Решение б/н О признании заказчика - ОАО «Волгоградстранспригород» наруши... от 27 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 15-01-18.1-04/818

 

«21» октября 2015 г.                                                                                                  г. Волгоград

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:

А.П. Великанова – председателя Комиссии, начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

С.И. Богомолова – члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли; 

Л.В. Огородовой – члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу
ООО ЧОП «Столица-щит» (далее также – заявитель) на действия заказчика – открытого акционерного общества «Волгоградстранспригород» (ИНН 3444130430, ОГРН 1063444005459, местонахождение: 400066, г. Волгоград, ул. Комунистическая, 13а,  далее также - ОАО «Волгоградстранспригород») и организатора закупки - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, местонахождение: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, далее также - ОАО «РЖД»), при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения закупки № 31502751183 в форме предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 37/ПО-ОАО «Волгоградтранспригород»/2015/РСРТ для оказания охранных услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород» в Волгоградском регионе (вх. эл. почты № 7581 от 12.10.2015), с участием в заседании Комиссии представителей:

- Литучий В.И., представитель ОАО «Волгоградтранспригород» по доверенности № 9 от 16.10.2015;

- Полеева К.С., представитель ОАО «Волгоградтранспригород» по доверенности № 10 от 16.10.2015; 

в отсутствие заявителя (его представителей), представителей организатора закупки и оператора электронной площадки, извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступила жалоба 12.10.2015 (вх. эл. почты № 7581)
ООО ЧОП «Столица-щит» на действия заказчика - ОАО «Волгоградстранспригород» и организатора - ОАО «РЖД», при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) путём проведения закупки № 31502751183 в форме предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 37/ПО-ОАО «Волгоградтранспригород»/2015/РСРТ для оказания охранных услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород» в Волгоградском регионе, в которой выражается мнение о неправомерных действиях заказчика - ОАО «Волгоградстранспригород» и организатора - ОАО «РЖД» при проведении обжалуемой закупки по следующим основаниям:

1.1. Неправомерное требование заказчика к участнику в пункте 2.3 Раздела 2 Квалификационной документации предварительного квалификационного отбора № 37/ПО-ОАО «Волгоградтранспригород»/2015/РСРТ (далее – документация о закупке № 31502751183) о том, что участник должен иметь собственные и/или по договору дежурную службу и группы быстрого реагирования, находящиеся в регионе (месте нахождения объекта) оказания планируемых услуг охраны, для усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 940.

1.2. Бездействие заказчика и организатора закупки по ответу на запрос заявителя от 25.09.2015 о разъяснении положений документации о закупке № 31502751183 (далее – запрос заявителя) в нарушение п. 296 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород».

1.3. Отсутствие сведений об объеме оказываемых услуг в извещении и в документации о закупке № 31502751183 в нарушение требований Закона о закупках.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг ОАО «Волгоградтранспригород» (осуществляющим деятельность в организационно-правовой форме общество с ограниченной ответственностью) устанавливаются Законом о закупках.

В силу ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры закупки (исх. № 04-22/7042 от 15.10.2015) направлено заявителю 15.10.2015 по адресу электронной почты: stalica75@bk.ru; заказчику - 15.10.2015 по адресам электронной почты: rkz_samohvalovaiv@pvrr.ru, poleeva@vtp-rzd.ru, infovtp@mail.ru, организатору - 15.10.2015 по адресу электронной почты: rkz_samohvalovaiv@pvrr.ru; оператору электронной площадки - 15.10.2015 по адресам электронной почты: Pavlovau@center.rzd.ru, pavlovau@center.rzd.ru; а также размещено на сайте антимонопольного органа volgograd.fas.gov.ru. ОАО «Волгоградтранспригород» и ОАО «РЖД» разъяснена обязанность, предусмотренная частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Рассмотрение жалобы заявителя назначено на 19.10.2015 в 10 часов 00 минут. Комиссией Управления объявлен перерыв в заседании до 21.10.2015, 15 часов 00 минут. Рассмотрение жалобы по существу завершено 21.10.2015.

Представителями заказчика представлены письменные объяснения на жалобу (исх. ОАО «Волгоградтранспригород» № 1746/ВТП от 19.10.2015).

Исследовав, имеющиеся в материалах дела сведения, документы и доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.

Извещение о проведении закупки №31502751183 размещено 11.09.2015 (с изменением 05.10.2015) на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее – официальный сайт).

Закупка № 31502751183 осуществляется в соответствии с планом закупок товаров, работ и услуг ОАО «Волгоградтранспригород» на 2015г. (исх. ОАО «Волгоградтранспригород» № 17/56/ВТП от 20.10.2015).

1.1. Между заказчиком и организатором заключен договор оказания услуг № 107-УКЗ от 05.08.2013. Согласно п. 2.1 договора оказания услуг № 107-УКЗ от 05.08.2013, организатор обязуется оказать услуги по организации и проведению процедур по размещению заказов заказчика.

Заявителем в ходе осуществления спорной закупки составлен и направлен в адрес заказчика запрос о разъяснении положений закупочной документации, полученный заказчиком 25.09.2015. Заказчиком разъяснения на запрос заявителя представлены организатору 02.10.2015 (исх. ОАО «Волгоградтранспригород» от 02.10.2015 № 1663/ВТП). Организатор, в соответствии  с п. 3.2.6 договора оказания услуг № 107-УКЗ от 05.08.2013, разместил разъяснения заказчика на запрос заявителя 05.10.2015 на официальном сайте и на электронной торгово-закупочной площадке ОАО «РЖД» (www.etzp.rzd.ru)

Исходя из пунктов 204, 296  Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород» и в соответствии с п. 6.2.5 документации о закупке №31502751183, разъяснения документации о закупке № 31502751183 представляются в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня  поступления запроса.

Согласно пунктам 204, 296  Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород» и в соответствии с п. 6.2.6 документации о закупке №31502751183, разъяснения размещаются на официальном сайте и на электронной торгово-закупочной площадке ОАО «РЖД» не позднее 3 (трех) дней со дня предоставления разъяснений.

В соответствии с пунктами 204, 296  Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород» и п. 6.2.5 документации о закупке №31502751183, заказчик направил на 5 (пятый) рабочий день со дня поступления запроса заявителя.

 В силу пунктов 204, 296  Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород», п. 6.2.6 документации о закупке №31502751183 и договором оказания услуг № 107-УКЗ от 05.08.2013, организатор закупки разместил разъяснения заказчика на запрос заявителя на 3 (третий) день со дня предоставления данных разъяснений.

Следовательно, довод заявителя о том, что заказчик и организатор неправомерно бездействовали, не ответив на запрос заявителя, опровергается фактическими обстоятельствами осуществления закупки и материалами дела.

1.2. В пункте 2.3 Раздела 2 Квалификационной документации предварительного квалификационного отбора № 37/ПО-ОАО «Волгоградтранспригород»/2015/РСРТ (далее – документация о закупке № 31502751183) установлено требование о том, что участник должен иметь собственные и/или по договору дежурную службу и группы быстрого реагирования, находящиеся в регионе (месте нахождения объекта) оказания планируемых услуг охраны, для усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 940.

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 10.12.2008 № 940, установлены следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

уровень № 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень № 2 - степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень № 3 - степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 10.12.2008 № 940, уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств №2 и 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании:

- решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

- решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения, не носящего террористический характер, акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Несмотря на то, что на момент проведения закупки № 31502751183 ситуация, связанная с наступлением обстоятельств, требующих усиления охраны объектов заказчика в связи с установлением более высокого уровня безопасности (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2008г. №940), не возникла, учитывая, в том числе, террористические акты на объекте транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в г. Волгограде в 2013 году, обстоятельства, требующие усиления охраны объектов заказчика в связи с установлением более высокого уровня безопасности могут возникнуть в любой момент и иметь продолжительный период (до нескольких месяцев).

При этом п. 2.3 Раздела 2 документации о закупки № 31502751183 не обязывает участника закупки иметь собственные группы быстрого реагирования, находящиеся в регионе (месте нахождения объекта) оказания планируемых услуг охраны, для усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 940 и нести связанные с их содержанием затраты.

Согласно п. 2.3 Раздела 2 документации о закупки № 31502751183, участник также вправе иметь по договору дежурную службу и группы быстрого реагирования, находящиеся в регионе (месте нахождения объекта) оказания планируемых услуг охраны, для усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 940.

Утверждение заявителя о неправомерности требования заказчика к участнику в пункте 2.3 Раздела 2 документации о закупке № 31502751183 обосновывается заявителем исключительно ссылкой на решение Саратовского УФАС России №68-14/тр-ж от 12.11.2014.

Однако решение Саратовского УФАС России №68-14/тр-ж от 12.11.2014 принято по иным фактическим обстоятельствам (применительно к иной закупке), судебной проверки не проходило, указанное решение антимонопольного органа не имеет преюдициального значения применительно к настоящему спору. Указанное решение не послужило основанием для выдачи заказчику каких-либо обязательных для исполнения предписаний, в том числе в будущем и применительно к спорной закупке; по своему содержанию оно является ненормативным правовым актом, рассчитанным на однократность и индивидуальность правоприменения, а потому позиция, выраженная в указанном решении, не может иметь какого-либо правового значения при разрешении настоящего спора. Кроме того в решении Саратовского УФАС России №68-14/тр-ж от 12.11.2014 не дана оценка обстоятельствам в случае возникновения 2 или 3 уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Таким образом, довод заявителя о неправомерности требования заказчика к участнику в пункте 2.3 Раздела 2 документации о закупке № 31502751183, в части того, что участник должен иметь собственные и/или по договору дежурную службу и группы быстрого реагирования, находящиеся в регионе (месте нахождения объекта) оказания планируемых услуг охраны, для усиления охраны объектов в случае установления более высокого уровня безопасности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 940, Комиссией отклоняется.

1.3. Исходя из п. 3 ч. 9 ст. 4 Законом о закупках, в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием объема оказываемых услуг.

Однако в извещении о закупке № 31502751183 заказчиком не указан объем охранных услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород» в Волгоградском регионе.

Таким образом, не указание в извещении о закупке № 31502751183 заказчиком объема охранных услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород» в Волгоградском регионе является нарушением п. 3 ч. 9 ст. 4 Законом о закупках.

В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая обстоятельства настоящего дела, изложенные выше, а именно признание одного из доводов жалобы обоснованным, Комиссия Управления считает необходимым признать жалобу заявителя обоснованной.

2. В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учётом всех выявленных нарушений.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупах участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг, заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Согласно п. 6 и 7 ч. 10 ст. 4 Законом о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные пп. 6 и 7 п. 200  Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород», в том числе:

- форма, сроки и порядок оплаты услуг;

-  порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Однако в документации о закупке № 31502751183 заказчиком не указаны:

- форма, сроки и порядок оплаты охранных услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород»;

-  порядок формирования цены договора охранных услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород» (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Следовательно, неуказание в документации о закупке № 31502751183 заказчиком формы, сроков, порядка оплаты охранных услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород» в Волгоградском регионе, а также порядка формирования цены договора охранных услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород» (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) является нарушением п. 6 и 7 ч. 10  ст. 4 Закона о закупках.

Между заказчиком и организатором заключен договор оказания услуг № 107-УКЗ от 05.08.2013. Согласно п. 2.1 договора оказания услуг № 107-УКЗ от 05.08.2013, организатор обязуется оказать услуги по организации и проведению процедур по размещению заказов заказчика.

Учитывая обязанности ОАО «РЖД» (договор оказания услуг № 107-УКЗ от 05.08.2013) по оказанию услуг по организации и проведению процедур по размещению заказов ОАО «Волгоградстранспригород», Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи предписания не только заказчику - ОАО «Волгоградстранспригород», но и организатору - ОАО «РЖД».

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО ЧОП «Столица-щит» (вх. эл. почты № 7581 от 12.10.2015) на действия заказчика - ОАО «Волгоградстранспригород» и организатора - ОАО «РЖД» при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения закупки № 31502751183 в форме предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 37/ПО-ОАО «Волгоградтранспригород»/2015/РСРТ для оказания охранных услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород» в Волгоградском регионе обоснованной.
  2. Признать заказчика - ОАО «Волгоградстранспригород» нарушившим п. 3 ч. 9, п. 6 и 7 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать заказчику - ОАО «Волгоградстранспригород» и организатору - ОАО «РЖД» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» об устранении нарушений п. 3 ч. 9, п. 6 и 7 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении закупки № 31502751183 в форме предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме № 37/ПО-ОАО «Волгоградтранспригород»/2015/РСРТ для оказания охранных услуг для нужд ОАО «Волгоградтранспригород» в Волгоградском регионе.

Связанные организации

Связанные организации не указаны