Решение б/н О признании рекламы «АКЦИЯ! 2599 (перечеркнуто) 23 % 1999 ру... от 15 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ №  15-03-5-02/1038

 

11 февраля 2016 г.                                                                                              г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 января 2016 г.

Решение изготовлено в полном объеме 11 февраля  2016 г.

Комиссия ФАС России (территориального органа ФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии -

заместитель руководителя Управления –                                   Никуйко Ирина Борисовна,      

Члены Комиссии -

главный специалист-эксперт – Козубова Елизавета Михайловна

                                             

      

государственный инспектор – Донцов Дмитрий Александрович                               

рассмотрев дело №  15-03-5-02/1038 по признакам нарушения ч. 7, п. 4 ч. 3 ст. 5  ФЗ РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (Закона о рекламе), возбуждённое в отношении ООО «Детский мир»,

в присутствии:

- представителя по доверенности лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ОАО «Детский мир» (ИНН/КПП 7729355029/772901001, юр. адрес: пр. Вернадского, д. 37, стр. 3, г. Москва, Московская обл.,119415) Клишиной Ольги Сергеевной;

в отсутствие заявителя (извещен надлежащим образом)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

В адрес Управления поступило заявление Д. О.А. (вх. № 4676 от 29.06.2015г.) с жалобой на недостоверную рекламу. Заявитель указал, что 10.06.2015 г. хотел произвести покупку товара «Игровой «Домик Пеппы» с артикулом 15553 в магазине ОАО «Детский мир», расположенном в ТРЦ «Ворошиловский» по адресу ул. Рабоче-Крестьянская, д. 9б, г. Волгоград. В соответствии с рекламой на стойке, это товар стоил по акции 1999 рублей. Заявитель приложил фото рекламной стойки с текстом «АКЦИЯ! 2599 (перечеркнуто) 23 % 1999 руб./шт. Домик Пеппы Арт. 15533, Китай»). Заявитель указывает, не смог приобрести товар по указанной цене, так как кассир сослалась на неисправность кассового аппарата и предложила заявителю обратиться на следующий день. На следующий день 11.06.2015 г. Д. О.А. также отказались продать товар по указанной цене, в результате чего покупатель направила в адрес ОАО «Детский мир» претензию, на которую ответ ею получен не был.

Заявитель считает, что реклама товара «Игровой «Домик Пеппы» по цене 1999 рублей на рекламной стойке в магазине ОАО «Детский мир», расположенном в ТРЦ «Ворошиловский» по адресу ул. Рабоче-Крестьянская, д. 9б, г. Волгоград, является недостоверной поскольку, информация на рекламной стойке не соответствовала действительности и ввела Д. О.А. в заблуждение относительно стоимости товара.

В ходе рассмотрения заявления Управлением был направлен письменный запрос в  ОАО «Детский мир». В ответ на запрос ОАО «Детский мир» (письмом от 18.12.2015 № 2610) представил информацию, согласно которой в период с 29.05.2015 по 07.06.2015 в магазинах ОАО «Детский мир», на товар  «Игровой набор PEPPA  Домик Пеппы» ОАО «Детский мир» предоставлялась скидка в размере 23 % от первоначально заявленной стоимости, о чем покупателям сообщалось в Газете «Детский мир сеть магазинов». При этом в период предоставления скидок  (с 29.05.2015 по 07.06.2015) ОАО «Детский мир» не отказывало покупателям в заключении договора купли-продажи по объявленной на товар - «Игровой набор PEPPA  Домик Пеппы» цене – 1999 рублей с учетом скидки. Общество указывает, что 17.06.2015 на сайт www.detmir.ru поступила претензия покупателя  (номер претензии 51231) с жалобой на нарушение прав потребителя и недостоверную рекламу по фактам, изложенным в рассматриваемом Управлением заявлении. Общество также указало, что информации о предоставлении покупателю письменного ответа на претензию в ОАО «Детский мир» не имеется.

ОАО «Детский мир» в своих объяснениях указывает, что покупатель пытался приобрести в магазине сети «Детский мир» (ТРЦ «Ворошиловский» по адресу ул. Рабоче-Крестьянская, д. 9б, г. Волгоград)  товар «Игровой набор PEPPA  Домик Пеппы» 10.06.2015, то есть за пределами срока действия рекламируемой акции.

 

На основании полученной информации, в отношении ООО «Детский мир» определением от 28 декабря 2015 г. было возбуждено производство по делу № 15-03-5-02/1038 по признакам нарушения ч. 7, п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

 

В определении о возбуждении дела № 15-03-5-02/1038 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе должностным лицом Волгоградского УФАС России была установлена обязанность ООО «Детский мир» представить в адрес Комиссии Волгоградского УФАС России следующую информацию:

- письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела;

- учредительные документы;

- информацию о том, каким образом осуществлялась реклама акции с  указанием места размещения рекламы. Также предоставить макеты рекламы, надлежаще заверенные внутренние документы об условиях проведения акции.

- иную информацию, которую ООО «Детский мир» считает необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Данное определение было направлено в адрес ООО «Детский мир» (ИНН/КПП 7729355029/772901001, юр. адрес: пр. Вернадского, д. 37, стр. 3, г. Москва, Московская обл.,119415), а также заявителю документы были отправлены по адресу, указанному в заявлении, но почтовое отправление с определением от заявителя вернулось с пометкой «истек срок хранения».

На заседание Комиссии, состоявшейся 28 января 2016 г. представитель по доверенности ООО «Детский мир» Клишина О.С. письменных объяснений не представил, дал следующие устные объяснения:

Рекламная акция действительно проводилась в магазинах ОАО «Детский мир» (в том числе в ТРЦ «Ворошиловский» по адресу ул. Рабоче-Крестьянская, д. 9б, г. Волгоград) в период 29.05.2015 по 07.06.2015. Данная акция рекламировалась  на сайте компании, в газете «Детский мир», распространяемой в магазинах «Детский мир» и по почтовым ящикам, а также на «выносных ценниках», расположенных в проходах между торговыми рядами на территории магазинов «Детский мир».

Представитель ответчика не считает информацию, указанную на «выносных ценниках» рекламой, так как, по его мнению, это дополнительный ценник на товар.

Представитель допускает, что персоналом данного магазина спорная недостоверная информация, расположенная на «выносных ценниках» не была вовремя убрана из торгового зала.

Также представителем ответчика был предоставлена должностная инструкция директора магазина от 02.03.2015, согласно п. 2.1.4., п. 2.10.3. которой директор магазина обязан формировать предложения по внесению изменений в ассортимент: а так же по изменению розничных цен на продаваемые в магазине товары и передать Территориальному управляющему, обеспечивать наличие актуальных цен, соответствие цен на ценниках и на кассах, правильно оформленных ценников.

 

Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела, а также оценив устные пояснения представителя ООО «Детский мир» установила следующее.

 

В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 №   38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая реклама располагалась в торговом зале магазина сети «Детский мир» (ТРЦ «Ворошиловский» по адресу ул. Рабоче-Крестьянская, д. 9б, г. Волгоград) на рекламной стойке с текстом: «АКЦИЯ! 2599 (перечеркнуто) 23 % 1999 руб./шт. Домик Пеппы Арт. 15533, Китай» в том числе 10 и 11 июня 2015г. Доказательством факта распространения рекламы являются фотографии, а также информация о претензии заявителя, направленная на сайт компании, представленные заявителем. Доказательств обратного ООО «Детский мир» не предоставил.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:

-   адресована неопределенному кругу лиц (посетителей магазина «Детский мир»);

-   направлена на привлечение внимания к конкретному товару;

- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования выступает товар  «Игровой набор PEPPA  Домик Пеппы», реализуемый в рамках акции со скидкой в размере 23 %.

Оценив объяснения представителя ООО «Детский мир», Комиссия не согласилась с данными объяснениями по следующим основаниям: форма подачи рассматриваемой рекламы, ее цветовое оформление (яркий желтый цвет привлекающий внимание), текстовое содержание (слово с восклицательным знаком «АКЦИЯ!»), место размещения информации (около проходов на уровне глаз посетителей магазина) - не позволяют оценить данную информацию только как «ценник», данная информация явно направлена на привлечение особого внимания к товару, его продвижение на рынке и отвечает всем квалифицируюшим признакам рекламы.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В рассматриваемом случае реклама содержит недостоверные сведения о цене товара, а также в ней отсутствуют существенные сведения об условиях приобретения товара в определенный срок (не указаны сроки проведения акции), что искажает смысл рекламы и вводит потребителя в заблуждение, создается впечатление, что данная акция продолжает действовать в период распространения рекламы.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, а также п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Волгоградским УФАС установлено, что рекламодателем в рассматриваемом случае является ОАО «Детский мир» (ИНН/КПП 7729355029/772901001, юр. адрес: пр. Вернадского, д. 37, стр. 3, г. Москва, Московская обл.,119415).

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «АКЦИЯ! 2599 (перечеркнуто) 23 % 1999 руб./шт. Домик Пеппы Арт. 15533, Китай», распространяемому  в торговом зале магазина сети «Детский мир» в ТРЦ «Ворошиловский» (по адресу ул. Рабоче-Крестьянская, д. 9б, г. Волгоград) 10 и 11 июня 2015г. ненадлежащей, нарушающей требования ч. 7, п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006.

2. Выдать ООО «Детский мир» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны