Решение б/н Решение о признании действия МУП «Центральное межрайонное БТ... от 15 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 15-01-14-02/455

31 июля 2015 г.                                                      г. Волгоград


Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме 31 июля 2015 г.


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в составе:
председатель Комиссии – Никуйко Ирина Борисовна, заместитель руководителя Управления;
член Комиссии – Алексеева Елена Викторовна, начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
член Комиссии – Демичева Ксения Александровна, старший государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 15-01-14-02/455 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении МУП «Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации» (далее – МУП «Центральное межрайонное БТИ») по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившихся в препятствовании получению копий архивных документов для ФГУП «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ» в лице Волгоградского филиала (далее – ВФ ФГУП «Ростехинвентаризация», заявитель),

в присутствии:
- законного представителя ВФ ФГУП «Ростехинвентаризация» Бирюкова С.А. (личность удостоверена по паспорту), действующего на основании доверенности № 65 от 01.07.2015 г.,
- законного представителя МУП «Центральное межрайонное БТИ» Колесовой Е.Ф. (личность удостоверена по паспорту), действующей на основании доверенности № 65 от 17.07.2015 г.,

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России поступило заявление (вх. № 3375 от 06.05.2015 г.) ВФ ФГУП «Ростехинвентаризация» с жалобой на действия МУП «Центральное межрайонное БТИ», которые, по мнению заявителя, содержат признаки нарушения ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции».
В целях актуализации сведений, содержащихся в технических паспортах на МКД, используемых управляющими компаниями для расчета размера коммунальных платежей собственникам помещений, в адрес заявителя обратились несколько управляющих компаний г. Волгограда. На основании этих обращений заявителем с обратившимися управляющими компаниями были заключены договоры на выполнение работ по технической инвентаризации объектов с изготовлением технических паспортов (всего объектов – 146 МКД). Общая стоимость работ по вышеназванным договорам составляет 2 128 073,46 рублей.
В связи с частичным отсутствием исходных технических паспортов на вышеуказанные многоквартирные дома у управляющих компаний и в архиве ВФ ФГУП «Ростеинвентаризация», заявитель обратился в адрес МУП «Центральное межрайонное БТИ» с запросом (исх.№ 11/517 от 26.03.2015) о предоставлении на возмездной основе копий исходных технических паспортов на 146 МКД.
 В ответ на данный запрос МУП «Центральное межрайонное БТИ» направило в адрес заявителя письмо (исх. № 188 от 17.04.2015 г.), согласно которому предварительная стоимость изготовления копий технических паспортов на МКД составит 2 660 192 рубля.
Таким образом, запрошенная стоимость изготовления копий технических паспортов составила сумму превышающую стоимость всех работ по технической инвентаризации и изготовлению технических паспортов.
После этого заявитель обратился в МУП «Центральное межрайонное БТИ» с просьбой предоставить сметный расчет стоимости изготовления копий технических паспортов (Исх.№11/925 от 30.04.2015).
В ответ на данный запрос, МУП «Центральное межрайонное БТИ» сообщило заявителю (исх. № 351 от 12.05.2015 г.) что в связи с ветхостью технической документации на указанные МКД, изготовить копии технических паспортов на множительной технике не представляется возможным. В связи с этим, предварительная стоимость изготовления копий технических паспортов на МКД была составлена на основании Приказа Госстроя РФ от 15.05.2002 г. № 79 «Об утверждении норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности».
Кроме того, МУП «Центральное межрайонное БТИ» сослалось также на тот факт, что запрошенные сведения были ранее переданы в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области в электронном виде после оцифровки актуального технического паспорта.
В связи данными обстоятельствами, заявитель считает, что МУП «Центральное межрайонное БТИ» при осуществлении своей деятельности осуществляет недобросовестную конкуренцию в отношении ВФ ГУП «Ростехинвентаризация», что является нарушением ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции».

Оценив представленную информацию, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области усмотрело в действиях МУП «Центральное межрайонное БТИ» признаки нарушения недобросовестной конкуренции. Приказом от 15.06.2015 г. № 278 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено производство по делу № 15-01-14-02/455 в отношении МУП «Центральное межрайонное БТИ» по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в действиях хозяйствующего субъекта, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Определением от 15.06.2015 г. (исх. № 02-7/4148 от 15.06.2015 г.) дело № 15-01-14-02/455 было назначено к рассмотрению на 03.07.2015 г. в 14 часов 00 минут.

На заседании Комиссии антимонопольного органа, состоявшемся 03.07.2015 г., представитель заявителя поддержал ранее изложенные требования.
МУП «Центральное межрайонное БТИ» представило объяснения следующего содержания:
В соответствии с п. 14 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301, учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В силу данного Положения, архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду РФ и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов РФ. Отчуждение архивов БТИ не допускается.
В соответствии с п. 15 Положения, порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.
В настоящее время на территории Волгоградской области отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок выдачи информации из архивов МУП «Центральное межрайонное БТИ».
В своих объяснениях МУП «Центральное межрайонное БТИ» ссылается на п.п. 2 и 4 ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ» (далее – ФЗ «Об архивном деле в РФ»), согласно которым под архивным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства, а под документом архивного фонда РФ – архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению.
В силу ст. 6 ФЗ «Об архивном деле в РФ», включение архивных документов в состав Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов, которая проводится центральной экспертно-проверочной комиссией специально уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в области архивного дела в пределах их компетенции.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства», согласно которому органы технической инвентаризации были уполномочены направлять сведения об объектах недвижимости на безвозмездной основе, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.06.2013 г.  № 546 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капительного строительства».
Решением Волгоградской городской Думы № 29/931 от 29.05.2015 г. «О признании утратившим силу решения Волгоградской городской Думы от 24.10.2010 № 30/912 «Об утверждении перечня общегородских услуг и Методики формирования, расчета и установления тарифов на перечень общегородских услуг, предоставляемых муниципальными унитарными предприятиями «Бюро технической инвентаризации» Волгограда», решение Волгоградской городской Думы от 24.10.2010 № 30/912 было отменено.
Приказом МУП «Центральное межрайонное БТИ» от 07.04.2015г. № 33-П «Об утверждении Прейскуранта возмездного оказания услуг, предоставляемых МУП «БТИ» были признаны утратившими силу Приказы МУП «Центральное межрайонное БТИ» от 15.05.2014 г. № 44-П/02 «Об утверждении Прейскуранта на общегородские и другие услуги, предоставляемые МУП «Центральное межрайонное БТИ» и от 15.10.2014 г. № 82-П «О внесении изменений и дополнений в Приказ № 44-П/02 от 15.05.2014 г.» и, соответственно, утвержден ныне действующий Прейскурант возмездного оказания услуг, предоставляемых МУП «Центральное межрайонное БТИ».
Расчет предварительной стоимости работ по изготовлению технических паспортов по запросу ФГУП «Ростехинвентаризация» был произведен в соответствии с Приказом Госстроя РФ № 79 от 15.05.2002 г. «Об утверждении норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности», поскольку изготовить копии запрошенных документов на множительной технике ввиду их ветхости, не представляется возможным, поэтому изготовление копий предполагалось путем перечерчивания технических паспортов.
Кроме того, представитель МУП «Центральное межрайонное БТИ» ссылалась на наличие неактуальной информации в запросе ФГУП «Ростехинвентаризации», что осложняет работу с данным запросом.
Оценив представленную информацию, Комиссия Волгоградского УФАС России в связи с необходимостью получения дополнительной информации приняла решение об отложении рассмотрения дела. Дело было назначено к рассмотрению на 16.07.2015 г. в 16 часов 00 минут.

На заседание Комиссии Волгоградского УФАС России по рассмотрению настоящего дела, состоявшемся 16.07.2015 г., законные представители лиц, участвующих в деле, поддержали ранее изложенные требования.
Дополнительно представитель ФГУП «Ростехинвентаризация» пояснил следующее:
По мнению, ФГУП «Ростехинвентаризация», ссылка представителя МУП «Центральное межрайонное БТИ» относительно несоответствия площадей жилых домов, указанных в запросе, данным, содержащимся в технических паспортах, имеющихся у МУП «Центральное межрайонное БТИ» как одной из причин невозможности изготовления и выдачи копий технических паспортов, является безосновательной, поскольку согласно запросу ФГУП «Ростехинвентаризация» копии технических паспортов в том виде, в котором они имеются у МУП «Центральное межрайонное БТИ», необходимы в целях исполнения договорных обязательств, предметом которых является техническая инвентаризация, необходимая для актуализации информации о площади многоквартирных домов.
Довод представителя МУП «Центральное межрайонное БТИ» относительно того, что при расчете стоимости изготовления копий технических паспортов в сумме 2 660 000 рублей имелась в виду стоимость работ по перечерчиванию технических паспортов, не соответствует действительности, поскольку такой услуги как «перечерчивание технических паспортов» нет в перечне услуг, оказываемых МУП «Центральное межрайонное БТИ».
 В ответ на запрос ФГУП «Ростехинвентаризация» обозначена цена за изготовление копий технических паспортов. Муниципальное БТИ не представило доказательств ветхости технических паспортов, имеющихся у них.
Вместе с тем, в настоящее время по утвержденному прейскуранту стоимость изготовления копии с документов заказчика на множительной технике формата А4 составляет 5 рублей.
С учетом вышеизложенного, МУП «Центральное межрайонное БТИ» по мнению заявителя, не исполняя требования законодательства при начислении платы за изготовление копий, действует как недобросовестный конкурент.
В ответ, представителем МУП «Центральное межрайонное БТИ» была представлена информация следующего содержания:
На момент обращения ФГУП «Ростехинвентаризация» в МУП «Центральное межрайонное БТИ» с просьбой изготовить копии технических паспортов на МКД на территории г. Волгограда действовала Методика формирования, расчета и установления тарифов на перечень общегородских услуг, утвержденная Решением Волгоградской городской Думы № 30/912 от 24.03.2010 г.
В указанной Методике установлены формулы расчетов, где одним из основных критериев является норма времени на выполнение услуги. Таким образом, расчеты по предварительной стоимости изготовления (перечерчивания) технических паспортов могли быть и были произведены только в соответствии с Приказом Госстроя РФ от 15.05.2002 г. № 79 «Об утверждении норм времени на выполнение работ по государственному учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности».
В настоящее время МУП «Центральное межрайонное БТИ» было проверено около 80 % указанных в запросе ФГУП «Ростехинвентаризация» домов. Предварительная стоимость изготовления технических паспортов составит 2 660 192 рубля.
Представитель МУП «Центральное межрайонное БТИ» указал (протокол заседания комиссии от 16.07.2015 г.), что, по мнению МУП «Центральное межрайонное БТИ», слово «копия» не означает изготовление копий на множительной технике. Слово «копия» означает «точный список, точное воспроизведение, повторение чего-либо». Таким образом, перечерчивание также является «понятием изготовления копии».
Ветхое состояние архива МУП «Центральное межрайонное БТИ» не позволяет оказать услуги по изготовлению копий документов на множительной копии, о чем ВФ ФГУП «Ростехинвентаризация» был уведомлен.
Процедуры, которые необходимо произвести при копировании ветхих инвентарных дел, могут привести к уничтожению архива МУП «Центральное межрайонное БТИ».
Кроме того, представитель МУП «Центральное межрайонное БТИ» ссылался на то, что предприятие не обладает множительной техникой необходимого формата, которая позволила бы произвести копирование документации без угрозы ее утраты. Поэтому расчеты стоимости работ приведены с учетом перечерчивания технических паспортов, без использования множительной техники, что не противоречит законодательству.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации, Комиссией Волгоградского УФАС России был объявлен перерыв в заседании до 15 часов 00 минут 17.07.2015 г.

После перерыва в заседании Комиссии представителем МУП «Центральное межрайонное БТИ» была представлена информация следующего содержания:
26.03.2015 г. ВФ «Ростехинвентаризация» обратился в МУП «Центральное межрайонное БТИ» с просьбой изготовить копии технических паспортов на МКД в количестве 146 штук. Основанием для обращения послужили договорные отношения ВФ ФГУП «Ростехинвентаризация» по актуализации технической информации на многоквартирный жилой фонд г. Волгограда.
Решением Волгоградской городской Думы от 24.03.2010 г. № 30/912 был утвержден Перечень общегородских услуг, предоставляемых МУП «Центральное межрайонное БТИ».
Согласно п. 3 данного Перечня, МУП «Центральное межрайонное БТИ» предоставляет следующие общегородские услуги:
- информационное и консультационное обслуживание, связанное с учетом жилищного фонда:
- учет информации из учреждения юстиции о принадлежности объекта;
- выдача справок о составе и техническом состоянии объекта жилищного фонда;
- оформление инвентарного дела;
- изготовление копий.
Таким образом, изготовление копий МУП «Центральное межрайонное БТИ» осуществляет при информационном и консультационном обслуживании, связанном с учетом жилищного фонда. Кроме того, согласно Приказу № 82-П от 15.10.2014 г., утвержден прейскурант на общегородские услуги, предоставляемые МУП «Центральное межрайонное БТИ», где изготовление копий также связано с учетом жилищного фонда и составляло 14 рублей 67 копеек.
Таким образом, при обращении граждан или юридических лиц в МУП «Центральное межрайонное БТИ» по вопросу учета жилищного фонда, МУП «Центральное межрайонное БТИ» изготавливалась копия документа за 14 рублей 67 копеек.
Обращение ВФ ФГУП «Ростехинвентаризация» в данном случае не связано с вопросом учета жилищного фонда, а связано с договорными отношениями с иной коммерческой организацией.

С учетом вышеизложенного, при рассмотрении дела № 15-01-14-02/455 Комиссией Волгоградского УФАС России было установлено следующее:

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В силу п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
В соответствии с Письмом ФАС России от 22.05.2012 г. № АК/16098 «О методической помощи», из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно выполнять несколько условий, а именно:
совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц);
быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;
противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).
 В ходе рассмотрения дела № 15-01-14-02/455 Комиссией антимонопольного органа было установлено следующее:

1. К хозяйствующим субъектам, согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», относятся: коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Как установлено ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Таким образом, МУП «Центральное межрайонное БТИ» и ВФ ФГУП «Ростехинвентаризация» являются хозяйствующими субъектами и, соответственно, их деятельность подпадает под действие ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с общедоступными сведениями, имеющимися в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности и заявителя, и МУП «Центральное межрайонное БТИ» является деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества. Кроме того, оба юридических лица распространяют свою деятельность на территорию г. Волгограда.
В ходе рассмотрения дела представители заявителя и ответчика подтверждали, что считают данные организации конкурентами.
Из вышеизложенного следует, что ВФ ФГУП «Ростехинвентаризация» (заявитель) и МУП «Центральное межрайонное БТИ» (ответчик) являются конкурентами.

2. В целях ускорения проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации государственного учета жилищного фонда Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в РФ» было утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ (далее – Положение).
Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.
Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В силу п. 3 вышеназванного Положения, Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.
Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют, в том числе, техническую инвентаризацию жилищного фонда.
П. 14 Положения установлено, что учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ.
Таким образом, МУП «Центральное межрайонное БТИ» является владельцем архивных документов, осуществляющим владение и пользование архивными документами и реализующее полномочия по распоряжению ими.
Вместе с тем, как установлено п. 14 Положения, архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.
Комиссия Волгоградского УФАС России не принимает довод МУП «Центральное межрайонное БТИ» о том, что архив МУП «Центральное межрайонное БТИ» не относится к государственному архивному фонду РФ по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ» в состав Архивного фонда РФ входят находящиеся на территории РФ архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в частности, градостроительная документация.
Ст. 7 этого Федерального закона относит к федеральной собственности архивные документы: хранящиеся в федеральных государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договора хранения без передачи их в собственность); государственных органов и организаций, указанных в подпункте "б" пункта 3 части 1 статьи 4 данного Федерального закона; иные документы, предусмотренные этой статьей.
К собственности субъекта Российской Федерации - архивные документы: хранящиеся в государственных архивах субъекта Российской Федерации, музеях и библиотеках субъекта Российской Федерации (за исключением документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность); государственных органов и организаций субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона под архивным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, то он подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.
Приведенным критериям полностью отвечают технические паспорта и другие документы, сформированные в инвентарные дела, поскольку они содержат разностороннюю информацию о зданиях, сооружениях и иных объектах различного назначения на определенной территории, могут иметь долговременное практическое применение и большую научную, историческую ценность. Следовательно, совокупности указанных архивных документов, сформированных в инвентарные дела, образуют соответствующие архивные фонды.
Ч. 4 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поскольку жилищный фонд подлежит государственному учету, который производится на основании технического учета, осуществляемого независимо от его принадлежности по единой системе для Российской Федерации, а объекту градостроительной деятельности присваивается на федеральном уровне инвентарный номер <...> соответственно, архивных фонд БТИ относится к государственной собственности и государственному архивному фонду.
Таким образом, МУП БТИ как организация технинвентаризации имеет обязанность по предоставлению копий техпаспортов МДК относимых к государственному архивному фонду и действия по препятствию предоставления нарушают действующее законодательство.
Кроме того самостоятельное утверждение тарифов (до 27.06.2015) нарушает установленные законодательством о местном самоуправлении порядок регламентации тарифов муниципальных предприятий, а именно Решение Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 N 48/1159 "О Порядке установления тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями Волгограда".
Поскольку, как было установлено выше, архивы МУП «Центральное межрайонное БТИ» являются государственным архивным фондом, доступ к данным документам осуществляется в соответствии с ФЗ «Об архивном деле в РФ».
Ч. 1 ст. 24 данного ФЗ регламентировано право пользователя архивными документами на свободный поиск и получения для изучения архивных документов.
Ч. 2 указанной статьи установлено, что данное право может быть реализовано путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов.
Вместе с тем, как следует из заявления, заявитель для выполнения своих обязательств по договору с управляющими компаниями не может воспользоваться электронными документами с копиями технических паспортов, которые ранее были переданы в Росреестр, поскольку данные электронные документы в большинстве случаев не содержат сведений о поэтажных планах МКД либо были выполнены в качестве, не позволяющем работать с ними в графических программах.
Комиссия не принимает довод МУП «Центральное межрайонное БТИ» о том, что заявитель собственными силами может изготовить необходимые ему для исполнения контрактов документы, либо обратиться в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области. Поскольку архивы МУП «Центральное межрайонное БТИ» в рамках выполнения работ по государственному контракту № 8Д/2012 от 23.03.2012 г., заключенного между заявителем и Росреестром, представляется Комиссии антимонопольного органа не подлежащим применению в данном случае.
Согласно п. 3 Перечня общегородских услуг, предоставляемых МУП «Центральное межрайонное БТИ» Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24.03.2010 г. № 30/912 «Об утверждении перечня общегородских услуг и Методики формирования, расчета и установления тарифов на перечень общегородских услуг, предоставляемых МУП «Центральное межрайонное БТИ» Волгограда» (далее – Перечень и Методика, соответственно) в редакции, действующей на момент обращения заявителя (документ утратил силу в связи с принятием решения Волгоградской городской Думы от 29.05.2015 N 29/931), в состав общегородских услуг МУП «Центральное межрайонное БТИ» входит и изготовление копий документов.
Согласно п. 1.3 вышеназванной Методики, данная Методика распространяет свое действие на услуги, предоставляемые МУП «Центральное межрайонное БТИ» в целях государственного учета жилищного фонда, соответственно, и на услуги по изготовлению копий.
П. 2.1 указанной Методики установлено, что тарифы на перечень общегородских услуг, предоставляемых МУП «Центральное межрайонное БТИ» (далее – тарифы), формируются на основе затрат, непосредственно связанных с предоставлением услуг потребителям, включая расходы на оплату труда основных исполнителей, расходы на управление предприятием, материальные затраты, налоги, начисления и сборы, предусмотренные законодательством РФ, а также прибыль, рассчитанную с учетом предельного уровня рентабельности, установленного Методикой.
В силу п. 2.9 Методики, Прейскурант на общегородские услуги, предоставляемые МУП «Центральное межрайонное БТИ», оформляется в установленном Методикой порядке, утверждается приказом руководителя МУП «Центральное межрайонное БТИ» и размещается в доступном для потребителей месте.
Согласно п. 10 Прейскуранта на общегородские и другие услуги, предоставляемые МУП «Центральное межрайонное БТИ», утвержденного Приказом руководителя МУП «Центральное межрайонное БТИ» от 15.05.2014 г.  № 44-П/02, стоимость изготовления документов на множительной технике формата А4 (жилищный фонд) составляет 14,67 рублей за копию документа.
Согласно сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ», в среднем технический паспорт на МКД состоит из 30-40 страниц, поскольку в нем отражены лишь поэтажные планы.
Таким образом, МУП «Центральное межрайонное БТИ» в нарушение утвержденных тарифов была начислена сумма, многократно превышающая реальную стоимость оказанных услуг, что может причинить убытки ФГУП «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ».
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что МУП «Центральное межрайонное БТИ» обладало возможностью, а так же в силу действующего законодательства было обязано обеспечить доступ к архивным документам и/или их копиям в установленном законом порядке по установленным тарифам.
Согласно параграфу 2 статьи 10 bis Конвенции по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Учитывая вышеизложенное, действия МУП «Центральное межрайонное БТИ» противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Комиссия оценила последовательное выставление препятствий МУП «Центральное межрайонное БТИ» ФГУП «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ» как действия направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности на рынке технической инвентаризации. Комиссия рассматривает действия МУП «Центральное межрайонное БТИ» как недобросовестную конкуренцию, выразившуюся в целенаправленном необоснованном непредоставлении копий документов необходимых для осуществления предпринимательской деятельности ФГУП «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ».
Комиссия принимает во внимание как действия МУП «Центральное межрайонное БТИ», на основании которых было возбуждено дело, так и представляемые обоснования МУП «Центральное межрайонное БТИ» в ходе дела, а именно последовательное предоставление заведомо необоснованных доводов своей позиции.
В связи с изложенным, Комиссия Волгоградского УФАС России по делу № 15-01-14-02/455 усматривает в действиях МУП «Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации», а именно в препятствовании получению копий архивных документов для ФГУП «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ» недобросовестную конкуренцию, что является нарушением ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции».

На момент вынесения решения у Комиссии Волгоградского УФАС России отсутствуют сведения о прекращении недобросовестной конкуренции МУП «Центральное межрайонное БТИ» в отношении ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 49, 41 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Волгоградского УФАС России,
РЕШИЛА:

1. Признать действия МУП «Центральное межрайонное БТИ» по созданию необоснованных препятствий в предоставлении копий технических паспортов на многоквартирные жилые дома для ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице Волгоградского филиала, актом недобросовестной конкуренции и  нарушающими ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. Выдать МУП «Центральное межрайонное БТИ» предписание об устранении нарушения  ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции»
3. Передать материалы дела должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения административного производства по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ в отношении МУП «Центральное межрайонное БТИ».


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны