Решение б/н О признании ОАО «КамышинТеплоЭнерго» нарушившим часть 1 стат... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по  делу № 15-01-10-04/­­350

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 сентября 2015 года                г. Волгоград

Решение в полном объеме изготовлено 17 сентября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) по рассмотрению дела № 15-01-10-04/­­350 о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

А.В. Гаджиевой – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

С.И. Богомолова – члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли, 

Л.В. Чернавиной – члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

рассмотрев дело № 15-01-10-04/350 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «КамышинТеплоЭнерго» (ИНН 3436018361, зарегистрировано 29.12.2012 ОГРН 1123543001682, местонахождение: 403893, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Комсомольская, д. 47А, далее - ОАО «КамышинТеплоЭнерго») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии в результате ущемления интересов потребителей в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Крупская, д. хх - путем корректировки стоимости услуг отопления за 2014 год, произведенной в нарушение порядка установленного «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 307,

в присутствии:

представителя ОАО «КамышинТеплоЭнерго» по доверенности № б/н от 01.12.2014;

в отсутствии заявителя, надлежащим образом уведомленного;

в соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Поводом для возбуждения настоящего дела послужило заявление жильцов многоквартирного дома расположенного по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Крупская, д. хх (вх. №90 от 12.01.2015, далее  –  заявление), в котором сообщалось мнение об ущемлении интересов заявителей в результате нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) ОАО «КамышинТеплоЭнерго» при проведении корректировки стоимости услуг отопления за 2014 год

Исходя из счетов ООО «Расчетный центр Камышинский» за декабрь 2014г., для внесения платы за предоставление коммунальных услуг ОАО «КамышинТеплоЭнерго», следует, что основанием увеличения размера платы в декабре 2014 года за услуги отопления для потребителей в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Крупская, д. хх, - явилась корректировка услуги отопления за 2014 год.

В соответствии с договором теплоснабжения № 1584П от 01.10.2013, ОАО «КамышинТеплоЭнерго» с октября 2013 года осуществляет теплоснабжение жилых помещений многоквартирного дома расположенного по адресу: Волгоградская обл., г.Камышин, ул. Крупская, д. хх.

Согласно агентскому договору №1 от 23.04.2014, ООО «Расчетный центр Камышинский» от имени ОАО «КамышинТеплоЭнерго» совершает юридические и иные действия, связанные с осуществлением расчетов с собственниками и нанимателями в многоквартирном доме расположенного по адресу: Волгоградская обл., г.Камышин, ул. Крупская, д. 16.

Исходя из агентского договора №1 от 23.04.2014, начисление населению размера платы за оказанные ОАО «КамышинТеплоЭнерго» коммунальные услуги осуществляет агент ООО «Расчетный центр Камышинский» на основе данных предоставленных ОАО «КамышинТеплоЭнерго».

В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее - Правила), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ.

Исходя из п. 25 приложения 2 к Правилам, при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с пп. 5 п. 3 приложения N 2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с пп. 5 п. 3 приложения N 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке: размер платы за отопление в i-том жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном распределителями (руб.), 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

, (11)

где:

- плата за тепловую энергию, определенная при помощи коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);

- плата за тепловую энергию по нормативам потребления в u-том помещении, не оборудованном распределителями (руб.);

k - количество квартир, не оборудованных распределителями тепла (шт.);

- доля платежей, приходящаяся на q-тый распределитель, установленный в i-том помещении;

P - количество распределителей, установленных в i-том помещении (шт.);

- доля платежей, приходящаяся на j-тый распределитель, установленный в многоквартирном доме;

t - количество распределителей, установленных в многоквартирном доме (шт.);

- общий размер платы за отопление в j-том жилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год (руб.).

В соответствии с приложением 36 к Постановлению комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее КТР) от 18.06.2014 N 21/1, утвержден тариф с 01.07.2014 по 31.12.2014 для ОАО «КамышинТеплоЭнерго» на тепловую энергию (мощность) поставляемую потребителям (без НДС) в размере 1409,85 руб.

Согласно ч. 1 ст. 157, ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 25 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, приложения 36 к Постановлению КТР от 18.06.2014 N 21/1 и учитывая, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Крупская, д. хх, - имеется общедомовой прибор учета тепловой энергии (тепловычислитель) 7КТ № 03175, корректировка размера платы в декабре 2014 года за услуги отопления 2014 года производилась в соответствии утвержденным тарифом для ОАО «КамышинТеплоЭнерго» на тепловую энергию (мощность) поставляемую потребителям, действовавшим в данный временной период (1409,85 руб.).

Исходя из п. 25 приложения 2 к Правилам ОАО «КамышинТеплоЭнерго» имел право произвести корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений в 2014 г.

В письме ОАО «КамышинТеплоЭнерго» (исх. №03-02/1273 от 29.12.2014), для корректировки размера платы за услуги ОАО «КамышинТеплоЭнерго» оказанные в 2014 г. по многоквартирному дому расположенному по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Крупская, д. хх, - в ООО «Расчетный центр Камышинский» направлены были сведения: разница между фактическими показаниями (за 3 месяца 2013 г. и 4 месяца 2014 г.) и среднемесячными начислениями (за период с октября 2013 г. по август 2014 г.): 483,15 Гкал - 326,59 Гкал = 156,56 Гкал. Исходя из 156,56 Гкал. ООО «Расчетный центр Камышинский» произвел расчет платежей по каждому потребителю в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Крупская, д. хх, в том числе в отношении заявителей:

- для кв. хх, по ул. Крупской д. хх: 156,56 Гкал (корректировка платы между фактическими показаниями и среднемесячными начислениями по общедомовому прибору учета по отоплению для дома № хх по ул. Крупской) / 2549,20 м2 (площадь помещений для дома № хх, по ул. Крупской) * 29,4 м2 (площадь квартиры хх) * 1409,85 руб. (тариф по отоплению) = 2545,64 руб. (сумма корректировки);

- для кв. хх, по ул. Крупской д. 16 156,56 Гкал (корректировка платы между фактическими показаниями и среднемесячными начислениями по общедомовому прибору учета по отоплению для дома № хх, по ул. Крупской) / 2549,20 м2 (площадь помещений для дома № 16, по ул. Крупской) * 55,2 м2 (площадь квартиры хх) * 1409,85 руб. (тариф по отоплению) = 4779,57 руб. (сумма корректировки);

- для кв. хх, по ул. Крупской д. хх 156,56 Гкал Гкал (корректировка платы между фактическими показаниями и среднемесячными начислениями по общедомовому прибору учета по отоплению для дома № хх, по ул. Крупской) / 2549,20 м2 (площадь помещений для дома № хх, по ул. Крупской) * 42,6 м2 (площадь квартиры хх) * 1409,85 руб. (тариф по отоплению) = 3688,58 руб. (сумма корректировки).

Таким образом, ОАО «КамышинТеплоЭнерго» в нарушение порядка, установленного Правилами, произвел корректировку стоимости услуг отопления за 2014 год в отношении заявителей,  результате которой по мнению заявителей были ущемлены их интересы.

В соответствии  ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

По результатам рассмотрения поступившего заявления в порядке, предусмотренном ст. 44 Закона о защите конкуренции, в соответствии с приказом от 08.05.2015 № 216 антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела № 15-01-10-04/350 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в корректировке стоимости услуг отопления за 2014 год, произведенной в нарушение порядка установленного «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 307.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В  соответствии  с  п.  5  ст.  5  Закона о защите  конкуренции,  доминирующим  признается  положение  хозяйствующего  субъекта  -  субъекта  естественной  монополии  на  товарном  рынке,  находящемся  в  состоянии  естественной  монополии.

Субъектом  естественной  монополии  в  соответствии  с  абзацем  3  ст.  3  Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) признается хозяйствующий субъект, занятый  производством  (реализацией)  товаров  в  условиях  естественной  монополии.

В ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях перечислены сферы  деятельности субъектов естественных монополий, в том числе услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 417 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Губернатора Волгоградской области от 14.05.2014 № 403 «Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Волгоградской области» и Положением о КТР, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 06 февраля 2014 г. N 32-п, Постановлением КТР от 18.06.2014 N 21/1  утвержден тариф с 01.07.2014 по 31.12.2014 для ОАО «КамышинТеплоЭнерго» на тепловую энергию (мощность) поставляемую потребителям (без НДС) в размере 1409,85 руб.

Согласно письму ОАО «КамышинТеплоЭнерго» (исх. №03-02/114 от 05.02.2015), ОАО «КамышинТеплоЭнерго» оказывал потребителям в 2014 году услуги по передаче тепловой энергии в г. Камышине Волгоградской области.

Таким образом,  ОАО «КамышинТеплоЭнерго»  являлся  субъектом  естественной  монополии на рынке услуг по передаче тепловой энергии, следовательно занимает  доминирующее положение на указанном рынке.

Следовательно, в действиях ОАО «КамышинТеплоЭнерго» усматривались признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии в результате ущемления интересов потребителей в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Крупская, д. хх, - путем корректировки стоимости услуг отопления за 2014 год, произведенной в нарушение порядка установленного «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 307

При рассмотрении настоящего дела по факту его возбуждения ответчиком были представлены письменные объяснения (вх. № 3862 от 28.05.2015), в которых сообщается, что в рассматриваемой ситуации у ОАО «КамышинТеплоЭнерго» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Вместе с тем в данных объяснениях отсутствуют правовые обоснования, проведения корректировки стоимости услуг отопления за 2014 год без 100 % использования данных за 2014 год.

В рамках рассмотрения дела Комиссией было установлено, что ответчик обладал в полном объёме сведениями о фактическом потреблении услуг отопления в период с января по декабрь 2014 год, для потребителей в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Крупская, д. хх:

1. Среднемесячные начисления с января по декабрь 2014 год = 438,669 Гкал.

2. Данные прибора учета по отоплению в период с января по декабрь 2014 год = 489,974 Гкал.

Таким образом, в соответствии с порядком установленным «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 307, корректировка стоимости услуг отопления за 2014 год, для потребителей в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Крупская, д. хх, - должна равняться 51,305 Гкал (489,974 Гкал - 438,669 Гкал = 51,305 Гкал).

Исходя из 51,305 Гкал, корректировка стоимости услуг отопления за 2014 год, для заявителей:

Для кв. хх, по ул. Крупской д. хх: 51,305 Гкал (корректировка платы между фактическими показаниями и среднемесячными начислениями по общедомовому прибору учета по отоплению для дома № хх по ул. Крупской) / 2549,20 м2 (площадь помещений для дома № хх, по ул. Крупской) * 29,4 м2 (площадь квартиры хх) * 1409,85 руб. (тариф по отоплению) = 834,21 руб. (сумма корректировки);

Для кв. хх, по ул. Крупской д. хх: 156,56 Гкал (корректировка платы между фактическими показаниями и среднемесячными начислениями по общедомовому прибору учета по отоплению для дома № хх, по ул. Крупской) / 2549,20 м2 (площадь помещений для дома № хх, по ул. Крупской) * 55,2 м2 (площадь квартиры хх) * 1409,85 руб. (тариф по отоплению) = 1566,27 руб. (сумма корректировки);

Для кв. хх, по ул. Крупской д. хх: 156,56 Гкал Гкал (корректировка платы между фактическими показаниями и среднемесячными начислениями по общедомовому прибору учета по отоплению для дома № хх, по ул. Крупской) / 2549,20 м2 (площадь помещений для дома № хх, по ул. Крупской) * 42,6 м2 (площадь квартиры хх) * 1409,85 руб. (тариф по отоплению) = 1208,76 руб. (сумма корректировки).

Таким образом, в результате проведения ответчиком корректировки стоимости услуг отопления за 2014 год в нарушение порядка установленного «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 307, были ущемлены интересы заявителей.

При рассмотрении настоящего дела ответчиком не представлены доказательства в силу которых не представлялось возможным произвести  корректировку стоимости услуг отопления за 2014 год, для потребителей в многоквартирном доме расположенном по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Крупская, д. хх, -  в соответствии с порядком установленным «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 307.

Следовательно, в действиях ОАО «КамышинТеплоЭнерго» усматривается нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов потребителей услуг отопления в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Крупская, д. хх, - путем корректировки   стоимости услуг отопления за 2014 год, произведенной в нарушение порядка установленного «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 307.

По указанным основаниям Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи  предписания ОАО «КамышинТеплоЭнерго» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно ч. 5 ст. 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать открытое акционерное общество «КамышинТеплоЭнерго» (ИНН 3436018361, зарегистрировано 29.12.2012 ОГРН 1123543001682, местонахождение: 403893, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Комсомольская, д. 47А) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления своим доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии в результате ущемления интересов потребителей в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Крупская, д. хх,   -   путем   корректировки   стоимости   услуг    отопления   за   2014    год, произведенной в нарушение порядка установленного «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 307.

2. Выдать открытому акционерному обществу «КамышинТеплоЭнерго» (ИНН 3436018361, зарегистрировано 29.12.2012 ОГРН 1123543001682, местонахождение: 403893, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Комсомольская, д. 47А) предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела № 15-01-10-04/350 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны