Решение б/н О признании факта нарушения Администрацией Новониколаевского... от 20 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 15-01-15-03/120

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 июля 2015 г.                             г. Волгоград

В полном объеме решение изготовлено 22 июля 2015 г.  

                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:  Бурба В.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:               Лосевская Е.В. – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти;

 Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела  контроля органов власти;

 

рассмотрев дело №15-01-15-03/120 по признакам нарушения Администрацией Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области (403901, Волгоградская область, р.п. Новониколаевский, ул. Народная, 128) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

Дело №15-01-15-03/120 возбуждено Приказом УФАС по Волгоградской области от 26 февраля 2015г. №89.

Управлением ФАС по Волгоградской области установлено, что Администрацией Новониколаевского городского поселения  (далее - Администрация) заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер <...> :20:030209:841, с Сахаровым В.М. от 22.05.2009 № 2 на 5 лет и договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер <...> :20:030209:931, с Поповым А.Б. от 18.04.2013 № 1 на 359 дней.

Согласно Протоколу № 3 заседания постоянно действующей комиссии Новониколаевского городского поселения по выделению земельных участков в аренду из земель, находящихся в собственности Новониколаевского городского поселения и контролю за использованием и охраной земель от 20.05.2014 (далее – Протокол № 3), Комиссия решила рекомендовать Главе Новониколаевского городского поселения продлить действие договоров аренды Сахарову В.М. и Попову А.Б. На основании Протокола № 3 Администрацией приняты Постановления № 88 «О продлении срока действия договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения под прудом «Новый»  с гидротехническим сооружением для рыбохозяйственных нужд на территории Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области» от 20.05.2014 (далее – Постановление № 88) и Постановление № 89 «О продлении срока действия договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения под прудом «Безымянный» с гидротехническим сооружением для рыбохозяйственных нужд на территории Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области» от 20.05.2014 (далее – Постановление № 89).

23.05.2014 между Администрацией и Сахаровым В.М. заключено дополнительное соглашение о продлении срок договора аренды от 22.05.2009 на 5 лет (далее - дополнительное соглашение от 23.05.2014). 23.05.2014 между Администрацией и Поповым А.Б. также заключено дополнительное соглашение о продлении срока договора аренды от 18.04.2013 на 5 лет (далее – дополнительное соглашение от 23.05.2014 ).

Представитель Администрации представил материалы и пояснил, что передача муниципального имущества в аренду Сахарову В.М. и Попову А.Б. органом местного самоуправления осуществлена в соответствии с действующим законодательством.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно свидетельств о государственной регистрации права от 22.09.2009 и от 14.12.2011 в собственности Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района имеется земельный участок: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – под прудом «Безымянный» и плотиной (кадастровый номер <...> :20:030209:931); гидротехническое сооружение – плотина пруд «Безымянный» (кадастровый номер <...> :20:00 00 00:0000:18:240:002:000743280).

Согласно свидетельств о государственной регистрации права от 11.02.2009 и от 22.12.2008 в собственности Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района имеется земельный участок: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – под прудом «Новый» и плотиной (кадастровый номер <...> :20:03 02 09:841); гидротехническое сооружение – плотина пруда «Новый» (кадастровый номер <...> :20:00 00 00:0000:18:240:002:000741400).

В связи с чем, переданное в аренду муниципальное имущество Сахарову В.М. и Попову А.Б. представляет собой пруды с гидротехническими сооружениями – плотинами.

В соответствии со  статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации пруды относятся к поверхностным водным объектам, то есть состоят из поверхностных земель в пределах береговой линии. Статья 4 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Водным кодексом Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом Российской Федерации и водным законодательством.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 Водного кодекса Российской Федерации .

Частью 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся, соответственно, в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Для использования водных объектов заключается договор водопользования (в случаях и порядке, предусмотренных главой 3 Водного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Водным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность заключения договора аренды водного объекта, тогда как переданные по договорам аренды земельные участки представляют собой пруды с береговой линией и гидротехническими сооружениями - плотинами.

23.05.2014 между Администрацией и Сахаровым В.М. заключено дополнительное соглашение о продлении срок договора аренды от 22.05.2009 на 5 лет. 23.05.2014 между Администрацией и Поповым А.Б. также заключено дополнительное соглашение о продлении срока договора аренды от 18.04.2013 на 5 лет.

Согласно статье 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора. Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" (далее - Постановление Правительства РФ от 14.04.2007 N 230) утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, а также Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 установлено, что право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения под прудом «Безымянный» с гидротехническим сооружением и земельный участок сельскохозяйственного назначения под прудом «Новый»  с гидротехническим сооружением предоставлены Попову А.Б. и Сахарову В.М. в аренду в нарушение процедуры их предоставления, предусмотренной земельным  и водным законодательством.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

При этом для квалификации действий (бездействия) по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.

Предоставив муниципальное имущество Сахарову В.М. и Попову А.Б. Администрация уклонилась от исполнения своих обязанностей, предусмотренных водным законодательством.

Таким образом, предоставление в аренду спорных участков покрытых поверхностными водами и являющихся водными объектами должно осуществляться путем проведения аукциона.

Предоставление Сахарову В.М. и Попову А.Б. участков, с нарушением порядка их предоставления,  привело к созданию для указанных лиц преимущества при получении  участка в аренду, исключило возможность участия других заинтересованных лиц в приобретении прав на данные участки, что в итоге приводит к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке водопользования в границах Новониколаевского муниципального района Волгоградской области.

Таким образом, в действиях Администрация Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области  нарушила ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006, которое выразилось в  предоставлении муниципального имущества – водных объектов Сахарову В.М. и Попову А.Б. в аренду в нарушение процедуры их предоставления, предусмотренных Земельным кодексом РФ и Водным кодексом РФ.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать факт нарушения Администрацией Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  предоставлении муниципального имущества – водных объектов Сахарову В.М. и Попову А.Б. в аренду посредством заключения 23.05.2014 дополнительных соглашений в нарушение порядка их предоставления.

2. Выдать Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области  для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны