Решение б/н О признании ГБУЗ Еланскую центральную районную больницу нару... от 16 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по  делу № 15-01-10-04/453

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 ноября 2015 года                       г. Волгоград

Решение в полном объеме изготовлено 10 декабря 2015 года

           

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) по рассмотрению дела № 15-01-10-04/453 о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Никуйко И.Б.  – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Леньшиной О.Е. – главный специалист эксперт отдела экономического анализа;

Богомолова С.И. – старший государственный инспектор отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

рассмотрев дело № 15-01-10-04/453 по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Еланская центральная районная больница (ИНН 3406200091, ОГРН 1023405761961 дата регистрации 25.03.2002, местонахождение: 403732, Волгоградская область, рабочий поселок Елань, ул. Мира, 1; далее также - ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области») пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» в результате установления, поддержания монопольно высокой цены услуги по проведению предрейсового/послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств и признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции), выразившиеся в ущемлении интересов потребителей услуг ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» путем завышения норм времени необходимого для проведения предрейсового/послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств,

в присутствии представителей:

- заявителя –

Касьяненко С.В. - представитель ОАО «Газпром газораспределение Волгоград»  по доверенности № юр - 1377 от 22.06.2015

- ответчика -

Савушкиной Г.Б. - главный врач ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области»;

Саяпиной Л.И. - представитель ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» по доверенности №17 от 21.08.2015;

- лица, располагающего сведениями -

Рамазановой И.А. - представитель комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности № 69 от 03.08.2015.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступило заявление ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» (вх. № 1746 от 13.03.2015, далее – Заявление) с жалобой на действия ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» по установлению цены на медицинскую услугу – предрейсовое (послерейсовое) медицинское освидетельствование водителя в размере 111,07 руб. в 2015 году, что, по мнению заявителя, приводит к ущемлению его интересов и содержит в себе признаки монопольно высокой цены.

Цена медицинской услуги – предрейсовое (послерейсовое) медицинское освидетельствование одного водителя в размере 111,07 руб. ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» утверждена приказом ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» № 177од от 04.06.2014 и введена с 05.06.2014. Ранее на данную услугу действовала цена в размере - 62,32 руб. Заявитель обращался в ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» с предложение

Заявитель также указал, что в других организациях Волгоградской области цена предрейсового (послерейсового) медицинского освидетельствования одного водителя в 2015 году ниже, чем в ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области», а именно:

  • ГБУЗ «Жирновская ЦРБ» - 46 руб.;
  • ГБУЗ «ЦРБ Ольховского района» - 35,80 руб.;
  • ГБУЗ «Среднеахтубинская ЦРБ» - 28 руб.;
  • ГБУЗ «Ленинская ЦРБ» - 40 руб.;
  • ГБУЗ «Николаевская ЦРБ» - 40,80 руб.;
  • ГБУЗ «Даниловская ЦРБ» - 55 руб.;
  • ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» - 58 руб.;   
  • ГБУЗ «Калачевская ЦРБ» - 70 руб.;
  • ГБУЗ «ЦРБ Котовского района» - 72 руб.;
  • МУП «Котовская АТП» - 30,05 руб.;
  • МУП «Городское хозяйство» - 25 руб.

Заявитель обращался в ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» с предложением о снижении цены медицинской услуги – предрейсовое (послерейсовое) медицинское освидетельствование водителя в размере 111,07 руб. в 2015 году. Однако ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» отказало в снижении цены111,07 руб. в 2015 году.

В рамках рассмотрения заявления Волгоградским УФАС России проведен анализ рынка оказания услуг по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств. Согласно аналитическому отчету № 711 от 02.06.2015, у ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» имеются признаки доминирующего положения на рынке оказания услуг по проведению предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей транспортных средств в географических границах Еланского муниципального района Волгоградской области. Также выявлены признаки установления  монопольно высокой цены на данную услугу.

По результатам рассмотрения Заявления в порядке, предусмотренном ст. 44 Закона о защите конкуренции, приказом № 270 от 11.06.2015  возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела № 15-01-10-04/453 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» в результате установления, поддержания монопольно высокой цены услуги по проведению предрейсового / послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств.

В ходе рассмотрения дела ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» были представлены письменные объяснения, в которых ответчик возражает против наличия в действиях ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» по установлению, поддержанию цены услуги по проведению предрейсового/послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств водителя в размере 111,07 руб. признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В качестве аргумента ответчиком приведен довод, что цена на услугу рассчитана основываясь на  фактических затратах учреждения, а также на основе данных  хронометража продолжительности проведения сложного (50 минут), среднего (25 минут) и простого (15 минут) осмотров, заложенных в базу расчета затрат на заработную плату медицинской сестры. Средняя продолжительность проведения одного осмотра рассчитана по формуле среднего арифметического: (50 минут + 25 минут + 15 минут) / 3 = 30 минут.

Комитет здравоохранения Волгоградской области поддержал позицию ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» рассматриваемых в настоящем деле.

Заявитель не согласился с  расчетом продолжительности проведения одного предрейсового/послерейсового медицинского осмотра способом средней арифметической сложного (50 минут), среднего (25 минут) и простого (15 минут) осмотров, так как данный расчет не соответствует фактическим трудозатратам ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области».

 В качестве обоснования своего несогласия заявитель представил Комиссии довод о целесообразности использования для расчета продолжительности проведения одного осмотра средней арифметической взвешенной, так как результаты расчета средневзвешенного значения являются более показательными, поскольку учитывают больше информации и отражают действительно среднее время проведения осмотра.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции «монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами…»

Таким образом, Законом о защите конкуренции установлен ряд необходимых и достаточных критериев наличия такого правонарушения как установление монопольной цены – это наличие доминирующего положения на рассматриваемом рынке, а также два критерия (метода) определения монопольно высокой цены товара: затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурно и иным образом сходном товарном рынке).

В аналитическом отчете №1217 от 26.11.2015 (далее аналитический отчет) в целях изучения сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды. Временной интервал определен  с 01.01.2013 г. по 31.10.2015 г.

Товарный рынок определен как оказание услуг по  проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Географические границы товарного рынка определены как территория Еланского муниципального района Волгоградской области.

Единственным хозяйствующий субъектом, действующим на рассматриваемом товарном рынке, определено ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области».

Поскольку ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» является единственным продавцом на рассматриваемом товарном рынке в определенных географических границах, то его доля на рынке за период с 01.01.2013 по  31.10.2015 г. составляет 100%.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) за исследуемые периоды составляют:

Таблица 1.

 

2013 г.

2014 г.

январь-октябрь 2015 г.

CR

100%

100%

100%

HHI

10000

10000

10000

В соответствии с п.7.2. Порядка при 70% <= CR  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000 уровень концентрации товарного рынка является высоким.

К барьерам входа на рассматриваемый рынок относятся:

а) экономические ограничения:

- затраты на организацию деятельности медкабинета, отвечающего санитарно-гигиеническим требованиям;

- затраты на приобретение необходимого медицинского оборудования;

- затраты на обучение медицинского персонала.

б) административные ограничения:

 - условия лицензирования отдельных видов деятельности.

На основании рассчитанных показателей уровня концентрации рассматриваемого товарного рынка, данный рынок отнесен к рынку с высоким уровнем концентрации. С учетом наличия барьеров входа на рынок и их трудной преодолимости  можно сделать заключение, что рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Комиссия, рассмотрев аналитический отчет, выслушав объяснения сторон по делу, приходит к выводу о наличии доминирующего положения ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» на рынке услуг по  проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в период с 01.01.2013 г. по 31.10.2015 г. Доказательств обратного ответчик не предоставил.

С учетом вышеизложенного установленного обстоятельства для признания цен на услугу по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, установленных ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области», монопольно высокими частью 1 статьи 6 Федерального закона о защите конкуренции установлено соблюдение еще двух условий:

- рассматриваемые цены на услугу по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, превышают сумму необходимых ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» расходов для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

- рассматриваемые цены на услугу по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, превышают цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

На предмет монопольно высоких цен рассматриваются цены на услугу по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, которые ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» установило (зафиксировало) в перечне платных медицинских услуг и которые применялись им в отношениях с заказчиками в период с 05.06.2014 г. до момента вынесения настоящего решения.

Пояснительной запиской № 1509 от 14.07.2015 г. по делу № 15-01-10-04/453 ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» сообщает, что ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» является государственным бюджетным учреждением, учредителем которого является министерство здравоохранения Волгоградской области. Наряду с основными видами деятельности  Учреждение оказывает платные медицинские услуги. Порядок определения платы для физических и юридических лиц за (услуги) работы, относящиеся к основным видам деятельности учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных действующих законодательством, в пределах установленного государственного задания устанавливается Учредителем (комитетом здравоохранения Волгоградской области). На основании приказа комитета по здравоохранению Волгоградской области от 20.12.2010 № 2611 «Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за (услуги) работы, относящиеся к основным видам деятельности учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных действующих законодательством, в пределах установленного государственного задания» (далее – Порядок).  ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» произвела расчет тарифов на платную медицинскую услугу «предрейсовое медицинское освидетельствование водителей». В стоимость услуги вошли фактические затраты Учреждения.

Письмом № 14-02-6130 от 23.11.2015 Комитет здравоохранения Волгоградской области поясняет, что «стоимость платных услуг определяется учреждениями самостоятельно на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов и должна целиком покрывать издержки учреждений на оказание данных услуг. При расчете цены платной услуги учитываются расходы на приобретения материальных запасов, потребляемых в процессе оказания платной услуги, сумма начислено амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги, рентабельность и т.д.».

Согласно письму комитета здравоохранения Волгоградской области № 14-05-2037 от 20.10.2015 «комитетом при согласовании перечня платных услуг учреждения осуществляется согласование формирования цены на платные услуги на соответствие Порядку».

ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области»  стоимость предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей рассчитывается на основании калькуляций, утверждаемых главным врачом ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» и  согласованных с комитетом здравоохранения Волгоградской области.  Состав и размер затрат, включенных в расчет стоимости услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» определило самостоятельно.

Калькуляции стоимости и состав затрат исследуемой услуги за 2013г. - январь-март 2015 г. по данным, представленным в письме ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области»  № 941 от 23.04.2015, приведены в таблице:

Таблица 2.

Статьи затрат

2013 г.

05.06.2014 - 2015г.

Кол-во времени на исследование

30 мин

30 мин

Фонд заработной платы

22,14

30,33

Начисление на з/п, 30,2%

6,69

9,16

Накладные расходы

27,23

60,81

Расходы на медикаменты

0,26

0,28

Расходы на мягкий инвентарь

0,33

0,4

Себестоимость

56,65

100,98

Рентабельность, 10%

5,665

10,09

Стоимость услуги

62,32

111,07

В 2013 году цена на исследуемую услугу составляла 62,32 рубля. С  05.06.2014 г. цена стала составлять 111,07 рублей. Ответчик объясняет рост цены увеличением заработной платы, ростом  цен на медикаменты, мягкий инвентарь, коммунальные услуги и др.

Фонд заработной платы и начисления на заработную плату в период 05.06.2014 - 2015 г. составляют в цене услуги значительную долю - 36% (более трети).

По данным из письма ГБУЗ "Еланская центральная районная больница" № 941 от 23.04.2015  расчет фонда заработной платы выглядит следующим образом:

Таблица 3.

Категория персонала

з/п

Среднегодовая норма рабочего времени

З/п за 1 час

З/п за 30 мин.

Мед. сестра

8351,15

159,8

60,65

30,33

Если следовать данному расчету, то заработная плата за 1 час работы медицинской сестры  должна составить:

З/п за 1 час=8351,15 руб./159,8 часов=52,26 руб./час.

В ходе рассмотрения дела взяты объяснения у ответчика и установлено, что в их расчете допущена техническая ошибка. На основании приказа № 3614 от 25.12.2013 г. «Об оплате труда работников учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения Волгоградской области», с 01.10.2013 г. установлен базовый оклад медицинской сестре в размере 6057 рублей. В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 15.06.2010 № 239-П «Об оплате труда работников в государственных учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Волгоградской области», установлены выплаты к базовому окладу:

- за стаж непрерывной работы 5 лет и более – 30% от базового оклада,

- за высшую квалификационную категорию -  30% от базового оклада.

Таким образом, в расчет фонда заработной платы, заложенного в калькуляцию стоимости услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств должно быть заложено:

6057 руб. + 1817,10 руб. + 1817,10 руб. = 9691,20 руб. (вместо 8351,15 руб.)

Заработная плата за 30 мин рабочего времени медицинской сестры, заложенного в расчет исследуемой услуги, составит:

9691,20 руб. / 159,8 ч.*0,5 ч. =30,32 руб.

Таким образом, выявленная в ходе рассмотрения дела техническая ошибка  не повлияла на окончательный результат расчета стоимости услуги.

Так как на расчет фонда заработной платы и, соответственно, на конечную стоимость самой услуги значительное влияние оказывает продолжительность проведения одного предрейсового или послерейсового медицинского осмотра водителя, то для проверки представленной информации о заложенной в расчет продолжительности проведения одного осмотра (30 минут по данным ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области») Управлением были опрошены государственные учреждения здравоохранения Волгоградской области с целью установления времени проведения одного предрейсового или послерейсового медицинского осмотра водителя, на котором основывается расчет себестоимости услуги.

Ответы хозяйствующих субъектов сведены в таблицу ниже:

Таблица 4.

Наименование ХС

Время проведения осмотра, заложенное в расчет стоимости услуги, мин.

 
 

г. Волгоград

 

 

ГБУЗ "ВОКБ №3"   

9

 

"Клиническая поликлиника №6"

17,5

 

ГУЗ "Клиническая больница скорой медицинской помощи №15"

10

 

ГБУЗ "ВОКБ №1"     

15

 

ГУЗ "КБ СМП №7"

12

 

Волгоградская область

 

 

ГБУЗ "Фроловская ЦРБ"   

20

 

ГБУЗ"Стоматологическая поликлиника" г. Фролово

20

 

ГБУЗ "Октябрьская ЦРБ"

15

 

ГБУЗ "Светлоярская ЦРБ" 

8

 

ГБУЗ "Киквидзенская ЦРБ"  

16

 

ГБУЗ "Николаевская ЦРБ"

15

 

ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области»

30

 

ГБУЗ "ЦРБ Клетского муниципального района"

9,4

 

ГБУЗ " Михайловская ЦРБ"

10

 

ГБУЗ "Калачевская ЦРБ"

15

 

ГБУЗ "Новоаннинская ЦРБ"

14

 

ГБУЗ "Урюпинская ЦРБ"

16,2

 

ГБУЗ "ЦРБ Суровикинского района"

23

 

ГБУЗ "Новониколаевская ЦРБ"

15

 

ГБУЗ "Даниловскай центральная районная больница"

12

 

ГБУ "ЦРБ Руднянского муниципального района"

22,5

 

ГБУЗ "Быковская ЦРБ"

5

 

ГБУЗ "Среднеахтубинская ЦРБ"

10

 

ГБУЗ "Серафимовическая ЦРБ"

15

 

ГБУЗ "Палласовская ЦРБ"

15

 

ГУЗ "Жирновская ЦРБ"

10

 

ГБУЗ "Дубовская ЦРБ"

7

 

ГБУЗ "Котельниковская ЦРБ"

10

 

ГБУЗ "Кумылженская ЦРБ"

12

 

ГБУЗ "Котовская ЦРБ"

15

 

ГБУЗ "Старополтавская ЦРБ"

7

 

ГБУЗ "Чернышковская ЦРБ"

10

 

ГБУЗ "Центральная городская больница

г. Камышина"

16

 

ГБУЗ "Городская больница №1" г. Камышина

12

 

ГБУЗ "Светлоярская ЦРБ"

8

 

ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ"

30

 

ГБУЗ "Ленинская ЦРБ"

12,6

 

Средняя продолжительность проведения осмотра, заложенная в расчет стоимости услуги, мин.

14,0

 

 

Приведенные данные свидетельствуют о том, что только у двух центральных районных больниц Волгоградской области - ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» и ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» в расчет стоимости проведения одного предрейсового или послерейсового медицинского осмотра водителя заложено время 30 минут.

Средняя продолжительность проведения аналогичного осмотра в ЦРБ Волгоградской области составляет 14,0 минут. То есть продолжительность оказания аналогичной услуги персоналом ответчика по делу более, чем в 2 раза превышает среднюю продолжительность оказания услуги бюджетными учреждениями здравоохранения региона.

Для сопоставления продолжительности работ включенных в осмотр Управлением исследованы данные по ГБУЗ «Центральная городская больница г.Камышина», в данном учреждении затраты времени, заложенные в расчет стоимости предрейсового медицинского осмотра водителя, составили 16 минут. В данном учреждении данные о продолжительности работ получены в результате проведенного хронометража всех необходимых для проведения одного осмотра операций:

  • Сбор анамнеза, осмотр – 2 мин.
  • Измерение артериального давления – 2 мин.
  • Измерение пульса – 1 мин.
  • Проверка на алкоголь алкотестом – 3 мин.
  • Запись в журнал, отметка в путевке – 2 мин.
  • Измерение температуры – 3 мин.
  • Обследование на алкоголь (походка, поза Ромберга, ходьба с быстрым поворотом, пальценосовая проба и др.) - 3 мин.

Также опрошен ряд непосредственных клиентов ГБУЗ "Еланская центральная районная больница" с вопросом о фактической продолжительности одного осмотра.

Результаты опроса приведены ниже в таблице:

Таблица 5.

МКОУ «Березовская СОШ»    403723, Волгоградская обл., Еланский р-он, с. Березовка, ул. Молодежная, 16                

10-15 мин

МБОУ "Красноталовская СОШ", 403717, Волгоградская обл., Еланский р-он, х. Красноталовский, ул. Центральная, 48

20 мин.

МБОУ «Большевитская СОШ» имени А.А. Зуева                       403707 , Волгоградская обл., Еланский р-он, п. Большевик, ул. Центральная, 38                                  

10 мин

МБОУ «Дубовская СОШ»  403711 Волгоградская обл., Еланский р-он, с. Дубовое, ул. Советская, 5                      

30 мин

МБОУ «Вязовская СОШ»    403727, Волгоградская обл, Еланский р-он, с. Вязовка,  усадьба школы № 4                     

15-20 мин

МБОУ «Большеморецкая СОШ имени А.И. Кострикина»                           403721, Волгоградская обл., Еланский р-он, с. Большой  Морец, ул. Советская, 73                             

10 мин

МБОУ «Морецкая СОШ   403724 , Волгоградская обл., Еланский р-он, с. Морец, ул. Московская, 96                    

10 мин

МБОУ «Журавская СОШ»  403702, Волгоградская обл., Еланский р-он, с. Журавка, ул. Новосельская,  86             

20 мин

ОАО «Газпром газораспределение Волгоград»   403732, Волгоградская область, р.п. Елань, ул. Матроса Железняка, 111                           

5 мин

Управление Пенсионного фонда РФ в Еланском районе Волгоградской области    403732 , Волгоградская обл., Еланский р-он, р.п. Елань, ул. Советская, 77                        

20-30 мин

ГАУЗ «Еланская стоматологическая поликлиника»                             403732, Волгоградская обл., Еланский р-он, р.п. Елань, ул. Красная, 19                

15 мин

МБОУ ДОД «Еланская ДЮСШ»       403731, Волгоградская обл, Еланский р-он, р.п. Елань, ул Новоселовская, 13                   

10-12 мин

МБОУ «Тростянская СОШ»      403716, Волгоградская обл, Еланский р-он, с. Тростянка, ул. Советская 20                  

20 мин

МБОУ «Еланская СОШ № 3»    403731, Волгоградская обл, Еланский р-он, р.п. Елань, ул. Элеваторская 5                        

15-20 мин

МКУ «Благоустройство» Еланского городского поселения                   403732 , Волгоградская обл, Еланский р-он, ул. М. Железняка 20                  

30 мин

МУП «Еланская аптека»   403732, Волгоградская обл, Еланский р-он, р.п. Елань, ул Льва Толстого 40              

20-30 мин

МБОУ «Еланская СОШ №2»  403732, Волгоградская обл, Еланский р-он, р.п. Елань, ул. Школьная 2                   

10-12 мин

ГКУ СО «Еланский центр социальной помощи семье и детям»                403732, Волгоградская обл, Еланский р-он, р.п. Елань, ул. Гоголя, 5Б                 

25-35 мин

 

Таким образом, среднее фактическое время проведения одного предрейсового или послерейсового медицинского осмотра водителя сотрудниками ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области», по оценке потребителей, составляет 17,8 минут.

В результате сравнения полученных данных о продолжительности проведения анализируемой услуги у различных хозяйствующих субъектов, Комиссия пришла к выводу, что ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» при расчете цены на услугу по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, заложило в расчет завышенную продолжительность проведения услуги в размере 30 минут, тем самым превысило сумму необходимых  ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» расходов для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Возражая против доводов заявителя о необоснованном завышении продолжительности осмотра, а также отвечая на вопросы Комиссии, Ответчик письмом № 1211 от 12.10.2015 г. пояснил, что на законодательном уровне не предусмотрен максимальный и минимальный норматив продолжительности проведения одного  предрейсового медицинского освидетельствования водителя транспортных средств. Для определения количества времени проведения одного  предрейсового медицинского освидетельствования водителя транспортных средств учреждением самостоятельно проведен хронометраж простых, средних и сложных предрейсовых медицинских освидетельствований водителей транспортных средств путем сложения затраченного времени по трем видам и деления на три (метод нахождения простой арифметической): (15 мин. + 25 мин. + 50мин.)/3 = 30 мин. Полученное  среднеарифметическое значение времени было взято за основу при расчете стоимости медицинской услуги «предрейсовое медицинское освидетельствование водителя транспортных средств».

По данным ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» хронометраж рабочего времени на проведение сложных, средних и простых предрейсовых осмотров выглядит следующим образом:

Простой предрейсовый осмотр – продолжительность 15 минут:

  1. Визуальный осмотр – 2 мин.
  2. Измерение давления на правой руке - 4 мин.
  3. Измерение давления на левой руке - 4 мин.
  4. Измерение пульса – 2 мин.
  5. Заполнение медицинской документации – 3 мин.

Средний предрейсовый осмотр – продолжительность 25 минут:

  1. Визуальный осмотр – 4 мин.
  2. Выслушивание жалоб – 6 минут.
  3. Измерение давления на правой руке - 4 мин.
  4. Измерение давления на левой руке - 4 мин.
  5. Измерение пульса – 2 мин.
  6. Заполнение мед. документации – 3 мин.
  7. Подготовка тонометра (обработка спиртом) – 2 мин.

Сложный предрейсовый осмотр – продолжительность 50 минут:

  1. Подготовка рабочего места – 4 мин.
  2. Визуальный осмотр – 4 мин.
  3. Выслушивание жалоб – 6 мин.
  4. Измерение давления на правой руке - 4 мин.
  5. Измерение давления на левой руке - 4 мин.
  6. Измерение пульса – 2 мин.
  7. Выявлено наличие отклонений (высокое давление)
  8. Проведение лечебных мероприятий (назначение капотена) – 11 мин.
  9. Повторное измерение давления на правой руке - 4 мин.
  10. Повторное измерение давления на левой руке - 4 мин.
  11. Измерение пульса – 2 мин.
  12.  Если состояние не улучшилось, заполнение мед. документации на прием к врачу – 3 мин.
  13. Подготовка тонометра (обработка спиртом) – 2 мин.

Среднеарифметическое значение продолжительности проведения услуги, взятое за основу при расчете стоимости медицинской услуги «предрейсовое медицинское освидетельствование водителя транспортных средств», таким образом, составило:  (50 мин.+25 мин.+15 мин.)/3=30 мин.

Таким образом, при подобном расчете предполагается равное количество разных видов осмотра, то есть в структуре осмотров каждый вид занимает предполагаемую долю 33,3%.

Комитет здравоохранения Волгоградской области поддержал позицию ответчика. В письме № 14-05-2037 от 20.10.2015 г. сообщается, что комитетом не производится согласование продолжительности проведения одного предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства в государственных учреждениях, подведомственных комитету, так как в соответствии со статьей 160 Трудового Кодекса Российской Федерации норма времени – это затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации  - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда; определяется с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждениях (используемое оборудование и материалы, технологии и методики выполнения работ, другие организационно-технические факторы, которые могут существенно повлиять на величину нормы времени). Таким образом, в сфере здравоохранения имеются обоснованные факты различия продолжительности проведения однотипной медицинской услуги, в том числе одного предрейсового медицинского осмотра водителя транспортных средств, между учреждениями.

Комиссия не принимает доводы ответчика и комитета здравоохранения Волгоградской области по следующим основаниям.

Хозяйствующие субъекты, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации, не ограничены в праве по своему усмотрению формировать структуру цены на производимый (реализуемый) товар (услугу). В рассматриваемой в данном деле сфере действующим законодательством не установлено регулирование цен, цены устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Расчет цен на услуги  предрейсового медицинского осмотра водителя транспортных средств произведен ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» самостоятельно.

Вместе с тем пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующею субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара. Таким образом, Законом о защите конкуренции установлены антимонопольные ограничения в части формирования цены за производимый (реализуемый) товар хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

Комиссия, проанализировав объяснения Отвечика, приходит к выводу, что для расчета средней продолжительности проведения одного предрейсового медицинского осмотра водителя транспортных средств ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» использовало метод простого среднего арифметического по данным только трех конкретных осмотров (одного простого, одного среднего и одного сложного),  что дает в рассматриваемом случае ошибочные результаты.

Исследование целесообразно проводить на основании хронометража большого множества осмотров за длительный период времени либо использовать в рассчете метод определения среднеарифметического взвешенного.

При использовании простого среднего арифметического значения (50 мин.+25 мин.+15 мин.)/3=30 мин)  в расчет не берется определяющий параметр -  "вес" каждого числа. В данном случае целесообразно использовать средневзвешенное значение продолжительности осмотра, а "весом" каждой величины принимать количество проведенных за определенный период времени простых, средних и сложных предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. Результаты расчета средневзвешенного значения являются более показательными, поскольку учитывают больше информации, отражают действительно среднее время проведения осмотра, учитывающее структуру проведенных осмотров.

Формула расчета средней арифметической взвешенной выглядит следующим образом:

4fbe5f432a,

Где   chart?cht=tx&chl=x_i — время проведения одного простого, среднего и сложного предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств;

 chart?cht=tx&chl=w_i — количество проведенных простых, средних и сложных предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств за период времени.

Для выяснения фактической структуры проведенных осмотров по уровню сложности (то есть, сколько среди них простых, средних и сложных осмотров) и, как следствие, фактической средней продолжительности проведенных осмотров определением была запрошена информация  за 1 полугодие 2015 года об общем количестве осмотров разного типа.

Письмом № 1211 от 12.10.2015 ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» сообщило, что за период с 01.01.2015 по 30.06.2015 общее количество проведенных предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств составило 7718 шт., из них:

- сложные - 536 шт.

- средние -  819 шт.

- простые – 6363 шт.

Таким образом, среди проведенных в 1 полугодии 2015 года осмотров  оказалось 7% сложных, 11% средних и 82% простых осмотров.

Подставив полученные данные в формулу расчета средней арифметической взвешенной, получим:

(50 мин * 536 шт.) + (25 мин * 819 шт.) + (15 мин * 6363 шт.)= 18,49 мин.

                          536 шт. + 819 шт. + 6363 шт.

 

Таким образом, применив метод расчета, дающий более достоверные и информативные результаты, получаем, что в период 01.01.2015 - 30.06.2015 средняя продолжительность проведения одного предрейсового медицинского осмотра водителя транспортных средств у ГБУЗ "Еланская центральная районная больница" составила 18,5 минут, а не 30 минут, заложенные в расчет стоимости услуги.

Как видно из проведенных расчетов, фактическая структура проведенных осмотров значительно отличается от той структуры, которая подразумевается при определении продолжительности осмотра путем нахождения простой средней арифметической от продолжительности  простого, среднего, сложного осмотра.  В проведенном ГБУЗ "Еланская центральная районная больница" расчете оказывается необоснованно завышенной доля сложных осмотров  - не 7%, а 33,3%, средних осмотров – не 11%, а 33,3%, и занижена доля простых осмотров – не фактические 82%, а  расчетные 33,3%, что в результате приводит к необоснованно завышенной средней продолжительности осмотра водителей.

Аналогичную позицию для расчета продолжительности проведения одного предрейсового медицинского осмотра водителя транспортных средств занимает Заявитель. В письме о направлении дополнительной информации № АП-13/6290 от 27.10.2015 АО «Газпром газораспределение Волгоград» указал, что при расчете стоимости медицинских услуг ГБУЗ "Еланская центральная районная больница" завысило количество времени, необходимое для проведения одного предрейсового медицинского осмотра водителя транспортных средств. Используемый показатель рабочего времени, рассчитанный исходя из средневзвешенного значения трех составляющих (50 мин.+25 мин.+15 мин.)/3=30 мин) не соответствует фактическим трудозатратам и влечет к необоснованному завышения времени и, соответственно, стоимости оказываемых услуг. Для корректного получения показателей трудозатрат на  проведение одного предрейсового медицинского осмотра водителя транспортных средств следует использовать средневзвешенное значение.

Выводы о завышенной расчетной продолжительности осмотра также подтверждаются данными первичных документов по учету проведенных осмотров.

На обозрение Комиссии был представлен «Журнал предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров ОАО «Газпром газораспределение Волгоград».

Копия Журнала, начатого 05.03.2015, была также представлена письмом ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» № 1903 от 11.09.2015 в ответ на определение об отложении рассмотрения дела № 15-01-10-04/453 от 25.08.2015. Из данного документа следует, что минимальная продолжительность одного осмотра, отраженная в данном журнале, составляет не 15 минут, как зафиксировано хронометражом рабочего времени на проведение сложных, средних и простых предрейсовых осмотров  и используется в расчете средней продолжительности проведения одного осмотра, а 10 минут.

К примеру, записью под порядковым номером 6 от 10.03.2015 в указанном журнале зафиксирован первый медицинский осмотр водителя Л. в 8-00, второй  водитель Н. начал проходить осмотр в   8-10, третий водитель С. – в 8-20.

Также, данные о минимальной продолжительности одного осмотра (10 минут вместо заявленных минимальных 15 минут у простого осмотра) подтверждаются многочисленными записями в «Журнале предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств» водителей ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» (представлен письмом ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» № 1903 от 11.09.2015 в ответ на определение об отложении рассмотрения дела № 15-01-10-04/453 от 25.08.2015 г.).  Например, за 14 июля 2015 записи в журнале выглядят следующим образом:

1 водитель – 7-00;

2 водитель - 7-10;

3 водитель – 7-20;

4 водитель – 7-30;

5 водитель – 7-45;

6 водитель  - 7-55.

В дополнение следует отметить, что Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога»  утверждены по согласованию с Министерством труда и социальной  защиты  Российской Федерации типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога.

Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.

Нормы времени на одно посещение пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, необходимые для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации):

а) врача-педиатра участкового - 15 минут;

б) врача-терапевта участкового - 15 минут;

в) врача общей практики (семейного врача) - 18 минут;

г) врача-невролога - 22 минуты;

д) врача-оториноларинголога - 16 минут;

е) врача-офтальмолога - 14 минут;

ж) врача-акушера-гинеколога - 22 минуты.

Как видно, на прием врача-терапевта участкового отводится 15 минут, за которые врач должен произвести сбор анамнеза и жалоб общетерапевтический, визуальный осмотр общетерапевтический,   пальпацию общетерапевтическую,  аускультацию общетерапевтическую, перкуссию общетерапевтическую, термометрию общую, измерение массы тела, измерение роста, измерение частоты дыхания, измерение частоты сердцебиения, исследование пульса, измерение артериального давления на периферических артериях, назначить лекарственную терапию и   оформить медицинскую документацию.

В то же время, медицинский работник, проводящий предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр водителя транспортного средства должен начать осмотр с опроса водителя. При опросе выясняется субъективное самочувствие водителя, настроение, продолжительность сна, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья.

Медицинский работник обязан внимательно ознакомиться с состоянием кожных покровов водителя, обращая внимание на наличие расчесов, ссадин, следов от инъекций на тыльной части кистей и кубитальных ямок, бледность или покраснение кожи. Определяется состояние слизистых глаз и склер (гиперемия, желтушность). Особую значимость при осмотре приобретает состояние зрачков (сужены или расширены) и их реакция на свет (живая, вялая или отсутствует). Температура тела измеряется при наличии объективных показателей. При осмотре в обязательном порядке измеряется артериальное давление и частота сердечных сокращений.

Результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра заносятся в журнал, в котором записываются фамилия, имя, отчество, возраст, место работы водителя, дата и время проведения осмотра, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника.

При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник ставит штамп в путевом листе. В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.

Комиссия находит, что первичный терапевтический прием сопоставим по характеру выполняемых операций с услугой предрейсового медицинского осмотра, однако ГБУЗ "Еланская центральная районная больница" на проведение предрейсового медицинского осмотра отводит 30 минут (в отличие от рекомендованных 15 минут на первичный прием терапевта), что, в свою очередь, косвенно подтверждает установление ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» завышенных норм времени на услугу предрейсового медицинского осмотра.

Таким образом, анализ затрат ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области», заложенных в расчет стоимости услуги предрейсового медицинского осмотра водителя транспортных средств, свидетельствует о необоснованном завышении показателя используемого рабочего времени медицинского работника, что влечет за собой отклонение цены исследуемой услуги от обоснованного уровня.

Таким образом Комиссией установлено и доказано первое обязательное условие для признания рассматриваемых цен на услуги предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области», монопольно высокими.  Установленная с 05.06.2014 г.  по 31.10.2015 г. цена на услуги предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, рассчитанная на основании включения в расчет стоимости услуги  заработной платы медицинской сестры за необоснованно завышенный отрезок времени, превышает сумму необходимых ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» для производства и реализации такого товара (услуги) расходов и прибыли.

Как указано выше, для признания цен ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» монопольно высокими, согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, требуется также установить соблюдение второго критерия монопольно высокой цены - рассматриваемые цены на услуги предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств,  превышают цену,  которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Из приведенной формулировки следует, что перечень критериев является исчерпывающим, поэтому для признания рынка сопоставимым должны выполняться все четыре приведенные в статье 6 Закона о защите конкуренции  критерия при наличии конкурентной среды.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка. Продавцы и покупатели должны быть сопоставимы по специфике хозяйственной деятельности (оптовые, мелкооптовые, розничные) и количественному составу.

В качестве продавцов на рассматриваемом товарном рынке выступают как государственные бюджетные учреждения здравоохранения, учредителем которых  является министерство здравоохранения Волгоградской области так и частные медицинские учреждения и хозяйствующие субъекты различных форм собственности, имеющие лицензию на предоставление исследуемой медицинской услуги. Покупателями являются юридические лица и  индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, для которых законодательно закреплена обязанность организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Комиссия считает, что некорректно и нецелесообразно при рассмотрении данного дела сопоставлять цены на исследуемую услугу у центральных районных больниц Волгоградской области, имеющих разветвленную филиальную сеть в виде амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов по всему подведомственному району и цены у относительно небольших частных медицинских учреждений и хозяйствующих субъектов различных форм собственности ввиду различий хозяйствующих субъектов по размеру, характеристикам деятельности и, соответственно, очевидной разницы в уровне издержек, учитываемых в цене услуги.

Ввиду того, что одним из обязательных условий сопоставимости является сопоставимость продавцов по специфике хозяйственной деятельности, в качестве сопоставимых товарных рынков могут быть приняты товарные рынки, на которых центральные районные больницы действуют в условиях конкуренции.

Принимая во внимание, что выбранные хозяйствующие субъекты являются бюджетными, их учредителем является министерство здравоохранения Волгоградской области и их финансовое обеспечение осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, нецелесообразно проводить сравнение показателей хозяйственной деятельности центральных районных больниц Волгоградской области с центральными районными больницами других субъектов РФ, ввиду очевидной разницы в формировании областных бюджетов и финансировании деятельности медицинских учреждений.

Таким образом, установление сопоставимого рынка велось на территории Волгоградской области.

Заявитель в качестве сопоставимых цен на  услуги предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств приводит цены ГБУЗ «Киквидзенская ЦРБ» - 100 руб./осмотр со 2 февраля 2015 г.,  ГБУ «ЦРБ Руднянского муниципального района» - 110 руб./осмотр на 22 января 2015 г. и     ГБУЗ "Фроловская ЦРБ" – 119,33 рублей/осмотр с 01.06.2013 г.

Согласно выписке из единого государственного реестра лицензий Росздравнадзора  Волгоградской области на территории Киквидзенского района Волгоградской области лицензию на предоставление услуг предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств имеют два хозяйствующих субъекта:

  1. ГБУЗ "Киквидзенская центральная районная больница" (403221, Волгоградская область,  Киквидзенский,  Преображенская,                                   ул. Комсомольская, 62;
  2. Государственное бюджетное специализированной стационарное учреждение социального обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов "Мачешанский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (403232, Волгоградская область, Киквидзенский, Мачеха, ул. Больничная, 10)

Государственное бюджетное специализированной стационарное учреждение социального обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов "Мачешанский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в анализируемый период услуги по  проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств на сторону не предоставляло.

 Следовательно, ГБУЗ "Киквидзенская центральная районная больница" в анализируемый период времени занимало на рынке оказания услуг по  проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в географических границах Киквидзенского района Волгоградской области доминирующее положение с долей 100%.

На территории Руднянского района Волгоградской области лицензию на предоставление услуг предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств также имеют два хозяйствующих субъекта:

  1. ГОУ «Руднянский детский дом» (403601, Волгоградская область, Руднянский район, р. п. Рудня, ул. Октябрьская, 77);
  2. ГБУЗ "Центральная районная больница Руднянского муниципального района" (403601, Волгоградская область, р. п. Рудня, ул. Пионерская, 50)

ГОУ «Руднянский детский дом» в анализируемый период услуги по  проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств на сторону не предоставляло.

Следовательно, ГБУЗ "Центральная районная больница Руднянского муниципального района"  в анализируемый период времени занимало на рынке оказания услуг по  проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в географических границах Руднянского района Волгоградской области доминирующее положение с долей 100%.

На территории Фроловского района Волгоградской области лицензию на предоставление услуг предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств имеют семь хозяйствующих субъектов:

Таблица 6.

АО "Волга-ФЭСТ"

403530, Волгоградская область, г. Фролово, улица Строителей, 128 А

ГБУЗ "Фроловская центральная районная больница"

403532, Волгоградская область, г. Фролово, улица 40 лет Октября, 7

ГУ Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Фроловский" Волгоградской области

403540, Волгоградская область, г. Фролово, ул. Народная, дом 4

ГУП Волгоградское областное пассажирское автотранспортное предприятие "Фроловское"

403541, Волгоградская область,  г. Фролово, пер. Зеленовский, 50

ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника"

403538, Волгоградская область,  г. Фролово, ул. Спартаковская, д. 54

ООО "Арчеда-продукт"

403518, Волгоградская область, Фроловский район, п. Пригородный, территория Пригородного сельского поселения, 15/2

НУЗ "Узловая поликлиника на станции Арчеда ОАО "РЖД"

403540, Волгоградская область,  г. Фролово, ул. Фроловская,  д.3

 

Из вышеперечисленных субъектов в анализируемый период времени договоры со сторонними организациями на предоставление услуг по  проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в географических границах Фроловского района Волгоградской области заключало два хозяйствующих субъекта: ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника" г. Фролово и  ГБУЗ "Фроловская центральная районная больница".

Количество проведенных предрейсовых (послерейсовых) медицинских освидетельствований водителей транспортных средств:

Таблица 7.

 

2013 г.

Доля, %

2014 г.

Доля, %

январь-апрель 2015 г.

Доля, %

ГБУЗ "Фроловская центральная районная больница"

5431

62,5

6980

63,3

1786

91,5

ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника" г. Фролово

3257

37,5

4044

36,7

165

8,5

 Всего

8688

 

11024

 

1951

 

 

Следовательно, ГБУЗ "Фроловская центральная районная больница"  в период времени 2013 г.- январь-апрель 2015 г. занимало  на рынке оказания услуг по  проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в географических границах Фроловского района Волгоградской области доминирующее положение с долей более 50%.

Таким образом, товарные рынки оказания услуг по  проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в географических границах Киквидзенского,  Руднянского и Фроловского районов Волгоградской области не являются конкурентными и не могут быть использованы в качестве сопоставимых для сравнения цен на исследуемую услугу.

Также, Комиссия принимает во внимание значительную несоразмерность объемов товарных рынков различных районов области, к примеру, товарный рынок в границах г. Волгограда очевидно несопоставим по объему с товарным рынком Еланского района, соответственно не может рассматриваться в качестве сопоставимого конкурентного рынка.

Таким образом, целесообразно провести сравнение между собой цен на услугу по  проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств установленных центральными районными больницами Волгоградской области.

По информации комитета здравоохранения Волгоградской области, предоставленной письмом № 14-02-6130 от 23.11.2015 г.), из числа центральных районных больниц Волгоградской области только для  ГБУЗ "Фроловская ЦРБ" на 2014-2015 гг. утверждены тарифы выше, чем у ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области».

Проведенный опрос также показал, что общий уровень цен в 2014-2015 гг. на анализируемую услугу ниже уровня цены, установленной  ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области». 

Таблица 8.

Наименование ХС

Стоимость услуги, руб.

 
 

ГБУЗ "Фроловская ЦРБ"   

116

 

ГБУЗ "Октябрьская ЦРБ"

64

 

ГБУЗ "Светлоярская ЦРБ" 

41

 

ГБУЗ "Киквидзенская ЦРБ"  

55 (100 руб. с 02.02.2015)

 

ГБУЗ "Николаевская ЦРБ"

40,8

 

ГБУЗ "Еланская ЦРБ"

111,07

 

ГБУЗ "ЦРБ Клетского муниципального района"

80,06

 

ГБУЗ " Михайловская ЦРБ"

60

 

ГБУЗ "Калачевская ЦРБ"

70

 

ГБУЗ "Новоаннинская ЦРБ"

60,48

 

ГБУЗ "Урюпинская ЦРБ"

45

 

ГБУЗ "ЦРБ Суровикинского района"

88

 

ГБУЗ "Новониколаевская ЦРБ"

66

 

ГБУЗ "Даниловскай центральная районная больница"

55

 

ГБУ "ЦРБ Руднянского муниципального района"

46,3 (110 руб. с 22.01.2015)

 

ГБУЗ "Быковская ЦРБ"

58

 

ГБУЗ "Среднеахтубинская ЦРБ"

28

 

ГБУЗ "Серафимовическая ЦРБ"

87

 

ГБУЗ "Палласовская ЦРБ"

58

 

ГУЗ "Жирновская ЦРБ"

38

 

ГБУЗ "Дубовская ЦРБ"

43

 

ГБУЗ "Котельниковская ЦРБ"

51

 

ГБУЗ "Кумылженская ЦРБ"

70

 

ГБУЗ "Котовская ЦРБ"

58,8

 

ГБУЗ "Старополтавская ЦРБ"

54

 

ГБУЗ "Чернышковская ЦРБ"

66,8

 

ГБУЗ "Светлоярская ЦРБ"

41

 

ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ"

58

 

ГБУЗ "Центральная городская больница г. Камышина"

55 (70 руб. с 01.05.2015)

 

ГБУЗ "Городская больница №1" г. Камышин                                 

82

 

 

Таким образом, Комиссией установлены следующие доказательства установления монопольно высокой цены:

- Цена ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» на услугу по  проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, так как в расчеты стоимости услуги включены необоснованные затраты.

- Сопоставимый товарный рынок отсутствует. Однако, отсутствие сопоставимого товарного рынка, цены на котором формируются в условиях конкуренции, не может служить препятствием для установления наличия монопольно высокой цены. Метод сопоставимых рынков может быть применен только в том случае, когда объективно существует рынок, сопоставимый по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию с исследуемым товарным рынком.

Тем не менее, Комиссией установлено, что общий уровень цен на анализируемую услугу ниже уровня цены, установленной  ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области».

Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Результатом действий ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» по установлению монопольно высокой цены на услугу по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств является ущемление интересов потребителей услуг. Ущемление интересов потребителей выражается в необоснованном увеличении их затрат на оплату услуг вследствие установления монопольно высокой цены.

Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение антимонопольного законодательства носит строго определенный характер и отвечает всем квалифицирующим признакам  пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление монопольно высокой цены). Вследствие этого устраняется необходимость проверки действий ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» на предмет выявления прочих  нарушений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в ущемлении интересов потребителей услуг ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» путем завышения норм времени необходимого для проведения предрейсового/послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств.

В настоящее время ответчик продолжает применять цену в размере 111,07 рублей за один предрейсовый или послерейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств.

Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи  предписания ГБУЗ «Еланская ЦРБ Волгоградской области» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно ч. 5 ст. 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Еланскую центральную районную больницу (ИНН 3406200091, ОГРН 1023405761961 дата регистрации 25.03.2002, местонахождение: 403732, Волгоградская область, рабочий поселок Елань, ул. Мира, 1) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг предрейсового/послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств путем установления монопольно высокой цены (111,07 руб.) на услугу предрейсового/послерейсового медицинского осмотра водителя транспортных средств, что приводит к ущемлению интересов потребителей.

2. Выдать Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Еланской центральной районной больнице (ИНН 3406200091, ОГРН 1023405761961 дата регистрации 25.03.2002, местонахождение: 403732, Волгоградская область, рабочий поселок Елань, ул. Мира, 1) предписание об устранении нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела № 15-01-10-04/453 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны