Решение б/н О признании ООО «Домофон - Сервис» нарушившим пункт 1 части ... от 12 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 15-01-10-04/351

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 марта 2016 года                     г. Волгоград

В полном объеме решение изготовлено 06 апреля 2016 года   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) по рассмотрению дела № 15-01-10-04/351 о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

А.В. Гаджиевой – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления,

Л.В. Чернавиной - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

Л.В. Огородовой - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

в присутствии на заседании представителей ООО «Домофон - Сервис»:

- Скорикова А.В. – представитель по доверенности № б/н от 25.04.2013;

- Ананьева Е.А. – представитель по доверенности № б/н от 14.05.2015.

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени месте рассмотрения дела,

рассмотрев материалы дела № 15-01-10-04/351 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Домофон - Сервис» (ИНН 3444127621, дата регистрации 07.11.2005, ОГРН 1053444096452,  местонахождение: 400087, г. Волгоград, ул. Невская,18/Б, далее также – ООО «Домофон - Сервис», Ответчик) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующего субъекта в результате ущемления интересов  лиц, в результате установления монопольно высокой цены на техническое обслуживание аудиодомофонной системы в январе 2015 года,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступило заявление гражданина Барского Геннадия Геннадиевича о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Домофон-Сервис».

Как следует из заявления ООО «Домофон-Сервис» (ИНН 3444127621) повысил цены (более чем на 42%) на работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем с 28 руб./месяц в четвертом квартале 2014 г. до 40 руб./месяц в первом квартале 2015 г., что значительно выше уровня индексирования пенсии (11,4%).

Волгоградское УФАС России рассмотрело заявление Барского Г.Г. и установило наличие признаков нарушения п. 1 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции в части установления ООО «Домофон-Сервис» монопольно высокой цены на работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем. В соответствии с результатами анализа состояния конкуренции на рынке работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем в границах города Волгограда за период с 01.01.2014 по 28.02.2015 (аналитический отчет 584 от 28.04.2015) установлены признаки доминирующего положения группы лиц в составе ООО «Домофон-Сервис», ООО «Домофон-Ком» и ООО «Дом-Сервис».

По результатам рассмотрения Заявления в порядке, предусмотренном ст. 44 Закона о защите конкуренции, в соответствии с приказом № 217 от 08.05.2015  Управлением принято решение о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела № 15-01-10-04/351 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов покупателей в результате установления, поддержания монопольно высокой цены на работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем.

В рамках рассмотрения дела № 15-01-10-04/351 установлено следующее.

 

I. Волгоградским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем в границах города Волгограда за период с 01.01.2014 по 30.04.2015.

1. Анализ рынка работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем проведен в рамках дела № 15-01-10-04/351 с целью установления наличия или отсутствия признаков доминирующего положения ООО «Домофон-Сервис» на рынке работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем.

При проведении данного анализа Волгоградское УФАС России руководствовалось Приказом ФАС РФ от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок  № 220)

Источниками исходной информации послужили нормативно-правовые акты и материалы дела.

2. Временной интервал исследования товарного рынка.

В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с п. 2.1. Порядка № 220, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка. Так как основанием для проведения настоящего анализа послужило поступившее в адрес Волгоградского УФАС России заявление (вх. от 13.02.2015г. №968) о злоупотреблении хозяйствующим лицом своим доминирующим положением на рассматриваемом товарном рынке, анализ ограничивается изучением характеристик этого рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то есть проводился ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Временной интервал исследования товарного рынка определен с 01.01.2014 по 30.04.2015 г.

3. Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии с п. 3.1 Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно п. 3.2 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей. Мнение покупателей в данном исследовании определено в результате анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.

Согласно условиям договоров, заключенных ООО «Домофон-Сервис» (от 20.12.2014 № 235аб-14,  от 26.08.2013 № 190аб-13 и др.), предметом являются услуги по техническому обслуживанию системы ограничения доступа (многоабонентный домофон). В п. 3.2 договоров указано, что в стоимость услуг по техническому обслуживанию включены работы по устранению характерных неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации и определенных эксплуатационной документацией.

В соответствии с приложением № 1 к договорам, выделяется два тарифа на техническое обслуживание:

1) тариф «Техническое сопровождение» действует при заключении договора на техническое обслуживание с первого дня эксплуатации домофонного оборудования и включает в себя:

- вызов мастера за исключением ложного вызова;

- проведение записи (кодировки) ключей;

- проведение профилактического (планово-предупредительного) осмотра и ремонта (1 раз в 2 квартала);

- проведение текущего и капитального ремонта многоквартирного домофона по заявкам (исключая случаи отсутствия частей системы многоквартирного домофона);

- замена дверного доводчика (не чаще одного раза в два года);

- ремонт дверного доводчика;

- ремонт переговорного устройства;

- устранение непреднамеренных повреждений электронного оборудования;

- устранение обрывов проводов и магистральной проводки в подъезде;

- восстановление электро и механического оборудования системы в результате актов вандализма (исключая случаи отсутствия частей системы многоквартирного домофона, пожаров и затоплений):

- работы по ремонту видеомониторов;

- предоставление в пользование аналогичного общеподъездного домофонного оборудования на время ремонта;

- замена оборудования по истечении срока службы многоабонентного домофона.

2) тариф «Полное техническое обслуживание» действует с момента подписания договора на техническое обслуживание и включает в себя работы и услуги идентичные тарифу «Техническое сопровождение» за исключением обязательств по замене оборудования по истечении срока службы многоабонентного домофона.

Стоимость работ (услуг) ООО «Домофон-Сервис» по вышеуказанным тарифам не различается.

Групп покупателей, отличающихся способами участия в обороте исследуемого товара (п. 3.3 Порядка № 220), не выявлено.

Согласно пп. Б группы 85 "Пояснений к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)" (Том 5. Разделы XVI - XXI) под домофонами понимают системы, которые обычно монтируются при входе в здание с некоторым количеством жильцов. Эти системы позволяют посетителям позвонить выбранным жильцам посредством нажатия соответствующих клавиш и разговаривать с ними.

Домофонная система является долевой собственностью владельцев (пользователей) помещений, что позволяет распределять общую стоимость технического обслуживания между владельцами.

В соответствии с ГОСТ Р 51241-2008 и с учетом своего технического предназначения, а также комплектации, домофонные системы относятся к сложным исполнительным и считывающим средствам контроля и управления доступа.

В общем виде, исходя из предоставленной участниками рынка информации, в состав домофонной системы входят:

- внешний блок (или блок вызова);

- абонентский (внутренний) блок;

- блок питания;

- коммуникационные линии;

- дистанционно управляемый электрозамок;

- индивидуальные ключи;

- кнопка выхода;

- доводчик двери.

Деятельность по техническому обслуживанию домофонных систем не лицензируема и не требует сертификации, не регулируется специальными нормативными актами. В соответствии со сведениями о присвоенных ООО «Домофон-Сервис» кодах общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) реализация исследуемого товара осуществляется в рамках деятельности предусмотренной кодом 52.72.2 (ремонт прочих бытовых электрических изделий).

Согласно пп. «а» п. 3.4 Порядка № 220, исходя из условий договоров, заключаемых в отношении товара, предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как работы (услуги) по техническому обслуживанию домофонных систем.

Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

В соответствии с п. 3.5 Порядка № 220 установлено.

Домофонные системы являются средствами охраны и сочетают в себе  функции аудио- и/или видеоконтроля и дистанционного управления доступом на объект.

По виду (способу идентификации посетителей) домофонные системы подразделяются на:

- аудиодомофоны, которые обеспечивают двухстороннюю аудиосвязь абонента с посетителем и позволяют идентифицировать посетителя по его голосу;

- видеодомофоны, которые обеспечивают видеоконтроль наружного околодверного пространства, двухстороннюю аудиосвязь абонента с посетителем и позволяют идентифицировать посетителя по его изображению и голосу.

Покупателями исследуемого товара по заключаемым договорам выступают физические и юридические лица (ТСЖ и управляющие компании). ТСЖ и компании, управляющие многоквартирными домами (далее - УК), могут выступать покупателем по договору технического обслуживания аудиодомофонной системы только при наличии соответствующего решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Из анализа договоров следует, что договор технического обслуживания аудиодомофонной системы заключается при наличии согласия большинства собственников помещений в подъезде.

Цель потребления товара – поддержание домофонной системы в работоспособном состоянии. Под работоспособным состоянием понимается:

- замок функционирует в соответствии с паспортными характеристиками и позволяет производить открывание двери от внутренней кнопки, ключа и из квартиры при помощи абонентской трубки;

- внешние и внутренние переговорные устройства обеспечивают связь;

- гидравлический доводчик находится в исправном состоянии;

- дверь открывается и закрывается без усилий.

Цены на работы (услуги) по техническому обслуживанию домофонных систем:

Наименование хозяйствующего субъекта

Работы (услуги)

Цена за месяц с одной квартиры (руб.)

2014 г.

январь-апрель 2015г.

ООО «Домофон-Сервис»

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы

33,33

40,00

Техническое обслуживание видеодомофонной системы

80,00

100,00

ООО «Дом-Сервис»

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы

33,33

40,00

Техническое обслуживание видеодомофонной системы

80,00

100,00

ООО «Домофон-Ком»

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы

33,33

40,00

Техническое обслуживание видеодомофонной системы

80,00

100,00

ООО «Технический Центр Домофонизации «Домофон-Сервис»

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы

договорная

договорная

ООО «ЦУОПД «ТехКом-Волга»

Техническое обслуживание аудио домофонной системы

33,33

40,00

ООО «ЮгДомофонСвязь»

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы в домах до 5-ти этажей

30,00

30,00

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы в домах свыше 5-ти этажей

25,00

25,00

ООО «Эко-Мастер»

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы по договорам с физическими лицами

35,00

39,00

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы по договорам с юридическими лицами (УК и ТСЖ)

от 25,00 до 35,00 по индивидуальному согласованию

от 25,00 до 39,00 по индивидуальному согласованию

ИП Капыш С.В.

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы по договорам с физическими лицами

30/35

30/35

ИП Малахова К.Н.

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы

33,33

40,00

ИП Носов М.Н.

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы

33,33

33,33

ИП Кулинич А.А.

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы

35

с 01.04.2015 40,00

ИП Степанов А.В.

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы

30,00

30,00

ООО «КРОС-Волга»

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы по договорам с физическими лицами

30,00

30,00

Техническое обслуживание аудиодомофонной системы по договорам с юридическими лицами (УК и ТСЖ)

25,00

25,00

ООО «КРОС-Волга» указало, что при заключении договоров с юридическими лицами (ТСЖ, УК) применяется тариф ниже, чем для физических лиц, но с условием, что запасные части (доводчик, вызывная панель) приобретаются Заказчиком работ (услуг) самостоятельно.

Продавцы товара применяют системы скидок. Основные критерии предоставления скидки это принадлежность покупателя к определенной группе:

- участники Великой отечественной войны;

- участники боевых действий в Афганистане и Чечне;

- инвалиды;

- пенсионеры;

- дети военного Сталинграда;

- участники ликвидаций последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

- ветераны труда.

ООО «Эко-Мастер» предоставляет скидку управляющим компаниям и ТСЖ в размере 15% от тарифа. В качестве обоснования ООО «Эко-Мастер» сообщило, что в данном случае происходит экономия на печати и доставки квитанций (осуществляет УК, ТСЖ) и улучшается  платежная дисциплина по счетам, выставленным собственникам аудиодомофонных систем.

Счета на оплату работ (услуг) по техническому обслуживанию домофонных систем выставляются 1 раз в квартал.

Определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с п. 3.6 Порядка № 220 выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем  анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности не выделяет работы (услуги) по техническому обслуживанию домофонных систем как вид деятельности. С учетом существа выполняемых работ (услуг) деятельность по техническому обслуживанию домофонных систем отнесена к группировке ОКВЭД 52.7 (Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования), которая содержит:

52.7 Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

52.71 Ремонт обуви и прочих изделий из кожи

52.72 Ремонт бытовых электрических изделий

52.72.1 Ремонт радио- и телеаппаратуры и прочей аудио- и видеоаппаратуры

52.72.2 Ремонт прочих бытовых электрических изделий

52.73 Ремонт часов и ювелирных изделий

52.74 Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, не включенных в другие группировки

Товара потенциально способного заменить работы (услуги) по техническому обслуживанию домофонных систем в классификационной группе 52.7 ОКВЭД не выявлено.

Согласно п. 3.7 Порядка № 220 на основании различий в технических характеристиках товара и его стоимости, работы (услуги) по техническому обслуживанию видеодомофонной системы не являются товаром заменителем для работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы.

В соответствии с п. 3.8 Порядка № 220 при выявлении взаимозаменяемых товаров используется тест гипотетического монополиста. Управлением проведен опрос покупателей работ (услуг) по техническому обслуживанию домофонных систем (опрос размещен на сайте Волгоградского УФАС России в сети Интернет по адресу http://volgograd.fas.gov.ru/news/11248) для выявления наличия/отсутствия взаимозаменяемых товаров. По результатам опроса установлено, что в случае повышения стоимости работ (услуг) технического обслуживания домофонной системы на 5-10%, при неизменных ценах на остальные товары, 86,5% (141 участник опроса) опрошенных продолжат приобретать данные работы (услуги) по повысившейся цене. При этом 6,1% (10 участников опроса) опрошенных указали, что заменят работы (услуги) по техническому обслуживанию домофонных систем на ремонтные работы по факту поломки, а 7,4% (12 участников опроса) опрошенных сообщили, что откажутся от данных работ (услуг) без замены на иной товар.

В соответствии с п. 3.9 Порядка № 220 установлено, что гипотетическое увеличение цены на работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы не обусловливает утрату продавцом выгоды от продажи данного товара по увеличенной цене.

 

Кол-во гипотетических покупателей

Гипотетическая цена товара за квартал руб.

Затраты на производство и реализацию руб. (пропорционально фактическим затратам ООО «Домофон-Сервис» за 2014г.)

Гипотетическая выручка от реализации товара руб.

Гипотетическая прибыль руб.

всего

163

До повышения

100

56

16 300

7 172

продолживших покупать товар по повысившейся цене

141

После повышения

110

56

15 510

7 614

 

                                   

Волгоградское УФАС России не располагает сведениями о расторжении договоров технического обслуживания аудиодомофонных систем вследствие повышения цены товара. ООО «Домофон-Сервис» указало что, количество абонентов на январь 2015 г. увеличилось на 978 (на 1 %)  по сравнению с январем 2014 г., а выручка за январь-февраль 2015г. выросла на 223 300 (на 5,3 %) руб. по сравнению с суммой выручки за январь-февраль 2014 г.

Согласно п. 3.9 Порядка № 220 ремонт аудиодомофонной системы по индивидуальным заявкам не является взаимозаменяемым товаром для работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы.

С учетом вышесказанного, продуктовые границы рынка определены как работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы.

4. Географические границы товарного рынка

Согласно п. 4.1 Порядка Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

Предварительное определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с п. 4.2. Порядка определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Основанием для проведения настоящего анализа послужило заявление жителя города Волгограда, поэтому географические границы товарного рынка предварительно определены границами города Волгограда.

Цена товара устанавливается хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Исследуемым товаром являются работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы, которые осуществляются по месту расположения аудиодомофонной системы, в связи, с чем происходит перемещение не товара, а исполнителя работ (услуг).

Выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями).

Покупатель исследуемого товара может его приобрести только у тех хозяйствующих субъектов, которые осуществляют (готовы осуществлять) работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы по месту расположения аудиодомофонной системы покупателя. Адрес местонахождения аудиодомофонной системы, является неотъемлемым условием договора осуществления работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы.

В соответствии с п. 4.5 Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы выполняются непосредственно по месту расположения аудиодомофонного оборудования покупателя. В свою очередь аудиодомофонное оборудование устанавливается в здании, расположенном на территории какого либо муниципального образования. Согласно заявлению, послужившему основанием для проведения анализа состояния конкуренции, потребление работ (услуг) осуществляется на территории г. Волгограда.

ООО «Домофон-Сервис» указало, что осуществляет реализацию исследуемого товара помимо г. Волгограда, в р.п. Городище и р.п. Светлый Яр. Выручка от реализации товара на территории данных муниципальных образований составила лишь 0,8% от общего объема товарной массы рассматриваемого рынка. Наличие хозяйствующих субъектов, расположенных в других муниципальных образованиях и реализующие исследуемый товар на территории г. Волгограда, не выявлено.

Метод «тест гипотетического монополиста» не применяется к исследуемому рынку, ввиду того, что приобретатель имеет возможность приобрести работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы  на определенной территории только у продавца, который осуществляет данные работы на этой территории. В данном случае происходит перемещение исполнителя работ (услуг), а не товара.

Географические границы товарного рынка определены как г. Волгоград.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Согласно п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с информацией, имеющейся в распоряжении Волгоградского УФАС России, на рынке работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем действуют следующие хозяйствующие субъекты:

1) ООО ЦУОПД "ТехКом-Волга"  ИНН 3442072670,  адрес местонахождения 400007, г.Волгоград, ул.Таращанцев, 26;

2) ООО "ЮгДомофонСвязь" ИНН 3448035788,  адрес местонахождения 400029, г.Волгоград, ул.40 лет ВЛКСМ, 45;

3) ООО "КРОС-Волга" ИНН 3448037792,  400029, г.Волгоград, ул. Вилянская, 15 А;

4) ООО "Эко-Мастер" ИНН 3444065421, адрес местонахождения 400066, г.Волгоград, ул.Чуйкова, д.9;

5) ООО «Технический Центр Домофонизации «Домофон-Сервис» ИНН 3444107953, адрес местонахождения 400087, г. Волгоград, ул. Невская, 18;

6) ООО "Домофон-Сервис" ИНН 3444127621,  адрес местонахождения 400087, г.Волгоград, ул.Невская, 18 Б;

7) ООО "Дом-Сервис" ИНН 3444195565,  адрес местонахождения 400087, г.Волгоград, ул.Невская, 18 Б;

8) ООО "Домофон-Ком" ИНН 3444142845,  адрес местонахождения 400087, г.Волгоград, ул.Невская, 18 Б;

9) ИП Степанов А.В. ИНН 344307742282;

10) ИП Капыш С.В. ИНН 344544037374;

11) ИП Малахова К.Н. ИНН 344223174361;

12) ИП Носов М.Н. ИНН 344201556455;

13) ИП Кулинич А.А. 344210340195.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с п. 6.1 Порядка № 220 расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема продаж в стоимостном выражении.

Согласно пп. «а» п. 6.2 Порядка № 220 объем рынка определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

ООО "Домофон-Сервис", ООО "Домофон-Ком", ООО «Технический Центр Домофонизации «Домофон-Сервис»  входят в одну группу лиц и в соответствии с п. 6.4 Порядка № 220 их доля определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

 

Наименование ХС

За период с 01.01.2014 по 30.04.2015г.

Выручка руб.

Доля %

1

ООО ЦУОПД "ТехКом-Волга"

14 521 331,00

13,12

2

ООО "ЮгДомофонСвязь"

2 420 563,00

2,19

3

ООО "КРОС-Волга"

1 472 893,33

1,33

4

ООО "Эко-Мастер"

9 242 000,00

8,35

5

ООО «Технический Центр Домофонизации «Домофон-Сервис»

1 658 512,58

1,50

57,25

ООО "Домофон-Сервис"

38 759 412,70

35,03

ООО "Домофон-Ком"

22 927 161,00

20,72

6

ООО "Дом-Сервис"

4 325 871,00

3,91

6

ИП Степанов А.В.

6 829 000,00

6,17

7

ИП Капыш С.В.

207 463,40

0,19

8

ИП Малахова К.Н.

2 200 000,00

1,99

9

ИП Носов М.Н.

4 558 473,33

4,12

10

ИП Кулинич А.А.

1 525 500,00

1,38

Объем рынка

110 648 181,34

100,00

 

ООО «Домофон-Сервис», ООО «Дом-Сервис», ООО «Домофон-Ком» указали, что осуществляют деятельность на территории г. Волгограда, р.п. Светлый Яр и р.п. Городище, но не могут представить сведения о выручке в разрезе муниципальных образований. В тоже время ООО «Домофон-Сервис», ООО «Дом-Сервис», ООО «Домофон-Ком» представили сведения о натуральных показателях деятельности в виде количества обслуживаемых аудиодомофонных систем в разрезе муниципальных образований.

Размер выручки ООО «Домофон-Сервис», ООО «Дом-Сервис», ООО «Домофон-Ком» на территории г. Волгограда определен пропорционально представленным натуральным показателям – количеству обслуживаемых аудиодомофонных систем.

ИП Носов М.Н. информацию о размере выручки не представил. Сведения о размере выручки ИП Носова М.Н. за 2014 г. получены от Федеральной налоговой службы. Размер выручки за период с 01.01.2015 по 30.04.2015 получен расчетным путем на основании среднемесячных показателей за предшествующий период.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Коэффициент рыночной концентрации CR3 = 61,16+13,12+8,35= 82,63

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 4050

В соответствии с п.7.2 Порядка №220 уровень концентрации товарного рынка признается высоким.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Порядка № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Участники рынка сообщили о следующих барьерах входа на рынок:

- первоначальные вложения ООО «КРОС-Волга» составили 525 тыс.руб.

- первоначальные вложения ООО «Эко-Масер» составили 1000 тыс.руб.

- первоначальные вложения ООО «Дом-Сервис» 673,7 тыс.руб.

- первоначальные вложения ООО «ЦУОПД «ТехКом-Волга» оценило в 100 тыс.$.

- антиконкурентные действия иных участников рынка (кража и порча домофонных систем).

ООО «КРОС-Волга» указало, что для входа на рынок потребовалось 9 месяцев, ООО «Дом-Сервис» указало, что для входа на рынок потребовался 1 год.

ООО «Эко-Мастер» сообщило, что многоквартирные дома, не охваченные услугами домофонных компаний, почти отсутствуют.

В качестве барьера входа на рынок продавцы товара указали на отсутствие эффективных способов истребования задолженности по оплате и частые случаи вандализма.

Продавцы товара, заключая договор с физическими лицами, устанавливают наличие согласия каждого собственника помещения в подъезде. В данном случае протокол решения собственников помещений о заключении договора технического обслуживания аудиодомофонной системы является неотъемлемой частью договора. Договор технического обслуживания аудиодомофонной системы заключается при наличии согласия большинства собственников помещений в подъезде. Переход потребителей к другому хозяйствующему субъекту, осуществляющему техническое обслуживание аудиодомофонных систем, возможен только при наличии согласия большинства собственников помещений в подъезде. Данное обстоятельство является препятствием для входа на исследуемый рынок.

Участникам рынка был задан вопрос о наличии расторгнутых договоров на техническое обслуживание аудиодомофонных систем с указанием причины расторжения:

- ООО «Дом-Сервис» указало, что за период с 01.01.2012 по 30.04.2015 договоры расторгнуты с ТСЖ «УЮТ» и ООО «Управляющая компания «Уют» (6 многоквартирных домов) по соглашению сторон.

- ООО «КРОС-Волга» указало, что произошло расторжение договора с ООО «УК Волгстрой Плюс» в связи с прекращением деятельности данной организации по управлению многоквартирными домами. Однако, собственники помещений в многоквартирных домах изъявили желание заключить договор с ООО «КРОС-Волга» уполномочив на это ТСЖ.

- ООО «Домофон-Ком» сообщило о расторжении договоров технического обслуживания в отношении 7 аудиодомофонных систем, указав в качестве причины неправомерные действия организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.

Учитывая вышеизложенное, потребители товара редко меняют исполнителя работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем, несмотря на разницу в цене работ (услуг).

С учетом п.8.4 Порядка №220 барьеры входа на рынок работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем являются преодолимыми.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

На основе информации имеющейся в Волгоградском УФАС России, рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Выводы по результатам анализа состояния конкуренции.

Согласно ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Доля группы лиц в составе ООО «Домофон-Сервис», ООО «Домофон-Ком», ООО «Технический Центр Домофонизации «Домофон-Сервис» на рынке работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем в границах г.Волгограда за период с 01.01.2014 по 30.04.2015 составила 57,25%.

В соответствии с результатами анализа состояния конкуренции на рынке работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем выявлены признаки доминирующего положения группы лиц в составе ООО «Домофон-Сервис», ООО «Домофон-Ком», ООО «Технический Центр Домофонизации «Домофон-Сервис» на рынке работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем в границах г.Волгограда за период с 01.01.2014 по 30.04.2015.

Согласно ст. 6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Характеристики исследуемого товарного рынка: численность населения г. Волгограда на 01.01.2015 г. составила 1 017 тыс.чел., количество многоквартирных домов - 6 292, площадь города 859,353 кв.км. В соответствии с рекомендациями по определению общих критериев сопоставимости рынков при проведении анализа состояния конкуренции на товарных рынках (письмо ФАС России от 07.12.2012 № 40978/12) осуществлена проверка сопоставимости характеристик товарных рынков, действующих в иных географических границах. Единственным городом на территории которого может располагаться товарный рынок, сопоставимый рынку г. Волгограда, является Пермь (численность населения 1 036 тыс.чел., количество многоквартирных домов – 5 206, площадь города 799,68 кв.км.). Условия обращения товара, условия доступа на товарный рынок и государственное регулирование рынка работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем в границах г. Перми сопоставимы с условиями существования товарного рынка в границах г. Волгограда.

В соответствии с результатами анализа состояния конкуренции на рынке работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем в границах г. Перми за период с 01.01.2014 по 30.04.2015 не выявлено хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Следовательно, на рынке г. Пермь отсутствуют лица, имеющие возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара.

Хозяйствующие субъекты в г. Пермь установили следующие цены на работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем:

Наименование хозяйствующего субъекта г. Пермь

Примечание

Цена за месяц с одной квартиры (руб.)

2014 г.

январь-апрель 2015г.

ООО «Парсек»

ТО в домах до 5 этажей

35

35

ТО в домах свыше 5 этажей

30

30

ООО «ПАРМА-ТРЕЙД»

ТО аудиодомофонной системы

34

34

ИП Мальцев В.А.

ТО в домах до 5 этажей

35

с 01.02.2015         37

ТО в домах свыше 5 этажей

30

32

ООО «Комфорт»

ТО в домах до 5 этажей

35

35

ТО в домах свыше 5 этажей

25

25

ООО «Энерго-профи»

свыше 100 квартир в доме

25

30

дом свыше 5 этажей, но менее 100 квартир в доме

30

35

ТО в домах до 5 этажей

35

35

ООО «Домофон-СД»

ТО аудиодомофонной системы

37

37

ООО «Дом Сервис»

ТО аудиодомофонной системы

30

35

менее 10 квартир в подъезде

50

50

ООО «Домофоны Прикамья Плюс»

ТО в домах до 5 этажей

30

35

ТО в домах свыше 5 этажей

30

30

 

Средняя цена (34,33 руб.) работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем на сопоставимом товарном рынке в границах г. Перми в 2015 г. ниже, чем цена (40 руб.), установленная ООО «Домофон-Сервис» в границах г. Волгограда.

II. Цена на работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем ООО «Домофон-Сервис»:

- за период с 01.04.2012 по 31.12.2014 утверждена приказом № 37 от 29.03.2012 и составляет 100 руб. за один квартал (33,33 руб. за месяц) с одной квартиры;

- за период с 01.01.2015 по момент составления докладной записки утверждена приказом № 150 от 30.12.2014 и составляет 40 руб. за месяц с одной квартиры.

В соответствии с объяснениями ООО «Домофон-Сервис» (письмо вх. № 4981 от 09.07.2015) пояснил, что для жителей дома по адресу г. Волгоград, ул. Липецкая, д. 7 (адрес Заявителя) вследствие технического сбоя не произошло своевременное увеличение цены с 28 рублей до 33,33 руб. за месяц с одной квартиры в период с 01.04.2012. Потребители по данному адресу получали платежные документы, в которых стоимость рассчитана по ранее действующему тарифу, а с 01.01.2015 техническая ошибка устранена и к потребителям по адресу г. Волгоград, ул. Липецкая, д. 7 применена цена, действующая для всех потребителей.

ООО «Домофон-Сервис» представило методику расчета стоимости технического обслуживания системы ограничения доступа (многоабонентного домофона). Согласно данному расчету ежемесячная стоимость технического обслуживания

S=X*(1+k1+k2+…kn) / A                                                                                (1)

где

X – отпускная розничная цена комплекта (X = 33340 руб., складывается из стоимости подъездного среднестатистического оборудования 15700 руб. + стоимость трубок 250 руб. *36шт.+ ключи 3шт.*80руб.*36 кв.);

k -  рассчитанные для компонента повышающие коэффициенты для данного вида комплектующих

k1=0,1 масштаб системы

k2=0,2 центральное управляющее устройство

k3=0 географическое положение

k4=0 периодичность плановых регламентных работ 2 раза в год

k5=0 первичная обработка информации

k6=0,2 механически подвижный узел (доводчик)

k7=0,1 помещение общего пользования

k8=0,1 проводка без защиты

k9=0 высота прокладки линий

k10=0 (не указано)

А – срок эксплуатации (период полной амортизации) равен 60 мес.

 

S = 33340 * (1+0,1+0,2+0+0+0+0,2+0,1+0,1+0+0) / 60 = 944,63 руб.

 

ежемесячная стоимость технического обслуживания в целом рассчитывается по формуле:

 

S ∑ = (S1 + S2 + … + Sn) * R / N                                                                      (2)

 

где

S1 + S2 + … + Sn – рассчитанная ежемесячная стоимость ТО каждого компонента системы;

R – повышающий коэффициент, характеризующий общую стоимость непосредственно выполняемых работ по ТО системы. Расчет и обоснование коэффициента в методике отсутствует.

N – среднее число абонентов.

 

S ∑ = 944,63*1,6/36 = 41,98 руб.

 

Ежемесячная стоимость технического обслуживания (1) представляет собой полную стоимость аудиодомофонной системы умноженную на повышающий коэффициент k = 1,7 и распределенную на плановый срок службы в размере 60 месяцев.

Ежемесячная стоимость технического обслуживания в целом (2) представляет собой полную стоимость аудиодомофонной системы умноженную на повышающий коэффициент k = 1,7 и распределенную на плановый срок службы аудиодомофонной системы затем умноженную на коэффициент 1,6 и распределенную на число абонентов

В приведенной методике отсутствует расчет стоимости собственно работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы. Ежемесячная стоимость технического обслуживания для одного абонента в соответствии с методикой составляет 1/60 от 2,72 полной стоимости аудиодомофонной системы на 36 квартир.

На заседании комиссии 15 декабря 2015 г. представитель ООО «Домофон-Сервис» Скориков А.В. пояснил, что представленная методика расчета стоимости технического обслуживания не предусматривает плановой рентабельности.

Исходя из условий договоров, заключенных в отношении исследуемого товара, техническое обслуживание аудиодомофонной системы представляет собой работы и услуги, выполняемые для поддержания аудиодомофонной системы в рабочем состоянии.

Экономические, технические или иные основания для включения в цену работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы полной стоимости самой аудиодомофонной системы не выявлены.

Финансовый результат ООО «Домофон-Сервис» от работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем:

Временной период

Выручка  руб.

Затраты на производство и реализацию руб.

Прибыль

в руб.

в % от выручки (рентабельность продаж)

2012 г.

23 869 955

18 314 786

4 763 969

19,96%

2013 г.

25 760 411

15 773 909

9 132 002

35,45%

2014 г.

28 410 990

14 331 736

12 416 228

43,70%

1-е полугодие 2015 г.

16 569 245

7 487 976

8 694 692

52,47%

 

Цена товара, реализуемого ООО «Домофон-Сервис»,  за период с 01.04.2012 по 31.12.2014 не изменялась, однако рентабельность продаж выросла с 19,96% до 43,70%. Это произошло за счет снижения затрат и увеличения размера выручки ООО «Домофон-Сервис».

В письме вх. № 10754 от 30.12.2015 ООО «Домофон-Сервис» указало размер прибыли за 9 месяцев 2015 г. - 13 012 765 руб., что превышает размер прибыли ООО «Домофон-Сервис» за весь 2014 год.

С 01.01.2015 ООО «Домофон-Сервис» повысило цену товара с 33,33 руб./мес. до 40  руб./мес. (на 20%) и рентабельность продаж за первое полугодие 2015 г. увеличилась до 52,47%.

 

Количество обслуживаемых ООО «Домофон-Сервис» аудиодомофонных систем в г. Волгограде

Дата

январь 2012

январь 2013

январь 2014

январь 2015

апрель 2015

 

Кол-во систем

3271

3503

3821

4038

4070

 
 
 

 

За период с 01.01.2012 по 30.06.2015 выручка ООО «Домофон-Сервис» от осуществления работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем ежегодно увеличивается, а затраты на выполнение данных работ (услуг) снижаются, несмотря на увеличение количества обслуживаемых аудиодомофонных систем.

ООО «Домофон-Сервис» представило сведения о том, что вся чистая прибыль, полученная за период с 01.01.2014 по 30.09.2015, распределена (поквартально) между участниками общества.

Согласно информации Федеральной налоговой службы (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) от 14 мая 2014 г. "Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах" наибольшая рентабельность (по всем видам деятельности на территории РФ) проданных товаров, продукции (работ, услуг) за 2014 г. выявлена при осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических), а ее размер составил 36%.

В соответствии с открытыми данными Федеральной службы государственной статистики (http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=31429) рентабельность (убыточность) проданных товаров, продукции, работ, услуг (процент) по виду деятельности «Ремонт бытовых электрических изделий» на территории Южного федерального округа составила

2014 г.

2015 г.

на 1 января

на 1 апреля

на 1 июля

на 1 октября

на 1 января

на 1 апреля

на 1 июля

на 1 октября

1,21

2,18

2,33

4,4

5,72

сведения отсутствуют

сведения отсутствуют-

сведения отсутствуют-

 

на территории России

2014 г.

2015 г.

на 1 января

на 1 апреля

на 1 июля

на 1 октября

на 1 января

на 1 апреля

на 1 июля

на 1 октября

3,76

2,42

2,85

3,36

3,84

8,57

4,51

2,52

 

Рентабельность продаж ООО «Домофон-Сервис» значительно превышает среднеотраслевую рентабельность по самому доходному виду деятельности в России и по виду деятельности «Ремонт бытовых электрических изделий» на территории Южного федерального округа.

III

В качестве обоснования повышения цены работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы ООО «Домофон-Сервис» указало следующие доводы:

1) рост инфляции в России с 2012 г. по март 2015 составил 31,83%;

2) рост цен на оборудование составил от 26,34% до 103,64% (трубки)

3) запланированные мероприятия по увеличению числа работников на 3 – 4 человека и повышению заработной платы в среднем на 20%;

4) запланированные затраты на модернизацию основных средств.

На основании вышеуказанных доводов ООО «Домофон-Сервис» прогнозировало в 2015 году рост затрат, превышающий рост выручки от технического обслуживания аудиодомофонных систем.

Проанализировав доводы ответчика, комиссия приходит к мнению, что доводы о росте затрат, превышающем рост выручки от технического обслуживания аудиодомофонных систем противоречат представленным сведениям о фактических доходах и расходах ООО «Домофон-Сервис» за период с 2012 г. по 1-ое полугодие 2015 г.

Информация о фактических доходах и расходах ООО «Домофон-Сервис» от технического обслуживания аудиодомофонных систем демонстрирует ежегодный рост рентабельности продаж (рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле). После повышения цены с 01.01.2015 на работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем  рентабельность продаж ООО «Домофон-Сервис» выросла с 43,70% до 52,47% (первое полугодие 2015 г.).

 

ООО «Домофон-Сервис» представило следующие возражения на аналитический отчет № 584 от 28.04.2015 г.:

1) Проведен ретроспективный анализ. Необходимо проведение перспективного анализа рынка с учет условий, которые в будущем сложатся на рассматриваемом товарном рынке (например, после совершения действий, за которыми осуществляется антимонопольный контроль) и оценкой воздействия, которое окажут подконтрольные действия на состояние конкуренции.

2) Неучтено наличие на рынке групп потребителей - физических лиц и юридических лиц, отличающихся особенностями поведения на рынке.

3) Неверно определен вид деятельности в соответствии с ОКВЭД 52.72. «ремонт бытовых электрических изделий». ООО «Домофон-Сервис» осуществляет деятельность по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем в рамках ОКВЭД 45.31 «производство электромонтажных работ».

4) Анализ цен на товар проведен не в полном объеме. Количество хозяйствующих субъектов с указанными ценами не соответствует количеству выявленных хозяйствующих субъектов.

5) Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов произведен не верно. ООО «Домофон-Сервис», ООО «Домофон-Ком» и ООО «Дом-Сервис» представили сведения о выручке от технического обслуживания аудиодомофонных систем в сумме по г. Волгограду, р.п. Светлый Яр, р.п. Городище, что не позволяет определить размер выручки в границах г. Волгограда.

Комиссия проанализировала возражения ответчика и приняла решение:

1) Довод о необходимости проведения перспективного анализа состояния конкуренции признать необоснованным по следующим обстоятельствам.

Ретроспективный анализ определяет влияние действий ООО «Домофон-Сервис» на состояние конкуренции на рынке работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы, что отражается в аналитическом отчете раздел 9 «Оценка состояния конкуренции на товарном рынке». Определенный временной интервал с 01.01.2014 по 28.02.2015 включает в себя период после совершения действий по повышению цены с 01.01.2015 г.

Рассматриваемые действия ООО «Домофон-Сервис» по увеличению цены работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы привели к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, но не оказали воздействия на состояние конкуренции на товарном рынке (не привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции).

Согласно п. 9.1. Порядка № 220 оценка состояния конкуренции на товарном рынке включает:

а) заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок: к рынку с развитой конкуренцией, к рынку с недостаточно развитой конкуренцией или к рынку с неразвитой конкуренцией;

б) оценку перспективы изменения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке

В соответствии с пп. «б» п. 9.1 Порядка № 220 оценка перспективы изменения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке проводится в случаях:

- принятия решений в рамках государственного контроля за экономической концентрацией согласно главе 7 Закона о защите конкуренции, за исключением рассмотрения сделок и иных действий, которые осуществляются внутри группы лиц;

- при решении вопросов о принудительном разделении (выделении) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в соответствии со статьей 38 Закона о защите конкуренции.

Рассматриваемые действия ООО «Домофон-Сервис» по увеличению цены работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы не попадают под действие главы 7 Закона о защите конкуренции или ст. 38 Закона о защите конкуренции.

2) Довод о наличии на рынке групп потребителей «физические лица» и «юридические лица», отличающихся особенностями поведения на рынке признать необоснованным по следующим обстоятельствам.

В соответствии с п. 3.3 Порядка № 220 разные группы приобретателей признаются действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец на основании признаков, указанных в настоящем пункте, устанавливает разные цены на один и тот же товар для разных групп приобретателей. Группы приобретателей различаются:

- по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые приобретатели и розничные приобретатели);

- по месту приобретения товара;

- по предъявляемым к товару требованиям;

- по особенностям поведения на товарном рынке;

- по другим признакам.

В соответствии с материалами дела ООО «Домофон-Сервис» не устанавливает различные цены на работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы для физических и юридических лиц. Из всех участников рынка только ООО «КРОС-Волга» указало, что при заключении договоров с юридическими лицами (ТСЖ и управляющие многоквартирными домами компании) применяется тариф ниже, чем для физических лиц, но с условием, что запасные части (доводчик, вызывная панель) приобретаются Заказчиком работ (услуг) самостоятельно.

ТСЖ и компании, управляющие многоквартирными домами (далее - УК), могут выступать покупателем по договору технического обслуживания аудиодомофонной системы только при наличии соответствующего решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с чем, нельзя сделать вывод о том, что ТСЖ и УК имеют интерес по приобретению работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы, отличный от интереса собственников помещений в многоквартирном доме, делегировавших свои полномочия ТСЖ и/или УК.

3) Довод о неверном отнесении работ (услуг) ООО «Домофон-Сервис» по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы к виду деятельности в соответствии с ОКВЭД 52.72. «ремонт бытовых электрических изделий» признать необоснованным по следующим обстоятельствам.

ООО «Домофон-Сервис» указало, что работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы производятся в соответствии с ОКВЭД 45.31 «производство электромонтажных работ», который включает в себя монтаж в зданиях и других строительных объектах: - электропроводов, электроарматуры и электроприборов - систем электросвязи - систем электрического отопления - радио- и телевизионных антенн - систем пожарной сигнализации - систем противовзломной (охранной) сигнализации - лифтов и эскалаторов - молниеотводов и т.п.

Согласно условиям договоров, заключенных ООО «Домофон-Сервис» (от 20.12.2014 № 235аб-14, от 26.08.2013 № 190аб-13 и др.), предметом являются услуги по техническому обслуживанию системы ограничения доступа (многоабонентный домофон). В п. 3.2 договоров указано, что в стоимость услуг по техническому обслуживанию включены работы по устранению характерных неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации и определенных эксплуатационной документацией.

Устранение неисправностей по своей сущности относится к ремонтным работам, что и отражено в ОКВЭД 52.72. «ремонт бытовых электрических изделий».

4) Довод о неполном указании цен участников рынка признать обоснованным по следующим обстоятельствам.

ООО «Домофон-Сервис» указало, что количество хозяйствующих субъектов в разделе «Продуктовые границы товарного рынка» отчета, с указанием применяемых цен, не соответствует количеству хозяйствующих субъектов, указанных в разделе отчета 5 «Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке».

В разделе «Продуктовые границы товарного рынка» отчета № 584 от 28.04.2015 г. указаны лишь те хозяйствующие субъекты, которые определены в качестве продавцов исследуемого товара. В разделе отчета «Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке» отражено, что на момент составления аналитического отчета не представлена информация от 10 потенциальных участников рынка.

В соответствии с поручение председателя комиссии по делу 15-01-10-04/351 подготовлен аналитический отчет от 15.02.2016 № 37 по результатам анализа состояния конкуренции на рынке работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем в котором учтен вышеуказанный довод ООО «Домофон-Сервис».

5) Довод о некорректном расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов признать частично обоснованным по следующим обстоятельствам.

В разделе отчета «Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке» отражено, что на момент составления аналитического отчета № 584 от 28.04.2015 г. не представлена информация от 10 потенциальных участников рынка.

В соответствии с поручение председателя комиссии по делу 15-01-10-04/351 подготовлен аналитический отчет от 15.02.2016 № 37 по результатам анализа состояния конкуренции на рынке работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем в котором учтен вышеуказанный довод ООО «Домофон-Сервис».

В тоже время отсутствие у ООО «Домофон-Сервис», ООО «Домофон-Ком» и ООО «Дом-Сервис» учета выручки в разрезе муниципальных образований не является основанием для неисполнения антимонопольным органом государственной функции по определению наличия или отсутствия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

ООО «Домофон-Сервис», ООО «Дом-Сервис», ООО «Домофон-Ком» представили сведения о натуральных показателях деятельности в виде количества обслуживаемых аудиодомофонных систем в разрезе муниципальных образований.

Размер выручки ООО «Домофон-Сервис», ООО «Дом-Сервис», ООО «Домофон-Ком» на территории г. Волгограда может быть определен расчетным путем, на основании представленных натуральных показателей.

На основании изложенного, Комиссия установила, что общество выбрало такой способ защиты своего права, который привел к ущемлению интересов иных лиц.

На основании вышеизложенного, в действиях ООО «Домофон-Сервис» имеет место нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи  предписания ООО «Домофон-Сервис» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно ч. 5 ст. 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Домофон - Сервис» (ИНН 3444127621, дата регистрации 07.11.2005, ОГРН 1053444096452,  местонахождение: 400087, г. Волгоград, ул. Невская,18/Б) субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке работ (услуг) по техническому обслуживанию аудиодомофонных систем в границах  города Волгограда за период с 01.01.2014 по 30.04.2015 г.

2. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Домофон - Сервис» (ИНН 3444127621, дата регистрации 07.11.2005, ОГРН 1053444096452,  местонахождение: 400087, г. Волгоград, ул. Невская,18/Б) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на работы (услуги) по техническому обслуживанию аудиодомофонной системы и привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

3. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Домофон - Сервис» предписание об устранении нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Передать материалы дела № 15-01-10-04/351 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны