Решение б/н О признании жалобы ОСАО «Ингосстрах» на действия заказчика з... от 2 марта 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ  

по жалобе № 14-06-10-03/26    

Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2014 года                         г.Волгоград                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено 29 января 2014 года                       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденного Приказом ФАС от 18.01.2013 №17/13 (Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии  Бурба В.В. –  заместитель руководителя управления,          начальника отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:               Донецков Е.С. – государственный инспектор отдела контроля органов власти;

                                               Тибилова Э. А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти,

рассмотрев в соответствии с Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (утвержден приказом ФАС России от 18.01.2013 №17/13 (далее - Порядок рассмотрения жалоб) жалобу ОСАО «Ингосстрах» (далее - Заявитель) на действия заказчика закупки ОГУП «Волгоградавтодор» при проведении запроса цен №31300781674 на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств ОГУП «Волгоградавтодор»,

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России 17.01.2014 (вх. №294) поступила жалоба ОСАО «Ингосстрах» (далее - Заявитель) на действия заказчика закупки ОГУП «Волгоградавтодор» при проведении запроса цен №31300781674 на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств ОГУП «Волгоградавтодор».

В соответствии с пунктом 12 статьи Порядка рассмотрения жалоб, уведомление о поступлении жалобы от 21.01.2014 №03-8/265 направлено Заявителю 21 января 2014 года по электронной почте ingos@ingos.ru в 14:47, по факсу (8443)55-25-06 в 15:21, заказчику закупки – 21 января 2014 года по электронной почте Baevalv@volgoavtodor.ru в 14:46, по факсу (8442) 48-99-27 в 15:14.

Рассмотрение дела назначено на 24 января 2014 года на 13 часов 00 минут. Рассмотрение жалобы по существу состоялось 24 января 2014 года в 14 часов 00 минут.

На рассмотрении жалобы присутствовали: Ященкова А.Н. – представитель  ОСАО «Ингосстрах» по доверенности от 09.01.2014 сроком до 31.12.2014; Юрченко В.Н. -  представитель ОГУП «Волгоградавтодор» по доверенности №35 от 22.01.2014 сроком до 31.12.2014; Козырева С.В. - представитель ОГУП «Волгоградавтодор» по доверенности №34 от 22.01.2014 сроком до 31.12.2014; Гулин В.А. – представитель  ОАО «СОГАЗ» по доверенности от 01.11.2013 сроком до 01.11.2014.

Способ закупки – запрос цен на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств ОГУП «Волгоградавтодор».

Предмет договора - обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств ОГУП «Волгоградавтодор» в количестве 1182 шт., указанных в приложении №1 к проекту договора.

Заказчиком запроса предложений является Областное государственное унитарное предприятие «Волгоградавтодор».

Запрос цен проведен в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОГУП «Волгоградавтодор», утвержденное И.о. генерального директора ОГУП «Волгоградавтодор» Вязовой С.Н. 09.10.2013г. (далее – Положение о закупках ОГУП «Волгоградавтодор»), Документацией запроса цен, согласованной коммерческим директором ОГУП «Волгоградавтодор» Юрченко В.Н. 24.12.2013 (далее – Документация).

Извещение №31300781674 о закупке, проводимой ОГУП «Волгоградавтодор» способом запроса цен размещено 25.12.2013 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru. Окончание подачи заявок – 30.12.2013. Рассмотрение заявок и подведение итогов назначено на 31.12.2013.

Согласно Протокола №299-ОГМ от 31.12.2013 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе цен по извещению №31300781674 от 25.12.2013 поданы заявки ОАО «СОГАЗ», ОСАО «Ингосстрах», СОАО «ВСК», ОАО «АльфаСтрахование». По результатам рассмотрения заявок к участию в запросе цен допущено ОАО «СОГАЗ». Победителем закупки признано ОАО «СОГАЗ». По итогам проведения запроса цен №31300781674 с победителем заключен договор №462-ПДО/13-ФЗ от 31.12.2013.

Из жалобы ОСАО «Ингосстрах» следует, что 25 декабря 2013 года на официальном сайте государственных закупок www.zakupki.gov.ru ОГУП «Волгоградавтодор» опубликовано извещение о проведении закупки на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств ОГУП «Волгоградавтодор». Заявитель считает, что при закупке, проведенной ОГУП «Волгоградавтодор», не соблюдены положения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе); в частности Заявитель не согласен с выбором способа данной закупки, проведенной в форме запроса цен, считает, что такой способ является в силу Закона о контрактной системе неконкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Полагает, что закупка должна осуществляться в форме конкурса, аукциона, либо запроса котировок. Считает, что на основании ч.2 ст.72 Закона о контрактной системе закупка может быть проведена способом запроса котировок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей, в то время как цена рассматриваемой закупки составляет 2 773 836 руб. 15 коп. При таком способе размещения заказа должны быть удовлетворены возможности выбора конкурентного товара (работы, услуги) и цели эффективного использования источников финансирования, что обеспечивается конкурсными процедурами, а проведение закупки в форме запроса котировок (цен), по мнению Заявителя, реализацию указанных задач не обеспечивает.

В силу Закона страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Поскольку размер базовых страховых тарифов и цена контракта являются фиксированными, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций, при таких обстоятельствах невозможно определить организацию, предложившую  лучшие условия контракта – самую низкую цену. Также определение победителя по очередности подачи заявок при совпадении предложенной ими цены, противоречит природе запроса котировок, целям и принципам его проведения. Выбор Заказчиком способа размещения заказа в форме запроса котировок (цен), влекущего определение победителя лишь путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и предопределенности цены контракта, как считает Заявитель, не учитывает специфики услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств и не соответствует положениям ч. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе.

 Представитель ОСАО «Ингосстрах» просит выдать предписание об аннулировании размещения заказа, привлечь к административной ответственности ОГУП «Волгоградавтодор» за допущенные нарушения законодательства.

Представители ОГУП «Волгоградавтодор» представили на заседание Комиссии возражения на жалобу (с приложением материалов) от 23.01.2014 №14-100, из которых следует, что поскольку Заказчик по организационно - правовой форме является областным государственным унитарным предприятием, закупка товаров, работ и услуг должна производиться в соответствии с положениями Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. (далее - Закон о закупках), что следует из пункта 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Кроме того, ответчик считает, что ч.10 ст.3 Закона о закупках содержит перечень оснований для подачи в антимонопольный орган жалоб, который является исчерпывающим, при этом жалоба Заявителя не содержит указание на случаи, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, поэтому он не имел оснований для подачи жалобы. Более того, жалобу имеет право подать только лицо, являющееся участником закупки по смыслу ч.5 ст.3 Закона о закупках. Так как заявка ОСАО «Ингосстрах» отклонена на стадии рассмотрения заявок, а значит непосредственно не участвовало в закупочной процедуре, то соответственно оно участником закупки  не является, в связи с чем права подачи в антимонопольный орган у него не имелось, поскольку возможность обращения в антимонопольный орган иных лиц кроме участни­ков закупки Законом о закупках не предусмотрена.

Ответчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

Исследовав имеющиеся сведения и документы в материалах дела, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Раздел 4 Положения о закупках ОГУП «Волгоградавтодор» устанавливает, что приобретение продукции осуществляется с помощью таких процедур закупки как запрос предложений, запрос цен, прямая закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (пп.1-3 п.4.1. Положения о закупках ОГУП «Волгоградавтодор»).

Исходя из содержания пункта 3.2.1. Положения о закупках ОГУП «Волгоградавтодор», решение о проведении закупки принимается генеральным директором или уполномоченным им лицом путем выпуска приказа об исполнении утвержденного плана закупки.

 Согласно пункту 3.2.2.2. Положения о закупках в решении о проведении закупки, помимо иных сведений, указывается предлагаемый способ проведения закупки.

В данном случае Решение о проведении закупки оформлено ОГУП «Волгоградавтодор» Заявкой, утвержденной коммерческим директором Юрченко В.Н. от 24.12.2013, в которой способом проведения закупки выступает запрос цен.

Таким образом, Заказчику предоставлено право самостоятельно определять способы закупки товаров, работ, услуг, порядок их подготовки и проведения, которые устанавливаются в положении о закупке. При этом при возникновении у заказчика потребности в каких-либо товарах (работах, услугах), он вправе провести закупку любым, определенным в положении, способом, избирая его самостоятельно, в этом он не ограничен.

Доводы ОСАО «Ингосстрах» о том, что закупка на предоставление услуг по ОСАГО способом запроса цен является неконкурентной процедурой проведения закупки и заказчиком неправильно выбран способ проведения закупки, несостоятелен в силу того, что положения Закона о закупках предоставляют заказчикам право выбора и установления способов закупки; Положением о закупке ОГУП «Волгоградавтодор» предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, в том числе запрос цен.

2. В силу п.1 ч.2 ст.2 Закона о закупках закупка товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, осуществляется на основании данного закона.

Областное государственное унитарное предприятие «Волгоградавтодор» является муниципальным унитарным предприятием, имущество которого является государственной собственностью Волгоградской области, ее учредителем является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.

Соответственно, в силу п.1 ч.2 ст.2 Закона о закупках при осуществлении закупок товаров (работ, услуг)  ОГУП «Волгоградавтодор» должна осуществляться в порядке, предусмотренном данным законом. Положения Закона о контрактной системе в данном случае не применимы.

3. Согласно п.2 Порядка рассмотрения жалоб, в соответствии с данным порядком антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

Таким образом, в случае осуществления заказчиком закупки  любым способом, кроме торгов и запроса котировок, антимонопольный орган обладает правомочиями по рассмотрению таких жалоб.

Согласно п.3 Порядка действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в части 5 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с ч.5 ст.3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Названная норма Закона о закупках не содержит указаний на то, что статус участника закупки лицо приобретает после подачи заявки, допуска его к участию по результатам рассмотрения его заявки или совершения им каких-либо действий. Положение о закупках ОГУП «Волгоградавтодор» также не содержит положения о том, с какого момента лицо, претендующее на участие в закупке, приобретает статус участника.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, ОСАО «Ингосстрах» считается в силу статьи ч.5 ст.3 Закона о закупках участником процедуры закупки, и имеет право подать жалобу, а антимонопольный орган на основании положений Порядка, ее рассмотреть.

На основании вышеизложенного, руководствуясь Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденного Приказом ФАС от 18.01.2013 №17/13, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ОСАО «Ингосстрах» на действия заказчика закупки ОГУП «Волгоградавтодор» при проведении запроса цен №31300781674 на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств ОГУП «Волгоградавтодор», необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны