Решение б/н О признании факта нарушения Администрацией Дзержинского райо... от 30 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 14-01-15-03/32

                                                                                                                     г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 2 июля 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 14 июля 2014 года        

                       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии  Бурба В.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:   Тибилова Э.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти;

Бегимбетов Р.П. – специалист I разряда отдела контроля органов власти

с участием

Агинской Оксаны Юрьевны – начальника отдела правовой работы и защиты прав потребителей Администрации Дзержинского района Волгограда, доверенность от Главы Администрации Дзержинского района от 14.02.2014 № Д/2-14,

Копытина Эдуарда Михайловича – консультанта-юрисконсульта правового отдела Волгоградской городской Думы от 13.01.2014 № 19-02и/26с,

рассмотрев дело №14-01-15-03/32 по признакам нарушения Администрацией Дзержинского района Волгограда (адрес: 400075, г. Волгоград, ул. Историческая, 122) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 14-01-15-03/32 возбуждено Приказом УФАС по Волгоградской области от 21.01.2014 г. № 14 по заявлению Липанова А.П. на предмет соблюдения Администрацией Дзержинского района Волгограда (далее – Администрация) требований Закона о защите конкуренции.

Собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, д. 26, 21.02.2010 выбран способ управления домом – управление управляющей организацией ООО «Управляющая компания «Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда» (далее – ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района») (Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №26 по ул. Землячки от 21 февраля 2010 г.).

            В период времени с 21.02.2010 по 21.02.2011 между собственниками помещений в многоквартирном доме и ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» не заключено договоров управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, д. 26. С 22.02.2011 до 28.04.2014 конкурсов по отбору управляющей организации Администрацией не проведено. 29.04.2014 Администрацией был проведён конкурс по отбору управляющей организации (извещение № 200314/2780470/01), на котором единственным участником конкурса было признано Общество с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания г. Волгограда» (далее – ООО «МУК Волгограда») (Протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 200314/2780470/01 от 29.07.2014).

На заседании комиссии представитель Администрации представила объяснения от 14.02.2014 № 01-21/885-14, а так же пояснила, что Администрацией конкурс не проведён в установленном порядке в связи с отсутствием информации о реализации собственниками помещений многоквартирного дома способа управления путём заключения договоров управления с управляющей организацией и отсутствием властных полномочий на получение от управляющих организаций данной информации. По мнению представителя Администрации, полномочием на получение данной информации обладает Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее – Департамент ЖКХ и ТЭК, Департамент). Данная позиция так же выражена в дополнении к объяснению по делу № 14-01-15-03/32 о нарушении антимонопольного законодательства от 21.03.2014 № 01-21/юр.

На заседании комиссии представители Департамента ЖКХ и ТЭК представили объяснения от 20.03.2014, а так же пояснили, что Департамент ЖКХ и ТЭК не наделён полномочиями по проверке реализации выбранного собственниками помещений многоквартирного дома способа управления.

На заседании комиссии представитель Администрации Волгограда пояснил, что обязанность по проведению конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами закреплена за территориальными подразделениями Администрации Волгограда, то есть администрациями районов. Полномочия территориальных подразделений Администрации Волгограда устанавливаются решениями Волгоградской городской Думы.

На заседании комиссии представитель Волгоградской городской Думы поддержал доводы представителя Администрации Дзержинского района относительно обязанности Департамента ЖКХ и ТЭК по мониторингу реализации способа управления собственниками многоквартирного дома в связи с обязанностью Департамента осуществлять учет способов управления объектами жилищного фонда, выбранных собственниками помещений или определенных органами местного самоуправления Волгограда в соответствии с разделом 8 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее – Постановление Правительства РФ № 75).

Согласно подп. 2 п. 3 Постановления Правительства РФ № 75, конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе если не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Уполномоченным органом на проведение открытого конкурса (организатором конкурса) является Администрация Дзержинского района Волгограда в соответствии с Постановлением главы Волгограда от 19.11.2007 №2575 «Об определении администраций районов Волгограда уполномоченными органами на проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами и утверждении мероприятий по подготовке и проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами» (далее - Постановление главы Волгограда от 19.11.2007 №2575).

Администрация провела открытый конкурс по отбору управляющей организации (извещение № 200314/2780470/01), в результате которого единственным участником было признано ООО «МУК Волгограда» (Протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 200314/2780470/01 от 25.04.2014).

2. Согласно п. 2 Постановления главы Волгограда от 19.11.2007 №2575 Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда должен осуществлять координацию деятельности администраций районов Волгограда по подготовке, организации и проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.

В соответствии с п. 2.2.29. Решения Волгоградской городской Думы от 06.02.2008 N 57/1443 "Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда" (далее - Решение Волгоградской городской Думы от 06.02.2008 N 57/1443), действовавшего на момент проведения Администрацией Дзержинского района конкурса по отбору управляющей организации, Департамент организует и проводит проверки деятельности управляющих организаций в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Волгограда.

Данное правоположение закреплено в действующем Решении Волгоградской городской Думы от 28.05.2014 N 13/393 "Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда" (далее - Решение Волгоградской городской Думы от 28.05.2014 N 13/393): согласно п. 2.2.17. Решения Волгоградской городской Думы от 28.05.2014 N 13/393, Департамент организует и проводит проверки деятельности управляющих организаций в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с п. 2.2.51. Решения Волгоградской городской Думы от 06.02.2008 N 57/1443 Департамент запрашивает информацию у организаций коммунального комплекса, управляющих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции органа регулирования, в том числе по вопросам применения цен (тарифов) в сфере ЖКХ Волгограда.

Согласно п. 1.2. Постановления администрации Волгограда от 14.07.2006 N 1499 "О разграничении полномочий между департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда и департаментом муниципального имущества администрации Волгограда в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление администрации Волгограда от 14.07.2006 N 1499), Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса (ЖКХ и ТЭК) администрации Волгограда осуществляет учет способов управления объектами жилищного фонда, выбранных собственниками помещений или определенных органами местного самоуправления Волгограда в соответствии с разделом 8 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731).

Согласно подп. «д» п. 8 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежит перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них.

Согласно п. 1 Постановления Администрации Волгоградской обл. от 15.11.2010 N 584-п "Об определении органа исполнительной власти Волгоградской области, на официальном сайте которого в сети Интернет размещается информация, подлежащая раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, на официальном сайте которого в сети Интернет размещается информация, подлежащая раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

На официальном сайте Инспекции государственного жилищного надзора http://gzhi.volganet.ru/folder_6/folder_1/folder_11/folder_1/index.html размещена информация о деятельности ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района», в которой присутствует информация о многоквартирных домах, находящихся в управлении данной управляющей организацией.

Кроме того, на официальном сайте Департамента ЖКХ и ТЭК http://gkh.volgadmin.ru/CompanyFull.aspx?ids=21 размещена информация об управляющих организациях, в том числе об ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда», где в разделе «Характеристика жилищного фонда, находящегося в управлении ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» размещена информация о многоквартирных домах, в которых данная управляющая организация занимается управлением, в том числе по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, д. 26.

Таким образом, Департамент ЖКХ и ТЭК не осуществил координацию действий, предусмотренную п. 2 Постановления главы Волгограда от 19.11.2007 №2575, с Администрацией Дзержинского района по подготовке, организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, д. 26, несмотря на то, что обладал необходимой информацией и полномочием по ведению учёта выбора собственниками помещений способа управления данным многоквартирным домом. Выбор собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления – управление управляющей организацией подразумевает необходимость проверки реализации данного способа управления, без которого выбор способа управления не имеет практической значимости. Поэтому в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830 указано, что открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не должен проводиться только при условии, что в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали свое решение о выборе способа управления своим домом.

3. В ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет, в том числе органам местного самоуправления на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством ненадлежащего использования административных инструментов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 75 принципами проведения конкурса являются: создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестная конкуренция; эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.

Проведение органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом позволит обеспечить равноправные конкурентные отношения между хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами.

Так же реализация ч. 4 ст. 161 ЖК РФ способствует развитию конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в многоквартирных домах, а так же позволяет снизить количество злоупотреблений со стороны органов власти по отношению к собственникам помещений в многоквартирных домах.

Бездействие Департамента ЖКХ и ТЭК по осуществлению полномочий по координации действий с Администрацией Дзержинского района по подготовке, организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, д. 26, несмотря на наличие необходимой информации и полномочия по ведению учёта выбора собственниками помещений способа управления данным многоквартирным домом, а также бездействие администрации Дзержинского района Волгограда по непроведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, д. 26, по истечении  срока, установленного в части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в течение длительного времени ограничили доступ потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домом путем участия в публичных процедурах, что является нарушением запретов, предусмотренных в ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку привело к ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирным домом № 26 по ул. Землячки, г. Волгоград.

В связи с проведением открытого конкурса (извещение № 200314/2780470/01) по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, д. 26, Департаменту ЖКХ и ТЭК и Администрации Дзержинского района обязательное для исполнения предписание не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать факт нарушения Администрацией Дзержинского района Волгограда и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, д. 26.

2. Обязательное для исполнения предписание Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда и Администрации Дзержинского района не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны