Решение б/н О признании рекламы: «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК... от 17 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №  14-03-5-02/448

 

15 октября 2014 г.                                                                                                                г. Волгоград

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области  по  рассмотрению  дел  по  признакам  нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии      -

заместитель руководителя Управления –                                   Никуйко Ирина Борисовна,                   

Члены Комиссии                -

заместитель начальника отдела – Алимова Елена Владимировна,

                                              -

       

                                              -

государственный инспектор – Демичева Ксения Александровна,  

специалист 1 разряда – Донцов Дмитрий Александрович,                            

 рассмотрев дело №  14-03-5-02/448 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ФЗ «О рекламе»), возбуждённое в отношении ИП Пименова С.В.,

          с участием ИП Пименова Семена Васильевича (личность удостоверена по паспорту), заявители уведомлены, не явились,

УСТАНОВИЛА:

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

01 августа 2014г. в адрес Волгоградского УФАС России поступило обращение интернет-службы «АиФ-Волгоград» (вх. № 2216). В обращении сообщалось о рекламе, в которой, по мнению Заявителя, есть нарушения, а именно:

- на улице Комсомольской, между улицей Мира и проспектом Ленина (Центральный район г. Волгограда) расположен рекламный плакат магазина «Лук» с содержанием: «Здесь будет самый о…енный магазин».

Представители СМИ считают, что в данной рекламе присутствует скрытый мат.

Такой же позиции придерживается и Волгоградская региональная общественная организация «Свободное сообщество журналистов», от которой 05 августа 2014г. за вх. № 2247 поступило письмо в адрес антимонопольного органа. Информацию на рекламном баннере магазина «Лук» организация считает оскорбительной.

Ряд заявлений по факту размещения в центре г. Волгограда рассматриваемой рекламы поступило также от граждан (вх. № 2252, 2254, 2255, 2256, 2257, 2258 от 05.08.2014г.)

Специалистами Волгоградского УФАС России был проведен мониторинг рекламной информации, размещённой на окнах магазина под вывеской «Элегант. Обувь из Италии» по пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгоград.  По результатам осмотра был составлен акт № 109-Р от 01.08.2014г., в соответствии с которым установлено, что на трёх окнах магазина под вывеской «Элегант. Обувь из Италии», расположенного по адресу пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгограда, размещена реклама магазина «ЛУК». На двух крайних окнах на чёрном фоне белым цветом выполнена надпись «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…» На среднем окне на жёлтом фоне чёрными буквами расположена надпись «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…»

Деятельность по розничной торговле одеждой в магазине «ЛУК» в г. Волгограде осуществляет ИП Пименов С.В.[1] (ОГРНИП …, код  вида деятельности  согласно выписки из ОГРНИП …).

Индивидуальный предприниматель, принимавший участие в заседании Комиссии Волгоградского УФАС России, состоявшемся 02.10.2014г., подтвердил, что с 01 октября 2014г. по адресу размещения спорных рекламных плакатов открылся магазин «ЛУК». Устно   Пименов С.В. пояснил Комиссии антимонопольного органа следующее:

- рассматриваемый плакат был разработан маркетологом /было названо имя Никита/, который подразумевал следующий слоган: «самый офигенный магазин». Однако размещение  такого молодежного сленга в центре города посчитали неуместным, поэтому  на плакате и появились три точки в слове , а именно «о…енный».

- рассматриваемые в настоящем деле плакаты не являются рекламой. Размещены они были без ведома индивидуального предпринимателя и исключительно с целью закрыть окна ремонтируемого помещения.

- после того, как ИП Пименову С.В. стало известно о размещении плакатов с текстом «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…», они были незамедлительно заменены на плакаты с иным содержанием. Маркетолог был привлечен к дисциплинарной ответственности.

Иных заявлений, ходатайств, объяснений от индивидуального предпринимателя в адрес Комиссии Волгоградского УФАС России не поступило.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учетом доводов лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия антимонопольного органа установила следующее.

         В соответствии с п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, т.к. соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы:

- распространена на плакатах, размещенных в окнах первого этажа жилого дома, в месте открытия магазина одежды,

- адресована неопределенному кругу лиц, что делает информацию неперсонифицированной, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования.

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (магазин «ЛУК»), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке («самый … магазин», «Здесь будет…»).

В соответствии с ч. 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В нарушение требования ч. 6 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» реклама на рассматриваемых рекламных плакатах содержит недоговоренное бранное выражение «Самый о…енный» /сформулировано прилагательным, качественный разряд, единственное число мужской  род, с использованием превосходной степени сравнения прилагательного/, о чем свидетельствует также мнение потребителей, выраженное в поступивших обращениях в адрес антимонопольного органа (н-р, обращение за вх. № 2256 от 05.08.2014г.: «… 3 рекламных плаката на оконных проемах с матом! И пропущенные буквы ничего не меняют», обращение за вх. 3 2254 от 05.08.2014г. : «… Откровенный мат! Это недопустимо, как же культурное воспитание населения!..»).

При этом, Комиссия антимонопольного органа принимает во внимание, что на недоговоренность указывает также многоточие - знак препинания, которым обычно обозначается незаконченная мысль.

         Таким образом, в рассматриваемой рекламе в недоговоренной форме используется обсценное (нецензурное, непристойное) выражение.

Исходя из понятия рекламы, закрепленного п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», цель любого рекламного послания - привлечь внимание потребителя к рекламируемому продукту (товару, услуге), заинтересовать его. В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается.           

Законодатель, определяя рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, установил определенные ограничения для рекламодателей, а именно недопустимость использования в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений (ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

Дело № 14-03-5-02/448 возбуждено в связи с распространением рекламы, в которой, по мнению Комиссии, использованы недопустимые «приёмы борьбы» за потребителя.

         В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

         В силу п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных,  в том числе частями 2 – 8 статьи 5 настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе»).

   Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

   Согласно ч. 3 ст. 36 ФЗ «О рекламе» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

   В материалах дела не содержится подтверждения прекращения распространения рассматриваемой Комиссией Волгоградского УФАС России в настоящем деле рекламы.

Рассматриваемая реклама «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…», распространяемая по адресу пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он, г. Волгограда в августе 2014г., является ненадлежащей, нарушающей требования, закрепленные ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

                                                                    

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу: «Здесь будет самый о..енный магазин ЛУК скоро…», распространяемую в августе 2014г. по адресу пр. им. В.И. Ленина, 15, Центральный р-он,              г. Волгограда, ненадлежащей, нарушающей требования ч. 6  ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Пименову С.В.  предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.            Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2014г после объявленного в заседании Комиссии перерыва. Решение изготовлено в полном объеме 15 октября 2014г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном              ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



[1] См. также имеющийся в материалах дела кассовый чек от 08.08.2014г.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны