Решение б/н О признании факта нарушения в действиях Комитета земельных р... от 4 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 15-01-17-03/926

                                                                                                           

Резолютивная часть решения оглашена  24 декабря 2015 года                              г. Волгоград

В полном объеме решение изготовлено 31 декабря 2015 года

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии  Бурба В.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:               Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;

Тибилова Э.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 15-01-17-03/926 по признакам нарушения Комитетом земельных ресурсов Администрации городского округа-город Волжский (404130, Волгоградская область, г. Волжский, проспект им. В.И. Ленина, 19) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

в присутствии Гизетдинова Д.Э. – представителя Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа-город Волжский по доверенности;

иные лица не явились, извещены;

УСТАНОВИЛА:

Дело № 15-01-17-03/926 возбуждено  Приказом УФАС по Волгоградской области от 17.11.2015 № 510 в отношении Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа-город Волжский (404130, Волгоградская область, г. Волжский, проспект им. В.И. Ленина, 19) в результате обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства в материалах, поступивших из Прокуратуры г. Волжского (п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции).

Определением о назначении дела к рассмотрению от 18.11.2015 к участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве заявителя Прокуратура г. Волжского, в качестве ответчика Комитет земельных ресурсов. Определением об отложении рассмотрения дела от 01.12.2015 в качестве заинтересованных лиц привлечены: ИП Чешева И.П. (ул. Крайняя, д. 7 а, г. Волгоград, 400081), ИП Рябушев А.В. (ул. Пионерская, д. 39, кв. 28, г. Волжский, 404125).

Из материалов Прокуратуры г. Волжского следует, что 26 мая 2015 года Комитетом земельных ресурсов в газете «Волжский муниципальный Вестник» № 26 (340) опубликовано Извещение о проведении конкурса по продаже права заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (далее – конкурс). В состав конкурса входит 15 лотов. В указанном извещении о проведении конкурса отсутствуют обязательные сведения о критериях определения победителя конкурса.

Представитель Комитета земельных ресурсов считает, что извещение о проведении конкурса является кратким сжатым информационным сообщением о планируемом проведении соответствующего конкурса, поэтому наряду с ним к каждому конкурсу администрацией городского округа - город Волжский разрабатывается, утверждается и публикуется на официальном сайте конкурсная документация, которая содержит полную и исчерпывающую информацию о порядке проведения конкурса по продаже права заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и оформления его результатов, включая форму заявки, перечень необходимых для участия в конкурсе документов, оценку конкурсных предложений претендентов, порядок расчета количества баллов претендентов и т.п. Информация о месте размещения конкурсной документации указана в разделе 4 извещения о проведении конкурса. Также представитель Комитета земельных ресурсов полагает, что в извещении о проведении конкурса, опубликованном в печатном издании, в пункте 3.1 содержится критерий определения победителя конкурса, согласно которому победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия размещения рекламных конструкций (заявке которого присвоено наибольшее итоговое количество баллов).

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается представительными органами муниципальных образований.

Порядок распространения наружной рекламы и информации на территории городского округа-город Волжский утвержден Решением Волжской городской Думы от 25.07.2013 № 381-ВГД (далее – Решение).

Согласно ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В соответствии с п. 10.1 Решения извещение о проведении конкурса публикуется организатором торгов в официальных печатных средствах массовой информации городского округа и размещается на официальном сайте администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (либо в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов) не менее чем за 40 календарных дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Пунктом 10.2.6 Решения установлено, что в извещении о проведении конкурса, помимо прочих требований, должны быть указаны критерии определения победителя конкурса.

Из пп. 15 п. 15.3 Решения следует, что для оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия сопоставляет и оценивает заявки по следующим критериям:

1) цена за право заключения договора;

2) размещение социальной рекламы (процент предоставления рекламных поверхностей под размещение социальной рекламы в размере не менее 5% в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»);

3) осуществление благоустройства территории, непосредственно прилегающей к предполагаемому месту размещения рекламной конструкции (в радиусе, соответствующем длине информационного поля), включая озеленение, с учетом типа рекламной конструкции и сложившейся городской застройки;

4) изготовление и размещение информационных материалов к праздникам федерального, регионального и местного значения (Новый год, годовщина Великой Отечественной войны, День города).

В содержании извещения о проведении конкурса, опубликованного на официальном сайте и в газете «Волжский муниципальный Вестник» № 26 (340), отсутствуют критерии определения победителя конкурса, поименованные в пп. 15 п. 15.3 Решения. В разделе 4 извещения, опубликованного в газете «Волжский муниципальный Вестник» за № 26 (340), содержится отсылка на официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация.

Таким образом, извещение, опубликованное в газете «Волжский муниципальный Вестник» за № 26 (340), не содержит в полном объеме информацию об условиях конкурса, обязательную в силу п. 10.2.6 Решения.

Исходя в совокупности из ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ и п. 10.1 Решения следует, что процедура проведения торгов начинается с извещения о них. Оно является первым юридически значимым действием во всем механизме торгов, поскольку именно им реализуется цель торгов, заключающаяся в привлечении наибольшего количества покупателей и выявления среди них лучших условий исполнения договора. Поэтому неопубликование организатором торгов сведений, которые обязательны в силу закона, снижает информационную открытость торгов и может негативно отразиться на количестве участников торгов и на конкурсных предложениях.

В связи с этим, обнародование организатором торгов информации о проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должно обеспечивать законодательно установленную полноту соответствующих сведений потенциальным участникам в конкурсе.

Информация о проведении торгов должна быть осуществлена посредством публикации в общедоступных средствах массовой информации в объеме, достаточном для принятия решения об участии в торгах. Организатор торгов в силу закона должен обеспечить не только их публичность и открытость по составу участников, но и единые и понятные для участников требования к победителю, четкие критерии его отбора, обеспечивающие сопоставимость поданных участниками предложений, с учетом реальности их осуществления и эффективности.

Неполная информация об условиях проведения конкурса, в том числе отсутствие критериев определения победителей конкурса, существенно снижают вероятность участия потенциальных претендентов в конкурсе, что приводит к сокращению числа участников открытого конкурса, ограничению права потенциальных участников на участие в открытом конкурсе. Так как, намереваясь участвовать в конкурсе, потенциальный участник лишается возможности прогнозировать его ход и результат, ставится в положение неопределенности о том, каким образом будет оцениваться его заявка и сопоставляться с другими. Отсутствие названных критериев и порядка расчетов баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организаторов торгов, а их наличие соответствует принципам открытости и прозрачности торгов.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений. Так, согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Действия Комитета земельных ресурсов по ненадлежащему опубликованию извещения о проведении открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в официальном печатном издании городского округа-город Волжский не позволяют осуществиться надлежащему и достаточному информированию лиц о проводимом конкурсе, созданию препятствий потенциальным участникам в участии в открытом конкурсе, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, и тем самым к нарушению требования  ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Довод представителя ответчика о том, что критерии определения победителя указаны в пункте 3.1 извещения, опубликованного в газете «Волжский муниципальный Вестник» № 26 (340), отклоняется в связи с тем, что подпунктом 15 пункта 15.3 Решения прямо поименованы критерии, по которым производится оценка и сопоставление заявок, а указанная в пункте 3.1 извещении формулировка является описанием не критериев определения победителя, а описанием порядка определения конкурсной комиссией победителя после сопоставления и оценки заявок участников конкурса.

Таким образом, действия Комитета земельных ресурсов по неопубликованию в извещении о проведении открытого конкурса, опубликованного в газете «Волжский муниципальный Вестник» за № 26 (340), обязательной в силу п. 10.2.6 Решения информации – критериев определения победителя конкурса, содержат нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции и могут привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, о чем свидетельствуют и результаты конкурса: на участие в конкурсе поданы заявки только на 3 лота из 15.

2. На основании ч. 1 ст. 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В связи с тем, что по результатам конкурса с победителями заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, Комиссия не имеет оснований для выдачи Комитету земельных ресурсов предписания.

3. Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом деле не установлено оснований для прекращения рассмотрения дела.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения в действиях Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа-город Волжский (404130, Волгоградская область, г. Волжский, проспект им. В.И. Ленина, 19) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в неопубликовании в извещении о проведении конкурса по продаже права заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещенном в газете «Волжский муниципальный Вестник» № 26 (340) от 26.05.2015, критериев определения победителя конкурса, которые могут привести к ограничению конкуренции при проведении конкурса по продаже права заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

2. Предписание Комитету земельных ресурсов Администрации городского округа-город Волжский (404130, Волгоградская область, г. Волжский, проспект им. В.И. Ленина, 19) не выдавать.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела № 15-01-17-03/926 отсутствуют.

Связанные организации

Связанные организации не указаны