Решение б/н О признании ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» нарушившим ... от 15 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 14-01-10-04/366

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 октября 2014 года                  г. Волгоград

Решение в полном объеме изготовлено 27 октября 2014 года

           

            Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

  • А.В. Гаджиевой – председателя Комиссии, Заместителя руководителя – начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее – Управление),
  • В.П. Фролова - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
  • А.А Гудиева - члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,

рассмотрев дело № 14-01-10-04/366 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения антимонопольного законодательства Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ул. Ковровская, д. 13, г. Волгоград, 400001) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного порядка ограничении с последующим прекращением поставки газа на объекты МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», в присутствии:

Скворцовой Ю.А. – представителя МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» по доверенности № 92-14  от 03.04.2014 г. (далее – представитель заявителя, заявитель);

Ширяева Н.В. – прокурора отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и экологии управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Волгоградской области, служебное удостоверение ТО № 172507, выдано 02.07.2014 г. (далее – представитель заявителя, заявитель);

Левичева С. Н. – представителя ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по доверенности №02/11 от 01 января 2014 г (далее – представитель ответчика, ответчик);

УСТАНОВИЛА:

Поводом для возбуждения настоящего дела послужили заявления МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» (вх. №5188 от 23.06.2014 г.), Прокуратуры Волгоградской области (ф№459 от 09 июля 2014) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

В заявлениях указано, что в адрес МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» 11.06.2014 поступило Извещение о прекращении подачи газа от 10.06.2014г. за №ИСХ-0006222/07, согласно которому ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» известило о прекращении с 14.00 часов 17 июня 2014 года поставки газа полностью, в связи с неоплатой задолженности по договору поставки газа от 12.10.2012г. № 09-5-25440/1ЗБ.

Как указывает Прокуратура Волгоградской области, по причине наличия у МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» перед ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» задолженности за газ 17.06.2014  газоснабжающей организацией прекращена подача ресурса на котельные предприятия: «4-х Связистов», квартала 164 (Краснооктябрьский район), квартала 271 (Дзержинский район), «10-й Дивизии НКВД» (Центральный район), квартала 109 (Ворошиловский район), квартала 1111  (Кировский район).

Кроме того, с 03.07.2014 ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по той же причине прекращена поставка газа на котельные: кварталов 1308, 1343 Красноармейского района, кварталов  207, 350, 357 Ворошиловского района, квартала 451 Советского района, кварталов 849, 412 Тракторозаводского района.

По сведениям Прокуратуры Волгоградской области, указанные котельные обеспечивают тепловой энергией для нужд горячего водоснабжения 879 многоквартирных домов и 169 социально-значимых объектов.

По данным бухгалтерского учета МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» (далее - Предприятие) по состоянию на 01.06.2014 задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» составляет 1 989 615 тыс. руб.

         Согласно п.6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 января 1998г. №1 (с изм. от 31 августа 2006г.), в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

            По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями- потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям- потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.

            Действия энергоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

            В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

           Согласно пункту 121 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Об мая 2011 г. N 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается». («Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012.)

           Согласно подпункту «а» пункта 122 Правил действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме.

            Более того, пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. При этом в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

             Определением Верховного Суда РФ от 20.09.2011 N 86-Впр11-4 действия газоснабжающей организации по прекращению поставки газа, в связи с образовавшейся задолженностью у ресурсоснабжающей организации по оплате поставленного газа, и ресурсоснабжающей организации по прекращению подачи горячего водоснабжения, признаны незаконными. Действия обеих организаций признаны незаконными, поскольку поставка газа является необходимым элементом технологического процесса отопления и горячего водоснабжения, и возможность его предоставления добросовестным потребителям неразрывно связана с газоснабжением.

             Все вышеизложенное необходимо соотносить с тем, что объем поставки энергоресурсов в адрес государственных (муниципальных) учреждений, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами составляет более 80% от общего объема вырабатываемой Предприятием тепловой энергии. Также необходимо учесть, что в большинстве случаев отсутствует технологическая возможность адресного (точечного) ограничения именно неплательщиков в получении энергоресурса. В случаях наличия возможности ограничения неплательщиков в получении энергоресурса Предприятие самостоятельно осуществляет необходимые действия.

             МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», поясняет, что при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, Предприятием предпринимаются все меры для погашения сложившейся кредиторской задолженности перед поставщиками энергоресурсов, в том числе перед ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград».

             МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» считает, что предпринимаемые меры, в конечном итоге, должны привести к отсутствию задолженности Предприятия перед ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» и упорядочению финансовой дисциплины со стороны потребителей Предприятия.

05.06.2014г. в адрес ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» направлено              соглашение об обеспечении подачи ресурсов добросовестным абонентам, для рассмотрения и подписания.

            Однако, 16.06.2014г. в МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» поступил ответ ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» в котором в подписании Соглашения было отказано.

             Несмотря на это, 17.06.2014г. ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» ввел 100% ограничение поставок газа на 6 котельных предприятия.                        

             Действия ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» по прекращению поставки газа объектам МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» до окончания согласительных процедур по подписанию Соглашения об обеспечении подачи ресурсов добросовестным абонентам, к сетям которого подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы является нарушением действующего законодательства.

              В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

             Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

             Согласно пункту 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

              В связи с незаконными действиями ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» имеют место массовые нарушения прав и законных интересов жителей на получение коммунальных услуг, что подтверждается обращениями граждан

               По результатам рассмотрения заявлений, поданных в Управление от МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», Прокуратуры Волгоградской области, указывающих на нарушение антимонопольного законодательства со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» приказом от 11 июля 2014 года №188 Руководителя Управления было возбуждено дело № 14-01-10-04/366 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

10 июля 2014 года в Управление из Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области поступило обращение временно осуществляющего полномочия министра Заборского А.В. по вопросу отключения горячего водоснабжения в районах Волгограда, просим Вас в ускоренному порядке рассмотреть заявления МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» от 05.06.2014 №ВКХ/4040-14 и от 23.06.2014 №ВКХ/4441-14 о незаконности действий ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по прекращению поставки газа.

            Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области установлено следующее.

Для признания лица, нарушившим требования статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить, что данное лицо является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно Аналитическому отчету № 859 от 23.09.2014 г., подготовленному по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке газа, поставляемого по газотранспортной системе конечным потребителям по оптовым ценам по границе раздела газораспределительных сетей ОАО «Волгоградоблгаз» и сетей конечного потребителя, находящихся на территории Волгоградской области и границе раздела магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Волгоград» и сетей конечного потребителя, находящихся на территории Волгоградской области, доля ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на соответствующем товарном рынке в период с августа 2013 г. по июль 2014 г. составила более 50%, в связи с чем, положение Общества на вышеуказанном товарном рынке, в силу ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, является доминирующим.

Из указанного следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» согласно письму от 10.06.2014 г. №0006222/07, 17 июня 2014 г. ввело 100% ограничение поставок газа на 6 котельных предприятия, а именно котельная «4-х Связистов»  по ул. 4-х Связистов, 23а в Краснооктябрьском районе с 14-00 час.;котельная кв.№ 164 по ул. Титова, 20а в Краснооктябрьском районе с 14-45 час.; котельная «10-й Дивизии НКВД» по ул. 10-й Дивизии НКВД, 3 в Центральном районе с 16-00 час.; котельная кв.№ 271 по ул.Ангарская, 112 в Дзержинском районе с 14-05 час.; котельная кв. №109 по ул.Циолковского, 2 в Центральном районе с 14-00 час.; РК кв. №1111 по ул. Закавказская, 4 в Кировском районе с 14-30 час.

ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» сообщает, что состоит в договорных отношениях по поставкам газа с МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство». В ходе исполнения договора поставки газа указанное предприятие систематически нарушает принятые обязательства в части расчетов за потребляемый газ.

Указанные нарушения в силу ч. 3 ст. 523 ГК РФ свидетельствуют о существенном нарушении договоров поставки газа и являются основанием для принятия поставщиком газа вынужденных мер по принудительному изменению режима газопотребления вышеуказанному предприятию, независимо от взыскания задолженности в судебном порядке.

В связи с этим ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» вынуждено сокращать подачу газа предприятиям, систематически нарушающим договорную дисциплину. При этом правомерность указанных действий в полной мере основывается на нормах действующего законодательства (ст. 328, 523 ГК РФ, ст. 25 ФЗ «О газоснабжении», п. 34 Правил поставок газа в РФ) и условиях заключенных договоров поставки газа (пункты 8.2., 9.2 договоров).

ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» поставляет газ непосредственно МУП «ВКХ», которое использует этот газ в качестве топлива для производства своего товара - тепловой энергии в виде горячей воды. В связи с этим, при поставке газа теплоснабжающей организации ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» не оказывает коммунальных услуг гражданам в том понимании, которое заложено в Правилах предоставления коммунальных услуг.

Принятие мер по обеспечению теплоснабжения абонентов возложено на поставщиков тепловой энергии и горячего водоснабжения, обязанных в соответствии с условиями заключенных договоров принимать все необходимые меры для обеспечения интересов своих конечных потребителей.

В соответствии с п. 1. Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов - данный Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно- энергетических ресурсов (электрической энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).

Пунктом 6 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно - энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

В материалы настоящего дела была представлена переписка между ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и Предприятием по факту ограничения и прекращения поставки газа. Предупреждением от 02 июня 2014 года № ИСХ-0005821/207 общество указало, что требует обеспечить оплату поставленного газа в срок до 05 июня 2014 года либо в этот же срок самостоятельно ограничить газопотребление на 50% от договорного объема, по объектам газопотребления, в случае непринятия мер по оплате поставка газа ограничивается с 05 июня 2014 года и полностью прекращается 17 июня 2014 года. Далее ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» Извещением о введении ограничения подачи газа от 03.06.2014 г. № ИСХ-0005884/07 сообщает, что в связи с неприянтием с Вашей стороны мер, изложенных в предупреждении о введении ограничения поставок газа (исх.№ ИСХ-0005821/07 от 02 июня 2014 г.), ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» извещает о введении ограничения поставок газа Предприятию с 14 часов 05 июня 2014 г. по договору №09-5-25440/13Б. Из переписки следует, что Предприятие письмом от 05.06.2014 г. №ВКХ/4071-14 сообщает ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», что Предприятие на Ваше Предупреждение от 02.06.2014 г. и Извещение о введении ограничения подачи газа направляет Соглашение об обеспечении подачи ресурсов добросовестным абонентам, для рассмотрения и подписания, получено Обществом 05.06.2014 г. Из представленной переписки следует, что обществом было направлено извещение о прекращении подачи газа от 10.06.2014 года, полученное предприятием 11.06.2014 года, о том, что в связи с неоплатой МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» за поставленный газ по договору № 09-5-25440/13Б от 12.10.2012 г. за период декабрь 2013 г. – апрель 2014 г.  ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» вынуждено полностью прекратить поставку газа с 14 часов 17 июня 2014 г. Фактически поставка газа была прекращена 17.06.2014 года, что подтверждается справкой о проведенных ограничениях поставок газа на объектах МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» по состоянию на 18.06.2014 г. от 18.06.2014 года.

Согласно п. 3 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков оплаты товаров. Согласно п. 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

На основании изложенного, у поставщика газа есть право ограничить и/или прекратить поставку газа покупателю при неоднократном нарушении последним обязательств по оплате.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками газа.

Так, согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между газоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению газоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.

Действия газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

Согласно пункту 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

Комиссия Управления считает, что для квалификации действий ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по прекращению поставки газа необходимо оценить действия поставщика газа по заключению соглашений с организацией-потребителем в целях защиты интересов добросовестных плательщиков, в том числе граждан и социально значимых организаций, которым МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» поставляет коммунальные ресурсы.  

Комиссия пришла к выводу, что в условиях технологической связанности поставки природного газа и выработки тепловой энергии, поставляемой впоследствии абонентам, реализация обществом своего права на прекращение подачи газа организации - неплательщику (предприятию) привело к ущемлению прав и законных интересов иных лиц (абонентов), являющихся добросовестными плательщиками. В условиях технологической связанности поставки природного газа и выработки тепловой энергии, поставляемой впоследствии абонентам, реализация обществом права на прекращение подачи газа организации-неплательщику привело в рассматриваемом случае к ущемлению прав и законных интересов иных лиц (абонентов), являющихся добросовестными плательщикам.

При рассмотрении настоящего дела Прокуратурой Волгоградской области были представлены копии судебных постановлений по исковым заявлениям районных прокуроров г.Волгограда к ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» о признании действий по ограничению и прекращению поставки газа незаконными, сведений об их исполнении.

В соответствии со вступившими в законную силу решениями судов от 15.07.2014 г. по делу №2-2737/2014, признать незаконными действия ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по полному прекращению поставки газа котельным №№1308, 1343 Красноармейского района г.Волгограда, повлекшие за собой прекращение поставки коммунальной услуги – горячего водоснабжения; решение от 09.07.2014 г. по делу №2-1724/2014, обязать ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» возобновить поставки газа на котельную квартала №82, расположенную ул. Социалистической, 19 в Ворошиловском районе Волгограда; решение от 26.05.2014 г. по делу №2-1378/2014, обязать ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» возобновить газоснабжение котельных расположенных в г.Волгограде ул.Шекснинская, 28, 32, 46а и в г.Волгограде по ул.Морозова, 7а, обязать ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» возобновить газоснабжение котельных расположенных в г.Волгограде ул.Шекснинская, д.32, 32/1, 40, 42, 46, и ул.Морозова, 7, 9.

На основании п. 7 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 1, не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача топливно-энергетических ресурсов организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения, финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» установлен перечень организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в отношении которых поставщик не имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку топливно-энергетических ресурсов покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты. Согласно пункту 1 данного Постановления к организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, обеспечивающим безопасность государства относятся - воинские части, учреждения, предприятия и организации федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятия, учреждения и организации уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы.

Следовательно, прекращение поставки газа предприятию в условиях технологической связанности поставки природного газа и выработки тепловой энергии ведет к нарушению п. 7 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 1.

Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

На основании изложенного, Комиссия установила, что общество выбрало такой способ защиты своего права, который привел к ущемлению интересов иных лиц.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Действия ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», выразившиеся в прекращении поставки газа предприятию с 17.06.2014 года, нарушают п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, так как ущемляют интересы других лиц, а именно добросовестных потребителей МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство».

На основании изложенного, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» имеет место нарушение п. 4 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующим субъектом в результате полного прекращения поставки газа в котельные, посредством которых осуществлялась поставка тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, расположенные в Волгограде с 17.06.2014 г.  по договору поставки газа от 12.10.2012г. № 09-5-25440/1ЗБ при отсутствии на то законных оснований.

В соответствии со ст. 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия Управления установила, что ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» устранило нарушение антимонопольного законодательства, возобновив подачу газа. При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи Ответчику предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 39 Закона «О защите конкуренции», если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

 

РЕШИЛА:

 

           1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ул. Ковровская, д. 13, г. Волгоград, 400001) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем совершения действий по прекращению поставки газа в котельные, посредством которых осуществлялась поставка тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, расположенные в Волгограде по ул. Шекснинская, д.32, 32/1, 40, 42, 46, и ул. Морозова, д.7, 9; котельные, расположенные в г.Волгограде по ул. Шекснинская, 28, 32, 46а и в г.Волгограде по ул. Морозова, 7а; котельную квартала №82, расположенную по ул. Социалистической, д.19 в Ворошиловском районе г.Волгограда, котельные №№1308, 1343 Красноармейского района г.Волгограда.

           2. Передать материалы дела № 14-01-10-04/366 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны