Решение б/н О признании факта нарушения Администрацией Городищенского го... от 16 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 14-01-15-03/727

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 февраля 2015 г.                                  г. Волгоград

В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2015 г.                                           

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:     Бурба В.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:                 Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела  контроля органов власти;

Тибилова Э.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти; 

рассмотрев дело № 14-01-15-03/727 по признакам нарушения Администрацией Городищенского городского поселения Городищенского района Волгоградской области (403003, Волгоградская область, р.п. Городище, пл. 40 лет Сталинградской битвы, д.1) п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии в заседании:

- представителя Коноваловой Т.Г. Сизоненко Е.В., по доверенности;

- Администрация Городищенского городского поселения Городищенского района Волгоградской области на рассмотрение дела не явилась, извещена надлежащим образом.

УСТАНОВИЛА:

В УФАС по Волгоградской области поступило заявление Коноваловой Т.Г. (вх. № 3770 от 24.11.2014) с информацией о нарушении Администрацией Городищенского городского поселения Городищенского района Волгоградской области требований законодательства. Постановлением администрации Городищенского городского поселения от 18.07.2012г. №200  принят Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка градостроительного плана земельного участка на территории Городищенского городского поселения» (далее Административный регламент) содержащий дополнительные, не установленные законодательством требования при предоставлении муниципальных услуг. 

Согласно п.25.1 Регламента основанием для начала предоставления Муниципальной услуги является личное обращение заявителя (его представителя, доверенного лица) на имя главы администрации Городищенского городского поселения с заявлением установленного образца (приложение №2) с комплексом документов, необходимых для предоставления услуги, указанных в пункте 13 административного регламента. Пункт 13 Административного регламента указывает, что к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее по тексту ГПЗУ) предоставляются следующие документы:

1)Копии правоустанавливающих документов на земельный участок и объект капитального строительства  (при наличии объекта капитального строительства);

2) Копии технических паспортов на объекты капитального строительства на территории земельного участка (при наличии таких объектов недвижимости);

3) Кадастровый паспорт земельного участка;

4) Топографическая съемка земельного участка с нанесенными подземными и наземными коммуникациями М 1:500, М 1:1000, со сроком исполнения не более года;

4) Технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для объектов строительства и реконструкции;

5) Выписка из государственного реестра объектов культурного наследия и справка-заключение органа, уполномоченного на государственную охрану объектов культурного наследия о разрешенном использовании земельного участка, расположенного в границах объекта культурного наследия или в границах территории вновь выявленного объекта культурного наследия (при необходимости).

Документы, необходимые для подготовки градостроительного плана земельного участка предоставляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

В соответствии с п.16.1 Административного регламента в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано при отсутствии одного из документов, указанных в пункте 13 административного регламента.

По данному факту Управлением ФАС по Волгоградской области на основании приказа № 431 от 10.12.2014 возбуждено дело № 14-01-15-03/797.

Определением от 10.12.2014 к рассмотрению дела в качестве ответчика привлечена Администрация Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.

Администрацией Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области на рассмотрение дела представлены письменные пояснения (вх. 143 от 14.01.2015) в которых Администрация указывает, что поскольку Коновалова Т.Г. не обращалась за получением градостроительного плана и не является хозяйствующим субъектом в понимании п. 5. ст. 4 Закона о защите  конкуренции, то Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка градостроительного плана земельного участка на территории Городищенского городского поселения» не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а так же не препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в п. 4 ст. 7 закрепляет, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В силу требований статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам как в составе проекта межевания территории, так и в виде отдельного документа.

В силу ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (документ, удостоверяющий личность) или юридического лица. Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, согласно ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ. Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, в связи с тем, что нормы Градостроительного кодекса РФ не содержат указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, как и не содержат положений, обуславливающих предоставление муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана представлением определенного пакета документов.

Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительным кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, поскольку это приводит к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.

Таким образом, ГПЗУ в виде отдельного документа может выдаваться на основании заявления физического или юридического лица. С таким заявлением может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), так и любое другое лицо. При этом законом не установлено ограничения, согласно которому в органы местного самоуправления за получением ГПЗУ могут обратиться только физические и юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а так же выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. В связи с чем, п. 8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка градостроительного плана земельного участка на территории Городищенского городского поселения» противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

2. В соответствии со ст. 41, 44 Градостроительного кодекса РФ и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 № 93, зарегистрирован в Минюсте России 08.11.2006 № 8456) ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом.

Подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица (ст. ст. 43 - 46, 48, 50 - 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом отсутствуют нормы действующего законодательства, наделяющие органы местного самоуправления правом принятия нормативных правовых актов, содержащих перечень документов, предоставляемых заявителем при оказании государственной (муниципальной) услуги по выдаче ГПЗУ.

Таким образом, в п. 13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка градостроительного плана земельного участка на территории Городищенского городского поселения» (утв. Постановлением администрации Городищенского городского поселения от 18.07.2012 №200) закреплены требования о предоставлении заявителем документов, предоставление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 16.1 п. 16 Административного регламента в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано на основании отсутствия одного из документов, указанного в п. 13 Административного регламента. 

Пункт 17 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет как признак ограничения конкуренции, в том числе и установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Установление в п. 13 регламента по предоставлению муниципальной услуги  «Подготовка градостроительного плана земельного участка на территории Городищенского городского поселения» (утв. Постановлением администрации Городищенского городского поселения от 18.07.2012г. №200) необходимого к предоставлению перечня документов для подготовки ГПЗУ, не связанных с возможностью идентификации обратившегося лица, нарушает п. 2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения Администрацией Городищенского городского поселения Городищенского района Волгоградской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в установлении дополнительных, не установленных законодательством требований, к товарам и хозяйствующим субъектам при предоставлении муниципальной услуги.

2. Выдать Администрацией Городищенского городского поселения Городищенского района Волгоградской области для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно отменить, либо внести изменения в п. 8, п. 13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка градостроительного плана земельного участка на территории Городищенского городского поселения» (утв. Постановлением администрации Городищенского городского поселения от 18.07.2012 №200).

Связанные организации

Связанные организации не указаны