Решение б/н О признании рекламы: «ПОШЛИ ВСЕХ НА… www.vdvgazeta.ru», расп... от 7 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №  15-03-5-02/750

 

5 октября 2015 г.                                                                                             г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 сентября 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме 5 октября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области  по  рассмотрению  дел  по  признакам  нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии   -

заместитель руководителя Управления –                                   Никуйко Ирина Борисовна,                   

Члены Комиссии               -

начальник отдела – Алексеева Елена Викторовна,

                                            -

       

                                            -

государственный инспектор – Кузнецова Дарья Александровна    

специалист первого разряда – Донцов Дмитрий Александрович                   

 рассмотрев дело № 15-03-5-02/750 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), возбуждённое в отношении ООО «Все для Вас - Волжский»

 

УСТАНОВИЛА:

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

В Волгоградское УФАС России по электронной почте поступили заявления (вх. № 2091 от 20.07.2015; вх. № 2090 от 20.07.2015; вх. № 2100 от 20.07.2015), с жалобой на наружную рекламу сайта газеты «Все для Вас», транслируемую на светодиодном экране в г. Волжском Волгоградской области (около ЦУМа). К заявлению за вх. №2100 прикреплен рекламный видеоролик следующего содержания: первый кадр с текстом: «ПОШЛИ ВСЕХ НА…», второй кадр: «www.vdvgazeta.ru».

Из объяснений ООО «Все для Вас – Волжский» (вх. № 6268 от 02.09.2015), следует, что рассматриваемый рекламный ролик транслировался с 15.07.2015 по 19.07.2015. С 21.07.2015 транслировался измененный видеоролик, не содержащий спорный текст. С объяснениями представлены диск с упомянутыми  рекламными видеороликами; соглашение о взаимном оказании услуг от 15.07.2015 между ИП Джафаровой Н.В. и ООО «Все для Вас – Волжский»; копии приложений № 1, № 2, № 3 к соглашению; копия учредительных документов.

Определением от 10 сентября 2015 г. в отношении ООО «Все для Вас - Волжский» Волгоградским УФАС России было возбуждено производство по делу № 15-03-5-02/750 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

На заседании Комиссии, состоявшемся 29 сентября 2015 г. с участием представителя по доверенности ООО «Все для Вас – Волжский» Меркуловым М.А. (доверенность № 34 от 29.09.2015) рассмотрены письменные и заслушаны устные объяснения из содержания которых следует:

Спорный видеоролик состоит из двух кадров, неразрывно связанных друг с другом и относящихся к одному объекту рекламирования (сайту сети интернет). Соответственно, наличие знака «многоточие» в конце первого кадра говорит, всего лишь, о том, что далее последует второй кадр и мысль (предложение) еще не закончены. Таким образом, в спорном видеоролике нельзя воспринимать текст «Пошли всех на...» отдельно от текста «www.vdvgazeta.ru», которые по смыслу носят единый, неделимый характер. Сайт www.vdvgazeta.ru был создан для жителей города Волжский Волгоградской области, где каждый желающий может не только бесплатно разместить свое объявление, но и узнать о политической и общественной жизни родного города, и носит своей целью получение прибыли, а не создание ассоциативной связи его у неопределенного круга лиц, с бранным, нецензурным словом, что исключает в таком случае фактическую возможность использования сайта по своему назначению как читателями, так и потенциальными рекламодателями и делает бессмысленной и затратной деятельность как по созданию, поддержанию работоспособности сайта, так и его рекламу, что вступает в противоречие со смыслом предпринимательской деятельности. Таким образом, ООО «Все для Вас-Волжский» считает, что текст данной спорной рекламы, соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, не содержит бранного слова, оскорбляющего жителей г. Волжский Волгоградской области или неопределенный круг лиц, а является по смыслу единым текстом, направленным на привлечение внимания к объекту рекламирования, а знак препинания «многоточие» служит в нем, не для обозначения некоего неприличного слова, а для указания на перерыв в речи (тексте), наличие продолжения, посыл зрителю продолжить просмотр продолжения, расположенного на последующем «окне» экрана.

Одновременно в объяснениях Общество отметило, что трансляция рассматриваемого видеоролика была прекращена по причине его негативного восприятия отдельными гражданами, обратившимися с заявлениями в Волгоградское УФАС России.

Заслушав объяснения представителя по доверенности ООО «Все для Вас – Волжский», в связи с производственной необходимостью, Комиссия приняла решение объявить перерыв в заседании до 10 часов 00 минут 29.09.2015.

После перерыва 29.09.2015, Комиссия в том же составе выслушала объяснения представителя по доверенности ООО «Все для Вас – Волжский». Позиция и доводы Общества не изменились.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учетом доводов лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия антимонопольного органа установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, т.к. соответствует квалифицирующим признакам рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц, что делает информацию неперсонифицированной, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – сайту  www.vdvgazeta.ru.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В нарушение требования ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» рассматриваемый рекламный ролик содержит выражение «ПОШЛИ ВСЕХ НА…», которое воспринимается как бранное, оскорбляющее чувства жителей города Волжский, о чем свидетельствуют мнения потребителей данной рекламы, выразившиеся в заявлениях поступивших в адрес Волгоградского УФАС России, а так же отзывами на информационном сайте города Волжский www.volzsky.ru (информация с сайта с комментариями пользователей зафиксированная актом осмотра интернет-сайта № 163-Р от 08.09.2015).

Члены Комиссии оценили рассматриваемый рекламный ролик и пришли к выводу, что в нем, в нарушение общепринятых норм общественной морали, используется устойчивое обсценное (бранное, матное, нецензурное, непристойное) выражение «Пошел на/в…» в форме «Пошли всех на…».

Русский мат (матерный язык, матерная ругань, матерщина) — в русском и близких к нему языках, бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенные преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений, наиболее грубая, обсценная разновидность ненормативной лексики (статья «Русский мат» из свободной энциклопедии Википедии / адрес в сети Интернет https://ru.wikipedia.org/wiki).

Такое восприятие рассматриваемого выражения подтверждается также тем фактом, что данное выражение приведено в качестве примера обсценного выражения  собственно ругательства  в работе  Ю. И. Левина. Об обсценных выражениях русского языка. // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. — М., 1998. — С. 809—819. (страница в сети Интернет http://www.philology.ru/linguistics2/levin-98.htm), в котором указано  «посылки («пошёл на/в …») выражают отстранение говорящего от адресата (которым может быть собеседник или, реже, третье лицо). Посылки в адрес третьих лиц слабее по выразительности и сближаются с выражениями безразличия»

Комиссия усматривает в рассматриваемой рекламе смысловую недоговоренность на которую указывает многоточие - знак препинания, которым обычно обозначается незаконченная мысль. Комиссия приходит к выводу, что наличие многоточия в выражении «ПОШЛИ ВСЕХ НА…» усиливает бранный смысл послания и воспринимается как опускание бранного слова их 3-х букв, сформулированного существительным мужского рода в единственном числе.

Табуированность мата часто приводит к опусканию слов с матерными корнями в высказываниях: «хоть до …», «ты же такой …» (Мокиенко В. М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное // Русистика. — Берлин, 1994. — № 1/2, размещено на странице в сети Интернет http://www.philology.ru/linguistics2/mokiyenko-94.htm).

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», по делам о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется.

Использование в любой форме в рекламе бранных и непристойных слов и выражений не допускается.

Оценив в целом спорный рекламный ролик, Комиссия приходит к выводу, что непристойное выражения использовано в нем для привлечения внимания  потребителей к самой рекламе. После привлечения внимания в ролике идет собственно объект рекламирования – сайт www.vdvgazeta.ru. Таким образом, цель рекламы - привлечение внимания к объекту рекламирования, его продвижение на рынке достигается недопустимым с точки зрения рекламного законодательства методом.

При рассмотрении дела, с учетом имеющихся материалов, объяснений представителя по доверенности ООО «Все для Вас – Волжский», Комиссия пришла к выводу что реклама «ПОШЛИ ВСЕХ НА… www.vdvgazeta.ru» является ненадлежащей, нарушающей ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем выступило ООО «Все для Вас - Волжский» (ИНН 3444120506).

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных,  в том числе ч. 6 ст. 5 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 36 ФЗ «О рекламе» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

В связи с устранением нарушения необходимость выдачи предписания отсутствует.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «ПОШЛИ ВСЕХ НА… www.vdvgazeta.ru», распространяемую на светодиодном экране в г. Волжском Волгоградской области ненадлежащей, нарушающей требования ч. 6  ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны