Решение б/н О признании факта нарушения Администрацией Романовского сель... от 21 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 14-01-15-03/722

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2014 г.                                  г. Волгоград

В полном объеме решение изготовлено 12 января 2015 г.                                         

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:     Бурба В.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:                 Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела  контроля органов власти;

Тибилова Э.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти; 

рассмотрев дело № 14-01-15-03/722 по признакам нарушения Администрацией Романовского  сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области (403655, Волгоградская область, Ольховский район, с. Романовка, ул. Набережная, д. 79) ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии в заседании:

- главы Администрации Романовского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области Карелова М.В.;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В результате проведения в рамках поручения ФАС России от 03.06.2014 экспертизы положений административных регламентов оказания муниципальных услуг на предмет соблюдения ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выявлено следующее.

Постановлением Администрации Романовского  сельского поселения Романовского муниципального района Волгоградской области от 20.03.2013 № 15 «Об утверждении административного регламента в представления Администрацией Романовского сельского поселения Ольховского муниципального района муниципальной услуги «Подготовка, выдача и утверждение градостроительных планов земельных участковутверждён административный регламент по подготовке градостроительного плана земельного участка (далее – Административный регламент).

Пункты 1.4, 2.6, 2.7 Административного регламента содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

По данному факту Управлением ФАС по Волгоградской области на основании приказа № 401 от 25.11.2014 возбуждено дело № 14-01-15-03/722.

Определением от 25.11.2014 к рассмотрению дела в качестве ответчика привлечена Администрация Романовского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области.

В Административном регламенте по предоставлению администрацией Романовского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области муниципальной услуги «Подготовка, выдача и утверждение градостроительных планов земельных участков» (в редакции постановления администрации Ольховского сельского поселения от 09.07.2012 № 33) установлено следующее:

Пунктом 1.4. Регламента установлено, что получателями муниципальной услуги могут быть:

- физические и юридические лица (далее – заявители), обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства;

- представители заявителей по доверенности, оформленной в нотариальной форме.

Пунктом 2.6. Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:

а) Заявление о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка (приложение №1 к административному регламенту);

б)копия паспорта (для физических лиц);

в) копия доверенности (если заявитель действует по доверенности);

г) учредительные документы (для юридического лица);

д)свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);

е) свидетельство о постановке на налоговый учет юридического лица (индивидуального предпринимателя);

ж) информация о расположенных в границах земельного участка объектов культурного наследия;

з) действующие договора (или информация) о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (технические условия);

и) копии правоустанавливающих документов на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор аренды, решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка);

к) копия кадастровой выписки земельного участка (В1-В6);

л) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты капитального строительства, размещённые на земельном участке (при наличии таких объектов).

м) копия технических паспортов на объекты капитального строительства, размещенные на земельном участке (при их наличии);

н) схема планировочной организации земельного участка с указанием планируемого размещения объектов недвижимости, сновных транспортных въездов на участок (масштаб 1:500);

о) материалы действующей (актуализированной) топографической съемки в бумажном и электронном виде (формат AutoCad) в масштабе 1:500, 1:2000.

Пунктом. 2.7. Регламента установлено, что исчерпывающим перечнем оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются:

- отсутствие документов, подтверждающих личность и полномочия заявителя на получение муниципальной услуги;

- представление заявителем документов, оформленных не в соответствии с установленным порядком (наличие исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание, отсутствие обратного адреса, подписи заявителя или уполномоченного лица).

- отсутствие документов, прилагаемых к заявлению согласно п.2.6. настоящего регламента;

Администрацией Романовского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области на рассмотрение дела письменные пояснения не представлены.

 

Исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Порядок подготовки документации по планировке территории, определяется главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.

В силу требований статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам как в составе проекта межевания территории, так и в виде отдельного документа.

В силу ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ), проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В соответствии со ст. 41, 44 Градостроительного кодекса РФ и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 № 93, зарегистрирован в Минюсте России 08.11.2006 № 8456) ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом.

Подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица (ст. ст. 43 - 46, 48, 50 - 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (документ, удостоверяющий личность) или юридического лица. Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, согласно ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ. Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, в связи с тем, что нормы Градостроительного кодекса РФ не содержат указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, как и не содержат положений, обуславливающих предоставление муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана представлением определенного пакета документов.

Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительным кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, поскольку это приводит к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.

Таким образом, ГПЗУ в виде отдельного документа может выдаваться на основании заявления физического или юридического лица. С таким заявлением может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), так и любое другое лицо. При этом законом не установлено ограничения, согласно которому в органы местного самоуправления за получением ГПЗУ могут обратиться только физические и юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. В связи с чем, п. 1.4 Регламента противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Нормы действующего законодательства не наделяют органы местного самоуправления правом принятия нормативных правовых актов, содержащих перечень документов, предоставляемых заявителем при оказании государственной (муниципальной) услуги по выдаче ГПЗУ не связанных с возможностью идентификации обратившегося лица, следовательно, Администрацией Романовского сельского поселении Ольховского муниципального района в отсутствие федерального закона, разрешающего устанавливать перечень документов, установлены нормативные требования, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, установление органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, указание в п. 2.6 Регламента перечня документов, которые заявитель предоставляет при обращении за выдачей ему градостроительного плана земельного участка, понуждает заявителя, заинтересованного в получении государственной услуги проявлять инициативу и изготавливать документы, что влечет для него дополнительные расходы. При этом изготовление данных документов за счет заявителя не предусмотрено законодательством РФ, создает реальную угрозу наступления негативных последствий для конкуренции, путем наложения дополнительных, не установленных законодательством требований на хозяйствующих субъектов при   предоставлении муниципальных услуг и противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Поскольку предоставление заявителем документов, перечисленных в п. 2.6 Регламента, не требуется в силу закона, отказ органа местного самоуправления в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по основанию, указанному в п. 2.7 Регламента, не соответствует закону.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать факт нарушения Администрацией Романовского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в установлении дополнительных, не установленных законодательством требований, к товарам и хозяйствующим субъектам при предоставлении муниципальной услуги.

2. Выдать Администрации Романовского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно отменить, либо внести изменения в п. 1.4., 2.6, п. 2.7 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по подготовке, выдаче и утверждению градостроительных планов земельных участков, утвержденного Постановлением Администрации Романовского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области №15 от 20.03.2013.

 

Срок исполнения предписания 2 месяца с момента получения.

О выполнении предписания сообщить не позднее пяти дней с момента его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны