Решение б/н О признании факта нарушения Комитетом по управлению государс... от 18 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

после пересмотра дела № 15-01-15-03/304

                                                                                                                        г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 31 декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии  Бурба В.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:               Ячменева О.И. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Лосевская Е.В. – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти;

с участием:

Браун О.А. - прокурора отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Волгоградской области (удостоверение №157825 от 12.03.2014);

Аравиной В.В. - представителя Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, доверенность № 166 от 30.06.2015;

Манаковой Г.Н. - представителя Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, доверенность № 245 от 26.11.2015;

Коробовой С.И. - представителя Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, доверенность № 167 от 30.06.2015;

в отсутствие: представителя ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес – инкубатор», извещен;

рассмотрев дело № 15-01-15-03/304 по заявлению о пересмотре приятого антимонопольным органом решения по делу № 15-01-15-03/304 по признакам нарушения Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

дело № 15-01-15-03/304 возбуждено приказом Волгоградского УФАС России от 20.04.2015 № 197 в отношении Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в результате обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства в материалах, поступивших из Прокуратуры Волгоградской области (п.1 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции).

03 июля 2015 года Комиссией Волгоградского УФАС России вынесено решение о прекращении рассмотрения дела № 15-01-15-03/304 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области при согласовании ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» договоров о передаче в аренду нежилых помещений на срок 360 часов и 272 часа путем направления писем от 24.01.2014 исх.№21-03/1746 и от 20.03.2014 исх.№21-03/7637 без указания периода пользования помещениями.

16 октября 2015 года в Волгоградское УФАС России по электронной почте поступило заявление прокуратуры Волгоградской области о пересмотре приятого антимонопольным органом решения по делу № 15-01-15-03/304. 20 октября 2015 года указанное заявление поступило в Волгоградское УФАС на бумажном носителе.

Указанное заявление удовлетворено и вынесено определение о пересмотре решения по делу № 15-01-15-03/304.

Из заявления прокуратуры Волгоградской области и приложенных к заявлению надлежащим образом заверенных копий документов Комиссией выявлены обстоятельства, которые не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу № 15-01-15-03/304, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела.

Комиссия при вынесении решения по делу № 15-01-15-03/304 основывалась на копиях заявлений ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» о согласовании передачи в почасовую аренду государственного имущества, закрепленного за ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» гражданке РФ Мокан Людмилой Федоровной и индивидуальному предпринимателю Левченко Ниной Владимировной с приложением проектов договоров аренды незаполненных в части срока действия договоров, представленных на заседании Комиссии Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

Прокуратурой Волгоградской области в приложении к заявлению о пересмотре решения по делу № 15-01-15-03/304 представлены копии проектов договоров о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося государственной собственностью Волгоградской области, закрепленного за ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» с ИП Левченко Н.В. и гражданкой Мокан Л.Ф. с указанием срока действия договоров аренды, даты и времени оказания услуг, которые ранее были представлены Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в прокуратуру Волгоградской области.

Волгоградским УФАС России установлено, что директором ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» 24.12.2013 и 28.02.2014 в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (в настоящем время Комитет по управлению государственным имуществом, далее – Министерство, также - Комитет) направлены заявления о согласовании передачи в почасовую аренду государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» с приложением проектов договоров почасовой аренды с индивидуальным предпринимателем Левченко Н.В. и с гражданкой Мокан Л.Ф.

По итогам рассмотрения указанных заявлений и представленных документов Министерство письмом от 24.01.2014 (исх. № 21-03/1746) согласовало заключение договора почасовой аренды с гражданкой Мокан Л.Ф. и письмом от 20.03.2014 (исх. № 21-03/7637) согласовало заключение договора почасовой аренды с индивидуальным предпринимателем Левченко Н.В. без проведения аукциона на основании п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Представителем прокуратуры Волгоградской области на заседании Комиссии представлены письменные объяснения государственного служащего Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, представившего копию заявления ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» о согласовании передачи в почасовую аренду государственного имущества, закрепленного за ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» гражданке РФ Мокан Л.Ф в прокуратуру Волгоградской области и государственного служащего, готовившего проект письма о согласовании передачи в почасовую аренду государственного имущества, закрепленного за ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор», гражданке РФ Мокан Л.Ф по вопросу указания срока оказания услуг в проекте договора аренды офисного помещения, закрепленного за ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» с гражданкой РФ Мокан Л.Ф.

Представители Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области представили письменные объяснения и пояснили, что согласование передачи в аренду происходило на основании п.11 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, при этом срок аренды имущества установлен 272 часа для заключения договора аренды с ИП Левченко Н.В и 360 часов для заключения договора аренды с гражданкой Мокан Л.Ф. Так же представлены запрошенные документы на обозрение Комиссии: оригиналы заявления ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» о согласовании передачи в почасовую аренду государственного имущества, закрепленного за ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» гражданке РФ Мокан Л.Ф. и индивидуальному предпринимателю Левченко Н.В.

Представитель ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» на заседание Комиссии не явился, письменных объяснений не представил.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности 34-АВ № 367017 от 15.03.2010 здание заводоуправления с пристройкой, общей площадью 3070,3 кв.м, расположенное по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, 45/1, принадлежит на праве оперативного управления (собственность Волгоградской области) Государственному автономному учреждению Волгоградской области «Волгоградский областной бизнес-инкубатор».

В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Порядок заключения договоров в отношении государственного имущества установлен статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. Согласно части 1 указанной статьи заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в Законе о защите конкуренции.

Согласно п.2 ч.3 ст.17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, осуществляется в порядке, предусмотренном частью первой настоящей статьи.

Таким образом, переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными автономными учреждениями, возможен только по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, перечисленных в ст.17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 4.3 Устава ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» (утв. Приказом Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области от 05.09.2012 № 250) автономное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом и особо ценным имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества, в том числе сдавать в аренду, отдавать в залог, передавать во временное пользование без согласования с Учредителем.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке согласования Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области сдачи в аренду государственного имущества Волгоградской области, закрепленного за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за государственными учреждениями на праве оперативного управления (утв. Распоряжением министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 15.02.2013 N 284-р) (далее – Положение) согласованию с Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области подлежит передача в аренду, в том числе недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными и автономными учреждениями, а также названное имущество, приобретенное учреждениями за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества.

Согласно п. 6 Положения для получения согласия Министерства на передачу в аренду государственного имущества Волгоградской области предприятие или учреждение представляет в Министерство, в том числе заявление по установленной форме; проект договора аренды, соответствующий примерной форме договора аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Волгоградской области, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, пронумерованный, сброшюрованный и заверенный подписью уполномоченного лица и печатью государственного предприятия (учреждения).

Директором ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» 24.12.2013 в Министерство направлено заявление о согласовании передачи в почасовую аренду государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГАУ ВО «Волгоградский областной инкубатор», - нежилого помещения на 1-м этаже в здании заводоуправления (комната № 24) на 360 ч. с приложением на 8 листах (проект договора на 5 л., копия свидетельства о государственной регистрации права на 1 л., копия выписки из протокола Наблюдательного совета на 2 л.).

Представителем Комитета на заседании Комиссии представлено два проекта договора почасовой аренды, один из них на 5 листах с заполненными строками п. 2.1, второй на 8 листах содержит пустые строки пункта 2.1. Исследуя представленные документы, Комиссия не принимает в качестве доказательств проект договора, представленный на 8 листах, ввиду следующего. Исходя из заявления приложением к нему является проект договора аренды на 5 л., также к заявлению прилагается отчет № ОН-407/13, согласно которому, рыночная стоимость за пользование государственным имуществом составляет 414руб. за 1кв.м. Представленный проект договора составлен на 8 листах и содержит иную рыночную стоимость за пользование государственным имуществом, а именно 415,58 руб. за 1 кв.м.

Проект договора, составленный на 5 листах, содержит наименование арендатора – гражданка РФ Мокан Людмила Федоровна, а также заполненный пункта 2.1, согласно которому срок действия договора установлен с 09.01-11.01.2014 с 8.00 до 17.00, 13.01-18.01.2014 с 8.00 до 17.00, 20.01-25.01.2014 с 8.00 до 17.00, 27.01-31.01.2014 с 8.00 до 17.00, 01.02-08.02.2014 с 8.00 до 17.00, 10.02-15.02.2014 с 8.00 до 17.00, 17.02-22.02.2014 с 8.00 до 17.00, также в нем указана рыночная стоимость за пользование государственным имуществом в размере 414 руб. за 1 кв.м.

28.02.2014 директором ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» в Министерство направлено заявление о согласовании передачи в почасовую аренду государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГАУ ВО «Волгоградский областной инкубатор», - нежилого помещения на 1-м этаже в здании заводоуправления (комната № 25) на 272 ч. с приложением на 8 листах (проект договора на 5 л., копия свидетельства о государственной регистрации права на 1 л., копия выписки из протокола Наблюдательного совета на 2 л.).

Проект договора содержит наименование арендатора - индивидуальный предприниматель Левченко Нина Владимировна, а также заполненный пункт 2.1, согласно которому срок действия договора установлен с 17.02-21.02.2014 с 9.00 до 17.00, 24.02-28.02.2014 с 9.00 до 17.00, 03.03-07.03.2014 с 9.00 до 17.00, 11.03-14.03.2014 с 9.00 до 17.00, 17.03-21.03.2014 с 9.00 до 17.00, 24.03-28.03.2014 с 9.00 до 17.00, 31.03-04.04.2014 с 9.00 до 17.00.

Таким образом, Комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу о том, что Министерство на момент согласования передачи в почасовую аренду государственного имущества обладало сведениями не только об общем сроке аренды, выраженном в часах (360 часов и 272 часа соответственно), но и выраженном в календарных днях, имея сведения о конкретных датах и времени предоставления государственного имущества.

По итогам рассмотрения вышеназванных заявлений и представленных документов Министерство письмом от 24.01.2014 (исх.№21-03/1746) согласовало заключение договора почасовой аренды с гражданкой Мокан Л.Ф. сроком аренды 360 часов и письмом от 20.03.2014 (исх.№21-03/7637) согласовало заключение договора почасовой аренды с индивидуальным предпринимателем Левченко Н.В. сроком аренды 272 часа без проведения аукционов на основании пп. 11 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение, в том числе договоров аренды в отношении государственного имущества, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Пунктом 8 Разъяснений ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" от 05.06.2012 даны разъяснения в случае предоставления государственного или муниципального имущества на срок не более чем тридцать календарных дней.

Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции исчисление срока установлено в днях.

Таким образом, минимальным сроком предоставления прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции является один день.

Исходя из разъяснений ФАС России применительно к рассматриваемому случаю проект договора аренды с гражданкой Мокан Л.Ф. устанавливает срок действия договора 40 календарных дней (с 09.01-11.01.2014 с 8.00 до 17.00, 13.01-18.01.2014 с 8.00 до 17.00, 20.01-25.01.2014 с 8.00 до 17.00, 27.01-31.01.2014 с 8.00 до 17.00, 01.02-08.02.2014 с 8.00 до 17.00, 10.02-15.02.2014 с 8.00 до 17.00, 17.02-22.02.2014 с 8.00 до 17.00), проект договора аренды с индивидуальным предпринимателем Левченко Н.В. устанавливает срок действия договора 34 календарных дня (с 17.02-21.02.2014 с 9.00 до 17.00, 24.02-28.02.2014 с 9.00 до 17.00, 03.03-07.03.2014 с 9.00 до 17.00, 11.03-14.03.2014 с 9.00 до 17.00, 17.03-21.03.2014 с 9.00 до 17.00, 24.03-28.03.2014 с 9.00 до 17.00, 31.03-04.04.2014 с 9.00 до 17.00).

Таким образом, проекты договоров аренды, являющиеся приложениями к заявлениям о согласовании передачи в почасовую аренду гражданке Мокан Л.Ф. и индивидуальному предпринимателю Левченко Н.В., устанавливают срок аренды, превышающий тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, следовательно, оснований для заключения рассматриваемого договора без проведения торгов в порядке исключения, предусмотренного п.11 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, не имеется.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), в том числе органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов РФ, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством ненадлежащего использования административных инструментов.

Согласование передачи государственного имущества конкретному лицу без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного лица преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеназванные права в отношении государственного имущества.

Передача прав аренды в отношении государственного имущества на конкурентной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному имуществу всех заинтересованных в приобретении права аренды в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Таким образом, Министерство (с 30.01.2015 - Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области) письмами от 24.01.2014 исх. № 21-03/1746 и от 20.03.2014 исх. № 21-03/7637, выразив свое согласие на заключение ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» договоров аренды, устанавливающих период пользования государственным имуществом, превышающий срок тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев с гражданкой Мокан Л.Ф. и с индивидуальным предпринимателем Левченко Н.В. без проведения аукциона на основании п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, в отсутствии выявленных оснований для предоставления указанных прав, нарушило требования ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

На основании указанных писем ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» заключены договоры почасовой аренды с гражданкой Мокан Людмилой Федоровной (№ 5 от 04.02.2014) и с индивидуальным предпринимателем Левченко Ниной Владимировной (№ 23 от 21.03.2014) точно в соответствии с проектами договоров, представленными в Министерство на согласование.

Решениями по делу № 14-01-17.1-03/647 и по делу № 14-01-17.1-03/646 от 10.12.2014 признаны факты нарушения ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. Предписания по указанным делам не выдавались в связи с истечением срока действия договоров, заключенных с Мокан Л.Ф. и Левченко Н.В. до вынесения решений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела срок действия договоров почасовой аренды с Мокан Л.Ф. и Левченко Н.В., заключенных на основании писем Министерства от 24.01.2014 исх. № 21-03/1746 и от 20.03.2014 исх. № 21-03/7637 истек, оснований для выдачи предписания не имеется.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.20006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в согласовании ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» договоров о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося государственной собственностью Волгоградской области, закрепленного за ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» с гражданкой Мокан Людмилой Федоровной и с индивидуальным предпринимателем Левченко Ниной Владимировной без проведения аукциона на основании п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в отсутствии выявленных оснований для предоставления указанных прав, посредством направления писем от 24.01.2014 исх. № 21-03/1746 и от 20.03.2014 исх. № 21-03/7637.

2. Предписание по делу № 15-01-15-03/304 не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны