Решение б/н О признании факта нарушения Администрацией Самофаловского се... от 10 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 15-01-15-03/213 о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2015г.                                         г. Волгоград

В полном объеме решение изготовлено 05 июня 2015г.                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:  Бурба В.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:               Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела  контроля органов власти;

Тибилова Э.А. – государственный инспектор отдела  контроля органов власти,

рассмотрев дело №15-01-15-03/213 по признакам нарушения Администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (адрес: 403016, Волгоградская область, Городищенский район, п. Самофаловка, ул. Советская, 22) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

при участии в заседании:

- старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Коваленко О.С. (удостоверение №178566 от 27.02.2015),

- представителя Администрации Самофаловского сельского поселения Чиненовой И.Ю. (доверенность от 12.01.2015),

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России поступили материалы Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры (вх.№364 от 23.01.2015) по вопросу проверки действий Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района на наличие признаков нарушения ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при вынесении Постановления №72 от 13.11.2014 «О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов».

Из материалов, представленных Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено следующее.

Администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области вынесено Постановление №72 от 13.11.2014 «О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов» (далее – Постановление №72), пункт 2 которого устанавливает, что местом размещения отходов является полигон п.Гумрак ООО «ЭкоМастер».

Постановлением Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области от 24.12.2014 №82 Постановление №72 от 13.11.2014 «О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов», отменено.

Рассмотрев указанные обстоятельства, Приказом УФАС по Волгоградской области от 30.03.2015 №145 возбуждено дело №15-01-15-03/213 в отношении Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.

Определением о назначении дела №15-01-15-03/213 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 30.03.2015 в качестве заявителя привлечена Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура, в качестве ответчика привлечена Администрация Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.

Представитель Администрации Самофаловского сельского поселения пояснила, что 13 ноября 2014 года в адрес администрации Самофаловского сельского поселения поступило письмо из Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области с требованием по принятию нормативно-правового акта о запрете размещения ТБО на свалках с ссылкой на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области (от 11 ноября 2014 г.). Администрацией Самофаловского сельского поселения данное указание Администрации Городищенского муниципального района исполнено путем принятия 13.11.2014 Постановление №72 о запрете размещения ТБО на свалках.

11.12.2014 г. Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой на Постановление № 72 от 13.11.2014 года вынесен протест.

С целью устранения допущенного нарушения законодательства, Администрацией Самофаловского сельского поселения Постановлением №82 от 24.12.2014 отменено Постановление от 13.11.2014 № 72 «О запрете размещения ТБО на свалках».

Представитель Администрации Самофаловского сельского поселения полагает, что принятию Постановления №72 предшествовали действия Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области и Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, в связи с чем его принятие не являлось инициативой Администрации Самофаловского сельского поселения.

Представитель Администрации Самофаловского сельского поселения считает, что Постановление  № 72 от 13.11.2014 г. не вступило в законную силу и не нарушило права третьих лиц в рамках Закона о защите конкуренции, так как правоотношения по данному Постановлению возникали только с 1 января 2015 г, само же указанное выше постановление отменено ранее срока вступления в действие - 24 декабря 2014 года.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 18 части 1 статьи 6 Устава Самофаловского сельского поселения, принятого решением Совета депутатов Самофаловского сельского поселения №1 от 02.04.2006, установлено, что к вопросам местного значения Самофаловского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления сельских поселений по изданию нормативных правовых актов в сфере отходов производства и потребления ограничиваются вопросами организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Полномочиями по правовому регулированию вопросов размещения отходов органы местного самоуправления сельского поселения не наделены.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 названного закона, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (п.5 ч.1 ст.15).

Из статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

При этом, достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Как следует из Приложения к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 №592 «Объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов», Приложению к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования «Объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов» от  01.08.2014 № 479 на территории Волгоградской области помимо ООО «ЭкоМастер» деятельность по размещению твердых бытовых отходов также осуществляет ООО «Волга-Бизнес» (адрес полигона: Волгоградская область, г.Волжский), ООО «Спецавтотранс» (адрес полигона: Волгоградская область, г. Камышин), ООО «КОМУС» (Волгоградская область, Светлоярский район, п. Кирова), ООО «Еврохим-ВолгаКалий» (Волгоградская область, Котельниковский район, Пимено-Чернянское сельское поселение), ОАО «Каустик» (адрес полигона: г. Волгоград).

 В связи с чем, установление Администрацией Самофаловского сельского поселения в Постановлении №72 конкретного хозяйствующего субъекта по размещению твердых бытовых отходов ООО «ЭкоМастер», является предоставлением преимущества, обеспечивавшего конкретному лицу более выгодные условия деятельности на данном рынке по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, способными оказывать аналогичные услуги.

Действия Администрации Самофаловского сельского поселения по установлению в Постановлении №72 положения, согласно которому местом размещения отходов определен полигон ООО «ЭкоМастер», исключает возможность для физических и юридических лиц самостоятельного выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги, а также создают реальную угрозу наступления негативных последствий для конкуренции на рынке оказания услуг по размещению твердых бытовых отходов.

Таким образом, в действии Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района, выразившемся в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих такие товары, посредством издания Постановления №72 от 13.11.2014 «О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов», пункт 2 которого устанавливает, что местом размещения отходов является полигон ООО «ЭкоМастер», содержится нарушение п.5 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции

2. На основании п.1 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Постановление №72 от 13.11.2014 «О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов» отменено на основании Постановления Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района от 24.12.2014 №82, то есть добровольно устранено нарушение антимонопольного законодательства, в связи с чем Комиссия имеет основания для прекращения рассмотрения дела №15-01-15-03/213.

3. В связи с добровольным устранением нарушения, возникшего при принятии Администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Постановление №72 от 13.11.2014 «О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов», Комиссия не имеет оснований для выдачи Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения Администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области п.5 ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих такие товары, путем издания Постановления №72 от 13.11.2014 «О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов», пункт 2 которого устанавливает, что местом размещения отходов является полигон ООО «ЭкоМастер».

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Предписание Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны