Решение б/н О признании жалобы СОАО «ВСК» необоснованной от 4 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

по жалобе № 14-06-10-03/150

   28 марта 2014 года                                                                                            г.Волгоград                                                                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденного Приказом ФАС от 18.01.2013 №17/13 (Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:  Бурба В.В. –  заместитель руководителя управления,          начальника отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:               Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;

                                               Тибилова Э.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти,

рассмотрев в соответствии с Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (утвержден приказом ФАС России от 18.01.2013 №17/13 (далее - Порядок рассмотрения жалоб) жалобу Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (121552, г.Москва, ул.Островная, д.4/ 400005, г.Волгоград, пр.Ленина, 56а) на действия Государственного унитарного предприятия Волгоградской области «Волгоградавтотранс» (400075, г. Волгоград, проезд Дорожников, 2/400011, г.Волгоград, ул.Автомобилистов, 3) при проведении закупки способом конкурентных переговоров на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров ГУП ВО «Волгоградавтотранс» на 2014 год,

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России 24.03.2014 (вх. №2246) поступила жалоба Страхового открытого акционерного общества «ВСК» (далее по тексту – СОАО «ВСК», Заявитель) на действия Государственного унитарного предприятия Волгоградской области «Волгоградавтотранс» при проведении конкурентных переговоров №31400993007 на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров ГУП ВО «Волгоградавтотранс» на 2014 год.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, уведомление о поступлении жалобы от 26.03.2014 №03-8/1619 направлено Заявителю 26 марта 2014 года по электронной почте volgograd@vsk.ru, Kalinin.volgograd@vsk.ru в 15:12, заказчику закупки – 26 марта 2014 года по электронной почте zakupki.vavtotrans@bk.ru в 15:12.

Рассмотрение дела назначено на 28 марта 2014 года на 10 часов 00 минут. В ходе рассмотрения жалобы объявлен перерыв до 28.03.2014 до 15 часов 00 минут. Рассмотрение жалобы по существу состоялось 28 марта 2014 года в 15 часов 40 минут.

На рассмотрении жалобы присутствовали: Оноприенко Н.Н. – представитель СОАО «ВСК» по доверенности 01.01.2014 сроком до 15.01.2015; Лащенова Л.В. - представитель СОАО «ВСК» по доверенности от 16.01.2014 сроком до 15.01.2015; Ипатов С.В. - представитель ГУП ВО «Волгоградавтотранс» по доверенности №51 от 25.03.2014г. сроком до 31.12.2015г.; Озерова Р.В. - представитель ГУП ВО «Волгоградавтотранс» по доверенности №52 от 25.03.2014г. сроком до 31.12.2015г.; Матинченко В.В. - представитель ГУП ВО «Волгоградавтотранс» по доверенности от 07.03.2013г. №27 сроком до 31.12.2015г.; Гулин В.А. – представитель  ОАО «СОГАЗ» по доверенности №НВФ-12/п/14 от 09.01.2014, сроком до 31.03.2014.

Способ закупки – конкурентные переговоры (№31400993007).

Заказчиком закупки является Государственное унитарное предприятие Волгоградской области «Волгоградавтотранс» (далее по тексту – ГУП ВО «Волгоградавтотранс»).

Конкурентные переговоры №31400993007 проведены на основании Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках), Федерального закона от 14.06.2012 №67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее по тексту – Закон об обязательном страховании), Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг Государственного унитарного предприятия Волгоградской области «Волгоградавтотранс», утвержденного приказом  ГУП ВО «Волгоградавтотранс» 20.12.2013 №53 (далее – Положение о закупках ГУП ВО «Волгоградавтотранс»), Извещения  №1/20032014 о проведении конкурентных переговоров, утвержденного (далее по тексту –Извещение №1/20032014).

Извещение №31400993007 опубликовано 20.03.2014 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru. Окончание срока подачи заявок – 25.03.2014. Рассмотрение заявок назначено на 26.03.2014. Подведение итогов – 26.03.2014. Начальная цена 18 512 034, 00 руб.

Согласно Протокола №1/20032014 рассмотрения заявок на участие в конкурентных переговорах от 25.03.2014 поданы заявки СОАО «ВСК», ОАО «СОГАЗ», ОСАО «РЕСО-Гарантия».

Из жалобы следует, что документация о закупке не содержит единых критериев оценки, а также порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, что является, по мнению Заявителя, несоблюдением п.12 и п.13 ч.10 ст.4 Закона о закупках  и способствует нарушению принципа прозрачности закупки, дискриминации участников закупки (которые не будут признаны победителями), препятствует развитию добросовестной конкуренции, создает условия для злоупотреблений со стороны организатора (оценка заявок участников, руководствуясь субъективной оценкой членов комиссии).

Как считает Заявитель, показатель «размер страховых резервов на основании бухгалтерского баланса организации», предусмотренный п.4 Предложения о качестве услуг и дополнительных условиях исполнения договора не соответствует п.2 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции и ведет к ограничению конкуренции путем создания конкретным участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, не позволяет остальным участникам конкурировать, связан с оценкой участников по всем видам страхования, и не соотносится с предметом данной закупки.

Показатель «иные условия», под которыми понимаются скидки, льготы на продукты, услуги, предоставляемые страховщиком, партнерами страховщика для работников страхователя, как считает СОАО «ВСК» не может входить в документацию о закупке, и не может признаваться в качестве критерия, по которому производится оценка условий заключения договора.

Заявитель просит приостановить закупку, признать заказчика нарушившим п.12 и п.13 ч.10 ст.4 Закона о закупках , выдать предписание о ее аннулировании.

По мнению ответчика, поскольку размер страхового тарифа, порядок подсчета пассажиров, сроки и величина выплаты страховой премии, содержание договора и др. условия, которые влияют на критерии оценки и сопоставление заявок, установлены Законом об обязательном страховании и Правилами профессиональной деятельности, утвержденных постановлением Президиума Национального союза страховщиков ответственности от 20.02.2013, и являются едиными для всех, поэтому конкуренция в данном случае подразумеваться не может. При определении заказчиком победителя закупки наибольшую важность имеет не цена договора, которая у всех участников одинакова, а именно условия заключения договора, которые предлагают участники. Ответчик также указывает на то, что в силу специфики страховых отношений, представляется невозможным при осуществлении расчетов условий заключения договора, предлагаемых участниками, использовать балльную систему расчета.

Как считает Ответчик, установление в документации о закупке показателя «размер страховых резервов» объективно, в связи с тем, что позволяет страхователю определить готовность страховой компании в кратчайшие сроки произвести необходимые выплаты пострадавшим, что является значимым для заказчика.

Исследовав имеющиеся сведения и документы в материалах дела, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с п.5.2.8 Положения о закупках ГУП ВО «Волгоградавтотранс» конкурентные переговоры могут проводиться при закупках особо сложной продукции, когда Заказчик не может изначально сформулировать достаточно точные требования к продукции или условиям договора, или определить характеристики услуг, или, если в силу технических особенностей продукции, необходимо провести переговоры с участниками закупки. В целях настоящего Положения под конкурентными переговорами понимается процедура средней продолжительности (не менее 14 дней) слабо формализованного обмена предложениями по условиям заключаемого договора с выбором победителя по лучшей совокупности условий заключения договора и без обязанности Заказчика заключить договор по результатам такой закупочной процедуры.

Порядок проведения конкурентных переговоров регламентируется Разделом 5.10 Положения о закупках ГУП ВО «Волгоградавтотранс».

В Извещении №1/20032014 о проведении конкурентных переговоров установлены требования к участнику закупки, форме и содержанию заявки, а также порядок определения победителя закупки.

Согласно п.5.10.6 Положения после завершения переговоров Заказчик может либо выбрать победителя сразу, либо устанавливает окончательные общие требования к закупаемой продукции и условиям договора, оформляет их в виде закупочной документации и просит всех продолжающих участвовать в процедурах представить к определенной дате окончательное предложение (оферту). С участниками, подавшими наилучшие предложения, Заказчик может провести переговоры в описанном выше порядке или сразу выбрать выигравшего участника.

Согласно приложениям к заявке на участие в конкурентных переговорах, заявка участника формируется из Предложения о цене договора и Предложения о качестве услуг и дополнительных условиях исполнения договора. Согласно Приложению 1 к извещению №1/20032014 о проведении конкурентных переговоров по итогам конкурентных переговоров заказчик определяет победителя или принимает решение о проведении закупочной процедуры в виде открытого конкурса. Победителем в проведении конкурентных переговоров признается участник размещения заказа, подавший заявку по установленной форме с приложением всех необходимых документов указанных в приложении к заявке, которая отвечает всем требованиям, установленным заказчиком в извещении о проведении конкурентных переговоров и в которой указаны наиболее низкая цена на предоставление услуги и наиболее подходящие условия заключения договора.

Как видно из содержания указанного положения критериями определения победителя закупки являются низкая цена и наиболее подходящие условия заключения договора, предложенные участником в заявке, которые выявляются Заказчиком непосредственно в ходе проведения переговоров с каждым участником. Переговоры ведутся в отношении любых требований Заказчика и любых предложений участника касательно свойств и характеристик продукции, стоимости продукции и условий ее платы, условий заключения и формы договора с целью выявления квалифицированного участника, который способен предложить наилучшие условия заключения договора. Договор о закупке заключается с тем участником, предложение которого наиболее полно удовлетворяет потребностям заказчика, в соответствии с изначально установленными критериями оценки.

В соответствии с ч.5 ст.4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе документация о закупке.

Согласно разделу 2 Положения о закупках закупочной документацией является комплект документов, утверждаемый Заказчиком и содержащий информацию о предмете закупки, порядке и условиях участия в процедуре закупки, правилах оформления и подачи заявки участником процедуры закупки, критериях выбора победителя, об условиях договора, заключаемого по результатам закупки.

Следовательно, разработка и включение в документацию требований, устанавливаемых к закупке, отнесено к полномочиям Заказчика и осуществляется им по своему усмотрению. Закон о закупках не содержит норм, конкретизирующих содержание таких требований.

Наличие в Предложении о качестве услуг и дополнительных условиях исполнения договора (Приложение №2 к заявке на участие в конкурентных переговорах) такого показателя как «иные условия» не противоречит требованиям Закона о закупках и Положения о закупках ГУП ВО «Волгоградавтотранс», введение его в расчет качества услуг правомерен, в связи с тем, что наличие в заявках всех участников одинаковой цены договора, приводит к возникновению обоснованной необходимости для введения Заказчиком иных показателей для определения победителя по итогам закупки. 

Согласно п. 12-13 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе  критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Из содержания положений Извещения №1/20032014 о проведении конкурентных переговоров следует, что закупочная документация содержит критерии порядка оценки и сопоставления заявок, определения победителя переговоров. Утверждение СОАО «ВСК» о возможном создании преимущественных условий в связи с тем, что оценка предложений осуществлялась закупочной комиссией по неопределенному в документации критерию, не подтверждается материалами дела, поскольку указанные в документации критерии являются достаточными для определения победителя.

Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства и сопоставив положения документации о закупке с требованиями законодательства, Комиссия не усматривает в действиях  ГУП ВО «Волгоградавтотранс» создания условий, способствующих возможному нарушению порядка определения победителя конкурентных переговоров. Довод ответчика о нарушении ГУП ВО «Волгоградавтотранс» подпункта 12 и 13 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках является необоснованным.

2. При рассмотрении жалоб на действия Заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденного Приказом ФАС от 18.01.2013 №17/13, антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупках Заказчика.

Комиссией в рамках рассмотрения жалобы в порядке Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденного Приказом ФАС от 18.01.2013 №17/13, не рассматривается наличие в действиях заказчика признаков недопущения, ограничения или устранения конкуренции, выявление и сбор доказательств которых осуществляется в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу СОАО «ВСК» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны