Определение б/н Определение о возбуждении дела по признакам нарушения законо... от 6 сентября 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЯ, Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев рекламу, размещенную на стр. 16 журнала «Fashion people» № 28 за апрель 2014г.,
УСТАНОВИЛ:
Волгоградским УФАС России в рамках мониторинга соблюдения действующего рекламного законодательства в печатных изданиях было выявлено размещение на стр. 16 журнала «Fashion people» № 28, апрель 2014г. информации следующего содержания: «Восток – дело тонкое: кальянная «Маракеш»Восточный лаунж для отдыха со вкусом. Кальянная «Маракеш» - это роскошное место, пропитанное волшебной культурой Востока! Ароматные кальяны на вине и молоке, различные виды табака, разнообразные чаи и сладости-все приготовлено в лучших восточных традициях. Уютный полумрак, царящий в кафе, настраивает на спокойный отдых в кругу близких или в одиночестве. Последнее, кстати, не редкость: в «Маракеш» часто приходят побыть наедине с собой, отдохнуть от суеты городской жизни и насладиться разнообразными вкусами здешней кальянной карты… «Маракеш» уютный кусочек Азии в Волгограде. Г. Волгоград. ул. 13-й Гвардейской Дивизии, 1а …» Публикация сопровождается изображением молодого человека, курящего кальян, на фотографии присутствуют клубы дыма.
В соответствии с п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация отвечает всем квалифицирующим признакам, предусмотренным п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».
- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007г. № АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, закрепленного ст. 3 ФЗ «О рекламе» под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
- направлена на привлечение внимания и продвижение продукции. При этом объектом рекламирования выступает не только кальянная «Маракеш» и предоставляемые услуги (VIP-шатер с плазмой и X-box и т.д.), но также кальяны, табак («Ароматные кальяны на вине и молоке, различные виды табака», «насладиться разнообразными вкусами … кальянной карты»).
- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.
Согласно п. 8 ст. 7 ФЗ «О рекламе» реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок, не допускается.
В соответствии с "ГОСТ Р 52463-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Табак и табачные изделия. Термины и определения" (утв. приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 № 481-ст) кальян представляет собой устройство для курения, состоящее из соединенных между собой емкости для табака, сосуда с жидкостью для фильтрации дыма и одного или нескольких мундштуков.
П. 8 ст. 7 введен Федеральным законом РФ от 21.10.2013 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (см. п. 1 ст. 2 указанного нормативного правого акта). Начало действия нормативного правового акта согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ от 21.10.2013 № 274-ФЗ - 15.11.2013г. (за исключением отдельных положений). До начала действия указанный федеральный закон был доступен для ознакомления на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.10.2013, «Российской газете», № 238, 23.10.2013, «Парламентской газете», № 35, 25-31.10.2013, «Собрании законодательства РФ», 28.10.2013, № 43, ст. 5444. Т.О., у рекламодателя и рекламораспространителя была возможность ознакомиться с изменениями законодательства РФ о рекламе.
С учётом изложенного, размещение в печатном издании в апреле 2014г. рекламы кальяна и табака является недопустимым.
Кроме того, в рассматриваемом рекламном материале использован образ курящего человека. В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процессов курения. Курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления (п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ РФ 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака»).
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (подп. 4 ст. 3 Закона о рекламе).
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 5-7 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).
В рассматриваемом случае, исходя из условий договора на оказание рекламных услуг № 13/2014 от 14.03.2014г., ООО «Царицынская школа гостеприимства» (ИНН …) выступило в качестве рекламораспространителя. Рекламодателем является ООО «Маракеш» ( …).
Согласно ч. 6-7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, ФЗ «О рекламе».
Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 7 - 9 ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 14-03-5/7-02/ 294 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО «Царицынская школа гостеприимства» (г. Волгоград, …),
- ООО «Маракеш» (г. Волгоград, …).
3. Назначить дело № 14-03-5/7-02/ 294 к рассмотрению на 08 июля 2014г. в 13 часов 00 минут по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.11, 5-й этаж, левое крыло).
4. ООО «Царицынская школа гостеприимства», ООО «Маракеш» представить на заседание Комиссии Волгоградского УФАС России следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:
4.1. Учредительные документы (Устав для юридического лица),
4.2. Письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела,
4.3. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
Явка представителей лиц, участвующих в деле, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (при себе иметь доверенность и документы удостоверяющие личность).
В соответствии с ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.