Постановление б/н О привлечении к административной ответственности ЗАО «Торгов... от 7 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 15-03-14.3- 02/ 197

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении

 

23 апреля  2015 г.                                                                                         г. Волгоград

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной Антимонопольной Службы России по Волгоградской области Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы дела № 15-03-14.3- 02/ 197 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ЗАО «Торговый дом «Перекресток» (ОГРН 1027700034493 ИНН 7728029110)  по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,

 

УСТАНОВИЛ:

20 марта 2015 года в связи с наличием достаточных данных, указывающих на совершение ЗАО «Торговый дом «Перекресток» (ОГРН 1027700034493 ИНН 7728029110 КПП 770701001) административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ заместителем начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы  был составлен протокол  № 15-03-14.3-02/197 об административном правонарушении.

Определением от 15.03.2015 г. рассмотрение дела № 1-03-14.3-02/127 было назначено на 23 апреля 2015 г. на 16 ч 00 мин. Определение направлено в адрес  ЗАО «Торговый дом «Перекресток» (исх. № 02-17/4840).

Рассмотрев протокол об административном правонарушении, имеющиеся материалы дела, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение дела, установило следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ФЗ «О рекламе»  антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В рамках осуществления своих полномочий специалистами Волгоградского УФАС России было выявлено размещение рекламы на территории торгового комплекса «Комсомолл» (г.Волгоград, Землячки, 110б).

- 26 октября: перед входом в магазин «Карусель», около магазина «M-стиль» на тумбе для рекламных листовок размещены листовки «Карусель рады радовать Предложение недели с 23 по 29 октября 2014г.») содержащие следующую информацию «Водка 5 озер 40% 0,5 скидка 21% 289.00 (зачеркнуто) 229.00 чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» с изображением бутылки указанного алкоголя. (акт мониторинга №115-Р от 26.10.2014г.)

- 30 октября: перед входом в магазин «Карусель», на тумбе для рекламных листовок около магазина «M-стиль», а так же на тумбе для рекламных листовок около магазина «салон связи МТС» размещены рекламные проспекты Гипермаркета «Карусель»: цены действительны с 23 октября по 5 ноября 2014 г. содержащие следующую информацию «Виски Вильям Лоусонс 40% 0,5 акция 47% 559.00 (зачеркнуто) 229.00 чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» с изображением бутылки с алкоголем указанного наименования. На развороте размещаемых рекламных проспектов странице 14-15 размещена реклама алкогольной продукции: вино vinogor шардоне, vinogor каберне-совиньон, vinogor мерло; вино тини бьянко, вино тини требьянко ди романья, вино тини россо, вино тини монте-пульчано д’абруццо, вино вэн дю патрон, вино фонтегай кьянти казама, настойка nemiroff, водка русский стандарт, водка столичная, водка слобода, водка смирновъ, коньяк российский, виски ballantines finest, виски блэк энд уайт, коньяк ной араспел, ром Bacardi superior.

На территории торгового центра «Комсомол» до касс магазина «Карусель», рядом со столом для упаковки сумок потребителей для входа на территорию магазина «Карусель» на стойке для рекламных проспектов  во втором отсеке сверху так же был размещен указанный выше рекламный проспект с виски. (акт мониторинга №116-Р от 30.10.2014г.)

На основании проведенных мониторингов определением от 21.11 2014г. возбуждено дело в отношении ЗАО «Торговый дом «Перекресток» по признакам нарушения ч. 2.1 ст. 21 ФЗ РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ФЗ «О рекламе»).

В ходе рассмотрения дела 12.01.2014г. был проведен мониторинг рекламы на территории торгового комплекса «Комсомолл» (акт мониторинга № 130-р). В ходе мониторинга установлено следующее:

- на территории торгового центра «Комсомол», перед входом в магазин «Карусель», на тумбе для рекламных листовок около магазина «M-стиль», а так же на тумбе для рекламных листовок около магазина «салон связи МТС» размещены рекламные проспекты Гипермаркета «Карусель»: цены действительны с 5 по 14 января 2015 г. содержащие следующую информацию « Шампанское Советское белое полусладкое 10,5 -12%, 0,75 л. 179.90 (зачеркнуто) 119.00 акция 34% чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» с изображением бутылки с алкоголем указанного наименования. На странице 13  и странице 14 размещаемых рекламных проспектов размещена реклама алкогольной продукции: пиво Хольстен Премиум, пиво Балтика №7, пиво Сибирская корона, пиво Бавария Пилзнер Премиум, напиток Никола Медовуха Традиционая, вино Монастырская Трапеза, вино Пеш Рок Блан, Вино Терре Аллегре Треббьяно Венето, вино Пеш Рок Руж, шампанское Шато Тамань, водка Высота люкс премиум, вино Терре Аллегро Санджовезе Апулия, коньяк Старейшина, водка Русский Стандарт, текилла Sierra silver. На страницах имеется предупреждение о вреде здоровья от чрезмерного употребления алкоголя.

Согласно п.1 ст. 3 ФЗ РФ «О рекламе» от 13.03.2006 г. (ФЗ РФ «О рекламе») реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная  на рассматриваемых рекламных листовках и в рекламных проспектах, является рекламой:

- размещена посредством рекламных буклетов (листовки и проспекты) на отдельно стоящих рекламных тумбах и щите с кармашками для рекламной информации.

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – алкогольной продукции со скидкой: Водка 5 озер, Виски Вильям Лоусонс и т.д.

- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке. В рассматриваемом случае реклама расположена не на территории объекта осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, а рядом с другими магазинами в проходах, используемых посетителями торгового центра, даже теми, которые не собираются посещать гипермаркет «Карусель». При этом реклама алкоголя размещена на первых страницах с крупным изображением бутылки с алкоголем (и в случае виски со стаканом алкогольного напитка со льдом), что позволяет посетителю торгового центра воспринимать рекламу даже не беря в руки и не листая рекламный проспект/листовку. Внимания так же привлекают напечатанные крупным, ярким шрифтом словами  «акция», «скидка», указана цена.

Согласно ч.2.1. ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно п.7 ст.2 указанного закона, площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Решением № 14-03-21-02/714 от 28.01.2014г. реклама была признана ненадлежащей, нарушающей ч.2.1. ст. 21 ФЗ «О рекламе». В рамках рассмотрения дела по признакам нарушения рекламного законодательства № 14-03-21-02/714 ЗАО «Торговый дом «Перекресток» было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (подп. 5-7 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

В рассматриваемом случае ЗАО «Торговый дом «Перекресток» (ОГРН 1027700034493 ИНН 7728029110) выступило в качестве рекламодателя и рекламораспространителя.

Согласно ч. 6-7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 1, 3, 5 статьи 21 ФЗ «О рекламе». Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 5 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ЗАО «Торговый дом «Перекресток» разместив ненадлежащую рекламу алкогольной продукции, нарушило ч. 2.1 ст. 21 Федеральный Закон «О рекламе».

Из вышеизложенного следует, что в действиях ЗАО «Торговый дом «Перекресток» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, а именно нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

Объектом правонарушения является регламентированный порядок осуществления рекламы алкогольной продукции.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует размещение рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции вне стационарного торгового объекта, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции в течении длительного срока (26 октября 2014 – 12 января 2015 года).

Субъектом административной ответственности является рекламодатель и рекламораспространитель – ЗАО «Торговый дом «Перекресток».

В соответствии с ч.2 ст.2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении пришло к выводу о том, что у ЗАО «Торговый дом «Перекресток» имелась возможность для соблюдения требований рекламного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности. Юридическое лицо обязано осуществлять свою предпринимательскую деятельность добросовестно, не нарушая требований закона. Ненадлежащее выполнение юридическим лицом своих обязанностей, а именно размещение ненадлежащей рекламы, повлекло за собой возникновение оснований для привлечения к административной ответственности.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения и вина ЗАО «Торговый дом «Перекресток» являются установленными и доказанными.

На составлении протокола об административном правонарушении от 20.03.2015 г. представитель ЗАО «Торговый дом «Перекресток» не явился, объяснения не представил (надлежащим образом уведомлен, почтовый идентификатор 40097583173014.).

ЗАО «Торговый дом «Перекресток» уведомлялось о времени и месте рассмотрения дела определением по делу № 15-03-14.3-02/197  исх. № 02-17/1849 от 25.03.2015 г.

- по почте на юридический адрес: 103473, г.Москва, пл. Суворовская, д.1 заказным письмом с уведомлением. (вручено 03.04.2014 г. почтовый идентификатор 40097584334766)

- по почте в представительство по ЮФО:  344091, г.Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, 32

На рассмотрение административного дела 23.04.2015г. явился представитель ЗАО «Торговый дом «Перекресток» Полянский Сергей Юрьевич (доверенность №9348/2015 от 10.03.2015 г.). ЗАО «Торговый дом «Перекресток» не представил письменные объяснения. Для представления письменных объяснений по устному ходатайству представителя ЗАО «Торговый дом «Перекресток» был объявлен перерыв до 9 часов 00 минут 29 апреля 2014 года, о чем сделана соответствующая надпись на определении о назначении времени и места рассмотрения дела № 15-03-14.3- 02/ 197.

На рассмотрение административного дела 29.04.2015г. представитель ЗАО «Торговый дом «Перекресток» не явился. От ЗАО «Торговый дом «Перекресток» поступили письменные объяснения (вх. № 3079 от 27.04.2015), согласно которым юридическое лицо совершение правонарушения не признает, полагает, что выводы Волгоградского УФАС не соответствуют ст.2 Федерального Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».

Данные объяснения рассмотрены и приобщены к материалам дела. Должностное лицо не согласно с представленными объяснениями, понятия, используемые в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» применены в данном административном производстве в соответствии с нормами-дифинициями статьи 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».

Часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

На основании статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья граждан являются соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Особое значение имеет соблюдение ограничений, установленных законодателем при рекламировании алкогольной продукции, употребление которой негативно может сказаться на здоровье граждан.

Игнорирование требований Закона «О рекламе» в части требований, предъявляемых к размещению рекламы алкогольной продукции, свидетельствует о существенной угрозе охраняемым общественным интересам.

Должностное лицо, рассматривающее дело, не находит в действиях ЗАО «Торговый дом «Перекресток» обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Должностное лицо, рассматривающее дело, принимает во внимание факт того, что 27.07.2014 г. в отношении ЗАО «Торговый дом «Перекресток» был наложен штраф за нарушение ч.1 ст.14.3 КоАП РФ в рамках административного дела №14-01-14.3-02/391. Однако, учитывая характер совершенного административного правонарушения, должностное лицо не рассматривает прошлый факт правонарушения как отягчающее обстоятельство при назначении штрафа.

Иных обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не имеется.

Учитывая вышеизложенное, должностное лицо считает возможным не применять к ЗАО «Торговый дом «Перекресток» максимальную санкцию предусмотренную ч.1. ст.14.3 КоАП РФ.

В связи с вышеизложенным, административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей является справедливым, соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 Федерального закона РФ «О рекламе», ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Привлечь к административной ответственности ЗАО «Торговый дом «Перекресток» (ОГРН 1027700034493 ИНН 7728029110 КПП 770701001) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Применить к ЗАО «Торговый дом «Перекресток» меру наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны