.

Испытания тепловой сети от ТК-17 до теплового узла указанного многоквартирного дома не производилось.

Подача горячего водоснабжения на город была возобновлена с 16:00 17.04.2013 г. по 17:00 18.04.2013 г. Однако, теплоснабжение указанного выше многоквартирного дома было возобновлено только  08.05.2013 г.

На запрос Управления о предоставлении информации ООО «Лукойл - ТТК» направило в адрес Управления документы, переписку по вопросу заключения договора теплоснабжения  (вх. №б/н от 08.08.2013г.).

При рассмотрении настоящего заявления, ООО «Лукойл – ТТК» было представлено письменное объяснение, в котором сообщалось, что в декабре 2012 ООО «УК «Акрас» письмом исх. №36 от 12.12.2012 г. обратилось в адрес филиала  ООО «Лукойл-ТТК» с просьбой о заключении договора теплоснабжения.

В связи с непредставлением всех необходимых документов, а именно надлежащим образом оформленного договора управления, ООО «Лукойл-ТТК» приостановило рассмотрение заявки ООО «УК «Акрас» на заключение договора теплоснабжения.

В период с 01.01.2013г. по 16.04.2013 г. теплоснабжение осуществлялось на основании оформленных сторонами «Актов о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии и теплоносителя» и «Соглашений об оплате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды».

По окончанию отопительного сезона 2012-2013 годов, ООО «Лукойл-ТТК» приступило к исполнению мероприятий по подготовке тепловых сетей к следующему отопительному сезону, определив сроки проведения гидравлического испытания теплосетевого оборудования на 17.04.2013 г.

С целью недопущения порывов прорывов  на наружных и внутренних сетях теплоснабжения, участок тепловой сети от ТК-17 до теплового узла многоквартирного дома по адресу: ул. Александрова, 28 перед проведением был отключен 16.04.2013 года.

Подача ГВС на город была возобновлена с 16 часов 17.04.2013 г. по 17 часов 18.04.2013 г.

Теплоснабжение многоквартирного дома по адресу ул. Александрова , 28 было возобновлено  ООО «Лукойл-ТТК»  08 мая 2013 года.

            По результатам рассмотрения заявления ООО «УК «Акрас», указывающего на нарушение антимонопольного законодательства со стороны ООО «Лукойл-ТТК» приказом от 30 августа 2013 года №405 Руководителя Управления было возбуждено дело № 13-01-10-04/372 по признакам нарушения ООО «Лукойл-ТТК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

                При рассмотрении настоящего дела по факту его возбуждения ответчиком были представлены письменные пояснения (вх. №б/н от 23.09.2013 г.).

ООО «Лукойл-ТТК» сообщило Управлению, что в декабре 2012 г. ООО «УК «Акрас» письмом исх. №36 от 12.12.2012 г. обратилось в адрес филиала  ООО «Лукойл-ТТК» с просьбой о заключении договора теплоснабжения.

В связи с непредставлением всех необходимых документов, а именно надлежащим образом оформленного договора управления, ООО «Лукойл-ТТК» приостановило рассмотрение заявки ООО «УК «Акрас» на заключение договора теплоснабжения.

В период с 01.01.2013г. по 16.04.2013 г. теплоснабжение осуществлялось на основании оформленных сторонами «Актов о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии и теплоносителя» и «Соглашений об оплате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды».

О сложившейся ситуации ООО «Лукойл-ТТК» информировало Администрацию городского округа- города Волжский Волгоградской области в лице Комитета по обеспечению жизнедеятельности города .

Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа-города Волжский Волгоградской области, рассмотрев обращение и направленные документы, был вынужден обратиться в Прокуратуру города Волжского. Прокуратура города Волжского, в свою очередь, направила вышеуказанное обращение для рассмотрения в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области.

Инспекцией государственного жилищного надзора были выявлены нарушения жилищного законодательства, допущенные в ООО «УК «Акрас» за период с 01.01.2013 г. по 16.04.2013 г., следовательно правовых оснований для заключения договора теплоснабжения у ООО «Лукойл-ТТК»  с ООО «УК «Акрас» не было.

С целью недопущения порывов на наружных и внутренних сетях теплоснабжения, участок тепловой сети от ТК-17 до теплового узла многоквартирного дома по адресу: ул. Александрова, 28 перед проведением был отключен 16.04.2013 года.

Подача ГВС на город была возобновлена с 16 часов 17.04.2013 г. по 17 часов 18.04.2013 г., ООО «Лукойл-ТТК», было вновь предложено ООО «УК «Акрас» представить недостающие документы, являющиеся существенными для заключения договора теплоснабжения, однако ООО «УК «Акрас» не согласившись с указанными требованиями, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением для разрешения преддоговорного спора.

Только в период рассмотрения дела № А12-10699/2013 были предоставлены недостающие документы, в результате чего филиалом ООО «Лукойл-ТТК» было принято решение о возможности заключения с ООО «УК «Акрас» договора теплоснабжения.

Теплоснабжение многоквартирного дома по адресу ул. Александрова 28 было начато  ООО «Лукойл-ТТК» в рамках заключенного договора теплоснабжения.

 ООО «Лукой-ТТК»сообщило, что многочисленные нарушения жилищного законодательства, допущенные  ООО «УК «Акрас» при заключении договора управления многоквартирным домом, не позволили ООО «УК «Акрас» заключить договор теплоснабжения.

Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области установлено следующее.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Статьей 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О теплоснабжении" установлены полномочия Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, одним из которых является - утверждение правил организации теплоснабжения.

Частью 1 Статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О теплоснабжении  установлено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Частью 10 Статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О теплоснабжении  установлено, что Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать:

1) существенные условия договора теплоснабжения;

2) порядок организации заключения договоров между теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в пределах одной системы теплоснабжения;

3) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

4) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

5) существенные условия договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии;

6) порядок заключения договора теплоснабжения в случае, если помещения, находящиеся в одном здании, принадлежат двум и более лицам или используются ими;

7) порядок расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии;

8) особенности организации теплоснабжения при наличии возможности управления потоками тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения, в которой источники тепловой энергии принадлежат на праве собственности или ином законном основании трем и более лицам.

Согласно п. 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124 (далее также – Правила) понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«Исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

«Коммунальные услуги» - осуществление исполнителем деятельности по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

«Коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (при наличии печного отопления), используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

«Ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

Потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

            В соответствии с пп. «б» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 на ООО «УК «Акрас»» возложена обязанность заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

В соответствии с пунктом 4 Правил, управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.

Согласно п. 6 Правил, к заявке (оферте) прилагаются следующие документы:

а) правоустанавливающие документы исполнителя (свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке исполнителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя, а в случае, если исполнителем выступает индивидуальный предприниматель, - копия паспорта гражданина Российской Федерации);

б) документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (жилым домом), указанном в заявке (оферте);

в) документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения). Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии;

г) документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета);

д) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято);

е) документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;

ж) иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения).

Согласно п. 7 Правил, документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются:

а) для управляющей организации:

если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);

если управляющая организация выбрана по конкурсу органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, - протокол открытого конкурса по выбору управляющей организации и (или) договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);

если управляющая организация привлечена для управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления многоквартирным домом, заключенный между товариществом или кооперативом и управляющей организацией;

б) для товарищества или кооператива:

протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество, или протокол общего собрания членов кооператива, в которых зафиксировано (отражено) решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление соответственно товариществом или кооперативом;

устав товарищества или кооператива.

Согласно п. 11 Правил, в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.

Согласно п. 13 Правил, основаниями для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора ресурсоснабжения являются отсутствие технологического присоединения (подключения) многоквартирного дома (жилого дома) либо общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к соответствующим централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, а также отсутствие обязанности ресурсоснабжающей организации заключить договор ресурсоснабжения с любым обратившимся к ней лицом в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

В случае отказа от заключения договора ресурсоснабжения по указанным основаниям ресурсоснабжающая организация обязана в письменной форме уведомить исполнителя об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки (оферты) исполнителя и документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящих Правил.

Согласно п. 14 Правил, представление исполнителем документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящих Правил, не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения. В этом случае ресурсоснабжающая организация сообщает исполнителю в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов о допущенных несоответствиях и порядке их устранения, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата исполнителю вплоть до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов, если стороны не договорились об ином. В случае если недостающие (правильно оформленные) документы не будут представлены исполнителем ресурсоснабжающей организации в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, ресурсоснабжающая организация вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты) и возвратить документы исполнителю. Исполнитель вправе направить заявку (оферту) этой же ресурсоснабжающей организации повторно после устранения недостатков, послуживших основанием для прекращения рассмотрения заявки (оферты).

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Субъектом естественной монополии в соответствии с абзацем 3 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 (в ред. 06.12.2011 г.) года № 147-ФЗ                          «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях») признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 4 Закона «О естественных монополиях» перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым в частности относятся услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно абзацу 1 и 2 Устава ООО «Лукойл-ТТК», утвержденного внеочередным Общим собранием участников ООО «Лукойл-ТТК» от 17.12.2009 г., основными видами деятельности ООО «Лукойл-ТТК» являются в том числе производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

Таким образом, ООО «Лукойл-ТТК» занимает доминирующего положение на рынке передачи и производства тепловой  энергии в границах тепловых сетей принадлежащих ООО «Лукойл-ТТК».

ООО «УК «Акрас»» направило в адрес ООО «Лукойл-ТТК» заявку № 36 от 12.12.2012 г. о заключении договора теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Письмом № 02-04-2/2245 от 19.12.2012 г. ООО «Лукойл-ТТК» уведомило ООО «УК «Акрас»» о приостановлении заявки в связи с необходимостью предоставления технической документации.

Письмом № 40 от 20.12.2012 г. ООО «УК «Акрас»» представило все необходимые технические документы. 

Согласно письму № 83 от 19.04.2013 г. договор теплоснабжения (договор № 80 от 19.04.2013 г.) между ООО «УК «Акрас»» и ООО «Лукойл-ТТК» заключен с протоколом разногласий 19 апреля 2013 г.

Из протоколов разногласий следует, что сторонами фактически не подписан акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно подписанному договору на ООО «Лукойл-ТТК» возложена обязанность подачи тепловой энергии, теплоносителя, горячего водоснабжения, а на ООО «УК «Акрас»» их принятие и оплата.

Датой начала поставки тепловой энергии, теплоносителя, горячего водоснабжения является 01.04.2013 г. (п. 1.5 Договора № 80).

Согласно п. 20 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 г. «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации») (далее также – Правила организации теплоснабжения в РФ) по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.

Оплата по договору № 80, заключенному между ООО «УК «Акрас» и ООО «Лукойл-ТТК» производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным в размере 100% стоимости фактического объёма потребления тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды, определенного в соответствии с разделом 4 настоящего договора, с учетом требований, установленных Постановлением Правительства от 28 марта 2012 г. № 253 (п. 5.4 Договора № 80).

Согласно п. 2 Правил организации теплоснабжения в РФ понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«Граница балансовой принадлежности» - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании;

«Граница эксплуатационной ответственности» - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности;

«Акт разграничения балансовой принадлежности» - документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании;

«Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон» - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок.

Согласно Приказу Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации» (далее – Рекомендации) в договоре теплоснабжения необходимо указать предмет договора, которым является отпуск (получение) тепловой энергии и (или) теплоносителей, при этом предусмотреть существенные условия, к которым могут быть отнесены, в том числе границы эксплуатационной ответственности сторон по присоединенным тепловым сетям.

Согласно п. 14 Рекомендаций к договору должен прилагаться акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям. Разграничение может быть установлено по тепловому пункту или стене камеры, в которой тепловая сеть абонента подключена к тепловой сети теплоснабжающей организации. По соглашению сторон могут быть установлены иные границы эксплуатационной ответственности с учетом возможности организации учета тепловой энергии и теплоносителей и контроля за режимами теплоснабжения и теплопотребления, а также рациональной организации эксплуатации. При отсутствии соглашения в качестве границы эксплуатационной ответственности принимается граница балансовой принадлежности.

Условие о границах эксплуатационной ответственности сторон по присоединенным тепловым сетям относится к существенным условиям договора теплоснабжения, но при отсутствии соглашения может быть урегулировано законом.

Вместе с тем, отсутствие подписанного сторонами договора энергоснабжения акта раздела границ эксплуатационной ответственности сторон по присоединенным сетям не свидетельствует о незаключенности или недействительности договора теплоснабжения.

Таким образом, прекращение подачи тепловой энергии в многоквартирный дом, расположенный по адресу: Александрова ул., д. 28, г. Волжский ввиду наличия разногласий между ООО «Лукойл-ТТК» и ООО «УК «Акрас»» при заключении договора теплоснабжения является незаконным.

             На основании анализа представленных материалов и информации Комиссией также были сделаны следующие выводы.

В подпункте б пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013) имеется четкое указание о том, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.

В свою очередь, в пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013) указано, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

С учетом данных норм Комиссией Управления установлено, что даже при наличии  преддоговорного спора между ООО «Лукойл-ТТК» и ООО «УК «Акрас» и даже в случае отсутствия между сторонами действующего договора теплоснабжения, обязанность ресурсоснабжающей организации по оказанию гражданам, проживающим в доме №28 по ул. Александрова все равно имела место быть со дня прекращения ранее выбранного гражданами способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией ООО «УК «Акрас».

ООО «Лукойл-ТТК» представило на рассмотрение Управления договор теплоснабжения №80 от 18.04.2013 г. со всеми изменениями и дополнениями. Из анализа данного договора следует, что все разногласия между сторонами урегулированы, акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон подписан  организациями 04.07.2013 г. Датой начала поставки  тепловой энергии, горячей воды установлено 01.07.2013 г. согласно Протоколу урегулирования разногласий от 04.07.2013 г. к договору теплоснабжения №80 от 18.04.2013 г.

Управлением было установлено, что ООО «Лукойл-ТТК» занимает доминирующего положение на рынке передачи тепловой энергии в границах тепловых сетей принадлежащих ООО «Лукойл-ТТК».

ООО «Лукойл-ТТК», являясь теплоснабжающей организацией, своими действиями в отношении граждан проживающих в доме №28 по ул. Александрова г. Волжский , нарушили требование подпункта б пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013), выразившиеся в отказе возобновления подачи тепловой энергии в период с 17.04.2013 г. до 08.05.2013 г.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ООО «Лукойл-ТТК», выразившиеся в отказе от возобновления подачи тепловой энергии, соответственно, влечет за собой ущемление интересов жильцов дома №28 расположенного в г. Волжском по ул. Александрова путем лишения их права на обеспечение коммунальной услугой – горячего водоснабжения , нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основания для прекращения дела отсутствуют.

Основания для переквалификации нарушения отсутствуют.

С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что ООО «Лукойл-ТТК» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем  ущемления интересов граждан проживающих в  многоквартирном доме № 28 по улице Александрова, расположенном в г. Волжском Волгоградской области в связи с отказом возобновления подачи тепловой энергии в период с 17.04.2013 г. до 08.05.2013 г.

  В соответствии с частью 1 статьи 50  Закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции» Комиссия  при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссия приходит к выводу о том, что отсутствует необходимость выдавать ООО «Лукойл-ТТК» предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением допущенного нарушения.

Комиссия Управления полагает, что принятие настоящего решения по делу является достаточной мерой по установлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 39 Закона «О защите конкуренции», если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ                «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Теплотранспортная компания» (400131, г. Волгоград, ул. Скосырева, д. 7) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем  ущемления интересов граждан проживающих в  многоквартирном доме № 28 по улице Александрова, расположенном в г. Волжском Волгоградской области в связи с отказом возобновления подачи тепловой энергии в период с 17.04.2013 г. до 08.05.2013 г.

2. Предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Теплотранспортная компания» (400131,Скосырева ул., д. 7, г. Волгоград) не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

 3. Передать материалы дела № 13-01-10-04/372 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны