Решение б/н О признании факта нарушения Администрацией Осичковского сель... от 17 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 15-01-15-03/539

г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 25 августа 2015 года                                      

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: Бурба В.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:               Ячменева О.И. заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела   контроля органов власти,

рассмотрев дело № 15-01-15-03/539 по признакам нарушения Администрацией Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области (403619, Волгоградская область, Руднянский район, с. Осички, ул. Мирная, д. 18)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», с участием Гладких Т.В. – Главы Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области,

УСТАНОВИЛА:

дело № 15-01-15-03/539 возбуждено Приказом УФАС по Волгоградской области от 30.06.2015 г. № 311 по собственной инициативе в рамках проверки нормативно-правовых актов Администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация) на соответствие антимонопольному законодательству на основании п. 3. ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Администрацией Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области принято постановление от 02 мая 2012г. № 28 «Об утверждении административного регламента Администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Осичковского сельского поселения, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование» (далее – Регламент).

Пункт 2.6. Регламента устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:

а) уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и

б) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;

5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

а) уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и

б) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;

6) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;

7) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего перечня;

8) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Согласно п. 2.7.1 Регламента, основанием для оставления заявки без рассмотрения и возврата документов заявителю является, в том числе, предоставление документов, не соответствующих установленным требованиям или предоставленных не в полном объёме.

Пункт 2.8 Регламента устанавливает перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги, а также сведения о местонахождении, контактных телефонах органов, в которых заявители могут получить документы, необходимые для получения муниципальной услуги:

Документы

 

Наименование организации, в которой выдается документ

Местонахождение

Контактный телефон

инженеры, оказывающие услуги по межеванию земельных участков:

 

межевой план

<...>

Волгоградская обл.,

г. Жирновск,

ул. Энгельса, д. 9/2

<...>

 

межевой план

<...>

Волгоградская обл.,  р.п. Елань,

ул. Саратовская, д 15

<...>

 

межевой план

<...>

Волгоградская обл., р.п. Елань, ул. Ленинская, д. 11

<...>

 

межевой план

<...>

Волгоградская обл., р.п.Рудня, ул. Октябрьская, 75

<...>

         

Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) устанавливает порядок и основания приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения в редакции от 28.12.2013.

Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Во исполнение указанной нормы Министерством экономического развития РФ утверждён Приказ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее – Приказ Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475), устанавливающий следующий Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (далее – Перечень):

1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.

3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).

4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:

4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и

4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и

5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.

8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Согласно п. 2 Приказа Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475,  документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 36 ЗК признаётся утратившей силу с 01.03.2015.

Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (далее – Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1), вступивший в силу с 11.03.2015, устанавливает перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и признаёт утратившим силу Приказ Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475.

Согласно ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о местном самоуправлении), по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч. 4 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Регламент, устанавливая исчерпывающий перечень документов, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, не соответствует действующему Земельному кодексу, Приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, установившим новые требования приобретения прав на земельные участки.

Статья 34 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает принципы недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о защите конкуренции, данный федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, установление органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Правонарушение, предусмотренное ст. 15 Закона о защите конкуренции, представляет собой формальный состав правонарушения, последствия совершения которого не требуют обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного правонарушения достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно Методическим рекомендациям по осуществлению антимонопольного контроля предоставления государственных (муниципальных) услуг, утверждённым ФАС России, предъявление требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги, является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, Администрация Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области закрепила в административном регламенте по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Осичковского сельского поселения, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование требование документов, предоставление которых не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, а так же указал конкретных субъектов, оказывающих услуги по межеванию земельных участков, что ставит их в наиболее выгодное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.

Таким образом, в действиях Администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области содержатся нарушения п. 2 и 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в принятии Постановления Администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области от 02.05.2012 № 28 «Об утверждении административного регламента Администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Осичковского сельского поселения, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование», направленного на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В связи с принятием постановления администрацией Осичковского сельского поселения от 20 июля 2015 г. № 64 «О внесением изменений в постановление администрации Осичковского сельского поселения от 02.05.2012 № 28 «Об утверждении административного регламента Администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Осичковского сельского поселения, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование» (копия представлена в материалы дела), у Комиссии имеются основания для прекращения рассмотрения дела № 15-01-15-03/539, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Администрацией Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области пункта 2 и пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в закреплении в пункте 2.6 Административного регламента Администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги: «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Осичковского сельского поселения, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование» (утв. Постановлением Администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области от 02.05.2012 № 28) требования документов, которые заявитель обязан предоставить самостоятельно, и в пункте 2.8 указанного Административного регламента, указание информации о местонахождении, контактных телефонах органов и лиц, у которых заявители могут получить документы, необходимые для получения муниципальной услуги.

2. Прекратить рассмотрение дела №15-01-15-03/539 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны