Определение б/н Определение о возбуждении дела по признакам нарушения ООО «А... от 5 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области  по  рассмотрению  дел  по  признакам  нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев рекламную информацию о финансовых услугах, распространяемую по сетям электросвязи,

 

УСТАНОВИЛ:

В Волгоградское УФАС России поступило заявление гр. Н.П.О. (вх.эл.почта № 230 от 27.01.2015 г.) с жалобой на распространение рекламных смс-сообщений без его согласия.

Так заявитель указывает, что 27.01.2015 г. в 09 часов 21 минуту от +79022283694 (номер СМС-центра +79023708299) на его телефонный номер <...> …………) поступило смс-сообщение следующего содержания: «70000 за 1 звонок – оформи займ по телефону 88005055093 бесплDZ427N».

К заявлению прилагалась детализированная выписка оператора связи (ОАО «МТС»), подтверждающая факт получения абонентом вышеназванного смс-сообщения.

Сотрудниками Волгоградского УФАС России посредством Интернет-сайта Россвязи было установлено, что смс-сообщение было направлено в адрес заявителя с номера, принадлежащего к номерной емкости ЗАО «Ярославль GSM».

В связи с отсутствием необходимой информации в адрес ЗАО «Ярославль GSM»  был направлен запрос о предоставлении информации о том, кто является распространителем данных смс-сообщений.

Согласно письму ЗАО «Ярославль GSM» (вх.эл.почта № 526 от 20.02.2015 г.), номер <...> принадлежит к номерной емкости ЗАО «Ярославль GSM» и закреплен за ООО «АЛЬФА-ТЕЛЕКОМ».

Согласно договору № 25 от 09.10.2014 г., ООО «АЛЬФА-ТЕЛЕКОМ» поручает, а  ЗАО «Ярославль GSM» берет на себя обязательства по передаче смс-сообщений от заказчика посредством технических и программных средств исполнителя абонентам.

Содержание и адресаты смс-сообщений определяются заказчиком самостоятельно и направляются посредством программно-аппаратного комплекса исполнителю, таким образом, ЗАО «Ярославль GSM» являясь техническим посредником, не отвечает за наличие согласия абонентов.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с Письмом ФАС России от 05.04.2007 г. № АЦ/4624, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Данное смс-сообщение, полученное заявителем, является рекламой, поскольку обладает всеми квалифицирующим признаками рекламы: это информация, распространяемая по сетям электросвязи, адресована неопределенному кругу лиц (поскольку не содержит обращения к конкретному получателю), направленная на привлечение внимания к услугам по предоставлению займов (поскольку указан размер займа, который потребителю может получить), а также в содержится неконкретизированное обращение к потенциальному потребителю – «…оформи займ по телефону…»  и формирование интереса к данным услугам.

В силу ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, в данном случае является ООО «АЛЬФА-ТЕЛЕКОМ».

Заявитель указывает на факт отсутствия у рекламораспространителя согласия на получение рекламных СМС-сообщений.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за распространение рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента несет рекламораспространитель.

Вместе с тем, поскольку объектом рекламирования в данном случае являются услуги по предоставлению займов (поскольку указаны размер займа, который потребитель может получить, а также в содержится неконкретизированное обращение к потенциальному потребителю – «оформи займ по телефону»), т.е. финансовых услуг, данная реклама должна соответствовать требованиям, установленным ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч . 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В силу ч. 13 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

Ответственность за нарушение ч. 1 ст. 28, ч. 13 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

На  основании  пункта 2 части  1 статьи 33, частей  1, 2 статьи 36 Федерального  закона Российской Федерации "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения  антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить  производство  по  делу  № 15-03-18-02/134 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 28, ч. 13 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

2.  Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе»: ООО «Альфа-Телеком»;

- заявитель.

3. Назначить дело № 15-03-18-02/134 к рассмотрению на 02 апреля  2015 г.  в 14 часов 00 минут по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.11, 5-й этаж, левое крыло).

4. ООО «Альфа-Телеком» до 31 марта 2015 г. в Волгоградское УФАС России следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов[1]:

4.1. Письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела, в том числе:

- доказательства наличия согласия абонента Н.К.О. (телефонный номер <...> …………….) на получение вышеуказанной рекламы;

- укажите период времени, в течение которого осуществляется / осуществлялась такая рассылка (с приложением подтверждающих документов);

- на каком основании производится / производилась рассылка данного рекламного смс-сообщения (с приложением подтверждающих документов – договоров, соглашений, переписки (в том числе, электронной)) и т.д.;

4.2. Учредительные документы.

4.3. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

 

Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (при себе иметь доверенность и документы, удостоверяющие личность).

 

[1] В соответствии с ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны