Определение б/н Определение о возбуждении дела по признакам нарушения ОАО «М... от 23 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области  по  рассмотрению  дел  по  признакам  нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев рекламу молочной продукции с товарным знаком «Волжаночка», транслируемую на телеканале «ТНТ» в региональном блоке телепрограмм на территории г. Волгограда в ноябре 2014 г.,:

УСТАНОВИЛ:

В Волгоградское УФАС России поступили заявление гр. Н.С.Э. (вх. № 9809 от 17.11.2014 г.) и гр. С.А.К. (факс № 726ф от 28.11.2014 г.) с жалобой на рекламу кисломолочных продуктов с товарным знаком «Волжаночка» (производитель ОАО «Молсыркомбинат-Волжский»).

Заявители указывают на то, что данная реклама, транслируемая на телеканале «ТНТ» в региональном блоке телепрограмм, побуждает к совершению противоправных действий, в частности кражи (ответственность предусмотрена ч. 3 ст. 158 УК РФ) и грабежа (ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 161 УК РФ).

В связи с тем, что заявителями не была представлена видеозапись данного видеоролика, в адрес ОАО «ТНТ-Телесеть» был направлен запрос (исх. № 02-12/7634 от 25.11.2014 г.) о предоставлении информации, в том числе, сведений о заказчиках данной рекламы, документы, которыми оформлялись правоотношения сторон, связанные с трансляцией данной рекламы, запись рекламного видеоролика.

02.12.2014 г. от ОАО «ТНТ-Телесеть» поступила информация (письмо вх. № 10503 от 02.12.2014 г.). Из данного письма следует, что заказчиком данной рекламы на основании договора № АМ/ВЛГ/192/14 от 12.03.2014 г., заключенного с ООО «Алькасар-Медиа», является ОАО «Молсыркомбинат-Волжский».

Из данного договора следует, что ООО «Алькасар-Медиа» обязуется по заданию ОАО «Молсыркомбинат-Волжский» оказывать ОАО «Молсыркомбинат-Волжский» услуги по обеспечению размещения рекламных материалов в эфире телеканала, а ОАО «Молсыркомбинат-Волжский» обязуется данные услуги принять и оплатить.

В соответствии с Приложением № 3 от 10.10.2014 г. к договору № АМ/ВЛГ/192/14 от 12.03.2014 г., данный видеоролик транслируется в эфире телеканала «ТНТ» в период с 18.10.2014 г. по 17.11.2014 г. и в период с 19.11.2014 г. по 19.12.2014 г.

Таким образом, в соответствии с положениями данного договора, в период в период с 18.10.2014 г. по 17.11.2014 г. и в период с 19.11.2014 г. по 19.12.2014 г. на телеканале «ТНТ» в региональном блоке телепрограмм должен транслироваться видеоролик следующего содержания: «(заставка: на голубом фоне прописным шрифтом белого цвета, в правой части экрана располагается стакан, наполненный непрозрачной жидкостью белого цвета) На что Вы готовы? / голос за кадром: «На что вы готовы ради качественной молочной продукции?» / (в кадре молодой мужчина, прогуливаясь по улице, в открытом окне на одном из верхних этажей многоэтажного дома видит упаковку молока и с верхних этажей проникает в открытое окно и забирает упаковку с молоком / голос за кадром: «Покорять вершины?». В следующем сюжете тот же молодой мужчина наблюдает за автомобилем, в котором, предположительно, перевозят продукцию с товарным знаком «Волжаночка», после чего он догоняет этот автомобиль. В следующий момент зритель видит молодого мужчину, употребляющего продукцию с товарным знаком «Волжаночка», сидя в открытом кузове этого автомобиля / голос за кадром: «Достигать своих целей?». В следующем сюжете зритель видит двоих мужчин в костюмах байкеров, сидящих на мотоциклах и употребляющих продукцию с товарным знаком «Волжаночка». В следующий момент к ним подбегает тот же молодой мужчина, выхватывает у одного из них упаковку с продукцией «Волжаночка» и убегает, после чего байкеры уезжают, пытаясь его догнать / голос за кадром: «Совершать необдуманные поступки?» / Готов на все ради молочной продукции «Волжаночка»!.»

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с Письмом ФАС России от 05.04.2007 г. № АЦ/4624, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемый видеоролик отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

- информация распространяется на телеканале «ТНТ» в региональном блоке телепрограмм на территории г. Волгограда;

- информация адресована неопределенному кругу лиц, поскольку в ней отсутствует указание о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых она направлена;

- информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – молочной продукции с товарным знаком «Волжаночка» производства ОАО «Молсыркомбинат-Волжский» (молоко, кефир, ряженка, снежок, бифилайф) - и его продвижению на товарном рынке.

Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" (далее Закон о рекламе), целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Ненадлежащей согласно п. 4 ст. 3 Закона о рекламе признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Общие требования к рекламе предусмотрены в ст. 5 Закона о рекламе, согласно п. 1 ч. 4 указанной статьи реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Противоправными являются действия, совершенные в нарушение закона, или посягающие на установленный законодательством порядок.

Ч. 1 ст. 14 УК РФ установила, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

В первом сюжете рассматриваемого видеоролика молодой мужчина с целью хищения молочной продукции проникает в открытое окно чужой квартиры и присваивает упаковку продукции с товарным знаком «Волжаночка».

Данные действия предположительно могут быть квалифицированы как кража, т.е. тайное хищение чужого имущества, совершенное с отягчающим обстоятельством – незаконным проникновением в чужое жилище.

Жилищем признается, в соответствии с примечанием к ст. 139 УК РФ, индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

В данном видеоролике мужчина с целью завладения объектом рекламирования проникает в открытое окно жилого дома.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», под незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище следует понимать противоправное тайное или открытое в них вторжение с целью совершения кражи, грабежа или разбоя. Проникновение в указанные строения или сооружения может быть осуществлено и тогда, когда виновный извлекает похищаемые предметы без вхождения в соответствующее помещение.

Соответственно, в данном случае, в действиях мужчины, главного героя видеоролика, предположительно содержатся признаки такого преступления как кража, совершенного с незаконным проникновением в жилище, ответственность за которое предусмотрена п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ.

Кроме того, данные действия персонажа видеоролика сопровождаются вопросом «На что Вы готовы ради качественной молочной продукции? Покорять вершины?». Таким образом, данные действия оцениваются диктором как положительные, адекватные их цели – получению качественной молочной продукции, пусть даже имеющие противоправный характер. Такая оценка противоправных действий может побудить потенциального потребителя к совершению аналогичных противоправных действий с целью получить объект рекламирования – продукцию с товарным знаком «Волжаночка».

В следующем сюжете видеоролика мужчина с целью получения объекта рекламирования после выслеживания автомобиля, перевозящего продукцию «Волжаночка», бежит за данным автомобилем. В следующем кадре мужчина уже употребляет продукцию «Волжаночка», сидя в открытом кузове автомобиля, т.е. из контекста рекламы следует, что мужчина напал на данный автомобиль и таким образом завладел объектом рекламирования.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 УК РФ, грабеж – это открытое хищение чужого имущества.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», открытым хищением чужого имущества, предусмотренным статьей 161 УК РФ (грабеж), является такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет.

В данном случае хищение было совершено мужчиной из транспортного средства, перевозившего молочную продукцию. Оно было совершено в присутствии перевозчика..

Кроме того, действия мужчины-правонарушителя сопровождались вопросом диктора «Достигать своей цели?». Таким образом, из контекста рекламы следует, что диктор одобряет данные действия правонарушителя, считая, что их совершение является адекватным способом завладения объектом рекламирования. Такое отношение диктора может спровоцировать у потребителя желание совершить аналогичные действия. Предположительно, эти действия героя видеоролика могут быть квалифицированы как грабеж, ответственность за который предусмотрена ч. 1 ст. 161 УК РФ.

В третьем сюжете видеоролика главный персонаж отбирает у двух байкеров упаковку с молочной продукцией «Волжаночка» и убегает.

В данных действиях персонажа также содержатся признаки преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 161 УК РФ, т.е. грабежа. В течение данного сюжета диктор задает потенциальному потребителю вопрос «Совершать необдуманные поступки?», т.е. снова характеризует действия персонажа как нормальные, допустимые, соизмеримые с целью – получением во владение продукции «Волжаночка».

Заключительной фразой в рассматриваемом рекламном видеоролике диктор произносит: «Готов на все ради молочной продукции «Волжаночка»!», что еще раз акцентирует внимание потребителя на действиях главного героя видеоролика и призывает идти на любые действия, не исключая противоправные, ради получения объекта рекламирования.

Таким образом, в данном рекламном видеоролике содержатся признаки нарушения п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение указанного пункта несет, в силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лиц.

Исходя из договора № АМ/ВЛГ/192/14 от 12.03.2014 г., рекламодателем в данном случае является ОАО «Молсыркомбинат-Волжский» (ИНН 3435900891, юридический адрес: 404130, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. К. Маркса, 75).

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Федерального  закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить  производство  по  делу  № 14-03-5-02/806 по признакам нарушения п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".

2.  Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе": ОАО «Молсыркомбинат-Волжский» (юридический адрес: 404130, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. К. Маркса, 75);

- заявители;

 

Назначить дело № 14-03-5-02/806 к рассмотрению на 12 января  2015 г. в 13 часов 00 минут по адресу:  г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.11, 5-й этаж, левое крыло).

3. ОАО «Молсыркомбинат-Волжский» представить в срок  до 12 января 2015 г. в Волгоградское УФАС России следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов[1]:

3.1. Учредительные документы.

3.2. Письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела

3.3. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

 

Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (при себе иметь доверенность и документы удостоверяющие личность).

 

[1] В соответствии с ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны