Решение б/н О признании факта нарушения Министерством экономики, внешнеэ... от 31 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 14-01-15-03/380

Резолютивная часть решения оглашена «18» ноября 2014 г.                                                                                                                                                                                                       г. Волгоград

В полном объёме решение изготовлено «02» декабря 2014 г.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:             В.В. Бурба – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля органов власти;

Членов Комиссии:                         О.И. Ячменева – заместитель начальника отдела контроля органов власти;

                                                           Р.П. Бегимбетов – специалист 1 разряда инспектор отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 14-01-15-03/380 по признакам нарушения Министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области (адрес: 400066, г.Волгоград, ул. Новороссийская, д.15) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии в заседании Комиссии представителей:

от ответчика Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области – Лобановой Л.А. по доверенности №07-04-16/312 от 05.08.2014; Железняковой О.В.  по доверенности №07-04-16/374 от 22.09.2014;

в отсутствие

представителя от заявителя Прокуратуры Волгоградской области, извещен;

представителей заинтересованных лиц:

ООО «Деметра», извещен;

ЗАО Медицинское НПО «Движение», извещен;

ООО «Радуга-Ф», извещен

установила:

Дело №14-01-15-03/380 возбуждено Приказом УФАС по Волгоградской области от 23.07.2014 №199 в отношении Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области (далее – Министерство) в результате обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства в материалах, поступивших из Прокуратуры Волгоградской области (п.1 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции).

К участию в деле привлечены: в качестве ответчика – Министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области; в качестве заинтересованных лиц: ООО «Деметра», ЗАО Медицинское НПО «Движение», ООО «Радуга-Ф».

УФАС по Волгоградской области установлено, что в 2013 году в соответствии с Постановление Администрации Волгоградской обл. от 13.07.2009 N 246-п "О субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства", соглашением от 19.08.2013 №030-МБ-13, заключенным Правительством Волгоградской области и Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам конкурсного отбора субъектов РФ в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 24.04.2013 №220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" осуществлялось субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).

На основании соглашения №01-13/Мод-1 между министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области и субъектом малого (среднего) предпринимательства предоставлена субсидия ООО «Деметра» по мероприятию «Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства» в целях субсидирования части затрат по договору №МП-4 от 07.08.2013 в размере 634250 (шестьсот тридцать четыре тысячи двести пятьдесят) рублей.

При этом в отношении иных хозяйствующих субъектов, также как и ООО «Деметра, осуществляющих деятельность в сфере предоставления услуг,» (ОКВЭД 85.12 – врачебная практика) принято решение отказать в оказании государственной поддержки по причине осуществления ими деятельность в сфере предоставления услуг.

Представители Министерства на заседании комиссии представили запрошенные документы, письменные объяснения и пояснили, что рассмотрение запросов остальных субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере предоставления услуг, в том числе по виду деятельности – врачебная практика (ЗАО Медицинское НПО «Движение», ООО «Радуга-Ф», ООО «Артевита») из-за недостаточности средств областного бюджета было отложено до подтверждения возможности использования субсидии из федерального бюджета. Впоследствии указанным субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании государственной поддержки было отказано, поскольку затраты данных субъектов связаны с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства услуг. При этом средства федерального бюджета были направлены на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.

Заинтересованным лицом ООО «Деметра» представлены письменные пояснения, согласно которым, ООО «Деметра» по результатам конкурса получило субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением дорогостоящего медицинского ультразвукового оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).

Заинтересованным лицом ЗАО Медицинское НПО «Движение» представлено письмо Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области от 30.12.2013 №07-21-10/247, которым сообщается об отказе ЗАО Медицинское НПО «Движение» в предоставлении субсидии по мероприятию «Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства», поскольку общество осуществляет деятельность в сфере предоставления услуг.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:

Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Закон о предпринимательстве) предусмотрено оказание, в том числе, финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.17 Закона о развитии предпринимательства оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления, в том числе, субсидий.

В силу ч.2 ст.17 Закона о развитии предпринимательства средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются, в том числе, бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" по результатам конкурсного отбора субъектов РФ в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Волгоградской области заключено соглашение №030-МБ-13 от 19.08.2013 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (далее – Соглашение).

Долгосрочной областной целевой программой "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2013 - 2017 годы (утв. Постановлением Правительства Волгоградской обл. от 20.05.2013 N 243-п) предусмотрено мероприятие «Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства» (п.3.3 Приложения к Программе)

В 2013 году названное мероприятие осуществлялось в соответствии с Положением о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 13.07.2009 N 246-п) (далее – Положение о субсидировании) и Соглашением.

Согласно п.1.4 Положения о субсидировании - субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках бюджетных ассигнований осуществляет главный распорядитель средств бюджета - министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области в соответствии с бюджетной росписью.

В силу п.1.2 Соглашения субсидия предоставляется за счет средств федерального бюджета по результатам фактического расходования средств бюджета субъекта РФ.

Таким образом, Министерством субсидии первоначально предоставлялись за счет средств областного бюджета, а после их освоения – за счет средств федерального бюджета.

Порядок субсидирования части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства установлен частью 14 Положения о субсидировании.

Согласно п.14.1 Положения о субсидировании - субсидированию подлежит часть затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 4 Положения о комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области (утв. Постановлением Администрации Волгоградской области от 13 июля 2009 г. N 246-п) к функциям комиссии относится, в том числе, проведение конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства на право получения субсидии по затратам на приобретение оборудования в целях создания, развития или модернизации производства.

При таких обстоятельствах, комиссией по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области (далее – Комиссия) осуществлена оценка документов на получение субсидии, представленных субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе, основным видом деятельности которых, является оказание услуг.

По результатам конкурсного отбора Комиссией принято решение, оформленное протоколом №01-13 от 14.11.2013, о возмещении части затрат в пределах лимитов средств областного бюджета, в том числе, ООО «Деметра», вид деятельности которого оказание услуг (ОКВЭД 85.12 врачебная практика) (п.9.3 Протокола). В отношении иных субъектов малого и среднего предпринимательства (ЗАО Медицинское НПО «Движение», ООО «Радуга-Ф», ООО «Артевита»), осуществляющих, также как и ООО «Деметра» основной вид деятельности – врачебная практика рассмотрение запросов отложено до подтверждения возможности использования субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия по субсидированию части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства (п.9.6 Протокола).

Согласно п.9.3 Протокола заседания комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области №03-13 от 18.12.2013 принято решение отказать в оказании государственной поддержки, в том числе,  ЗАО Медицинское НПО «Движение», ООО «Радуга-Ф», ООО «Артевита» на основании п.5.17 Приказа Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации", поскольку указанные субъекты осуществляют деятельность в сфере предоставления услуг.

Пунктом 5.17 Приказа Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" (Приказ №220) предусмотрена возможность участия субъектов Российской Федерации в конкурсном отборе по мероприятиям, направленным на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.

Таким образом, п.5.17 Приказа №220 не применим к правоотношениям, возникающим в ходе проведения конкурсного отбора среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства поименован в п.15.4 Положения о субсидировании:

а) заявитель не соответствует требованиям, предусмотренным настоящим Положением;

б) исключен с 31 октября 2012 года. - Постановление Правительства Волгоградской обл. от 31.10.2012 N 466-п;

в) имеется задолженность по платежам в соответствии с графиком (договором);

г) израсходованы лимиты средств бюджета, предусмотренные для финансирования мероприятий по субсидированию субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем финансовом году;

д) в отношении заявителей ранее было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;

е) субъекты малого и среднего предпринимательства должны произвести возврат суммы полученной субсидии в областной бюджет;

ж) заявителем представлены недостоверные сведения, которые повлекли неправомерное получение субсидии;

з) заявителем ранее не выполнены обязательства, связанные с получением субсидии.

Указанный закрытый перечень, не содержит основания для отказа заявителю в предоставлении субсидии в связи с осуществлением им деятельности в сфере предоставления услуг.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по субсидированию части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства (утв. Приказом министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской обл. от 24.09.2012 N 272), действовавший на момент рассмотрения запросов в 2013 году, также не содержит основания для отказа заявителю в предоставлении субсидии в связи с осуществлением им деятельности в сфере предоставления услуг (п. 2.8.2 Административного регламента)

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, основным видом деятельности которых являлось оказание услуг, в том числе осуществление врачебной практики, при вышеизложенных обстоятельствах были поставлены в неравное положение при принятии решений о субсидировании за счет средств областного и федерального бюджетов.

При этом, одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, закрепленным в ст.6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет, в том числе органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством ненадлежащего использования административных инструментов.

Действия Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области, в лице Комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, выразившиеся в неправомерном отказе в 2013 году в предоставлении субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства, следующим хозяйствующим субъектам ООО «Радуга-Ф», ЗАО «Медицинское НПО «Движение», ООО «Артевита», являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  создают преимущество отдельному хозяйствующему субъекту ООО «Деметра», которое также осуществляет деятельность в сфере предоставления услуг (ОКВЭД 85.12 врачебная практика), обеспечивают ему более выгодные условия деятельности, приводят к нарушению прав и законных интересов ООО «Радуга-Ф», ЗАО «Медицинское НПО «Движение», ООО «Артевита», которым отказано в предоставлении субсидии по основанию осуществления последними, деятельности в сфере предоставления услуг.

Поскольку Положением о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 13.07.2009 N 246-п) в редакции от 20.08.2013, действовавшей на момент рассмотрения запросов ООО «Деметра», ООО «Радуга-Ф», ЗАО «Медицинское НПО «Движение», ООО «Артевита» предусматривалось субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), пересмотр запросов указанных субъектов не приведет к устранению нарушений антимонопольного законодательства и его последствий. В связи с чем, Комиссией принято решение не выдавать обязательное для исполнения предписание.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о защите конкуренции ООО «Радуга-Ф», ЗАО «Медицинское НПО «Движение», ООО «Артевита», права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном отказе в 2013 году в предоставлении субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства следующим хозяйствующим субъектам ООО «Радуга-Ф», ЗАО «Медицинское НПО «Движение», ООО «Артевита».

2. Предписание по делу №14-01-15-03/380 не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны