Решение б/н О признании Унитарной некоммерческой организации «Региональн... от 6 августа 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 15-01-18.1-04/595
«24» июля 2015 г. |
гор. Волгоград |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: А.П. Великанова – вр.и.о. заместителя руководителя Управления;
Членов Комиссии: Е.С. Донецкова – государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
Л.В. Огородовой – государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли,
рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альтэкс» (далее также – ООО «АЛЬТЭКС»; заявитель) на действия конкурсной комиссии Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее также – Региональный фонд; организатор торгов) при проведении конкурса на право заключения договора,
с участием в заседании Комиссии представителей:
от заявителя – Калинин Д.О, на основании решения № 2 от 17.02.2015 (представлен паспорт);
от организатора торгов – Рыков Д.Г., по доверенности № 3 от 27.02.2015; Ускова Т.М., по доверенности № 4 от 27.02.2015,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС) поступила жалоба ООО «Альтэкс» (вх. № 5133 от 15.07.2015) на действия конкурсной комиссии некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» при организации и проведении конкурса № 3 по отбору подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Конкурс проведён во исполнение требований ч. 5 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ), ч. 1 ст. 2 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 № 174-ОД «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», Закона Волгоградской области от 24.04.2015 № 46-ОД «О порядке привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме».
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, рассматриваются по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 04-22/5038 от 20.07.2015) направлено 20.07.2015 заявителю по адресу электронной почты ecokrovlya@gmail.com; организатору торгов по адресу электронной почты kapremont34@mail.ru. а также размещено на сайте антимонопольного органа volgograd.fas.gov.ru. Организатору торгов разъяснена предусмотренная частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязанность по извещению лиц, подавших заявки на участие в конкурсе, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
Рассмотрение жалобы заявителя назначено на 23.07.2015, 16 часов 00 минут. В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Волгоградского УФАС объявлен перерыв в заседании до 24.07.2015, 14 часов 00 минут. Рассмотрение жалобы по существу завершено 24.07.2015.
Основанием для проведения конкурса выступил Краткосрочный план реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», утверждённой постановлением Правительства Волгоградской области от 31.12.2013 № 812-п, на 2014 год.
Приказом Регионального фонда от 10.07.2015 № 34-од, утверждён состав конкурсной комиссии.
Извещение о проведении конкурса, а также конкурсная документация опубликованы 16.06.2015 на сайте капремонт34.рф.
Конкурс проведён в составе шести лотов: лот № 1: г. Суровикино, микрорайон 1, д. 35 (начальная цена 644 412,16 руб.); лот № 2: г. Суровикино, микрорайон 1, д. 36 (начальная цена 1 196 542,42 руб.); лот № 3: г. Суровикино, микрорайон 1, д. 41 (начальная цена 765 247,7 руб.); лот № 4: г. Суровикино, микрорайон 1, д. 8 (начальная цена 1 314 294,62 руб.); лот № 5: г. Суровикино, ул. Новая, д. 9 (начальная цена 806 040,3 руб.); лот № 6: г. Суровикино, ул. Орджоникидзе, д. 83 (начальная цена 78 682,99 руб.).
Срок предоставления заявок на участие в конкурсе: с 16.06.2015 по 15.07.2015. Дата, время вскрытия конвертов с заявками: 16.07.2015, 10 часов 00 минут. Дата рассмотрения заявок на участие в конкурсе: 21.07.2015, 10 часов 00 минут.
В соответствии с содержанием представленных организатором торгов протоколов оценки и сопоставления заявок, по лотам № 1, 2, 3, 4, 5, 6 победителем конкурса признано ООО «ПКФ Кронтех».
Направляя в антимонопольный орган жалобу на действия (бездействие) организатора торгов, заявитель сообщил, что указание заказчиком в смете по ремонту многоквартирных домов в г. Суровикино Волгоградской области по адресам: ул. Орджоникидзе, д. 83; ул. Новая, д. 9; микрорайон 2, дом 8; микрорайон 1, дома 35 и 41, кровельного материала только одного производителя при наличии аналогов, нарушает требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также законодательства о защите конкуренции.
Представителями Регионального фонда представлены письменные пояснения в связи обстоятельствами, изложенными в жалобе ООО «Альтэкс». Организатор торгов полагает действия конкурсной комиссии законными, а жалобу заявителя необоснованной и не подлежащей удовлетворению по основаниям, указанным в пояснениях.
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 5 ст. 182 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на дату публикации извещения и конкурсной документации 16.06.2015), порядок привлечения региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливается субъектом Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 № 174-ОД «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области» (далее – Закон № 174-ОД), к полномочиям Волгоградской областной Думы в сфере организации и проведения капитального ремонта относятся, в частности, установление порядка привлечения региональным оператором, в том числе в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 174-ОД, привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту осуществляется в порядке, установленном законом Волгоградской области.
Порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определён Законом Волгоградской области от 24.04.2015 № 46-ОД «О порядке привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Закон № 46-ОД).
В целях реализации положений Закона № 46-ОД, Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области утверждены Порядок оценки и сопоставления заявок подрядных организаций, принявших участие в конкурсе по отбору подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (приказ от 25.05.2015 № 74-ОД); а также – Порядок опубликования извещений о проведении конкурса по отбору подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, протоколов заседаний конкурсной комиссии (протоколов вскрытия конвертов, протоколов оценки и сопоставления заявок) на официальном сайте регионального оператора (приказ от 11.06.2015 № 89-ОД).
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 46-ОД, привлечение подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляется путем проведения открытого конкурса.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Вместе с тем, организация и проведение оспариваемого конкурса осуществлены на основании предписаний жилищного законодательства, и принятых в установленном им порядке нормативных правовых актов, предмет торгов выражает интерес собственников общего имущества многоквартирных домов, и не преследует удовлетворение нужд публичных образований. Заключение договора по результатам конкурса от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе, не осуществляется.
При данных обстоятельствах, комиссия Волгоградского УФАС приходит к выводу о том, что нормы Закона о контрактной системе на спорные правоотношения не распространяются, ввиду чего довод заявителя о нарушении Региональным фондом положений указанного нормативного правового акта, является необоснованным.
2. В соответствии с п. 2, 4 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона № 46-ОД, извещение о проведении конкурса должно содержать сведения о предмете конкурса, о начальной (максимальной) цене договора. Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать наименование и описание объекта, условий договора, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены договора.
В силу ст. 2 Закона № 46-ФЗ, подготовка конкурсной документации и её утверждение являются функциями заказчика. При этом нормами данного закона не определены требования к порядку описания предмета конкурса, в том числе необходимости указания в сметных расчётах на возможность применения при производстве работ аналогов.
Как установлено Комиссией антимонопольного органа, Региональным фондом надлежащим образом соблюдены требования к содержанию извещения и конкурсной документации, предусмотренные п. 2, 4 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона № 46-ОД. При формировании конкурсной документации организатором конкурса использовались сметные расчёты, подготовленные проектной организацией ООО «Институт проектирования и землеустройства «Волгоградгипробиосинтез».
Положения конкурсной документации, содержание сметных расчётов, а также запрошенные Комиссией Волгоградского УФАС материалы проектной документации, не позволяют сделать вывод об ограничении подрядчика в применении материалов (продукции) конкретных производителей, при условии соответствия доведённым лимитам финансирования.
При данных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО «Альтэкс».
3. В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. В связи с этим, Комиссией Волгоградского УФАС установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объём, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация включает в себя следующее:
1) пояснительную записку с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схему планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
11) смету на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, проектная документация состоит из технической документации (определяющей объем и характеристики работ) и сметной части (обосновывающей стоимость работ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 46-ОД, заказчик является организатором конкурса и осуществляет функции, указанные в названной статье, в частности, публикует извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию на официальном сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 46-ОД, к конкурсной документации должны быть приложены проект договора подряда, техническая и сметная документация, которые являются неотъемлемой частью конкурсной документации.
В соответствии с п. 5.2 проекта договора, заключаемого по результатам конкурса (приложение № 5 к конкурсной документации), подрядчик обязан обеспечить производство работ в полном соответствии с проектами, сметами, рабочими чертежами, строительными нормами и правилами, а также другими действующими на территории РФ нормами и правилами; использование при производстве работ только качественных материалов, соответствующих технической документации и действующим государственным стандартам.
В соответствии с п. 1.3 проекта договора, строительно-монтажные работы должны выполняться в соответствии с проектно-сметной документацией.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником конкурса предложения по исполнению договора.
Материалами дела подтверждается, что проектная документация, которая содержит все показания, связанные с определением соответствия выполняемых работ, являющихся предметом конкурса, не была размещена Региональным фондом на официальном сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Соответственно, размещенная организатором торгов документация о конкурсе (без проектной документации) не содержала полного описания работ и предъявляемых к ним требований.
При данных обстоятельствах, Комиссия Волгоградского УФАС, рассмотрев в порядке ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обстоятельства организации и проведения торгов, не являвшиеся предметом обжалования со стороны заявителя, приходит к выводу о нарушении Региональным фондом требований ч. 2 ст. 5 Закона № 46-ОД.
В силу ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая характер выявленных нарушений, допущенных заказчиком при организации и проведении конкурса, Комиссия Волгоградского УФАС приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения конкурса № 3 по отбору подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Альтэкс» на действия конкурсной комиссии Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» при организации и проведении конкурса № 3 по отбору подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, необоснованной.
2. Признать Унитарную некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН 3460000502, ОГРН 1143400000875), нарушившей ч. 2 ст. 5 Закона Волгоградской области от 24.04.2015 № 46-ОД «О порядке привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме».
3. Выдать Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН 3460000502, ОГРН 1143400000875) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения конкурса № 3 по отбору подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.