Определение б/н Определение о возбуждении дела по признакам нарушения законо... от 6 мая 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области  по  рассмотрению  дел  по  признакам  нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев рекламный ролик Клиники эстетической стоматологии «Дебют», транслируемый на телеканале ООО «ТРК «СТВ»,

УСТАНОВИЛ:

В Волгоградское УФАС России поступило заявление (вх. № 2148 от 21.03.2014 г.) гр. Ф.Ю.В. с жалобой на рекламу медицинских услуг стоматологии «Дебют» на телеканале «РБК».

В рамках рассмотрения заявления для получения информации о рекламе, на которую жалуется заявитель, был направлен запрос (исх. № 02-12/1893 от 04.04.2014 г.) о предоставлении информации в адрес ЗАО «РБК-ТВ».

В ответе (вх. эл. почта № 1147 от 24.04.2014 г.)  на данный запрос ЗАО «РБК-ТВ» пояснило, что между ЗАО «РБК-ТВ» (которое является лицензиаром) и ООО «ТРК «Спортивное телевидение Волгограда» (ООО «ТРК «СТВ», является лицензиатом) заключен лицензионный договор № 17-1212-001 от 01.12.2012 г., на основании которого ЗАО «РБК-ТВ» передает ООО «ТРК «СТВ» право сообщения по кабелю телеканала «РБК» на территории г. Волгограда и г. Волжского. При этом общее время вещания телеканала «РБК» составляет 158,5 часов в неделю. Остальное время ООО «ТРК «СТВ» осуществляет вещание собственных программ. При этом, в соответствии с эфирной справкой, представленной ЗАО «РБК-ТВ», в период с 21.00 19.03.2014 г. до 22.00 19.03.2014 г. вещание осуществляло ООО «ТРК «СТВ».

В соответствии с данной эфирной справкой, видеосюжет «Дебют» транслировался 19.03.2014 г. на телеканале ООО «ТРК «СТВ» в рамках телепрограммы «ШопингТерапия» с 21:00:17 до 21:07:45 и с 21:48:59 до 21:59:18.

Далее для получения информации был направлен запрос (исх. № 02-12/2420 от 24.04.2014 г.) ООО «ТРК «СТВ». В ответ (вх. № 3849 от 15.05.2014 г.) на запрос ООО «ТРК «СТВ» пояснило, что между ним и ООО «2ТВ заключен договор № 1-РБК-2013 от 19.11.2013 г., на основании которого ООО «ТРК «СТВ» оказывает услуги по предоставлению эфирного времени на телеканале «РБК» в кабельной сети «ДОМ.RU» для трансляции информационных видеоматериалов ООО «2ТВ» в объеме 1 800 (одна тысяча восемьсот) минут в течение календарного месяца.

Также ООО «ТРК «СТВ» представило видеозапись сюжета, посвященного стоматологии «Дебют» (ООО «Дебют», адрес местонахождения: 400131, г. Волгоград, ул. Мира, д. 11).

Данный видеосюжет посвящен Клинике эстетической стоматологии «Дебют». В ходе видеоролика директор клиники Прилуцкая Т.В. подробно рассказывает об услугах клиники, подчеркивая современность и качественность технологий, оборудования и оказываемых клиникой услуг по компьютерной реставрации зубов, установке керамических виниров и т.д. Также периодически (00:41, 05:34, 07:16) по ходу видеосюжета появляется всплывающее сообщение с контактными телефонами, адресом и графиком работы данной клиники. В течение всего видеосюжета до потребителя доводится информация о том, что клиника эстетической стоматологии «Дебют» одна из лучших стоматологических клиник города, использует уникальные технологии, процедуры, оказываемые специалистами, безболезненны для пациента. Также имеется интервью пациентки, которая рассказывает о том, как она, увидев рекламу клиники по телевизору, обратилась в клинику, получила быструю, безболезненную и высококвалифицированную помощь специалистов и теперь всячески рекомендует ее всем своим друзьям, родственникам и знакомым и сама является постоянным клиентом. Заканчивается видеосюжет изображением входа в клинику и заставкой с контактами и графиком приема клиники.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с Письмом ФАС России от 05.04.2007 г. № АЦ/4624, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования.

Информация, доводимая до потребителей посредством данного рекламного видеосюжета, является рекламой, поскольку соответствует признакам рекламы, установленным Федеральным законом «О рекламе»:

- распространяется по телевидению на телеканале «РБК» в программе «Шопинг Терапия»;

- направлена на привлечение внимания к клинике эстетической стоматологии «Дебют» и продвижение на рынке ее услуг (объектом рекламирования являются клиника эстетической стоматологии «Дебют», а также различные стоматологические услуги данной клиники);

- данная информация адресована неопределенному кругу лиц – телезрителям телеканала «РБК».

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона «О рекламе», недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемом рекламном ролике неоднократно упоминается, что «в мире существуют такие методики, о которых даже некоторые доктора не знают» (01:12), однако данные технологии успешно используются специалистами клиники «Дебют», а в интервью пациентки (04:28) идет речь о том, что она неоднократно обращалась в другие медицинские учреждения, но оказание ими услуг требовало больших временных затрат, а сами услуги не были такими качественными, как услуги клиники «Дебют». Ролик не содержит информации о каком-либо конкретном конкуренте, однако содержит сравнение услуг клиники «Дебют» с услугами организаций-конкурентов. Усиливает данное сравнение интервью пациентки, которая как непосредственный потребитель прямо указывает на то, что услуги других медицинских учреждений менее качественны.

Данный рекламный видеосюжет содержит неполное сравнение услуг, оказываемых стоматологией «Дебют» с услугами других стоматологических клиник, что не позволяет  оценить услуги клиники «Дебют» всесторонне, полноценно и эффективно.

Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе медицинских услуг. Так, в силу п. 2 и 3 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, а также содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования. В силу ч. 3 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», данные требования распространяются также и на рекламу медицинских услуг.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н.

В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Деятельность по восстановлению зубов с помощью виниров или вкладок является медицинской услугой, поскольку она определена Номенклатурой медицинских услуг (A16.07.003).

В связи с этим, на рекламу услуг клиники «Дебют» по восстановлению зубов с помощью виниров и вкладок распространяется действие ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Поскольку восстановление зубов с помощью виниров и вкладок является медицинской услугой, использование в рекламном видеоролике интервью пациентки с рассказом о положительном результате применения медицинской услуги, а также утверждение о том, что в результате рекомендаций пациентки клиентами клиники стали ее родственники и знакомые, является нарушением п. 2 и 3 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Вместе с тем, в силу ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе, реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра.

В данном рекламном видеосюжете предупреждение о возможных противопоказаниях полностью отсутствовало, что является нарушением ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Поскольку восстановление зубов с помощью виниров и вкладок является медицинской услугой, реклама подобных услуг не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что полный запрет рекламы медицинских услуг, установленный ч. 8 Федерального закона «О рекламе» поглощает иные возможные нарушения, установленные п. 2 и 3 ч. 1 ст. 24, ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение п. 1 ч. 2 ст. 5, а также ст. 24 данного закона несет рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо), которым в данном случае является ООО «Дебют» (адрес местонахождения: 400131. г. Волгоград, ул. Мира, д. 11).

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств). Поскольку в момент распространение рекламы вещание осуществляло ООО «ТРК «СТВ», рекламораспространителем является ООО «ТРК «СТВ» (Ул. Комсомольская, д. 6, г. Волгоград, 400131).

На  основании  пункта 2 части  1 статьи 33, частей  1, 2 статьи 36 Федерального  закона Российской Федерации "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения  антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить  производство  по  делу  № 14-03-24-02/284 по признакам нарушения п.1 ч. 2 ст. 5, ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

2.  Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения п.1 ч. 2 ст. 5, ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе": ООО «Дебют» (адрес местонахождения: 400131, г. Волгоград, ул. Мира, д. 11);

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе": ООО «ТРК «СТВ» (адрес местонахождения: 400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д. 6);

- лицо, обладающее информацией по факту, послужившему основанием для возбуждения дела: ООО «2ТВ» (адрес местонахождения: 400050, г. Волгоград, ул. Днестровская, д. 14).

3. Назначить дело № 14-03-24-02/_____к рассмотрению на ___ июня  2014 г.  в _____часов _____ минут по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.11, 5-й этаж, левое крыло).

4. Лицам, участвующим в деле, представить до _____ июня 2014 г. в Волгоградское УФАС России следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов[1]:

4.1. Письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела

4.2. Учредительные документы.

4.3. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.



[1] В соответствии с ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны