Решение б/н О признании рекламы: «АХ УЕХАЛ ВАШ АВТОБУС», распространяемо... от 1 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №  15-03-5-02/559

 

31 августа 2015 г.                                                                                                  г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 августа 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме 31 августа 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области  по  рассмотрению  дел  по  признакам  нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии   -

заместитель руководителя Управления –                                   Никуйко Ирина Борисовна,                   

Члены Комиссии               -

старший государственный инспектор – Тынянкина Анна Александровна;    

                                             -

       

                                             -

 

государственный инспектор – Кузнецова Дарья Александровна;    

специалист первого разряда – Донцов Дмитрий Александрович                   

 рассмотрев дело № 15-03-5-02/559 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ФЗ «О рекламе»), возбуждённое в отношении ООО «Такси Сатурн Волгоград»

 

УСТАНОВИЛА:

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

Так, сотрудниками Управления установлено  распространение на остановочных пунктах общественного транспорта «Тарифная» при движении в центр; «Водоотстой» при движении в центр; «Титова» при движении из центра; «Обувная фабрика» в сторону Кировского района; станция трамвая «ТРК «Европа» рекламы такси «Сатурн», сформулированной нецензурным выражением. По результатам мониторинга составлены соответствующие акты № 155-Р от 26 мая 2015 г.; № 157-Р от 30 мая 2015 г.; № 158-Р от 01 июня 2015 г.; № 159-Р от 01 июня 2015г.

Реклама, распространяемая на остановочных пунктах общественного транспорта, имеет следующее содержание:

На желтом фоне черными буквами изображено: «АХ УЕХАЛ ВАШ АВТОБУС?». Ниже, на белом фоне: изображение общеизвестного средства индивидуализации «такси Сатурн», номер <...> -400, надпись под звездочкой «Служба заказа перевозок». Ниже, на желтом фоне изображен текст в форме перечисления сверху вниз, помечен маркерами: «Поездка - всего от 50 руб. / Нет минималки – оплата только за фактический проезд / Оплата по спутниковому таксометру / Прозрачные тарифы / Много машин во всех районах города / Быстрая подача – на Ваш заказ будет назначен ближайший автомобиль / Служба качества 8(918)350-00-00»

09 июня 2015 г. в Волгоградское УФАС России по электронной почте поступило обращение физического лица (вх. № 1707), с жалобой на наружную рекламу, расположенную на остановке «Площадь имени Титова». К заявлению была приложена фотография рекламы такси «Сатурн» с содержанием, описанным выше.

Заявитель указывает, что реклама такси «Сатурн» является ненадлежащей, содержащей нецензурное выражение.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В связи с изложенным, определением от 09 июля 2015 г. в отношении ООО «Такси Сатурн  Волгоград» возбуждено производство по делу № 15-03-5-02/559 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

На заседание Комиссии, состоявшейся 31 июля 2015 г. с участием представителя по доверенности управляющей организации ООО «Сатурн Юг» Делиевой И.Б. (ООО «Сатурн Юг» осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Такси Сатурн Волгоград» / Договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему от 20.06.2013 / имеется в материалах дела) заслушаны устные и рассмотрены письменные объяснений по данному делу.

Так, в соответствии с объяснениями представителя следует, что общество считает размещенную рекламу надлежащей, не содержащей бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. Рекламный слоган, используемый в данном случае Обществом «Ах, уехал Ваш автобус?» не является непристойным выражением, которое при прочтении воспринимается как бранное. Данное предложение является вопросительным, содержащим междометие «ах», которое в данном случае выражает удивление, разочарование от того, что кто-то опоздал на свой автобус. Используемое в рекламном слогане междометие, по всем признакам пунктуации, отделено от вопросительной части предложения запятой, о чем свидетельствует фотоотчет, представленный рекламораспространителем после размещения соответствующих рекламных баннеров. Фотография размещенного на остановке общественного транспорта рекламного баннера, обнаруженная Обществом в сети интернет, не содержит вышеуказанного знака пунктуации, что дало повод усомниться в том, что данная реклама является ненадлежащей. Поскольку местами размещения данной рекламы послужили именно автобусные остановки, объективно закономерен вопрос: «Ах, уехал Ваш автобус?». При этом на рекламном баннере схематично изображен человек с чемоданчиком, машущий рукой вслед уезжающему автобусу. В данном случае потребителю рекламы, экономящему время, предлагается позвонить в службу заказа перевозок «Такси Сатурн» и вызвать автомобиль для выполнения поездки. Именно этот смысл содержится в спорной рекламе, размещенной Обществом, никакого намека на непристойное высказывание, в данной рекламе, по мнению Общества не содержится.

Проанализировав представленные объяснения, Комиссия отложила рассмотрение дела, привлекла к участию в деле в качестве лица в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «Сатурн Юг».

На заседание Комиссии, состоявшейся 26.08.2015 г. представители хозяйствующих субъектов не явились, запрашиваемые документы и сведения не представили.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учетом доводов лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия антимонопольного органа установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, т.к. соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц, что делает информацию неперсонифицированной, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – услуги службы заказа такси «Сатурн», а так же услуги самого такси с обозначением Сатурн».

В соответствии с ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Слово «непристойный»  в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И.  Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает «лишенный чувства стыда,  противоречащий общественной морали, непристойный». «Неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность.

Согласно Толковому словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой, слово «непристойный» означает «крайне неприличный, бесстыдный, предосудительный». Слово «Неприличный» означает «не отвечающий, противоречащий правилам приличия», «непристойный, бранный», «поступающий против правил приличия; неблаговоспитанный». Слово «Предосудительный» означает «заслуживающий осуждения, порицания».

В нарушение требования ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» рассматриваемая реклама содержит непристойное выражение «АХ УЕХАЛ ВАШ АВТОБУС», которое при прочтении воспринимается как бранное непристойное выражение, о чем свидетельствует мнение потребителя, выраженное в поступившем обращении в адрес антимонопольного органа.

Комиссия так же приняла во внимание, что  выражение «АХ УЕХАЛ ВАШ АВТОБУС» при вводе в поисковую строку словаря на сайте http://dic.academic.ru/, первым пунктом выдает нецензурное бранное слово, являющееся неологизмом и синонимом указанному выражению.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе в завуалированной форме используется обсценное (нецензурное, непристойное) выражение.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», по делам о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется.

Исходя из понятия рекламы, закрепленного п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», цель любого рекламного послания - привлечь внимание потребителя к рекламируемому продукту (товару, услуге), заинтересовать его. В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается.          

Законодатель, определяя рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, установил определенные ограничения для рекламодателей, а именно недопустимость использования в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений (ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

Проанализировав материалы дела, акты № 155-Р, 156-Р, 157-Р, 159-Р, 159-Р Комиссия пришла к выводу о том, что объектом рекламирования в рассматриваемом случае выступают услуги службы заказа такси «Сатурн», предоставляемые ООО «Такси Сатурн Волгоград», а так же услуги самого такси с обозначением «Сатурн».

Комиссия, рассмотрев представленные представителем по доверенности ООО «Сатурн Юг» объяснения, установила следующее.

В противоречие с информацией представленной представителем ООО «Сатурн Юг» в объяснениях, реклама «АХ УЕХАЛ ВАШ АВТОБУС» распространялась на остановочных пунктах без знака препинания (запятой) после междометия «ах». Представленные с объяснениями фотографии рекламных баннеров имеют иное содержание, отличающееся от зафиксированного в актах № 155-Р, 156-Р, 157-Р, 159-Р, 159-Р. На фотографиях, представленных с объяснениями, после междометия «ах» стоит знак препинания – запятая.

Однако, Комиссия, оценив оба варианта распространяемой рекламы (с запятой и без), усматривает в тексте завуалированное непристойное выражение, которое при прочтении звучит как предложение с нецензурным словом, выраженным глаголом прошедшего времени в единственном числе мужского рода («ох…л»).

Восприятие рассматриваемого текста рекламы, как бранного выражения,  подтверждается так же мнением заявителя – непосредственного потребителя рекламы (заявление вх. № 1707эл. от 09.06.2015).

Комиссия считает использование в  рассматриваемой публичной рекламе в завуалированной форме данного бранного непристойного слова предосудительным и недопустимым ввиду нарушения правил приличия.

В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Такси Сатурн Волгоград» является рекламодателем рассматриваемой рекламы, поскольку общество самостоятельно определило объект рекламирования, реклама распространялась в интересах общества. Данные выводы подтверждается имеющимся в материалах дела приложением № 3 к Договору № 19-2015 от 25.02.2015 между ООО «Рекламное агентство «Статус Групп» и ООО «Такси Сатурн Волгоград».

ООО «Сатурн Юг» в данном случае выступает в качестве управляющей организации, исполняющей функции единоличного исполнительного органа ООО «Такси Сатурн Волгоград».

В силу п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных  ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматриваемая реклама «АХ УЕХАЛ ВАШ АВТОБУС», распространяемая на остановочных пунктах общественного транспорта, является ненадлежащей, нарушающей требования, закрепленные ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч. 3 ст. 36 ФЗ «О рекламе» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Поскольку в материалах дела не содержится подтверждение прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, у Комиссии имеются основания для выдачи предписания ООО «Такси Сатурн Волгоград».

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

                                                                    

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: «АХ УЕХАЛ ВАШ АВТОБУС», распространяемую на остановочных пунктах общественного транспорта ненадлежащей, нарушающей требования ч. 6  ст. 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Такси Сатурн Волгоград» (ИНН 2369002026, ОГРН 1132369000565) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны