Решение б/н О признании факта нарушения Администрацией Громковского сель... от 17 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 15-01-15-03/547

г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 24 августа 2015 года                                      

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: Бурба В.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:               Ячменева О.И. заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 15-01-15-03/547 по признакам нарушения Администрацией Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области (403616, Волгоградская область, Руднянский район, с. Громки, ул. Ерзовка, д. 5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

с участием Лобачева В.Н. – Главы Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, удосьтоверение от 19.10.2010 действительно до 01.11.2015,

УСТАНОВИЛА:

дело № 15-01-15-03/547 возбуждено Приказом УФАС по Волгоградской области от 30.06.2015 № 319 по собственной инициативе в рамках проверки нормативно-правовых актов Администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация) на соответствие антимонопольному законодательству на основании п. 3. ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Администрацией Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области принято постановление от 28 мая 2012 № 43 «Об утверждении административного регламента Администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Громковского сельского поселения, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование» (далее – Регламент).

Пункт 2.6. Регламента устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги:

1) заявление на бланке установленной формы;

2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

3) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;

4) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

5) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего перечня;

6) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Согласно п. 2.7.1 Регламента, основанием для оставления заявки без рассмотрения и возврата документов заявителю является, в том числе, предоставление документов, не соответствующих установленным требованиям или предоставленных не в полном объёме.

Пункт 2.8 Регламента устанавливает перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги, а также сведения о местонахождении, контактных телефонах органов, в которых заявители могут получить документы, необходимые для получения муниципальной услуги:

Документы

 

Наименование организации, в которой выдается документ

Местонахождение

Контактный телефон

инженеры, оказывающие услуги по межеванию земельных участков:

 

межевой план

<...>

Волгоградская обл.,

г. Жирновск,

ул. Энгельса, дом 9/2

<...>

 

межевой план

<...>

Волгоградская обл.,  р.п. Елань,

ул. Саратовская, д 15

<...>

 

межевой план

<...>

Волгоградская обл., р.п. Елань,

ул. Ленинская, дом 11

<...>

 

межевой план

<...>

Волгоградская обл., р.п.Рудня, ул. Октябрьская, 75

<...>
           

Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) устанавливает порядок и основания приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения в редакции от 28.12.2013.

Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Во исполнение указанной нормы Министерством экономического развития РФ утверждён Приказ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее – Приказ Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475), устанавливающий следующий Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (далее – Перечень):

1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.

3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).

4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:

4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и

4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и

5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.

8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Согласно п. 2 Приказа Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475,  документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 36 ЗК признаётся утратившей силу с 01.03.2015.

Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (далее – Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1), вступивший в силу с 11.03.2015, устанавливает перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и признаёт утратившим силу Приказ Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475.

Согласно ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о местном самоуправлении), по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч. 4 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Регламент, устанавливая исчерпывающий перечень документов, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, не соответствует действующему Земельному кодексу, Приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, установившим новые требования приобретения прав на земельные участки.

Статья 34 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает принципы недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о защите конкуренции, данный федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, установление органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Правонарушение, предусмотренное ст. 15 Закона о защите конкуренции, представляет собой формальный состав правонарушения, последствия совершения которого не требуют обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного правонарушения достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно Методическим рекомендациям по осуществлению антимонопольного контроля предоставления государственных (муниципальных) услуг, утверждённым ФАС России, предъявление требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги, является нарушением п. 2 ч. 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, Администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области закрепила в административном регламенте по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Громковского сельского поселения, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование требование документов, предоставление которых не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, а так же указал конкретных субъектов, оказывающих услуги по межеванию земельных участков, что ставит их в наиболее выгодное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, оказывающими данные услуги.

Таким образом, в действиях Администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области содержатся нарушения пунктов 2 и 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в принятии Постановления Администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области от 29.05.2012 № 43 «Об утверждении административного регламента Администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Громковского сельского поселения, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование», направленного на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Администрацией Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области пункта 2 и пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в закреплении в пункте 2.6 Административного регламента Администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги: «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Громковского сельского поселения, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование» (утв. Постановлением Администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области от 29.05.2012 № 43) требования документов, которые заявитель обязан предоставить самостоятельно, и в пункте 2.8 указанного Административного регламента, указание информации о местонахождении, контактных телефонах органов и лиц, у которых заявители могут получить документы, необходимые для получения муниципальной услуги.

2. Выдать Администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно привести пункт 2.6 и пункт 2.8 Административного регламента Администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги: «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Громковского сельского поселения, юридическим и физическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование» (утв. Постановлением Администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области от 29.05.2012 № 43) в соответствие с действующим законодательством.

Связанные организации

Связанные организации не указаны