Решение б/н О признании МП «Автоколонна городского округа-город Камышин»... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

по жалобе № 14-01-18.1-03/73     

Резолютивная часть решения оглашена 06 марта 2014 года                       г.Волгоград                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено 12 марта 2014 года                       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 181 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:  Бурба В.В. –  заместитель руководителя управления,          начальника отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:               Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;

                                               Тибилова Э.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти,

рассмотрев по правилам статьи 181 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу СОАО «ВСК» (121552, г.Москва, ул.Островная, д.4/ 400005, г.Волгоград, пр.Ленина, 56а) на действия МП «Автоколонна городского округа-город Камышин» (403877, Волгоградская область, г.Камышин, ул.Некрасова, д.4) при проведении закупки способом открытого конкурса на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МП «Автоколонна»,

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России 25.02.2014 (вх. №1425) поступила жалоба СОАО «ВСК» (далее - Заявитель) на действия МП «Автоколонна городского округа-город Камышин» при проведении открытого конкурса №31400835289 на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МП «Автоколонна».

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, уведомление о поступлении жалобы от 27.02.2014 №03-8/957 направлено Заявителю 27 февраля 2014 года по электронной почте volgograd@vsk.ru в 10:54, заказчику закупки –  27 февраля 2014 года по электронной почте kam.avtokolonna@yandex.ru в 10:54.

Рассмотрение дела назначено на 05 марта 2014 года на 10 часов 30 минут. В ходе рассмотрения жалобы объявлен перерыв до 06.03.2014 до 10 часов 30 минут. Рассмотрение жалобы по существу состоялось 06 февраля 2014 года в 12 часов 00 минут.

На рассмотрении жалобы присутствовали: Заболотнева Н.А. – представитель МП «Автоколонна» по доверенности №10 от 03.03.2014 сроком на 1 месяц; Мохова С.Б. - представитель МП «Автоколонна» по доверенности №9 от 03.03.2014 сроком на 1 месяц; Оноприенко Н.Н. – представитель СОАО «ВСК» по доверенности 01.01.2014 сроком до 15.01.2015; Баракова О.А. – представитель СОАО «ВСК» по доверенности от 16.01.2014 сроком до 15.01.2015,

после перерыва: также Гулин В.А. – представитель  ОАО «СОГАЗ» по доверенности №НВФ-12/п/14 от 09.01.2014, сроком до 31.03.2014.

Способ закупки – открытый конкурс (№31400835289).

Заказчиком закупки является МП «Автоколонна городского округа-город Камышин» (далее – МП «Автоколонна»).

Открытый конкурс №31400835289 проведен на основании Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Федерального закона от 14.06.2012 №67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Закон об обязательном страховании), Положения о закупках товаров, работ и услуг Муниципального предприятия «Автоколонна городского округа-город Камышин», утвержденного директором МП «Автоколонна» 20.12.2013 Батеевой Т.Н. (далее – Положение о закупках МП «Автоколонна»), Конкурсной документации, утвержденной директором МП «Автоколонна» Батеевой Т.Н. (далее – конкурсная документация).

Извещение №31400835289 опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 23.01.2014 года. Окончание срока подачи заявок – 13.02.2014. Вскрытие конвертов - 13.02.2014 в 14:00. Рассмотрение заявок назначено на 14.02.2014 в 14:00. Подведение итогов – 17.02.2014. Начальная цена 537 968 руб.14 коп.

Согласно Протокола №2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 14.02.2014 на участие в закупке поданы заявки СОАО «ВСК», ОАО «СОГАЗ». В соответствии с Протоколом №3 от 17.02.2014 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе победителем признано ОАО «СОГАЗ».

Из жалобы СОАО «ВСК» следует, что 23.01.2014 МП «Автоколонна» объявлено о проведении открытого конкурса на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МП «Автоколонна». В извещении о проведении открытого конкурса не указан срок оказания услуг - период действия договора обязательного страхования;  конкурсной документацией и информационной картой сроки оказания услуг также не указаны. Заявитель считает, что неуказание срока оказания услуг в документации, на основании которой проведен открытый конкурс, нарушает п.4 ч.10 ст.4 Закона о закупках.

По мнению Заявителя, поскольку страховая премия рассчитывается страховщиком как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре обязательного страхования в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы, то для ее правильного расчета необходимо наличие точных данных о количестве перевезенных пассажиров за 2013 год. Заявитель считает, что к конкурсной документации должен быть приложен документ (форма №65 федерального статистического наблюдения 2013г.), на основании которого заказчиком произведен расчет количества пассажиров за 2013 год. При этом в конкурсной документации указан и планируемый объем перевозок пассажиров за 2014 год, показатель которого ниже показателя перевезенных пассажиров за 2013 год. Различие показателей фактически перевезенных в 2013 году и планируемых к перевозу пассажиров в 2014 году, приведение в конкурсной документации сведений о планируемом объеме перевезенных пассажиров, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, так как из имеющихся в конкурсной документации данных невозможно установить на основании каких показателей следует производить расчет страховой премии. Заявитель считает, что конкурсная документация не содержит необходимого перечня документов.

Также Заявитель считает, что проект договора, размещенный в V разделе конкурсной документации не соответствует установленной Правилами профессиональной деятельности, утвержденных постановлением Президиума Национального союза страховщиков ответственности от 20.02.2013 (далее - Правила НССО), форме договора.

Как считает Заявитель, заявка ОАО «СОГАЗ» содержит неправильный расчет франшизы по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего, в частности в ней указана франшиза в рублях, а согласно конкурсной документации расчет франшизы должен быть произведен в процентах.

Заявитель просит приостановить заключение договора , признать в действиях МП «Автоколонна» нарушения закона о закупках, выдать предписание об устранении нарушений.

Из устных пояснений ответчика следует, что  подавая заявку на участие в конкурсе, участник тем самым подтверждает свое согласие на участие в конкурсе на условиях, установленных конкурсной документацией, при этом у СОАО «ВСК» не возникло споров по поводу отсутствия сроков оказания услуг в документации. Вместе с тем, конкурсной документацией предусмотрено право участников на подачу в адрес заказчика запроса о даче разъяснений по вопросам, возникающим при подготовке заявки на участие в конкурсе. Заявитель таким правом не воспользовался.

По мнению ответчика, если исходить из обычаев делового оборота, то известно, что договора обязательного страхования заключаются на 1 год (кроме перевозок на внутреннем водном транспорте), отсутствие сроков оказания услуг в документации о проведении открытого конкурса не создало участникам препятствий к подаче заявок и к участию в конкурсе.

Также ответчик пояснил, что у МП «Автоколонна» отсутствует обязанность по размещению в открытом доступе статистической отчетности. Данные о планируемом объеме перевезенных пассажиров, отраженные в п.8.8 Информационной карты конкурса, указаны в ней справочно. Его показатели ниже, поскольку по итогам года производится перерасчет количества перевезенных пассажиров.

Как следует из пояснений представителя ОАО «СОГАЗ», производя расчет итоговой цены договора, участниками не производился расчет количества пассажиров. Количество пассажиров рассчитывается только в случае, если перевозчик не предоставляет данные в статистику о количестве пассажиров. Страховщик запрашивает такие данные, впоследствии самостоятельно производит расчет страховой премии и страхового тарифа. Размещенные МП «Автоколонна» в конкурсной документации данные о количестве пассажиров, рассчитаны заказчиком на основании форм федерального статистического учета. Представитель ОАО «СОГАЗ» также пояснил, что для расчета страховой премии объема сведений и данных достаточно, по его мнению конкурсная документации содержала все необходимые документы.

Как пояснил представитель ОАО «СОГАЗ» исходя из положений Правил НССО франшиза может быть установлена либо в рублях, либо в процентах от страховой суммы. При этом в самой конкурсной документации, как считает представитель ОАО «СОГАЗ», указано некорректно то, что размер франшизы рассчитывается от страховой премии. Согласно закону размер франшизы рассчитывается от страховой суммы. Размер франшизы должен быть кратен 1 рублю и может быть выражен либо в рублях либо в процентах от страховой суммы. Поскольку в самой документации имеется ошибка, ОАО «СОГАЗ» франшиза рассчитана в рублях.

Как считает ОАО «СОГАЗ» в заявке СОАО «ВСК» произведен расчет страхового тарифа, а не франшизы, при этом СОАО «ВСК» применен стандартный страховой тариф. Как пояснил представитель ОАО «СОГАЗ», страховой тариф может применяться с уже включенной в него франшизой. ОАО «СОГАЗ» применен тариф с уже включенной в него франшизой. СОАО «ВСК» в заявке изначально указан страховой тариф без расчета франшизы, в связи с чем цена договора становится выше, затем в предложении о качестве услуг СОАО «ВСК» франшиза не предложена, а предложен минимальный страховой тариф с уже включенной франшизой. В заявке ОАО «СОГАЗ» предложен минимальный тариф с уже включенной в него франшизой.  

Представитель ОАО «СОГАЗ» считает, что в заявке СОАО «ВСК» расчет цены договора произведен ошибочно, в действиях МП «Автоколонна» при проведении открытого конкурса нарушений порядка его проведения не содержится.

Исследовав имеющиеся сведения и документы в материалах дела, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно пункту 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги. Пунктом 1.4.2 Конкурсной документации установлено, что порядок оплаты за оказанные услуги указан в пункте 8.9 части III «Информационной карты конкурса».

В соответствии с п.8.9 Информационной карты конкурса оплата оказываемых услуг производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет страховщика в размере и сроки, приведенные в конкурсном предложении участника закупок.

Как следует из содержания приведенных положений, конкретный срок действия договора обязательного страхования в информационной карте конкурса, а также в конкурсной документации не указан.

Таким образом, неуказание МП «Автоколонна» сроков оказания услуг (периода, на который заключается договор обязательного страховании) в документации о проведении открытого конкурса является нарушением п. 4 ч.10 ст.4 Закона о закупках. Довод Заявителя является обоснованным.

2. Порядок определения страхового тарифа и страховой премии установлен статьей 11 Закона об обязательном страховании. Согласно ч.4 ст.11 Закона об обязательном страховании страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре обязательного страхования в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы.

По части 6 ст.11 Закона Порядок определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в зависимости от вида транспорта. Соответствующий порядок установлен Правилами определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 30.12.2012 №1484 (далее – Правила №1484).

Согласно п.4 Правил №1484 при перевозках, осуществляемых перевозчиками, на которых законодательством Российской Федерации возложена обязанность представлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в рамках организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта (за исключением перевозчиков, не представлявших первичные статистические данные о соответствующих перевозках в течение полных 4 кварталов, предшествующих кварталу, в котором заключается договор обязательного страхования), количество пассажиров определяется количеством перевезенных пассажиров, отраженным в формах федерального статистического наблюдения по видам транспорта, за последние 4 квартала, предшествующих кварталу, в котором заключается договор обязательного страхования.

В информационной карте в п. 8.6 представлены данные об объеме перевезенных пассажиров, вычисленных МП «Автоколонна» на основании  формы №65-автотранс, утвержденной Приказом Росстата от 07.08.2013 №312 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта» (далее – форма №65).

Сама форма №65 в перечне сведений, входящих в конкурсную документацию отсутствует, что может привести к затруднению и неправильному произведению участниками закупки расчетов страховой премии, поскольку страховщики исходят из конкретных показателей, на основании которых проводят расчеты.

Поскольку для расчета страховой премии по договору обязательного страхования необходимы помимо данных о страховой сумме и страховому тарифу, также данные о количестве пассажиров, то достоверность данных по всем показателем должны быть подтверждены необходимыми документами.

Таким образом, конкурсная документация содержит неполный перечень документов, необходимых для расчета страховой премии участниками. Довод Заявителя обоснован.

3. Статьей 940 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлены общие требования к форме договора страхования.

 Согласно части 3 статьи 940 ГК РФ страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.

Конкретная форма, которой должен соответствовать договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, Законом об обязательном страховании и Правилами НССО не установлена.

Таким образом, в связи с тем, что законом не установлена стандартная форма договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, форма проекта договора, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации составлена с учетом требований и условий, предусмотренных для таких договоров. 

4. В соответствии с ч.17 ст.181 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно п.2.2 формы заявки (приложение к конкурсной документации) коэффициент франшизы указывается в заявке участников открытого конкурса в процентах.

Согласно положениям конкурсной документации заявки оцениваются конкурсной комиссией по ценовому и неценовому критериям. В рамках ценового критерия конкурсной комиссией оценивается цена договора, которая рассчитывается участниками конкурса путем расчета страховой премии. Общий размер страховой премии определяется путем суммирования страховых премий по каждому риску (по риску причинения вреда жизни, по риску причинения вреда здоровью, по риску причинения вреда имуществу). Страховая премия рассчитывается как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску и страхового тарифа по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования. В Предложении о цене договора участники также указывают и размер тарифной ставки в процентах от минимального страхового тарифа по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в связи с установлением франшизы.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров рассчитываются на основании Постановление Правительства РФ от 20.12.2012 №1344 «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров».

В соответствии с Приложением №1 к заявке на участие в открытом конкурсе (форма 3) в п.1.3 Предложения о цене договора участники конкурса производят расчет цены договора по показателю риска гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего без учета франшизы.

В рамках оценки неценового критерия учету подлежит качество услуг. Согласно конкурсной документации качество услуг определяется исходя из предложений участников по следующим показателям: по финансированию мероприятий страховщика по предупреждению несчастных случаев на пассажирском автотранспорте (фонд предупредительных мероприятий) за счет средств страхователя; по установлению франшизы. Франшиза устанавливается по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего и рассчитывается в процентах от минимального страхового тарифа.

Таким образом, при расчете цены договора по ценовому критерию участники должны произвести расчет без учета франшизы, а при расчете неценового критерия участники должны произвести расчет цены договора с учетом франшизы.

В Предложении ОАО «СОГАЗ» цена договора по показателю риска гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего рассчитана с применением минимального страхового тарифа, в который включена франшиза, а в предложении о качестве оказываемых услуг ОАО «СОГАЗ» франшиза указана в рублях.

Таким образом, произведенный расчет цены договора в заявке ОАО «СОГАЗ» не соответствует требованиям конкурсной документации.

В Предложении о цене договора СОАО «ВСК» применен минимальный страховой тариф по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу без учета франшизы. Однако при расчете цены договора по каждому виду транспорта (перевозок) СОАО «ВСК» в противоречие требованиям конкурсной документации франшиза включена.

Таким образом, расчет цены договора по показателю риска гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего произведен СОАО «ВСК» некорректно.

В соответствии с п.5.2.3 Конкурсной документации на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решении о допуске к участию в конкурсе участника закупки и о признании участника закупки участником конкурса или об отказе в допуске участника закупки к участию в конкурсе.

В случае если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе – конкурс признается несостоявшимся (п.5.2.4 Конкурсной документации).

Таким образом, расчет цены договора в заявках ОАО «СОГАЗ» и СОАО «ВСК» произведен неверно, поэтому конкурсной комиссии следовало отклонить обе поступившие заявки по итогам их рассмотрения, а конкурс признать несостоявшимся. Заказчиком нарушен п.5.2.3 и п.5.2.4 Конкурсной документации.

На основании части 20 статьи 181 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу СОАО «ВСК» обоснованной в части.

2. Признать МП «Автоколонна городского округа-город Камышин» при проведении открытого конкурса №31400835289 на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МП «Автоколонна»  нарушившим п.4 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п.5.2.3 и п.5.2.4 Конкурсной документации, утвержденной директором МП «Автоколонна» Батеевой Т.Н.

3. Выдать МП «Автоколонна» обязательное для исполнения предписание: аннулировать закупку №31400835289 на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МП «Автоколонна».

Связанные организации

Связанные организации не указаны